Ирина Дмитриева: «Требовалось чудо, чтобы завершить этот труд»

Беседа с автором книги «На Север сквозь века»

Ирина Дмитриева. Фото: Светлана Санникова Ирина Дмитриева. Фото: Светлана Санникова
В Якутской и Ленской епархии по благословению правящего архиерея епископа Романа (Лукина) в течение одного календарного года были осуществлены два издательских мегапроекта, связанных с историей Православия в Якутии. В конце сентября 2013 года вышел 1-й том трилогии «На Север сквозь века. Часть I. Середина XVII – первая половина XIX веков», отмеченный Патриаршей премией, а уже к Пасхе 2014 года увидел свет спецвыпуск молодёжной православной газеты «Логос» – более чем 200-страничный журнал «Творящие историю. 20 лет Якутской и Ленской епархии».

Невероятно, но этот тяжелейший творческий труд в столь короткие сроки осуществили в основном два человека: Ирина Дмитриева, автор книги «На Север сквозь века» и главный редактор «Логоса», и Татьяна Данилевская, руководитель издательского комитета Якутской епархии, технический редактор книги, автор и выпускающий редактор журнала. Корреспондент портала Православие.Ru встретился с Ириной Дмитриевой – кандидатом философских наук, журналистом, членом Союза писателей России, – чтобы поговорить о том, как создавалась книга «На Север сквозь века» и почему так важно знать историю своей страны и своего края.

         Якутия – это особый мир. Целый мир.
Святитель Иннокентий (Вениаминов)

Какой гигантский край! Как яркий алмаз, светится полярная наша звезда – Якутия.
Антонина Коптяева

Фото: Марина Юрченко Фото: Марина Юрченко
    

Край вечной мерзлоты

«Сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12:9-10)

– Ирина Александровна, выход написанного вами 1-го тома трилогии по истории Православия в Якутии был приурочен к целому циклу епархиальных торжеств, посвященных 1025-летию крещения Руси, 20-летию возрождения Якутской епархии, 155-летию якутской духовной семинарии, 240-летию Богородицкого храма в Якутске и 350-летию возрождаемого Спасского мужского монастыря. Эта книга является, наверно, первым полноценным трудом об истории Православия в Якутии. Что для вас лично означает выход в свет этой книги?

– Выход в свет? Не знаю пока. А вот сама работа стала важнейшим этапом жизни. Нельзя говорить о научной ценности нашего труда. Конечно, мне очень хотелось углубиться в тему серьёзнее, но времени катастрофически не хватало, кроме того, у меня нет физической возможности работать в архивах – о какой фундаментальности тут можно говорить? Да и задачу епископ Роман поставил иную: написать книгу, которую интересно будет читать людям разных возрастов и социальных групп – такая вот глобальная целевая аудитория! Однако, надеюсь, фундаментальное исследование когда-нибудь появится обязательно. Есть масса лакун, белых пятен, неизученных явлений, спорных вопросов, неразрешённых противоречий по датам, фактам, оценкам тех или иных событий и людей. К тому же сведений по первому периоду сохранилось мало. Впрочем, уверена, открытия ещё будут.

И. Дмитриева. На Север сквозь века. История Православия в Якутии И. Дмитриева. На Север сквозь века. История Православия в Якутии
– Кому принадлежала идея написания книги?

– Как ни странно, учителям республики. Именно они обратились к правящему архиерею Якутии с просьбой предоставить им дополнительные материалы по местной истории к модулю «Основы православной культуры». Сначала у владыки возникла идея взять «взрослую» историю и отдать её хорошему детскому писателю, чтобы тот её переработал, адаптировал. Но оказалось, что это невозможно, поскольку нельзя пересказать то, чего нет.

– И тогда правящий архиерей поручил это дело вам? Почему?

– Наверное, потому, что не нашёл никого лучше (улыбается). Точнее, те, кто лучше, не согласились, тем более, что сроки предполагались нереальные – всего несколько месяцев. А у меня всё же есть историческое образование, и кое-какой опыт научной работы и писания на православные темы тоже. Прямого предварительного разговора у нас не было. Я билась в сомнениях. Когда меня пригласили в семинарию, я подумала, что вот там мы с владыкой о проекте поговорим, и я приму окончательное решение.

