Слово Патриарха

Неделя 24-я по Пятидесятнице

    

Святитель Филарет Московский – богомудрый читатель Священного Писания

Для того чтобы понимать слово Божие, для того чтобы уметь это слово применять в жизни, для того чтобы на этом слове основывать свою жизнь, нужны не только знание, не только способность вдумчиво читать текст – нужен духовный опыт, нужно быть в молитве и в образе жизни близким к Богу. Тайны, присутствующие в Священном Писании и до конца не раскрытые, открываются такому человеку.

Святитель Филарет действительно был таким богомудрым читателем Священного Писания. Может быть, именно поэтому он почувствовал острую необходимость перевода Священного Писания на русский язык, что и было сделано по его инициативе, при его прямом и активном участии, ведь до святителя Филарета Священное Писание наш народ читал только по-славянски, многое не понимая и многое, к сожалению, не чувствуя.

Будучи человеком высокообразованным, святитель имел постоянное общение с тогдашним образованным обществом, с так называемой интеллигенцией, которая и во времена святителя Филарета уже была разной. Кто-то чувствовал в своем сердце веру и потребность в том, чтобы читать слово Божие, применять его к жизни. А многие, начитавшись других книг, якобы с высоты своего образования взирали на слово Божие, не понимая его возвышенные образы и не понимая, что оно открывается не тому, кто имеет ум и способность читать, но у кого сердце способно воспринять Божественные тайны, пропустить их через свой собственный опыт, ввести их в соприкосновение со своей жизнью, испробовать их силу на примере конкретных жизненных обстоятельств.

Многого не ведали тогда взбудораженные возможностью получать западное образование представители российского образованного общества. Но для многих из них был укором человек, во много превосходивший их всех по уровню образования, по знанию языков древних и новых, по знанию истории и философии, – человек, который был действительно просветителем и общества, и народа своего.

Именно поэтому святитель Филарет и при жизни, и после смерти не был одинаково приемлем для всех. Прозревая всю сложность и каноническую неправду церковного положения в Российской империи, он в меру своих сил пытался, по крайней мере, в своей архипастырской жизни исцелить эту неправду. Но не всегда ему это удавалось, и сам святитель, делясь с ближними опытом своей жизни, говорил о том, что шпоры сапог обер-прокурора Святейшего Синода, чиновника, который практически возглавлял Синод, больно ударяют его по бокам.

Тем не менее, святитель, несмотря на сложные обстоятельства и церковной, и личной жизни, несмотря на то, что кто-то из епископата и духовенства не мог до конца понять его мысли, его жизненную позицию, был непреклонен в отстаивании того, что открывалось ему в богомудрии и в дивном личном духовном опыте.

Только верой можно укротить стрелы лукавого

…В сегодняшнем апостольском чтении из Послания к Ефесянам (Еф. 5: 10–17) мы слышим слова: «И возьмите щит веры, каковым только и можете угасить стрелы лукавого». Стрелы лукавого – это стрелы искушения, соблазна. Стрелы лукавого высвечивают ложные ориентиры в жизни, идя по которым, можно свалиться в пропасть, потонуть в трясине или заблудиться в дремучем лесу. Стрелы лукавого воздействуют на наш разум, но также и на наши чувства, возбуждают наши инстинкты, помрачают наше сознание, сбивают нас с мысли, мешают видеть подлинную перспективу бытия; и только верой можно укротить эти стрелы, потому что вера есть критерий истины.

Но не всякая вера. Вера может быть суетной – такую веру мы называем суеверием. Вера может быть исключительно эмоциональным чувством, когда мы поддаемся обаянию личности. Вера может быть построена на рациональном заблуждении, и мы знаем, как люди погибали во имя целей, в которые верили, но которые не были истинными целями. Поэтому не всякая вера способна угасить стрелы лукавого, а та вера, которая основывается на том, что Сам Бог сказал людям. Вот почему не просто знание слова Божия, но духовное проникновение в смысл Божественного Откровения является непременным условием способности человека отражать горящие стрелы лукавого и тем самым спасать себя, свою жизнь, свою душу, а может быть, и это нередко бывает, жизнь многих, жизнь народа нашего.

Из слова после литургии
в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского,
в кафедральном соборном храме Христа Спасителя,
Москва, 2 декабря 2013 г.

