Джаковица, 1 февраля 2014 г.
События последних двух месяцев свидетельствуй о продолжающихся притеснениях сербского населения Косово и Метохии.
По сообщению сайта Рашко-Призренской епархии, на стене монастыря Успения Пресвятой Богородицы в Джаковице утром 23 февраля появилась надпись на албанском языке: «Только мертвый серб – хороший серб». За день до того – в Родительскую субботу – косовская полиция запретила группе сербов посетить монастырь и могилы своих родных на местном кладбище.
По сообщению епархии, оскорбительные граффити были удалены 24 февраля. Однако представители Церкви считают, что «атмосфера нетерпимости по отношению к этой святыне и сербским беженцам свидетельствует о том, что уровень их безопасности сильно понизился и сербы, приезжающие посетить святыню и кладбище здесь нежелательны».
Произошедшее стало еще одним из целого ряда проявлений ухудшения положения четырех сербок, насельниц монастыря. Эти пожилые женщины, живущие монастырской общиной – все, что осталось от сербского населения Джаковицы.
В этом году накануне Рождества перед стенами монастыря албанцами были организовали массовые акции протеста, во время которых были закиданы камнями два автобуса с сербскими паломниками. Сербам в итоге так и не дали посетить монастырь. На следующий день – в сам праздник Рождества Христова из-за протестов сестры монастыря остались без Божественной литургии.
В связи с инцидентами епископ Рашко-Приренский Феодосий в который уже раз призвал международных представителей в Косово и Метохии остановить компанию по нагнетанию межнациональной и межконфессиональной ненависти в Джаковице, защитить жизни монахинь, вернувшихся сербов и имущество Церкви.
Храм Успения Пресвятой Богородицы был до основания сожжен во время погрома в марте 2004 года. Тогда старушки охранявшие храм были спасены в последний момент и эвакуированы в монастырь Високи Дечаны. Храм, ограда и жилой корпус были снова построены в 2010 году. Вскоре был основан монастырь. Большой храм Воскресения Христова в Джаковице был разрушен еще в 1999 году, а во время погрома 2004 года его развалины были окончательно убраны. Несмотря на то, что епархия пыталась сохранить это место как собственность Церкви для возможного восстановления храма, местная община устроила здесь парк и на месте храма установлен флагшток с албанским флагом.
иеромонах Игнатий (Шестаков)