Дорога к храму

История эта случилась более двадцати лет назад, когда в нашей стране наступило время какой-то странной характерности. С одной стороны, началось возрождение православия — со строительством новых храмов и восстановлением прежних монастырей, с приходом к вере молодёжи и интеллектуалов. С другой же стороны, в нашем отечестве стали мельчать и люди, и нравы, и цели — создавалось общее впечатление звенящей моральной пустоты. Той пустоты, которая воцарилась после падения колосса, сметающего всё на своём пути...

В то время моему отцу, священствующему, но тогда уже вдовому, выпала участь возрожденца. Его «перебросили на сложный участок» — поднимать из руин некогда большой храм в одном из райцентров Черноземья. Отец — бывший военный, майор запаса — был человеком дисциплинированным и ответственным, умеющим легко решать серьёзные проблемы. Как сейчас бы сказали, «антикризисным менеджером». За пять лет до описываемых событий, ещё при Союзе, он помог возрождению монастыря и двух храмов. И вот теперь его, несмотря на почтенный возраст, опять направили созидать разрушенное. Мама умерла несколькими годами ранее, три моих старших брата вылетели из родительского гнезда и устроили свои жизни самостоятельно. Я была поздним ребёнком, единственным, кто остался с отцом, в утешение и отраду. Так мы и «служили» с ним на пару, делая каждый своё дело. Я училась в старших классах и занималась хозяйством, а отец крестил, венчал и строил «церквы».

Была у него какая-то способность договариваться с «чинами», а потом и «бизнесменами». Работал не за деньги, а на голом энтузиазме, который двигал всё и вся, невзирая на преграды. Даже в бытность офицерскую его трудами, а скорее, молитвами, что-то да возникало. То «случайно» собирался солдатский хор, а потом куда-то направлялся и «вдруг» становился лауреатом, то облагораживался красный уголок, то высаживалась невероятная липовая аллея, которую отец в тёмные часы называл «бунинской».

В этот раз как-то всё шло не так. Отец ещё сказал: «Проще новое шить, чем старое перекраивать». Стройка то глохла, то возобновлялась. Или не хватало материалов, или рабочие «запивали», или же сняли местного «голову», а новый не сильно жаловал священников. В общем, то открывались двери, то закрывались. Но отец понимал, что всё это неспроста, а для чего-то да делается, поэтому смиренно крестил, отпевал и венчал. Прихожанки, конечно, баловали и меня, и отца. Поэтому грех было жаловаться: хоть денег мы и не видели, зато стол всегда был накрыт и сапоги на зиму обоим «справлены». Чужое носить я не брезговала. А обед могла состряпать из капусты, росшей на грядках у «наших» тётушек и оказывавшейся потом в нашем холодильнике. Отец, конечно, ворчал за эти «подношения», но тёток не обижал, и банки с вареньями и соленьями всегда были в нашем подвале.

Однажды осенью к отцу приехали на машине странные гости. Один был сын его бывшего сослуживца, а другой — хозяин авто — его товарищ. Приехали они по поручению отцовского приятеля, который сейчас умирал от рака и просил прибыть за триста километров его исповедовать. Отцу такое было не в новинку, но удивил факт просьбы именно от Ивана Федотыча. Бывший однополчанин не был верующим человеком, но чего только в жизни не случается... К счастью, отец как раз имел возможность отлучиться со своей стройки на пару дней, и поехал.

Вернувшись, он был и огорчён, но и как-то тихо радостен. И я понимала почему.

— Знаешь, дочка, я, когда его увидел, тотчас заплакал, не смог удержаться. Был такой большой и громкий Иван Федотыч, а стал такой маленький и тихий Ваня. Мы всю ночь говорили. Вот уж правда, неисповедимы пути Господни. Ему и больно, и в то же время нет. Тело болит, а душа, говорит, перестала, особенно после Исповеди и Причастия. Он уже не в первый раз, оказывается, Таинства принимает. Но вот перед смертью захотел меня повидать, и знаешь, что сказал: «Я лежу и думаю, а вот как Степана разыщу и попрошу поисповедаться у него. То-то он рад будет, что я наконец-то сдвинулся с мёртвой точки». Представляешь, дочка, у него рак, а он обо мне подумал, радость захотел мне доставить. И знаешь, гордости в нём вообще не осталась, а ведь какая была, когда служили. Я уезжая, говорю ему: «До свидания, товарищ подполковник!» А он мне: «Да, какое там свидание... вряд ли уже свидимся!» А я ему: «Ну, не здесь, так там». А он мне: «Ох, неизвестно кому какое это „там“ уготовано». А я ему: «У Отца Моего обителей много». Улыбнулись друг другу и расстались.

Прошёл месяц. Наступил Рождественский пост. Работы прибавилось, проблем со стройкой тоже. И вот в первые выходные поста приезжает тот самый сын Иван Федотыча со скорбной вестью, что скончался его отец.