Наставники несут ответственность пред Богом за молодое поколение

…Огромное значение в жизни каждого человека имеют родители. Родители закладывают основу не только физического организма человека – они формируют его душу, его убеждения, его взгляды на жизнь. Недаром педагоги говорят, что человеческая личность формируется до пяти лет, а дальше она уже сформирована и будет развиваться в соответствии с заложенными в ней навыками. Какая же огромная ответственность лежит на родителях!

Мы знаем, что родители, старшее поколение нередко негодуют по поводу молодого поколения, видя в нем много неприемлемого, ошибочного, опасного. Иногда это действительно соответствует тому, что есть на самом деле. Но откуда же берется это новое поколение? Оно ведь не с неба свалилось! У каждого из молодых людей, нередко совершающих очень постыдные поступки, есть родители; и разве можно осуждать молодых, не осуждая их родителей? Разве Господь не видит всего того, что происходит? И почему всю ответственность мы возлагаем на того, который совершает какое-то противное Богу или людям деяние, показываем на него пальцем, подвергая его критике и осуждению? За ним ведь стоят его родители.

Иоаким и Анна могли посвятить девочку Богу, а могли не посвятить. Могли привести в храм, а могли не привести. Вот так и сегодня, и всегда на протяжении всей истории родители могли сделать или не сделать. А если не сделали, то они разделяют ответственность – пред Богом, пред людьми, пред обществом – за поведение своих детей.

Ну и, наконец, наставники. Ведь мог первосвященник и не выйти навстречу Марии, мог не ввести Ее во Святая Святых, вводя тем самым душу Младенца в живое соприкосновение с Божественной силой, с Божественной благодатью, которая источалась от священных предметов из священной истории. Но он это сделал.

Сегодня старшее поколение, в том числе педагоги в школе, преподаватели и профессора в университетах и институтах, нередко сетуют на то, какая ужасная молодежь. А разве они не несут ответственность за молодое поколение? Разве старшее поколение не является наставником для младшего? И разве молодежь может быть другой, если она взирает на пример старших, творящих беззаконие, разрушающих семьи, разрушающих нравственные основы личной, семейной, общественной жизни? Если молодежь смотрит фильмы, телевизионные передачи, которые делает старшее поколение, разрушая нравственную основу общества? Молодые будут как худшие герои этих самых фильмов – именно так оно и происходит. Мы удивляемся жестокости в молодежной среде. А как же не быть жестоким, когда главный герой сегодня творит дела жестокости? Мы удивляемся, когда молодые люди употребляют наркотики и уходят из этого мира. Как же мы не удивляемся, что весь виртуальный мир, созданный взрослыми, способствует тому, чтобы человек разрывал свою связь с реальностью и уходил из настоящего мира? Наставники – а это все старшее поколение, особенно те, кто влияет на умы и на сердца людей, педагоги, преподаватели, журналисты, писатели, продюсеры фильмов – несут ответственность за формирование молодого поколения. И от этой ответственности пред Богом и пред историей не уйти.

Ну и, наконец, личный фактор. Ведь Младенец Мария Сама взбиралась по этим крутым ступеням, преодолевая то, что ребенку в три года преодолеть практически невозможно. Наверное, это требовало огромной целеустремленности, силы воли, способности терпеть – и Она это сделала.

Поэтому ответственность за жизнь, за свою собственную жизнь, несет в первую очередь сам человек. Как он идет по ступеням жизни? Младенцу было трудно подниматься. Наверное, легче было спрыгивать с этих ступенек и идти вниз. Именно так многие из нас поступают. Нам тяжело подниматься, нам тяжело расти, нам тяжело нравственно, интеллектуально, духовно, эстетически себя воспитывать, потому что все это требует усилий. Гораздо легче катиться вниз, падать в пропасть, особенно если тебя манит то, что создается людьми в виде псевдокультуры. Когда тебя манят в пропасть твои собственные инстинкты, твои слабости, псевдоидеалы и псевдоценности, нужна сила личности, чтобы подниматься вверх несмотря ни на что. И как важно, когда родители приводят человека к этой начальной позиции и говорят ему, что нужно идти вверх. Как важно, чтобы рядом были наставники, которые во время этого восхождения никогда бы не отступили и были с человеком до самого конца. И, наконец, как же важно, чтобы на этом пути состоялась встреча с Богом, реальное соприкосновение с Божественным присутствием. Тогда у человека вырастают крылья, он становится сильным, по-настоящему свободным, независимым от многих соблазнов и греховных притяжений. Он становится способным подниматься вверх, на самую вершину – туда, где дверь к Царствию Божиему.

