Мы не сами себя назвали солью земли

Я устала от помоек, иначе говоря, от несанкционированных свалок. Они у нас в Заводском районе Саратова повсюду. Одна на остановке транспорта, другая перед окнами, третья тянется вдоль всего трамвайного маршрута: нет сил смотреть, поэтому задираю голову и рассматриваю кроны деревьев. Деревья радуют, особенно весной и осенью.

    

Раньше я жила в другом окраинном районе, в Ленинском. Он поначалу тоже радовал: дачная зона, в город входит природа, прямо за многоэтажками – зеленые холмы, островки леса. Так и хочется пойти погулять, но уже знаешь, что не стоит: там всё загажено, усыпано бутылками, мешками, бумажками, невесть чем еще. И бедные птахи щебечут над всем этим хламом, пытаются как-то жить и даже размножаться.

За чертой города, под Саратовом – то же самое. И на волжские острова давно уже лучше не соваться.

Помойка снаружи – прямое следствие помойки внутри

Помойка снаружи – прямое следствие помойки внутри. Я устала от мата. Если меня на улице обгоняет компания подростков или группа мужчин, хотя бы двое – вероятность того, что я услышу «ненорматив», приближается к 99 процентам. Если я обгоняю стайку девушек, эта вероятность – разве что немножко пониже.

Я устала от обращения «женщина». Я не хочу, чтобы меня так окликали. Но поделать практически ничего не могу. Омерзительные в своей вульгарности обращения «женщина» и «мужчина» стали у нас в Саратове общеупотребительными, и большинство обращающихся просто не поймет, чем я собственно недовольна. «Послушайте, не называйте меня женщиной!..» – «А как вас называть – мужчиной?» Остроумно, правда?

Я устала от того, что молодые мужчины в наших автобусах и маршрутках не уступают мест ни пожилым женщинам, ни красивым девушкам: вставшего и сказавшего «Садитесь» нужно заносить в Красную книгу.

Я устала от того, что извергается из радиоприемников и прочих звучащих устройств. Сказать, что это поток пошлости и непотребства, – ничего не сказать. Где они, хорошие песни нашего детства и юности? Они возвышали души, учили чему-то доброму, воспитывали. Нынешних подростков (не всех, конечно! Но слишком многих) никто ничему доброму и светлому не учил, они вообще не знают, что такое любовь, им сызмала известна лишь свобода сексуального партнерства. Я устала от жалости к этим обездоленным и развращенным детям, начисто лишенным необходимых жизненных ориентиров.

Я не в силах выдерживать это чувство – стыд за собственный народ. Но это не означает, что я считаю таким весь народ.

Я устала от бесплодного возмущения: я испытываю его каждый раз, видя безобразную рекламу, уродующую великолепные старинные здания, или огромные растяжки очередного сериала под названием «Реальные пацаны». Я устала удивляться ценникам «Картофель, Турция» и «Морковь, Израиль» в наших магазинах и наблюдать безнадегу умирающих сел. Я не могу больше видеть бесконечную скуку и глубочайшее безразличие ко всему в глазах человека, бросающего окурок себе под ноги на остановке транспорта. Я не в силах далее выдерживать это чувство – стыд за собственный народ.

Это, однако, не означает, что я считаю таким весь народ или народ в целом. Я уверена, что народ, к которому я принадлежу, не таков по глубинной духовной сути – той сути, которая отражает его предназначение. Я лично знаю огромное количество прекрасных, добрых, героических русских людей. Но стыд за нашу помойку – в прямом или переносном значении этого слова – это всё равно стыд за народ, и я очень от этого чувства устала.

Кижи. Часть грандмакета «Россия» Кижи. Часть грандмакета «Россия»
    

Дальше что?

В этом-то весь и вопрос. Не для того же я взялась писать, чтобы поплакаться.