Епископ Якутский и Ленский Роман (Лукин) Епископ Якутский и Ленский Роман (Лукин)
А владыка отслужил Божественную литургию и в ее конце вдруг обратился ко всем с призывом молиться за меня, потому что я буду писать книгу. С одной стороны, слова владыки растрогали, а с другой – страшно испугали. Начался период паники, в котором я жила практически всё время до окончания работы, потому что не умела, не знала, не успевала, не могла…

– Что вы имеете ввиду?

– Дело в том, что даже «большая» история Якутии ещё только в процессе создания, над ней много лет работает целый коллектив серьёзных учёных. Что уж говорить об истории Православной Церкви? Вот и пришлось писать её на том материале, который уже введён в научный оборот. Прежде всего, это труды Инны Игоревны Юргановой, кандидата исторических наук, крупнейшего в Якутии исследователя нашей темы. Очень помогла мне и второй научный консультант, Светлана Викторовна Белолюбская. Благодаря ей были написаны главы, посвященные храмам, их архитектуре.

– И всё же, чем является книга «На Север сквозь века» лично для вас?

– Во-первых, она мне открыла ту Якутию, которой я не представляла прежде и, как это ни странно, помогла лучше понять современных священников и епископов. Во-вторых, приблизила к тем святым, которых вроде бы и знала, живя здесь, но не чувствовала, как родных и близких. А если о совсем личном говорить, то передо мной давно стоит вопрос, на который я до сих пор не получила убедительного ответа. Должен ли христианин, если архиерей благословляет его на какое-то важное дело, непременно соглашаться, даже когда человек уверен, что не справится, не сможет выполнить послушание хорошо, ну, если только не случится чудо Божие… Если речь идёт о посадке корнеплодов вверх тормашками или ношения воды решетом ради спасения собственной души – не проблема, от этого другим ни жарко, ни холодно. А вот если твоя задача – донести хотя бы каплю воды, которую налили тебе в ладони, жаждущему? Плохо написанная книга, небрежно проведённое мероприятие, проваленное благое дело – не грех ли это перед Господом и людьми? Должен ли мирянин соглашаться с любым заданием, абсолютно доверяя молитвам владыки, его благословению, Промыслу Божию, Всемогуществу Его? Или всё-таки надо уметь отказываться, даже если это очень тяжело, хотя бы чисто по-человечески (тем более, когда архиерей не требует – смиренно просит; говорить «нет» тем, кого уважаешь, любишь всегда труднее!)? Всё дело в твоей собственной вере или в твоей безответственности?

Период работы над книгой стал для меня временем непрестанного взывания к Богу​

Можно сказать, что мы с Татьяной Данилевской поставили на себе эксперимент: взялись за невозможное. Период работы над книгой стал для меня временем непрестанного взывания к Богу, частого Причастия – только им и держалась. Это было время, когда я училась доверять Господу и молиться в полной немощи. Молиться вместе с сибирскими святыми, о которых писала – и смиряться. С самого начала я просила Бога о чуде. Требовалось чудо, чтобы завершить этот труд. И оно произошло.

– С чем приходилось смиряться?

Ирина Дмитриева. Фото: Кристина Полякова Ирина Дмитриева. Фото: Кристина Полякова
– Сколько же было трудностей и скорбей! Начиная с чисто объективных – я была совершенно не в теме! Предстояло войти в неё, связно и внятно (причём и для детей, и для взрослых, что само по себе дело невозможное!) изложить усвоенное в кратчайшие сроки, с учётом того, что элементарно не хватает информации, или она настолько сомнительная, что ей трудно доверять. Кроме того, постоянно кто-то из тех, кто обещал помощь, подводил, а это хуже, чем когда тебе сразу говорят: не надейся! Потому что ты ждёшь до последнего, а потом вынужден всё делать сам, но в спешке. В процессе работы мне почти все соратники на разные лады твердили одно: «Плохо! Плохо! Плохо!» Представляете: я жила с ощущением совершенной немощи человеческой, профессиональной – какой угодно! Ну и физически это было нелегко – восемнадцатичасовой рабочий день без выходных для инвалида 1-ой группы…

Если бы не Татьяна Данилевская, которая не только иллюстрациями занималась и редактировала, но ещё и целые книги для меня вручную перепечатывала, не справилась бы. Ну и владыка Роман очень поддержал – не только молитвой, но ею в первую очередь. И он первый уверенно сказал: «Хорошо!»

