Православный календарьПравославный календарь
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.

«Церковь хотела бы предотвратить не критику, а безграмотность»

Беседа с советником председателя Синодального информационного отдела Еленой Жосул

Синодальный информационный отдел готовит пособие для «светских» журналистов – в него войдет каталог типичных ошибок, которые допускают СМИ, когда речь заходит о Православии. Чтобы сделать каталог максимально полным, создан специальный коллектор – теперь любой желающий может отправить обнаруженные ляпы на адрес wrong-right@sinfo-mp.ru . Специально для портала Православие.ру это начинание прокомментировала советник председателя Синодального информационного отдела, заведующая кафедрой журналистики и PR Российского православного университета Елена Жосул.

***

Елена Жосул. Фото: Владимир Ештокин
Елена Жосул. Фото: Владимир Ештокин
– Елена, что же на этот раз намерена предпринять Церковь для борьбы с неграмотностью журналистов?

– Проблема возникла не вчера, на нее обращали обращали внимание многие. Известно, что в материалах светских СМИ о Православии часто встречаются лексические, смысловые, стилистические ошибки, которые режут слух даже далекому от религии человеку.  

Совсем недавно одной из самых распространенных была путаница с ударением в имени приснопамятного патриарха Алексия II. В каждом втором телерепортаже – либо в силу незнания, либо из-за небрежности – Святейшего называли АлЕксием, с ударением на второй слог, хотя хорошо известно, что в православной традиции это имя звучит как «АлексИй». Ошибку в имени патриарха делали даже представители власти, в том числе и при прямом обращении к предстоятелю, причем без всякого злого умысла, просто не придавая этому значения.

Нынешнего предстоятеля до сих пор в ряде статей называют «митрополитом Кириллом»… А ведь речь идет о «первом лице» – главном человеке в Церкви, той организации, о которой представители СМИ берутся рассказывать. Еще одна модная ошибка – именование духовенства «святыми отцами»; это словосочетание, по понятным причинам в данном случае совершенно невозможное, легко используется светскими журналистами.

Поэтому в Синодальном информационном отделе решили уделить проблеме пристальное внимание и создать специальное справочное пособие. Оно выйдет уже осенью, и его главной целевой аудиторией станут светские журналисты, пишущие о религии. В один из разделов этого пособия как раз и войдут самые распространенные журналистские «ляпы», касающиеся православной тематики, и варианты правильного написания или употребления того или иного термина, обращения, словосочетания. Систематизацией и анализом таких ошибок на регулярной основе занимаются специалисты Информационного отдела. А недавно мы решили пригласить к участию в этой работе всех желающих – то есть медиа-аудиторию. В Информационном отделе ведется постоянный мониторинг материалов СМИ, однако какие-то ошибки могут и не попасть в поле внимания мониторинговой группы. Теперь каждый, кто обнаружит в сообщении СМИ неточность, касающуюся Православной Церкви, может прислать ее в так называемый коллектор ошибок СМИ – на почтовый ящик wrong-right@sinfo-mp.ru на домене Информационного отдела.

– Как можно заинтересовать, стимулировать журналистов, чтобы они писали о Церкви грамотно?

– Мы хотим оказать помощь коллегам при работе с такой особенной темой, как религия. На первом этапе наш guidebook будет выпущен в печатном варианте – как карманное пособие. Справочник будет распространяться по редакциям ведущих СМИ, в первую очередь федеральных. А затем он появится в Интернете – на создаваемом сайте Синодального информационного отдела либо на отдельном сайте. То есть мы приложим все усилия, чтобы информация нашего справочника была широко доступна.

А дальше встает вопрос персональных стандартов качества каждого конкретного журналиста, его личного профессионализма. Если человек обнаруживает, что работает с ошибками, что его работа не может быть признана до конца профессиональной, он махнет на это рукой или примет к сведению? Тут каждый решает для себя. В силу, видимо, наличия или отсутствия внутреннего самоуважения, готовности к профессиональному росту либо апатичного отношения к тому, чем ты занимаешься.

Здесь можно было бы завести долгий разговор о кризисе журналистской профессии в целом, снижении критериев оценки качества и т.п., о неготовности представителей СМИ не просто православную лексику использовать без ошибок, но и корректно цитировать слова спикеров – любых, не только духовенства, разумеется, – о неготовности бережно обращаться с фактами. Но в данном случае мы воздержимся от критики. Есть конкретная проблема, есть возможность принять меры для ее решения – или, по крайней мере, минимизации, – и мы это делаем.

– Но готовы ли вы принимать более жесткие меры, если в каком-либо издании будет допущена грубая ошибка, порочащая Церковь или оскорбляющая чувства верующих?

– Ошибка – это одно, а преднамеренная провокация и клевета – совсем другое. В случае ошибки можно в рабочем порядке связаться с редакцией и попросить исправить, при необходимости – дать опровержение. Так обычно и происходит, это неизбежные казусы любой информационной работы.

Но чувства верующих обычно оскорбляют не случайные журналистские промахи, а сознательные ложь и поклеп в адрес Церкви и ее представителей. Возможная реакция на такого рода вещи, кстати, подробно описана в документе «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви», его можно внимательно почитать всем интересующимся.