Из проповеди после чтения Евангелия на литургии
в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы,
в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля,
4 декабря 2013 г.

По молитвам новомучеников и исповедников Российских Россия не отступит с путей своего духовного возрождения

Трудно даже представить, какой крест был на плечах Святейшего Тихона. Сознавая свое богоизбранничество, он не мог не сознавать и возложенную на него ответственность за состояние народа. Своими глазами он видел, что с народом происходит: как те, кто еще вчера посещал храмы, сегодня стали сбрасывать кресты с куполов, закрывать святыни, убивать священнослужителей, глумиться над верой и Церковью, ядом пропитывать сердца и умы молодежи. Наверное, люди церковные, проходя через все эти тяжелейшие испытания, порой связывали их с концом мира, с концом истории. Некоторым казалось, что антихрист пришел и именно он разрушает Святую Русь, а через нее разрушит и весь мир. Многие так думали и готовились к последним дням, которые для них действительно явились последними, потому что эти люди были умучены и ушли в другой мир.

Зная, что произошло с Россией, с Церковью нашей, которая умирала, но воскресла, мы должны через этот пример взирать и на то, что сегодня происходит с нами и со всем родом человеческим. Иногда кажется, что уже наступили последние времена и враг рода человеческого торжествует. Но еще не конец… И как воскресла Россия после трагических лет, в том числе связанных с земной жизнью Патриарха Тихона, так, верим, по молитвам в первую очередь новомучеников и исповедников Российских и сегодня Россия не отступит с путей своего духовного возрождения, и никакие соблазны, никакая лесть, как сказано в молитве ко святому Тихону, никакой обман, никакие искушения не отвратят народ наш от спасительного пути, который предначертан ему святыми, в земле нашей просиявшими верой православной.

Из слова по окончании молебна у мощей
святителя Тихона, Патриарха Всероссийского,
в Донском монастыре г. Москвы,
4 декабря 2013 г.

Православная вера и любовь к отечеству – основа жизни казака

Так что же лежит в основе образа жизни казака? Это, в первую очередь, православная вера и любовь к Отечеству. Любовь, простирающаяся до готовности положить свою жизнь за Отечество. Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни. Там, где происходили разного рода брожения, разделения, конфликты, казаки, вставая на защиту Отечества, оказывались той силой, которая была способна повлиять на враждующих так, что вражда прекращалась. Когда Родине нашей становилось тяжело, когда внешняя опасность угрожала самому ее бытию, тогда именно казаки становились передовым отрядом, защищавшим не только рубежи, но и все Отечество. И мы знаем, какую огромную роль играли казачьи соединения в войнах, которые вела Россия и в XIX веке, и в начале века XX.

Если мы соглашаемся в том, что фундаментом казачьего образа жизни является православная вера, то мы должны разобраться: а что значит быть православным человеком? Это культурная идентификация личности? Это ее связь с некоей субкультурой? Или это ценностная ориентация личности? Для всех нас, думаю, должно быть ясно, что Православие, имея собственную очень богатую культуру, является по сути системой духовных и нравственных ценностей. Если эта система разрушается, то человек превращается в псевдоправославного, превращается в некий карикатурный образ. И мы знаем, как иногда сердце просто болит от того, что сознаешь, созерцая внешнюю религиозность человека, что личность сия очень далека от того, чтобы жить в соответствии с православной верой.

А что значит жить в соответствии с православной верой? Это значит, что у казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви, потому что нет Православия без Церкви. Православие как культурная категория совсем не достаточно, чтобы играть важную роль в жизни людей, потому что тогда оно становится временным, преходящим, как является преходящим все внешнее в человеческой жизни. Если же казак принадлежит Церкви, то это значит, что он православный в полном смысле слова. Не поверхностно, не внешне, не карикатурно, но по сути он принадлежит Православию.

…Быть православным значит не только стоять в форме вне храма и охранять его. Быть казаком значит сердцем быть в храме, значит принимать все, что происходит в Церкви, с открытым сердцем.

Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке. Таких казаков в старое время высекли бы плетью. Сегодня никто плетьми за это не бьет и бить не будет. Сегодня принадлежность к Православной Церкви – это свободный выбор, так же как свободным выбором является и принадлежность к казачеству. И если вы надеваете на себя казачью форму, то это означает, что ваше казачество будет подлинным только тогда, когда вы станете воцерковленными православными людьми. А без этого увлечение может скоро пройти. И форма будет снята, и традиции будут попраны, потому что не будет основы, базиса для формирования казачьего образа жизни. В этот образ жизни входила подлинная церковность людей, их участие в таинствах, следование канонам Церкви.

…Поэтому воцерковление казаков сегодня – это жизненно важный вопрос. От этого зависит, станет ли казачество играть важную роль в жизни страны, народа, Церкви или будет постепенно деградировать и исчезать как некий этнографический рудимент. Поэтому принадлежность к Церкви – это не вопрос только религиозного выбора. Это вопрос быть или не быть казачеству, потому что лишь при условии принадлежности к Церкви в том объеме, о котором я сегодня говорю, когда духовные ценности Православия, православный образ жизни становятся ценностями и образом жизни казаков, – только в этом случае казаки смогут сохраниться в условиях колоссального многообразия взглядов, убеждений, конфронтации в современном мире, когда люди разъединяются по многим позициям – политическим, экономическим, сословным, культурным, языковым, религиозным. И нет другой силы, которая способна объединить казачество.

И второй очень важный момент, о котором я уже сказал, еще одна ценность, которая находится в самом базисе, в основе казачьей жизни. Это любовь к Отечеству. Она выражается у казаков в стремлении поддерживать основу государственности страны, служить единству народа, преодолению разногласий. В этом смысле казачество надпартийно, так же как надпартийна Церковь. Нельзя быть казаком и разделять какие-то узкие политические взгляды, потому что сегодня это могут быть одни взгляды, а завтра другие. Самая главная идеология, политическая идеология казачества – это любовь к Отечеству, это охрана государственных устоев, единства и целостности страны, сохранение ее подлинного суверенитета.

Когда я говорю о подлинном суверенитете, я имею в виду то печальное обстоятельство, что большинство стран мира, называясь суверенными, сегодня таковыми не являются. Не только потому, что более мощные силы могут оказывать непреодолимое влияние на политический выбор этих стран, но еще и потому, что разрушается культурный, духовный суверенитет народов и в условиях глобализации возникает огромная опасность для каждого народа, в том числе нашего.

Так вот, казаки, любя свою Родину, должны не только защищать ее рубежи, не только стремиться к тому, чтобы своей деятельностью способствовать примирению, единству людей, согласию в обществе, но и стремиться противостоять любым попыткам разрушить подлинный суверенитет Отечества. Потому что корни казачества в этом суверенитете, а если его не будет, то не будет и казачества или оно превратится, как я уже сказал, в этнографическую карикатуру, чего допустить никоим образом нельзя.

Те меры, которые были предприняты в плане организации казачьей жизни, казачьего служения, несомненно, своевременны и направлены ко благу казачьего сообщества. Я хотел бы сказать, что Церковь с одинаковым уважением относится к реестровым казакам и к казачьим обществам, которые не являются реестровыми. Потому что каждый человек, вне зависимости от того, готов ли он служить в регулярных частях армии, казачьих частях, или сохранять казачью традицию, не вступая в регулярные части, – если он основывает свою жизнь на том самом базисе, о котором я сказал, то он является казаком. Для Церкви и то, и другое имеет одинаковую ценность.

При этом не должно быть разногласий между одной и другой стороной казачества, как не может казачество быть использовано в политических целях, нередко формулируемых не в нашей стране, а далеко за ее пределами. В этом отношении казачество не должно терять бдительности. Оно является слишком значительной силой, чтобы им не интересовались те, у кого есть собственные планы в отношении будущего России.