– А в чём Вас упрекали конкретно?

– В вещах противоположных: в том, что это неинтересно, потому что нет жизни и нужно облегчать текст, если мы хотим, чтобы он был доступен широкому кругу читателей. В том, что не история получается, а журналистский рассказ. Что нужны чёткие формулировки, строгость изложения и другая структура. Один требовал выбросить какие-то факты, а другой наоборот, настаивал, что их надо оставить, а убрать другое. Споров было много и по поводу оценок тех или иных явлений.

– Например?

– Как оценивать роль государства в распространении Православия среди местных жителей Крайнего Севера и Дальнего Востока? Ведь русские цари, императоры, правительство направляли на миссионерскую деятельность большие средства – этот факт нельзя отрицать. С другой стороны, государственное регулирование жизни Церкви, которое началось после петровских реформ, и разрушило естественную духовную жизнь (принудительные исповеди чего стоят!) общества, сказалось на миссии самым отрицательным образом. Я уже не говорю про «покупку» «инородцев» за льготы, рубахи, табак, от чего категорически отказался святитель Иннокентий (Вениаминов).

Решающую роль в распространении христианства играли самоотверженные архиереи, священнослужители, миряне, водимые Богом

Кстати, история до некоторой степени повторилась. Когда после перестройки в Якутии появились первые миссионеры, они крестили людей сотнями, без просвещения, и потом некоторые отдавали свои крестики обратно, потому что материальная жизнь не улучшилась. Для меня было абсолютно очевидно: несмотря на то, что государство издавало указы, строило храмы, выделяло деньги, решающую роль в распространении христианства играли всё-таки самоотверженные архиереи, священнослужители, миряне, водимые Богом. Собственно, так же и сейчас! Аналогий с современной ситуацией можно найти много, именно поэтому, мне кажется, так важно осмысление нашей истории.

Филипп Москвитин “ Святитель Иннокентий (Вениаминов) на Аляске” (2013 год. Холст, масло) из цикла "Русские апостолы и их подвиги" Филипп Москвитин “ Святитель Иннокентий (Вениаминов) на Аляске” (2013 год. Холст, масло) из цикла "Русские апостолы и их подвиги"
    

– О каких современных аналогиях вы говорите?

– Ну смотрите: особенностью миссионерства того времени учёные считают тот факт, что проповедовать приходилось людям, живущим на огромных расстояниях друг от друга, очень небольшими группами. Но и сейчас – те же небольшие поселения на необъятных просторах. Добираться стало легче? Конечно, до некоторой степени (хотя и дорого!), но с путешествиями по Центральной России поездки наших миссионеров не сравнишь. Ещё пример: для местных жителей личность человека, с которым они общаются, значит гораздо больше, чем те идеи, которые он выдвигает и слова, которые говорит. Это было и есть.

– Почему было принято решение писать именно трилогию?

– Физически не хватило времени написать обо всем в одном томе. Поэтому владыка Роман буквально спас положение, предложив выпустить «Историю» в трёх томах.

– У книги оригинальное название и оформление. Это было коллективным решением Издательского отдела Якутской епархии или вы самостоятельно всё придумывали? Поделитесь нюансами внутренней творческой кухни.

Писательница Ариадна Борисова Писательница Ариадна Борисова
– Когда встал вопрос о названии, я позвонила нашему редактору, писательнице Ариадне Борисовой, которая придумывает очень интересные заголовки для своих романов и повестей. Вместе мы поискали разные варианты, но окончательный, насколько мне помнится, предложила именно Ариадна. Разумеется, мы обсуждали это с епископом Романом, руководителем проекта. И, разумеется, я старалась учесть все замечания архиерея, поскольку у него иной – духовный – взгляд на вещи.