Мне никогда не хотелось уехать из России, никогда. Когда я ходила по Англии, Израилю, Финляндии, Литве, я удивлялась тому, как они любят, берегут и продуманно украшают свою землю. Беспомощно спрашивала себя, почему мы так не можем и сможем ли мы так когда-нибудь. И прекрасно понимала при этом, что вся эта красота, чистота и уют – не мои; что эта земля приняла меня только на время, и даже если бы я каким-то чудом здесь осталась, я всегда чувствовала бы себя гостьей, пользующейся трудами хозяев, иначе говоря – пришедшей к чужому столу. Моя судьба – жить в России, в такой, какая она сегодня есть. Быть русским и жить в России – это очень большое счастье на самом деле, счастье, которому завидуют самые умные из европейцев и американцев, – мне довелось с этим встретиться и это пронаблюдать. Они завидуют нашему жизненному и духовному опыту. И нашему наследству – очень трудному, горькому, болящему, но в то же время и колоссально поддерживающему нас и вооружающему. Мы – прямые наследники мучеников: мы сегодня молимся в возрожденных, восстановленных храмах, в которых служили расстрелянные священники. Мы – непосредственные участники «второго крещения Руси»; в судьбе каждого из нас это отразилось неповторимым индивидуальным образом. Это уникальный опыт на самом деле, и мы – редкостные счастливцы. Но насколько это помогает нам в ситуации, когда нас со всех сторон обступила помойка – как в прямом, так и в переносном смысле? Насколько это спасает нас от той самой усталости и от чувства безысходности: «Вот так мы живем и всегда так жить будем»? Наверное, все-таки спасает. По крайней мере – запрещает нам уныние и отчаяние.

Мы не можем отчаиваться не только потому, что на нас смотрят наши святые – кто с иконы, а кто с фотографии. Как-то раз мне в голову пришла мысль: достаточно знать только одного по-настоящему хорошего человека, чтобы никогда уже не пасть духом, не отчаяться, не сломаться. Потому что по отношению к этому хорошему человеку наше отчаяние, наша сломленность и отказ от труда (совсем не хочется писать «от борьбы») будет предательством. А сколько хороших, сколько поразительных, талантливых, трудолюбивых людей знает каждый из нас? Нет, с такими людьми мы не пропадем. Нет ничего глупее и позорнее, чем пропадать – с такими людьми!

С помойкой надо бороться. Кто будет бороться, если не мы?

С помойкой надо бороться. Кто будет бороться, если не мы? Мы призваны стать солью Русской земли. Это не пафос, не самовозвеличивание, не эйфория. Спаситель, сказавший Своим ученикам: Вы – соль земли (Мф. 5: 13), не комплимент им делал и не в восторг их привести желал. Мы весьма плохие христиане, мы все в немощах и грехах, но мы должны, невзирая на это, взять на себя определенную ответственность за общество, за нацию. Остановить сквернослова, напомнить ему, что он находится в общественном месте. Ласково попросить молодого человека уступить место бабушке. Тактично объяснить продавщице или кондуктору в трамвае, что без обращения «Женщина!» или «Мужчина!» на самом деле легко обойтись. Провести в классе, где учится собственный ребенок, беседу об отношении к окружающим. Наконец, организовать субботник… Да нет, я вовсе не впала в экстаз и не хочу убедить читателя в том, что мы, православные, в силах лет эдак за пять-десять сделать страну совсем другой. Я, для начала, опытно знаю, что на субботник из всего длиннейшего многоэтажного дома выйдут три-четыре человека; что найти общий язык с муниципальной властью и выпросить у нее какой-то грузовик для вывоза мусора и бульдозер для застарелой помойки – это немногим проще, чем доказать теорему Ферма. Знаю также и то, что помойка очень скоро возродится, потому что она, как уже сказано выше, прямое следствие той помойки, которая в головах.

Сделать страну другой усилиями одних только добрых душ и рук… невозможно? Утопия? Наивная розовая надежда?

На самом деле это действительно невероятно трудно. Так трудно, что может не получиться. Совсем. А может получиться. Отчасти. А теперь скажите: есть ли у нас выбор? Никакого выбора у нас нет.

Не так давно мне пришлось разговаривать с женщиной, оказавшейся в очень тяжелой жизненной ситуации и искавшей помощи. Она была, как говорится, на пределе, почти в отчаянии. И сказала вдруг такую фразу – сама будучи человеком верующим и убежденно церковным:

– Я поняла, что неверующие помогут мне скорее, чем верующие. Потому что у верующих есть такая отговорка, ширмочка для бездействия: «Ну, мы за вас помолимся!» Сказать «Помолимся» легче, чем что-то сделать. А у неверующих такой ширмочки нет.