Роль и значение казачьего духовенства

И особенно я бы хотел сказать о роли и значении казачьего духовенства. Вы, дорогие отцы, те, кто работает плечом к плечу с казаками, должны помнить слова Патриарха и осуществлять эти слова как некий обет. Иначе ничего не получится. Это ваша задача. Вы так должны работать, так должны воспитывать казаков, а не просто играть внешнюю, этнографическую роль: вот, мол, не может быть казачьего круга без батюшки. Пришел батюшка, молитву прочитал, а потом сидит и не участвует ни в чем. Нас это не устраивает. Если вы берете на себя ответственность быть духовниками в казачьих обществах, в реестровых частях, вы должны принимать самое активное участие в казачьей жизни. Вы ответственны за реальное воцерковление казаков, формирование их казачьего самосознания. Поэтому, подчеркивая особую роль духовной, пастырской работы с казаками, я бы хотел призвать вас к трудам во благо Отечества нашего и Церкви нашей, к трудам, которые вы совершали бы с подвижнической силой, самоотверженно, не щадя живота своего.

Из выступления на открытии
Первого большого съезда казачьих духовников
в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя,
Москва, 5 декабря 2013 г.

Мы вспоминаем жизнь и труды Святейшего Патриарха Алексия с благодарностью

Трудясь бок о бок со Святейшим Патриархом, я был свидетелем и радостей, которыми наполнялось его сердце, и опасений и скорбей, которые он претерпевал, потому что это были не личные радости и скорби, а радости и скорби всей Церкви. То время требовало особой осторожности, особой взвешенности в поступках и в словах, особенно в самом начале Патриаршего пути Святейшего Алексия, когда в стране произошло нечто, напоминающее революцию, – коренная перемена всего строя, смена всех элит, смена философии жизни. Тогда каждый шаг, который предпринимало Священноначалие, был связан с большими рисками. С одной стороны, эти шаги открывали новые возможности для Церкви; с другой – они сопровождались большими опасностями.

По милости Божией Церковь достойно прошла то время, и было сделано все, что можно было сделать для того, чтобы укрепить ее положение в государстве и обществе, чтобы начать развивать все стороны церковной жизни, восстанавливать и строить новые храмы, возрождать монашескую жизнь, систему богословского и религиозного образования, совершать дела благотворительности, развивать взаимодействие с Вооруженными силами, попечение о тех, кто учится в вузах, и другие важные сферы церковной жизни.

За этот период времени, когда Святейший был во главе Церкви, было канонизовано множество новомучеников и исповедников, святых угодников Божиих, и это придавало тем трудным годам особенно радостное духовное измерение, потому что канонизация святых – это всегда слава Церкви, это прославление христианского образа жизни, это прославление идеала человеческого бытия.

Мы вспоминаем сегодня жизнь и труды Святейшего Патриарха Алексия с благодарностью. В течение всех этих пяти лет мы бережно сохраняем память о нем и молимся, чтобы Господь, простив его грехи, «ибо несть человек, иже жив будет и не согрешит», принял его в Свои небесные обители и сотворил вечную и молитвенную о нем память в сердцах наших. Мы будем продолжать помнить Святейшего и молиться об упокоении его души и с его именем связывать те добрые преобразования, которые на многие годы определили последующее развитие жизни нашей Церкви.

Из слова перед началом панихиды
у гробницы Святейшего Патриарха Алексия II
в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы,
5 декабря 2013 г.

Все совершается по воле Божией

Все совершается по воле Божией – и скорби, и страдания, потому что наши скорби, наши страдания и даже наша смерть – все это ничто пред лицом Божиим. Это все временные человеческие немощи, потому что пред лицом Божиим – вечность, которая объемлет миры, нам неизвестные, которая объемлет всё, где и есть полнота жизни. А потому наши жизненные трудности, которые иногда отнимают столько сил, требуют большого напряжения, сопровождаются внутренними переживаниями – все это лишь мгновения пред лицом Божиим. Но даже и к этим трудностям Господь снисходит. Мы просим Его помочь нам в наших трудностях – бытовых или связанных с нашим здоровьем, с нашей работой, с нашими семейными отношениями, – и Бог даже к этим нашим человеческим немощам и слабостям снисходит, чтобы наполнить нас силой. Какова же любовь Божия, каково же Его всемогущество, что, объемля всю вселенную, видимую и невидимую, познаваемую человеческим разумом и не познаваемую, Он имеет отношение к каждому человеку, к каждой душе и слышит те сигналы бедствия, которые посылает Ему наша душа через молитву!