— За вами посылать не стали, отец не велел. Сказал, мол, у Стёпы дел столько, а я и без него тихо умру. И умер. Мне, правда, наказ сделал. Но вот как выполнить — не знаю. Просил в течение сорока дней после его смерти исповедаться и причаститься нам с мамой. Мы пообещали. Но вот как это сделать? Люди мы от веры далёкие. Делать это «для галочки» тоже не хочется. Мать сказала: «Поезжай к отцу Степану и спроси, чего делать? Может, он какие молитвы прочитает заместо исповеди и разрешит нас от этого обещания».

Помню, тогда отцу как-то больно сделалось. Отказать — нельзя, в двух словах объяснить — тоже не получится. К тому же сын Иван Федотыча, Сергей, приехал не один, а с другом всё тем же. Видно было, что друг — «кавказской национальности».

— Серёжа — сказал мой отец, — если у вас есть такая возможность, останьтесь на пару дней с вашим приятелем. С порога такие дела не делаются. Будем вместе думать.

И те остались, как это ни странно. А вечером за ужином отец долго рассказывал всякие удивительные истории. То про армию и службу с Иван Федотычем, то про наш приход и Марию Египетскую. И всё это было как-то ненавязчиво и с юмором. Отец шутил всегда с серьёзным лицом. Порой даже сам не сознавал, что шутит, но слушатели невольно улыбались. Да ещё его самоирония, которая всегда притягивала людей к отцу, добавляла какой-то мудрости к любому рассказу. Ребятам папа явно симпатизировал, и было очевидно, что симпатия взаимна. А я сидела и переполнялась гордостью за него. Мне ещё хотелось послушать его чудных рассказов, но ужасно клонило в сон. Потом я не выдержала и пошла спать.

А с утра я спросила: «Пап, ну, что они будут исповедоваться?». А он ответил: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Было воскресенье, мы собирались на литургию. Ребята тоже проснулись рано. Сергей сказал: «Я с вами». Я тогда подумала про его друга, что, он, наверное, мусульманин и ему с нами никак нельзя. Но спросить у отца возможности не было. Действительно, друг (его звали Марат) остался у нас дома — ждать.

После службы мы вернулись домой втроём. Отец сказал, что ему надо по делам в одно село в десяти километрах от нашего городка, и если ребята его туда свозят — будет неплохо. «А по дороге и поговорим»...

Конечно, отец тогда мне в точности не передал разговора, но теперь я могу представить, что он им говорил, раз уж впоследствии так всё обернулось.

Сергей приехал через месяц с матерью принять таинства Исповеди и Причастия. Привёз их опять-таки Марат. «Знаете, отец Степан, — сказал тогда Серёжа, — пересилил себя. Честно скажу, так трудно не было никогда. Книжку, которую вы дали — прочёл, маме дал». Мама стояла рядом в сильном волнении. Было видно, что они очень переживают и всё надеются, что вот сейчас скажет им отец Степан: идите, езжайте домой, я сам всё устрою, наколдую-нашепчу, и всё само разрешится. И в разговоре за обедом эта догадка от моего отца прозвучала. Жена Иван Федотыча тогда так удивилась, мол, а откуда ты это знаешь? А ещё удивил Марат: «Раз уж вы здесь — отступать нельзя, это не по-христиански». И в нём было столько серьёзности, что я даже подумала: может, это он как-то ловко над всеми нами насмехается?

— Люда, — обратился тогда отец к жене своего друга, — если ты читала ту книгу, то должна была понять, что только совместное усилие человеческой воли и Божией любви сможет совершить чудо. Синергия — это краеугольный камень православия. Ничего не может произойти само собой, дух обновляется лишь в борьбе, а сейчас она в тебе настолько сильна, что ты даже не можешь себе этого представить. И если выдержишь — ты победила. А враг проиграл.

При слове «враг» Людмила так посмотрела на моего папу, что было видно: она ещё не до конца понимает значение этого слова. И что враг для неё — пока ещё абстрактная величина. А потом были разговоры и совместная вечерняя молитва, во время которой Марат выходил во двор и курил. Я уже потом узнала, что родители Марата и сам он родились в России. Его семья не была религиозной, не соблюдала никаких мусульманских обычаев, но всё же они были иноверцы.

А на следующий день случилось то, о чём молил Бога мой отец — сдержали своё обещание и сын, и жена Иван Федотыча. Казалось бы, на этом и конец. Но вышло, что только начало.

Прощались мы с ребятами и Людмилой, и договаривались о встрече на Рождество. Но на Рождество приехал один Марат. Отец обрадовался:

— А чего сам?

— Знаете, они уехали на все праздники на Украину — к родителям Людмилы Петровны... Ничего, что я один?