Конечно, эта женщина не совсем права: верующие бывают разные, как и неверующие, и у последних свои ширмочки имеются в достаточном количестве – всё это так. Но доля правды в ее словах есть. Нельзя думать, что молитва извиняет бездействие, если действие возможно.

Храм Святого Пророка Илии с. Липовка Базарно-Карабулакского р-на Храм Святого Пророка Илии с. Липовка Базарно-Карабулакского р-на
У нас в Базарно-Карабулакском районе есть село старинное Липовка. Основано в 1763 году, историю имеет богатую, интереснейшую, но сегодня, как и тысячи русских сел, – бесперспективно и депрессивно… И вот в 1995 году в этой Липовке поселился, отслужив срок, полковник танковых войск, бывший российский военный советник в Сирии Александр Макейченко с семейством. Ему просто понравилось место: лес, грибы, рыбалка, тишина, – вот он и купил домик в Липовке. А через некоторое время жители этого и соседних, почти уже умерших сел – не все, а те, кому небезразлична судьба малой родины, – потянулись к Александру Васильевичу и как-то сплотились вокруг него. Трудами этой маленькой группы земляков установлены поклонные кресты на месте двух снесенных храмов – в Большой и Малой Гусихе. И не просто кресты установлены, а созданы своеобразные мемориалы: территория церкви огорожена заборчиком, внутри клумба и скамеечки вдоль незримых стен: «Чтобы бабушки могли как бы в церкви посидеть» – так объяснил мне один из участников этого воистину богоугодного дела. Найдены и обихожены могилы священников, которые в этих храмах служили. А храм в Липовке восстановлен. И действует. И оглашает округу колокольным звоном. Справились за три года. Где взяли деньги? «Выпросили» – и дальше целый список известных политиков, бизнесменов и т. д. А строили в основном своими руками. Как и кресты поклонные тесали сами, никому не заказывая, – экономия средств. А еще создали в Липовке замечательный краеведческий музей… Сама-то группа энтузиастов во главе с полковником Макейченко невелика – ну, может быть, четыре человека. Но помогали ей многие – кто чем мог.

От усталости нашей – одно средство: попытаться что-то сделать

Мы не раз беседовали с Александром Васильевичем, и мне было понятно: Липовка, две Гусихи и сопредельный Белый Ключ – это сейчас его линия обороны. У него очень сильное чувство Родины. И он с этим чувством, заметьте, не по митингам ходит, а дело делает. Много ли я могу привести еще подобных примеров созидания? Много! И мало – если сравнить с общей численностью населения и нашей площадью.

И наша усталость от помойки в прямом или переносном значении этого слова – это свидетельство того, что мы с вами еще нормальные люди: помойка для нас не стала естественной средой обитания, мы не привыкли к ней, не захотели привыкнуть. Поэтому от усталости нашей – одно средство: попытаться что-то сделать. В конце концов, мы не сами себя назвали солью земли.

Марина Бирюкова

19 мая 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Величайшее счастье, что мы являемся наследниками веры отцов» «Величайшее счастье, что мы являемся наследниками веры отцов»
Беседа со свящ. Георгием Хариным
«Величайшее счастье, что мы являемся наследниками веры отцов» «Величайшее счастье, что мы являемся наследниками веры отцов»
Беседа со священником Георгием Хариным
Ольга Сорокина
Если бы мы не умели смиряться перед обстоятельствами жизни, мы бы просто исчезли, вымерли, сломались внутренне. Православие нас приучило к невероятному терпению.
«Духовность России — это Христос» (+Аудио) «Духовность России — это Христос» (+Аудио)
Иером. Василий (Росляков)
«Духовность России — это Христос» (+Аудио) «Духовность России — это Христос»
Предсмертное интервью иеромонаха Василия (Рослякова)
Сегодня, 23 декабря 2015 года, иеромонаху Василию (Рослякову) могло бы исполниться 55 лет...
1917-й: апофеоз трагедии русского духа 1917-й: апофеоз трагедии русского духа
Архиеп. Алексий (Фролов)
1917-й: апофеоз трагедии русского духа 1917-й: апофеоз трагедии русского духа
Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов)
Православие, в течение более чем 900 лет цементировавшее русскую жизнь, перестало быть ценностью, из онтологической потребности было превращено во внешнюю традицию, которой ради приличия сохраняли сдержанную лояльность вплоть до февральской революции, но как будто ждали момента, когда же с этой традицией можно будет покончить. И действительно ставили задачу – покончить.
Комментарии
Василий Н. 8 сентября 2014, 00:13
Алексей, а еще вы забыли о малых городах. Сравнение здесь будет далеко не в пользу российских.
Василий Н.26 мая 2014, 15:01
Ирина, молитва без дел мертва.
Natalya Danilova25 мая 2014, 13:33
..а все-таки - разруха (свалка, помойка - кому как нравится) прежде всего - в головах, как сказал проф. Преображенский.
Ирина22 мая 2014, 17:21
Здравствуйте! Честно говоря не очень понятно как Вы предлагаете обращаться друг к другу. А о молитве: разве можно так говорить? Молитва иногда и от смерти спасает, а Вы так уничижительно о ней.
Людмила 198021 мая 2014, 16:47
Один из вариантов решения мусорной проблемы: раздельный сбор мусора, сдача во вторсырье бумаги, пластика, железных и стеклянных банок (все раздельно), пищевые отходы хорошо закапывать в землю (компост).
Адреса пунктов приема вторсырья можно посмотреть здесь: http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/ecodom/trash/recyclemap/
Василий Н.21 мая 2014, 15:51
Алексей писал:

У нас в больших городах в центре тоже чисто и красиво.

К нашей Туле это не относится.
Алексей21 мая 2014, 14:05
Внешняя чистота в зарубежных странах тщательно соблюдается лишь в "туристических зонах".
У нас в больших городах в центре тоже чисто и красиво.
Так что не надо этого: ах, я была в Англии! Ах! я была в Финляндии! Ах, там так чисто! А у нас!... И т.п.
Достаточно отойти подальше от центра любого большого города, чтобы найти в изобилии и грязь, и окурки, и помойки...
А в той же всеми любимой Норвегии (одной из первых по уровню жизни) - совершенно обычное дело выйти из дома и помочиться прямо у порога: мол, что естественно, то не безобразно!
Кроме того на Западе, особенно в англоязычных странах, люди буквально "разговаривают" матом, отсюда и насыщенность кинофильмов ненормативной лексикой. Так что со "внутренней помойкой" у них все не менее "благополучно".
Все это я пишу не для оправдания всех нас, а для того, чтобы картина была более объективной.
Марина21 мая 2014, 11:05
Относительно обращения друг к другу. Да, в силу причин, которые суть отдельная тема, мы утратили приемлемое, культурное обращение к незнакомому человеку. Но не только мы, что интересно. Когда я ехала в Англию, я готова была обращаться к незнакомым англичанам так, как читала в книжках: мисс,миссис, мистер. Но мои английские друзья вовремя объяснили мне, что таким образом я всех рассмешу. Англичане не пользуются сегодня этими обращениями! "Но как же мне быть, как человека назвать?" "А зачем его как-то называть? Просто подойди к нему и скажи - excuse me, please...
Действительно, ведь в большинстве случаев нам совсем не надо называть человека какаим-то словом, чтобы вступить с ним в нормальное общение.Нужно просто подойти и заговорить. Но мы ленимся подойти. И юный контролер в магазине самообслуживания, не вставая с табурета, кричит покупательнице, годящейся ему в бабушки: "Женщина! С сумкой нельзя!Женщина! Сумку оставьте!" Ему лень встать с табурета, подойти и вежливо сказать "Оставьте, пожалуйста, сумку в камере хранения"
Серега?21 мая 2014, 09:45
Соня Фогман:
порядок очень быстро можно навести, если ввести большие штрафы.
говорят, в Европе так и сделали когда-то, теперь чисто.