Книга снабжена уникальными архивными фотографиями, великолепно иллюстрирована. Расскажите, как проходила работа в этом направлении?

– Всеми вопросами оформления и иллюстраций занималась в основном Татьяна Данилевская. Очень мало сохранилось оригиналов документов и книг тех лет. Поэтому какие-то фрагменты текста мы иллюстрировали фотографиями более позднего периода, если они подходили по теме. Что-то нам позволяли сканировать и фотографировать в архивах, библиотеках, музеях столицы республики, что-то присылали из других епархий, люди давали фото из своих личных архивов – и всё это бесплатно. Мы постарались показать всю графику и живопись, которая есть по этой теме. Книгу украсили и современные фотографии замечательных фотохудожников: протоиерея Сергия Клинцова из Якутска и Юлии Маковейчук из Москвы.

– На страницах первого тома к каждой главе есть даже поясняющий словарик.

– Да. Нам хотелось, чтобы он был нестандартным и, главное, удобным. Поэтому после каждой главки идёт не только объяснение некоторых понятий, но и картинки, иллюстрирующие их.

– Сейчас, когда всё позади, удовлетворение от проделанной работы ощущается?

– Даже не знаю, как ответить. Да, первая часть трилогии издана. Однако насколько она получилась? Для меня лично эта работа оказалась великим благом, а для других? Сомневаюсь. В любом случае книге нужна адаптация – люди почитают, выскажут замечания, пройдёт время и можно будет посмотреть на неё другими глазами.

Ленские столбы. Фото: Антон Агарков Ленские столбы. Фото: Антон Агарков
    

– И вы говорите это после того, как в декабре 2013 года на Рождественских образовательных чтениях в храме Христа Спасителя вам вручили Патриаршую премию за проект «На Север сквозь века»?

– Видите ли, сегодня многие хвалят книгу, она получила гриф Министерства образования Республики Саха (Якутия) – и теперь её можно использовать как учебное пособие. Но автору ли не знать недостатки собственного труда! Конечно, нас всех очень утешила оценка крупнейшего якутского учёного Анатолия Афанасьевича Алексеева. Его отзыв оказался настолько лестным, что я глазам не поверила. Позвонила своему бывшему профессору, призналась, что книга писалась в неимоверной спешке. Он ответил: «Не всё, что делается быстро, получается плохо». И спросил: «А вы действительно верите в Бога?» Я даже засмеялась: «Конечно!»

– Наверное, неслучайно якутский учёный спросил вас о вере. Как вы считаете, автором книги об истории Православия может быть неверующий человек?

– Может, конечно, но он упустит главный фактор истории – Промысл Божий. Кроме того, думается, неверующему трудно, а может быть, даже невозможно понять: что двигало миссионерами, каков был важнейший побуждающий импульс тех, кто ехал в такую даль – замерзать, голодать, страдать от гнуса, рисковать жизнью. Первые миссионеры Севера ехали в отдаленные места, порой на край света, с семьей, маленькими детьми – в никуда. Как это объяснить неверующему? Скажешь такому человеку «ради Христа», «ради спасения душ северных народов», ведь не поймёт – вспомнит про «имперские интересы» и «царскую колониальную политику». Понимаете, человеку тяжело понять то, чего нет в нём самом. Трудно понять духовную борьбу со страстями тому, кто им придаётся.

«Если ты полюбишь Север, знай, что это – навсегда»

– Епископ Якутский и Ленский Роман отмечал, что история республики неразрывно связана с историей Православия, и её изучение послужит импульсом к процветанию якутской земли. По вашему мнению, какое значение для Якутии будет иметь выход вашей книги?

– Вне зависимости от достоинств и недостатков нашего издания, я бы хотела подчеркнуть своевременность проекта владыки Романа – ведь это именно его проект. Во-первых, те, кто пишет сегодня «большую» историю Якутии, теперь уже вряд ли смогут игнорировать роль Православной Церкви на нашей земле. Во-вторых, надеюсь, книга «На Север сквозь века» сыграет свою роль в просвещении якутян. Ведь, к сожалению, даже о том, что специалистам уже известно достоверно, у нас мало кто знает – отсюда мифы.