Иногда эти сигналы такие слабые, что заглушаются многими обстоятельствами нашей жизни. Каждый знает, что даже в храме мы не можем надолго оставаться в молитвенном напряжении, потому что не хватает сил, а ум уходит в сторону, далеко за пределы храма. Перед мысленным взором возникают образы из нашей жизни, наша память воскрешает проблемы, которые перед нами стоят, и мы нередко уходим мыслью далеко от Бога. Но в какой-то момент Господь дает нам силы сосредоточиться, сконцентрироваться, и когда мы просим Его, Он слышит и этот слабый сигнал.

Святой Александр Невский принял в свое сердце тяготу всей Руси

…Исполняется 750 лет со дня блаженной кончины святого благоверного князя Александра Невского… Замечательная юбилейная дата – сожалеть только приходится, что в масштабах страны и государства она не празднуется. А почему так происходит? А потому что утеряна историческая память. Многого не помним, не знаем, хотя, конечно, большинство людей знают Александра Невского и, более того, почитают его подвиг – великий ратный подвиг, великий дипломатический подвиг, но самое главное – подвиг его жизни, потому что и военные, и дипломатические задачи ему нужно было решать через самоуничижение. Надо было идти к хану получать ярлык, получать поддержку, для того чтобы остановить агрессию с Запада. Надо было заручаться поддержкой новгородцев, которые вначале критически относились к князю Александру, для того чтобы иметь возможность противостоять силе, которая шла с Запада. И во всем – смирение и самоуничижение. Для того чтобы остановить еще более страшную, чем с Запада, агрессию с Востока, нужно было доказать хану, что он ему не враг. И когда хан посылает в Новгород сборщиков податей и новгородцы их убивают, Александр понимает, что страна Русская на грани гибели, потому что нет сил остановить новое нашествие Орды и нужно сделать все для того, чтобы этого нашествия не было. И он наказывает жестоко тех, кто убил сборщиков податей. Кто он в глазах новгородцев? Жалкий предатель. Наверное, многие говорили: «Ради своей выгоды, чтобы удержаться на княжеском престоле, он предает Родину, предает свой народ». Тяжелейшие испытания выпали на долю святого Александра Невского!

Кстати, в истории подобные испытания выдержали и другие. Это и царь-страстотерпец Николай II, и Святейший Патриарх Тихон, и особенно Святейший Патриарх Сергий, которого обвиняли в предательстве Церкви, но который делал все для того, чтобы Церковь сохранилась. Для него безразлично было, как о нем будут впоследствии вспоминать. Для него было главным сохранить Церковь от полного уничтожения, что и было сделано. И довел Святейший Патриарх Сергий корабль нашей Церкви до судьбоносного 1943 года, когда под тяжестью суровых обстоятельств войны, стремясь поднять патриотическое чувство, верховная власть страны приняла решение остановить гонения на Церковь. Что было бы с нами, если бы не этот подвиг святителя Сергия, Патриарха Московского и всея Руси? Наверное, ко временам свободы ничего бы не осталось от Русской Церкви, и на нашей земле сегодня процветали бы секты, еретические сообщества – кто бы только ни заполонил землю Русскую, не будь здесь на страже Русская Православная Церковь!

Мы неслучайно вспоминаем о тех, кто продолжил и кто повторил подвиг святого благоверного князя Александра, потому что подвиг его жизни открывает нам смысл того, что значит служить Богу. Служение Богу предполагает чистоту совести. Если человек живет по совести, по совести поступает, если молится Господу и призывает Его силу и Его помощь, то он, даже совершая дела непопулярные и непонятные для других, является на самом деле орудием Божиего Промысла.

Вот таким был святой благоверный князь Александр Невский. И сразу после его смерти – такой ранней, такой странной (многие считают, что он был отравлен, когда в последний раз посетил Орду, потому что смерть наступила неожиданно) – народ прославил его имя. Все осознали великую роль благоверного князя не только в истории северо-запада страны нашей, но и в истории всей Святой Руси, и потому князь и был вскоре причислен к лику святых. Церковь же в лице тогдашнего митрополита всея Руси Кирилла, духовного наставника святого благоверного князя, всегда прозревала смысл его жертвенного подвижнического служения. Дивные слова святителя Кирилла в память о святом благоверном князе сохранили для нас летописи, и мы знаем, какова была признательность Церкви и всего народа святому благоверному князю за подвиг его жизни.