Не совсем так: штрафы, конечно огромные на каждом шагу, но на самом деле европейцев к чистоте приучили несколько веков назад эпидемии чумы.
А со всеми нашими проблемами бороться только штрафами = нарываться на смертельную опасность -- проверено. В России этот трюк на 100% не проходит. Штрафы у нас не главное, а одно из средств: мы иной раз демонстративно нарушаем закон -- есть такое.
"Ольга:
Как-то я прочитала мнение одного филолога, что вместо "женщины" и "мужчины" можно вспомнить наши забытые "сударыня" и "сударь" "
Что-то новое вводить в оборот в самом деле сложно, а вот из имеющихся в обороте: молодые люди, парень, дедушка, дядя, мужик; к прекрасному полу: бабуля, девушка (но к 40-летней это некорректное обращение, к женщине с ребенком на руках -- то же), мадам (к особо старающейся выпендриться, "крикливо" накрашеной)... Давайте еще!
Предлагаю конкурс: кто еще какие варианты обращения знает? Заранее прошу: только цензурные и вежливые.
Дмитрий20 мая 2014, 22:37
«Морковь, Израиль»
А что вполне неплохо. Богоизбранный народ на богизбранной земле плохого не вырастит.
Тавифа20 мая 2014, 21:50
Лет пять тому назад в газете "Аргументы м фвкты" прочитала статью об изобретателе чудесной печки, которая сжигая любой мусор, преобразует его в тепловую энергию, кажется(сейчас уже не помню точно) я подумала, что наверное в верхах заинтересуются этим весьма - ведь эта проблема мусора не упала только сейчас нам на голову, а вопиет о ее решении уже давно... К великиому моему огорчению не помню автора этого изобретения, но что это человек с русской фамиликй - помню точно. Правда " а воз и ныне там" и мусором продолжает захламляться наша земля-матушка по ленности нашей духовной и телесной.
Мольга20 мая 2014, 17:13
В последнее время мне все чаще кажется,что СОЛЬ потеряла силу.И...Когда Господь наш Иисус Христос обращался к ученикам Своим."Вы Соль Земли"То он подразумевал ДУХОВНУЮ сторону нашей ЖИЗНИ.А именно говорил о БАТЮШКАХ и к ним было это обращение.ИХ,БАТЮШЕК, тех кто может носить звание "СОЛЬ ЗЕМЛИ"осталось очень очень мало...Ведь только одна Господня заповедь"Любите друг друга"говорит о всем.И о духовной стороне и о материальной и об отношении людей до окружающей их среды.НО увы...Кто из нас исполняет ЕЁ заповедь то эту?.....Кто имеет в себе СОЛЬ духовную,тот никогда не бросит мусор,какой бы он ни был,ни тот что остается после естественных наших потребностей,ни тот,что вылетает с уст, всем на рассмотрение.НО,начать надо с себя.
anna zueva20 мая 2014, 14:52
В моём городе в целях экономии(?) обанкротили коммунальные муниципальные предприятия, решив, что двух субботников в год хватит для поддержания чистоты в городе. Когда добровольное начинание ставится в обязаловку, добра не будет. Людей развращает необязательность власти.
ольга20 мая 2014, 13:50
Как-то я прочитала мнение одного филолога, что вместо "женщины" и "мужчины" можно вспомнить наши забытые "сударыня" и "сударь", но эти обращения можно ввести в употребление лишь какой-то мощной кампанией, как когда-то ввели обращение "господин". А ведь поначалу и это слово звучало чуждо!
Александр Федоров20 мая 2014, 10:02
а у нас Вырица задыхается от мусора
Людмила20 мая 2014, 00:06
Марина, очень была рада, что узнала из вашей статьи про восстановление храма в с.Липовке и про такого замечательного человека как Александр Макейченко. Я каждое лето всё своё детство проводила в этих краях. Там есть рядом деревня Ханенёвка, вдоль которой тянется Попова (Поклонная) гора. На ней когда-то тоже был храм, его взорвали в начале xx века, на остатках кирпичей в этом месте долгое время стоял деревянный крест. Сейчас там всё поросло травой...
Ирина19 мая 2014, 21:50
На Руси были обращения - сударь, сударыня. Вполне мило и употребимо.
Николай Бугаков19 мая 2014, 21:48
Большое количество мусора на улицах,да и где угодно,имеет только одну причину это - человек. Любое животное на планете земля в этом смысле чище чем любой из нас.Грязь вокруг нас прямо пропорциональна нашему безразличию к самим себе.Можно конечно загнуть тему о том, что нужно воспитывать новое поколение, стремиться самим..., не давать другим....,объединиться для... . Помните в одном фильме Тарковского рассказали такой анекдот: " Один мужик лежал на половину в грязной яме а другой его усердно вытаскивал. Но тот сопративлялся.И все-же ему удалось его вытащить.Тогда первый сказал:"зачем ты меня вытащил?"Другой ответил:" Но в этой яме грязь и нечистота". " Глупый ты человек, я же там живу"- ответил первый. Ну так и подумайте сможем ли мы перевоспитаться?