Фото: А.Агарков Фото: А.Агарков
    

Насильственной христианизации в Якутии не было однозначно, не было и русификации

Когда меня пригласили на радио, в эфире прозвучал вопрос-утверждение: местное население крестили насильно, сегодня строятся христианские храмы, а якутских нет. Но это ложь! Работая над книгой, я убедилась: насильственной христианизации в Якутии не было однозначно, не было и русификации, хотя этот термин в некоторых исследованиях встречается. Безусловно, влияние русской культуры (в широком смысле этого слова) на коренные народы Севера происходило, но едва ли не более «оякучивались» русские, пустившие здесь корни. Из-за этого архиереи вынуждены были отстранять от служения местное русское духовенство – языка своего не знали! А значит, ни образования получить не могли, ни проповедь сказать, ни наставить в вере. Что касается культовых сооружений, которые строили якуты на протяжении последних веков, то это были именно православные храмы. Всё же очень важно знать подлинную историю. И, надеюсь, наша книга в этом поможет.

Фото: прот. Сергий Клинцов Фото: прот. Сергий Клинцов
– На ваш взгляд, какова главная польза подобной литературы для молодого поколения?

– Своим студентам-журналистам я говорю, что они являются тем, кто они есть, только потому, что у них была история – семьи, рода, страны, города или деревни, где они выросли. И если они хотят понять себя и то, что происходит с ними, с их страной, республикой, нужно изучать свою историю. Нравится нам это или нет, но факт остается фактом: история Якутии с середины XVII века неразрывно связана с Православием. С этого времени началось влияние христианства на жизнь народов, населяющих наш край: их быт, культуру, мировоззрение и мировосприятие. Значение этого явления следует оценивать по плодам. Широко известно, что благодаря Церкви появилось образование и письменность, которая способствовала развитию якутской литературы, сохранению этнографических, фольклорных, исторических сведений. Именно благодаря Православию зародилась национальная живопись, развивалось музыкальное творчество и культура в целом, сельское хозяйство, строительство, промышленность и прочее. Но ведь гораздо важнее другое – духовное влияние Церкви. Многие учёные подчеркивают, что христианизация была формальной, они так и пишут «…бедные инородцы, которые, чтобы не голодать, иметь возможность выйти замуж и не умереть с голоду, принимали крещение», и при этом негативно оценивают двоеверие. Отношение к этой теме в процессе работы над книгой у меня изменилось радикально. От ригоризма и резко отрицательных оценок этого феномена я пришла к мысли: двоеверие следует оценивать положительно, потому что оно – результат подлинно христианского отношения к «инородцам». Для народов Якутии – великое благо, что Православие постепенно врастало в их жизнь. Это не недостаток, а великая сила нашей Церкви – пусть медленно, но зато любовью и отеческой заботой менялось отношение местных народов к жизни и смерти, друг к другу и самим себе. Мне очень хотелось бы, чтобы книгу читали разные люди – не только православные христиане, но и представители других конфессий и религий, атеисты. Это история, её необходимо знать вне зависимости от того, во что ты веришь. Надеюсь, что наша «История» пронизана духом любви, поэтому у всех будет вызывать добрые чувства.

– Были уже какие-то отклики на книгу?

– Да, и есть особенно дорогие. Я попросила сказать правду, честно указав недостатки и недочёты, нашего корректора, совсем не церковного человека. И Любовь Дмитриевна Ходулова призналась: «Вы знаете, я даже не ожидала – неужели вот так всё и было? Вот как, оказывается, было на самом деле? Такая у нас история? Мы же ничего этого не знали! Ничего! Я прочла с очень большим интересом. У меня ведь мама была крещёная, а мы в семье ничего о Православии в Якутии даже не знали». И добавила, что прочитав книгу, она как будто очистилась. Думаю, её коснулись те свет и благодать, которые, очень надеюсь, исходят от героев нашей книги. Прикосновение к святым не может не трогать.

– Ирина Александровна, а сами вы ощущали поддержку святых во время работы над этим проектом?