В сегодняшнем апостольском чтении (Гал. 5: 22 – 6: 2), посвященном его памяти, мы находим такие слова: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов». Святой благоверный князь принял на себя тяготы других людей, принял в свое сердце тяготу всей Руси. Он поставил своей задачей освободить Русь от этой тяготы и выполнил ее настолько, насколько хватило ему жизни и сил. И потому в день 750-летия его блаженной кончины мы прославляем его как великого Божиего угодника и молимся ему, чтобы он был нашим ходатаем и предстателем пред Богом за всю историческую Русь – а это значит за Россию, Украину, Беларусь и другие страны, которые связаны с нами великой силой Православия. Мы молимся ему также и о державе Российской, чтобы Господь защитил и оградил ее от врагов видимых и невидимых.

Из слова по окончании богослужения
в день памяти святого благоверного князя Александра Невского,
в Свято-Троицком Александро-Невском ставропигиальном монастыре
в с. Акатово Клинского района Московской области,
6 декабря 2013 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Не испугать, а ободрить, обратить мысленный взор человека к Божию милосердию и к Источнику этого милосердия – Христу Распятому и Воскресшему – вот задача пастыря, возвещающего людям Евангелие – Благую весть о снисхождении Бога к человекам.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Мы не можем отказаться от традиционных ценностей, но мы должны быть чувствительны к вызовам современности, к тому, чем живет молодежь. И мы должны уметь актуализировать ценностные традиции для того, чтобы они жили в сознании людей.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если ребенок знает, что такое Причащение, если он с радостью идет на богослужение, то ни в 12, ни в 13, ни в 15 лет не изменится его восприятие окружающего мира, потому что главные параметры личности уже сформированы действием благодати Божией.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
На Православную Церковь оказывается давление – в первую очередь для того, чтобы произошел разрыв между православным греческим и славянским миром. И мы должны сделать все, чтобы эти злые замыслы ни в коем случае не подорвали единство Церкви.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Это закон духовной жизни: на пути к спасению невозможно избежать скорби. Не потому, что христианство – религия пессимизма, но потому, что без страданий не совершается подлинное осознание самого себя, а значит, не открывается путь к совершенству.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Только тогда можно говорить о развитии певческой традиции и института регентства, когда отношение к регенту будет как к полноценному церковнослужителю, а не как к наемному работнику. Ведь регент вместе со священником несет важнейшее служение.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Особое призвание России – быть оплотом православного христианства. Может, именно поэтому сильные мира сего так ополчились на Русскую Церковь, желая оторвать от Русской Церкви Греческий православный мир.
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
О праведниках Господь печется, чтобы праведность их сохранялась, а к грешникам простирает Свою любовь и готовность простить их грехи.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Господь через крестную смерть являет нам Свою человеческую слабость, дабы каждый, взирая на Крест Христов, мог понять: не силой человеческой спасается мир, а только Божественной благодатью, Божественной силой, Божественной волей.
Комментарии
Алексей Каржавин29 декабря 2013, 20:55
Дай Бог здоровья.
Удачи.
С уважением, Алексей.
Дмитрий10 декабря 2013, 23:30
Патриарх Кирилл - Златоуст Божий.
Нина10 декабря 2013, 00:43
Спасибо, что поместили мудрые слова нашего Святейшего Патриарха Кирилла! Многая и благая ему лета!
Евгения 9 декабря 2013, 22:15
Может я слишком мелкая и недостойная чтобы дерзнуть ко Господу благодарить его за патриархов, посланных России. И на сей раз - достойный Патриарх. Многая и благая лета Патриарху Кириллу.
Ольга 9 декабря 2013, 21:18
Ангела Хранителя Патриарху Кириллу!
р.Б.Алексий 9 декабря 2013, 13:33
В сложные времена Господь всегда посылает на Русь сильных Патриархов, вот и сейчас Он явил нам духовного лидера,как Кирилл, который ведет немыслимую брань с ненавистниками Руси, Храни Господи нашего Патриарха, дай Бог ему здоровья!
Антонина51 9 декабря 2013, 10:31
Многая и благая лета Патриарху Кириллу!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×