— Да, конечно, что ты... Мы очень рады, — сказал отец, и мы сели за праздничный стол. К нам тогда ещё пришли гости. Парень, конечно, чувствовал себя зажато, и только когда все разошлись, немного расслабился. Завязался разговор, выяснилось, что Марат занимался строительным бизнесом, а в последнее время его дела пошли вгору.

— Знаете, я хочу вам помочь с постройкой храма, — неожиданно заявил он.

С этого и началась его дружба с моим отцом. Зимой шли подготовительные работы. Весной, в Великий Пост — основные. У Марата образовался и свой «объект» в нашем городе. Он то и дело мотался то по своим, то по «церковным» делам к нам. Храм всё крепчал, и наша связь с этим чеченским парнем тоже. Семья Ивана Федотыча приезжала к нам, и не раз. Но было видно, что именно Марат прикипел к моему отцу. Он жил отдельно от своих родителей, они ничего не знали о его дружбе с православным священником и о помощи в постройке церкви.

— Я даже не представляю, как они отреагируют, если узнают — как-то сказал Марат, — но лучше пока не говорить.

В общем, к Троице храм во имя Архистратига Михаила был готов. Не хочу ничего приукрашивать, но это действительно был праздник для всего города. Приехали митрополит, благочинный, мэр и все его замы, было очень много простых людей, невоцерковлённых, но, как говорится, относящих себя к «православной культурной традиции». Мне кажется, что именно с открытием этого храма многие люди здесь начали что-то понимать и тянуться к Богу. Многим из них тогда помог мой отец. А на открытии он при всех обнял Марата и сказал: «Если бы не этот чеченский парень, возможно, и не было бы у нас храма. А так, милостью Божией, мы сегодня стоим тут и вместе молимся». Марат стоял и скромно смотрел в землю, а его руки, по свидетельству отца, были влажные и тряслись. А после всех этих торжественных событий, когда мы пришли к нам домой, Марат рухнул на кровать и заснул мёртвым сном. И спал до утра. Мы за него с отцом молились и, конечно же, надеялись. Прямых разговоров с отцом о крещении Марата у нас не возникало, мы «обсуждали» эту проблему с папой как-то без слов, молча. То же, думаю, происходило и у Марата с моим отцом. Парень был очень неразговорчив, и это покоряло отца, потому как сам-то он был словоохотлив, и нередко в том каялся.

Летом Марат помог нам с починкой домика при храме, в котором мы, собственно, и жили. Он, кстати, менее всех пострадал от безбожных времён. А теперь вообще сиял, как новый.

Я всё надеялась, что вот-вот ещё немного, и крестится наш Марат, даже имя ему придумала — Михаил, что было, в общем-то, логично. Тогда мне, юной девчонке, взращённой в вере отцов, было трудно представить, что происходило в душе этого человека. И как же я радовалась, когда на Успение Пресвятой Богородицы «родился»-таки наш Михаил! И Сергей был крёстным, а Людмила Петровна — крёстной. Отец был счастлив, как никогда и, мне кажется, даже больше, чем в момент освящения нашего храма.

А я стояла и думала: что важнее — возрождение храма для сотен людей или становление на путь спасения одной-единственной души? И вспоминала классическое: «Зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму?»

Записала Юлия Чертова

Источник: Отрок.ua

3 сентября 2014 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Мы не сами себя назвали солью земли Мы не сами себя назвали солью земли
Марина Бирюкова
Мы не сами себя назвали солью земли Мы не сами себя назвали солью земли
Марина Бирюкова
Помойка снаружи – прямое следствие помойки внутри.
По «святым клубам» Онеги По «святым клубам» Онеги
Валентин Фролов
По «святым клубам» Онеги По «святым клубам» Онеги
Валентин Фролов
А с какими храмами необычными приходилось иметь дело! В одном из них, в селе Пачепельда, неразорвавшаяся во время войны бомба недавно нарушила покой жителей села. Сотрудники МЧС сказали, что необходимо взорвать бомбу прямо в храме, иначе – невозможно. Никто не надеялся, что уж до того «дряхлый» храм уцелеет. Бомбу взорвали, а храм – устоял чудесным образом.
«Скорая помощь» храму «Скорая помощь» храму
Тимофей Борисов
Прошло более 20 лет, но, как выясняется, руки дошли не до всех. В пасынках у государства оказалось сельское деревянное зодчество, которое имеет в России богатейшие традиции. Проще говоря - сельские церкви. Это не только духовная основа России, но и замечательные образцы архитектуры, уникальные памятники истории.
Комментарии
Надежда 5 сентября 2014, 16:04
Спаси, Вас Господь, Юлия. На одном дыхании прочитала замечательный рассказ. Сама испереживалась за Марата, душа радовалась.
Людмила 5 сентября 2014, 08:09
Юля, огромное спасибо за ваш рассказ. Слава Богу, что так все получилось. А за Марата какая душевная радость. Истинно- «Зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму?» Спаси Господи.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×