Градоякутский Преображенский Кафедральный собор г. Якутск Градоякутский Преображенский Кафедральный собор г. Якутск
– Ещё какую! Не знаю, называется ли это молитвой, когда вот так взываешь с воплями к святым угодникам Божиим: «Не могу, не могу, помогите, родные!» Ведь беспрерывно просила о помощи святителей Филофея, Иоанна, Иннокентия (Кульчицкого), Софрония. Что уж говорить о моих старых друзьях – святителе Иннокентии (Вениаминове) и епископе Дионисии (Хитрове)! Я столько лет на клиросе во время богослужения молилась возле иконы епископа Тобольского Иоанна (Максимовича), но только сейчас заметила – он же всегда был рядом! Теперь прихожу к нему как к родному. А на другом клиросе градоякутского Преображенского собора – икона святителя Иннокентия Иркутского. Какие это люди! Через них действовал Господь. Самое главное, они были честны пред Богом. Эти удивительные святые в земной жизни никому не могли отказать и всем помогали, а сейчас и подавно. А какие талантливые они все, одарённые литературно – поразительно! Для меня это открытие – прежде всего, человеческое – сколько святости знала Якутская земля!

– Не могу не задать вопрос о вашем основном детище – газете «Логос». В частности, конечно, о спецвыпуске «Творящие историю. 20 лет Якутской и Ленской епархии», который вы с Татьяной Данилевской сделали в рекордные сроки, назвав его памятником бескорыстным трудам якутских архипастырей, священнослужителей и мирян. Отмечая, что «предстояло написать историю того, что ещё историей не стало, что переживается живущими как личное, а это самое неблагодарное дело, поскольку у каждого свое видение, понимание происходящего». Но удалось это сделать хотя бы отчасти, как вам думается?

– Судя по тому, что и те якутяне, которые были в Церкви в советское время, и те, кто ещё только на пути к Богу, и профессионалы-историки, и прихожане, являющиеся непосредственными участниками событий, со слезами на глазах благодарят, восхищаются, радуются, – что-то нам удалось. Хотя, конечно, я понимаю сейчас: о чём-то не сказала, кого-то не упомянула или слишком вскользь… А о ком-то ещё пока нельзя говорить так, как хочется, – как мы могли сказать о незабвенном владыке Зосиме (Давыдове). Время не пришло. Да и его, времени, как всегда не хватало – не можем мы угнаться за епископом Романом (улыбается). Недаром главку, посвящённую его периоду, мы назвали «На высоких скоростях». Много сил ушло на выяснение дат, деталей событий, потому что некоторые документы не сохранились, мало кто думал о них в начале пути, или же в них был разнобой, а уж про воспоминания, что и говорить… Татьяна Данилевская расшифровывала километры записей, а потом выяснялось, что на эти рассказы почти нельзя опереться – или всё одно и то же, или, напротив, одни и те же события совершенно по-разному вспоминаются. Причём каждый настаивает на своей версии.

Татьяна Данилевская Татьяна Данилевская
    

  

– В чём была главная задача юбилейного выпуска «Логоса»? Ведь вы сразу предупредили читателей, что полной картины происходившего в епархии за 20 лет они не найдут, но надеетесь, что смогут ощутить главное: возрождение Православия в Якутии – это дело Божие и человеческое, дело веры во Христа и попытки жизни по Евангелию.

– Преосвященный владыка Роман благословил сделать спецвыпуск, посвящённый юбилею Якутской епархии, точнее множеству юбилейных дат. Поскольку сами праздничные мероприятия были уже описаны в «Епархиальных ведомостях», мы решили рассказать о людях, хранивших и возрождавших православную веру в нашем крае, о дне прошедшем и сегодняшнем. Причём так, чтобы это было интересно постоянным читателям «Логоса». Книга по истории, даже написанная для широкого круга читателей, всё равно крайне ограничивает автора – таковы законы жанра. Здесь же мы с Татьяной попытались основной, более или менее официальный, текст разбавить журналистскими материалами – живыми воспоминаниями, интервью, маленькими эссе, наполненными юмором, размышлениями, рассуждениями, пусть спорными, зато искренними, – то есть всем, что в книге было бы неуместно. Мы делали материалы с теми, кто откликался на наш зов, и с кем была возможность связаться (а это тоже оказалось непросто!). В результате получилось то, что получилось. И мне кажется, что этот сборник, кроме того, что представляет интерес сам по себе, является ещё и хорошей основой для третьей части книги по истории Православия в Якутии.