Подобные прецеденты находятся за рамками тематики того пособия, о создании которого идет речь. Справочник будет включать в себя не подборку антицерковных мифов и замшелых образцов атеистической риторики, а перечень случайных ошибок и варианты их исправления. Причем реестр ошибок – это лишь один из его разделов. Там будут, к примеру, и практические рекомендации светским корреспондентам, видеооператорам, фоторепортерам, которые обращаются к освещению церковной тематики, готовят сюжет о Церкви.

Мы вовсе не ставим себе задачи подвергнуть обструкции какие-то конкретные СМИ, начать «репрессии» против светского журналистского сообщества, навязать цензуру. Это не утверждение железобетонных непререкаемых критериев написания статей о Церкви, а рекомендации, которые станут хорошим подспорьем в ежедневной работе. К слову сказать, все журналистские ошибки в справочном пособии будут представлены «анонимно» – без указания конкретного издания или автора.

Журналист может писать о Церкви сколь угодно критично, иронично, скептически – никто не вправе запретить ему выражать личную позицию по отношению к процессам, происходящим в православной среде. Церковь хотела бы предотвратить не критику в свой адрес, а безграмотность.

– За 25 лет религиозной свободы, в течение которых журналисты могли свободно писать о Церкви, изменилось ли количество и качество типичных ошибок?

– В сравнении с началом 1990-х, когда многим журналистам вообще было решительно непонятно, как работать с такой экзотической темой, как Православие, современная ситуация выглядит несколько иной – медийных «перлов» стало значительно меньше. Но их по-прежнему хватает, и эту проблему надо решать. С созданием Синодального информационного отдела информационная работа в Церкви начала приобретать системный характер, взаимодействие со СМИ стало разноплановым. Сегодня эта работа ведется уже не просто на уровне интервью-комментариев: СМИ как неизбежная среда для Церкви – это предмет исследований, анализа с ее стороны. Церковь заинтересована в том, чтобы развивать отношения с медиа-сообществом, и этот интерес выражается в том числе и в разработке методических рекомендаций .

– Кто больше делает ошибок: церковные или светские СМИ?

– Конечно, светские, поскольку в церковных СМИ, как правило, работают люди с относительной мерой личного церковного опыта, со «стажем» пребывания в православной среде, которые едва ли станут говорить о патриархе «владыка». Хотя и в православных СМИ патриарх может оказаться «главой Церкви», хотя оборот такого рода по сути своей неверен.

Еще одно частое явление – использование светскими СМИ типичной советской лексики времен антирелигиозных кампаний. То же слово «церковники», которое сплошь и рядом употребляют по отношению к лицам духовного звания. Слово несет в себе явный негативный оттенок и оскорбительно для духовенства, а ведь многие журналисты об этом даже не догадываются.

– Кроме явных неточностей, таких как неправильное имя, звание или должность духовного лица, есть еще и ошибки смысловые, например высказывания типа «в православном купальнике женщины всех возрастов и разных форм могут все время пребывать в Боге» или «духовенство и верующие молились за литургией». Такие неточности чаще всего встречаются именно у церковных СМИ. Можно ли с этим как-то бороться?

– Бороться-то едва ли нужно, а вот помогать преодолевать, так же как и любое проявление непрофессионализма, необходимо. Конечно, надо помогать и нашим церковным журналистам, давать церковным СМИ возможности для развития и обучения сотрудников. Это одно из направлений в работе Синодального информационного отдела и одна из задач кафедры журналистики РПУ, созданной год назад. Профессионалы в такой в общем-то узкой тематической сфере, как церковная коммуникация, сегодня очень нужны. Но любой голод рано или поздно утоляется, в том числе и кадровый.

С Eленой Жосул
беседовала Антонина Мага

15 августа 2011 г.

Рейтинг: 9.5 Голосов: 14 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ирина16 августа 2011, 10:54
Да, давно пора! Хватит уже откровенное богохульство и издевательство пропускать под видом безграмотности!
православный15 августа 2011, 22:16
Спаси, Господи!
Марина15 августа 2011, 20:06
Еще очень важно, следить за тем, что бы в газетах и журналах не смешивали обряды православной церкви и языческие. Начинаешь читать статью, которая якобы раскрывает смысл величайших православных праздников и тут же читаешь, что в этот день православные обязательно гадали, изготовляли обереги и омулеты, загадывали желания, жгли чучело и т.п. Большинство людей, так и считают, что смысл православия в точном соблюдении языческих ритуалов, от которых зависит вся жизнь верующего в Святую Троицу! С этим надо решительно бороться! Всем, нам, надо беречь чистоту православия!
Наталья15 августа 2011, 14:30
Вот мешанина, вносящая смуту даже в сердца верующих:
якобы праведная Матрона - сестра Ванги
http://www.kp.ru/daily/25734.4/2723609/
Валерий15 августа 2011, 13:56
Публичные кощунства и богохульства в адрес Церкви, вообще-то должна предотвращать Прокуратура РФ. Это её прямая обязанность. Если она этого не делает, то можно делать совершенно конкретные выводы об отношении представителей власти к Православию. И тут уже надо действовать методами фанатов "Спартака", или жителей города Благовещенска. То есть массовыми акциями протеста...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Eлена Жосул

Новые материалы

Выбор читателей

×