Газета Логос. Спецвыпуск Газета Логос. Спецвыпуск
– На обложке спецвыпуска помещено фото протоиерея Сергия Клинцова, который прослужил в Якутии 13 с половиной лет, возглавлял миссионерский отдел, был настоятелем Преображенского кафедрального собора Якутска. Недавно якутяне проводили своего батюшку на новое место служения, в Курск. Этот выбор случаен или вы предчувствовали расставание и таким образом хотели запечатлеть отца Сергия на память?

– Так совпало: искали фотографию, которая была бы одновременно хорошего качества и раскрывала содержание журнала. И когда мы с Татьяной Данилевской, перебирая множество снимков, уже отобранных ею и отцом Сергием, наткнулись на этот, – сомнений не осталось. Потому что священник Сергий Клинцов – идеал миссионера, символ миссионерского служения, человек, который более других пастырей послужил на поприще распространения православной веры в Якутии. Он, по словам первого епископа возрождённой Якутской епархии, ныне митрополита Курского и Рыльского Германа, заслуживает того, чтобы ему при жизни поставили памятник. К тому же отец Сергий – фотохудожник, который не только делал историю современной Якутии, но ещё и сохранил её в изумительных фотографиях. То, что он фоторедактор «Логоса» и мой кум, имело нерешающее значение (улыбается). Я думала о феномене моего пастыря и друга, как мы его называем, «отца Серёжи». Да, он хорошо образован – закончил Белгородскую семинарию и сейчас учится в Санкт-Петербургской духовной академии, но есть у нас и более богословски подкованные священнослужители, преподаватели ЯДС. Да, он умеет просто и внятно говорить, но блестящим проповедником его не назовёшь, мы слышим с амвона речи более талантливых ораторов. Отец Сергий постоянно сам это подчёркивает, ставя в пример игумена Агафангела (Белых), бесспорно выдающегося миссионера. Но что делает их обоих способными нести Слово Божие тем, кто часто даже этого не ждёт? А ответ прост – любовь. Вера и любовь к Богу и к людям.

Если человек воплощает собой то, о чём говорит, ему верят

Понимаете, на самом деле можно любовь сыграть, можно изобразить участие, прикинуться добрым (по себе знаю), но это рано или поздно (а чаще сразу) обнаруживается. Так же как открывается (даже вопреки предвзятости и подозрительности) искренность заботы, приветливости, милосердия, подлинность любви. Только настоящая любовь рождает способность к открытому диалогу (когда в другом ты видишь родного человека, какой бы национальности он ни был), а главное – доверие к словам о Слове. Если человек воплощает собой то, о чём говорит, ему верят – только при таком условии. Мне недавно прихожанка рассказала о том, как однажды стояла в очереди на исповедь, и вдруг в храм зашёл пьяный молодой человек (якут) и начал «барагозить» на тему «у нас своя вера». Прихожане напряглись, когда он, настроенный явно агрессивно, подошёл к отцу Сергию. Но минут через десять парень уже вовсю улыбался, хлопал священника по плечу и обещал прийти снова. Только человек, у которого в сердце мир, может умиротворить другого. Как-то успокаивая женщину, сделавшую в храме что-то «не то и не так», отец Сергий с улыбкой сказал: «А у нас правил нет». Правило у него только одно – любить. Поэтому так любят прихожане его самого. И дело не в том, что отец Сергий добрый и снисходительный. Протоиерей Игорь Золотухин, который, уезжая, в своё время передал своих духовных чад совсем молодому тогда священнику, был строг и даже очень – таким образом проявлялись его любовь, забота и доброта. Лучших пастырей и архипастырей отличало и отличает именно это – служение любому человеку, как Христу. В своих прихожанах они видят царственное священство мирян. Так было во времена первых миссионеров, так и сейчас. В сущности, ничего не изменилось. Три главы в новом «Логосе» о трёх современных владыках Якутии – архиепископе Германе, епископе Зосиме и епископе Романе – тому подтверждение.

С Ириной Дмитриевой
беседовала Кристина Полякова

4 июля 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«У Бога на каждого из нас есть планы» «У Бога на каждого из нас есть планы»
Ник Вуйчич
«У Бога на каждого из нас есть планы» «У Бога на каждого из нас есть планы»
Ник Вуйчич
Родившийся без рук и без ног, Ник Вуйчич с самого детства верил, что Бог создал его таким для какой-то особой цели. И однажды понял свое предназначение.
Марина Юрченко. Рождество и Крещение в Якутии Марина Юрченко. Рождество и Крещение в Якутии
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Марина Юрченко
Портал Православие.Ru продолжает публикацию всех фоторабот, показанных на недавно прошедшей выставке «Русская Православная Церковь. Итоги двадцатилетия: 1991-2011 годы». Ниже представлено 17 фотографий из авторской галереи Марины Юрченко. Полностью с галереей можно ознакомиться на сайте выставки.
«Церковь хотела бы предотвратить не критику, а безграмотность» «Церковь хотела бы предотвратить не критику, а безграмотность»
Беседа с советником председателя Синодального информационного отдела Еленой Жосул
Синодальный информационный отдел готовит пособие для «светских» журналистов – в него войдет каталог типичных ошибок, которые допускают СМИ, когда речь заходит о Православии. Специально для портала Православие.ру это начинание прокомментировала советник председателя Синодального информационного отдела, заведующая кафедрой журналистики и PR Российского православного университета Елена Жосул.
Комментарии
tamara bekreneva28 марта 2015, 15:27
В книге И.А. Дмитриевой "На север сквозь века" , есть фотография нашего предка - священника Стефана Ксенофонтовича Попова с Верхнеколымска вместе с женой и дочерьми. Его дочь Екатерина Попова выйдет замуж за племянника Д. Черского, Ивана Дугласа. Пожалуйста подскажите, где можно переснять эту фотографию. К сожалению у нашего рода нет такой фотографии. Заранее благодарны род Поповых. О книге мы только слышали, очень хотелось бы приобрести или прочитать.
Люба с Израиля. 9 июля 2014, 23:06
Ирочка, я ещё 20 лет назад была уверена в твоем таланте!Я очень горжусь, что ты моя подруга! Статья,замечательная.Дай Бог тебе здоровья и сил на продолжения книги!
к. 6 июля 2014, 19:36
Книга будет в бумажном и в эл. виде? Не люблю читать эл. тексты, но что поделаешь, теперь много эл. книг. Но даже не сравнить с любимыми мною обычными книгами на бумаге.Прогресс идет всё вперед, а вот книгу не прочесть бывает, а всего лишь десяток лет тому назад книги можно было перелистывать и не ждать загрузки интернетной. Ну. да ничего. Думаю. что книга интересная!
Екатерина 6 июля 2014, 07:15
Мне хочется прочесть эту книгу.
Толик 5 июля 2014, 19:37
Классная статья. Думаю, что и книга классная.
И цитата...:
"Ещё пример: для местных жителей личность человека, с которым они общаются, значит гораздо больше, чем те идеи, которые он выдвигает и слова, которые говорит. Это было и есть." - насколько же это правильно, когда общаешься с человеком!
Саргылана Михайлова 5 июля 2014, 06:09
Низкий поклон Ирине Александровне за огромный труд! Слава Богу!
Мария 5 июля 2014, 04:54
Слава Тебе, Господи!
Мария 4 июля 2014, 18:56
А где можно купить книгу? В Петербурге, например (т.е. не в Якутии)?
Таьяна 4 июля 2014, 16:15
На таких женщинах держится свет, в том числе и свет Православия.
Борис 4 июля 2014, 12:50
Добрый день. Подскажите пожалуйста, как можно связаться с авторами или с издательством - чтобы приобрести книгу И.Дмитриевой ? Очень нужно.
Спаси Господи!
Яровой Борис, Иркутск.
boris-yarovoj@yandex.ru
mila.t 4 июля 2014, 03:51
Slava BOGU za vse!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×