Ирина19 мая 2014, 21:42
Грязь и мат это наша беда, а вот чужие морковка и картошка это чиновники не пускают НАШИХ крестьян на НАШИ рынки. Даже тот мизер которые выращивают сельчане не доходит до нашего стола, едим химию. Зато приезжие вовсю торгуют импортом, свое тоже не везут. А когда народ не занят делом, не востребован его труд, все остальное тоже рушится. Вот вам и грязь и мат.
Соня Фогман19 мая 2014, 21:30
порядок очень быстро можно навести, если ввести большие штрафы.
говорят, в Европе так и сделали когда-то, теперь чисто.
я ещё не так давно не верила, что пешеходам на переходах машины будут уступать дорогу у нас в городе (в Москве), а сейчас это в порядке вещей, стоило только ввести штрафы.
в Сингапуре, например, бросил окурок - сразу плати 500 долларов (как пишут в интернетах), - никто и не кидает)
но на это нужна политическая воля и создание соответствующих служб.
сейчас же плачевное положение со всем тем, о чём Вы написали - просто ясный симптом глубокой травмированности нашего общества всем тем, что оно пережило за прошлый век, не может же такая история взять и не оставить никаких следов в людях.
а с уличным обращением "женщина" меня примирило Евангелие: Христос даже к Своей Матери так обращался: "Что Мне и Тебе, Жено?"
Толик19 мая 2014, 20:26
Спасибо за статью.
Ольга 2014-05-19 12:13
Теперь понимаю...
Знакомый в 90-е гонял тачки на продажу из Европы через Белоруссию. По его рассказу, как только въезжаешь в Беларусь (со стороны России), так сразу вдруг вокруг начинается чистота, порядок и ухоженность. Речь, естественно, о трассе и её окружении.
Михаил19 мая 2014, 19:13
Простите пожалуйста, я видимо слабоумный, но что собственно говоря не так с обращением "женщина" или "мужчина"? Как автор предлагает обращаться к незнакомому человеку?
Марфа19 мая 2014, 18:45
Уже ничего не изменить. Эти свалки-помойки растут в огромных масштабах. Едешь на электричке от Москвы, в Сергиевом Посаде вдоль железной дороги кучи мусора. Уж если в городе Преподобного Сергия мусора год от года всё больше, что говорить о Владимирской, а далее Ярославской областях, где что ни куст, то свалка. Тут сбором мусора в пакет не обойтись... А мат, особенно у молодежи, больше демонстративный, чем от испорченности, и особенно отвратительный, до омерзения, у девушек. Но попробуйте "ласково сделать замечание", если парни еще извиняться, то девушки, наоборот, озлобляются... Вряд ли время эту ситуацию исправит. И при этом у каждого, почти у каждого, крест на груди.
Мария19 мая 2014, 15:33
По поводу несанкционированных свалок в России. Я делала небольшое исследование на эту тему, мое предположение было, что главная причина таких свалок - в самосознание и культуре людей, но это не так, эта причина на втором месте, а на первом - организация муниципалитетами уборки бытовых отходов, так чтобы это было удобно населению (чистые, удобнорасположенные места для сбора мусора,подворовой сбор в частном секторе, организация сбора опасных бытовых отходов и т.д.). Этого у нас в большинстве случаев пока нет. И еще...бытовые отходы это, конечно, проблема, но только вершина айсберга отходов, еше есть промышленные отходы, ядерные..
natali19 мая 2014, 14:29
с дмитрием согласна! а то что мат кругом , наши дети и наши внуки вырожаются. что посеешь, то пожнешь.
Ирина19 мая 2014, 13:18
Спасибо! Важный вопрос подняли. Однажды по радио услышала батюшку, который про мусор, валяющийся у почтовых ящиков в подъезде, говорил: "Уверен, что, если бы Елесавета Федоровна увидела это, не прошла бы мимо, а стала собирать и убирать мусор!" - не прямая цитата, но смысл. Теперь сама стараюсь эти рекламно-мусорные листочки собирать... Наверное, важно, сначала самим начать поступать так, как нам кажется правильным: не материться, не мусорить, уступать место... Я на работе пару раз просила не "говорить крепких слов",- сначала извинялись, теперь почти совсем не выражаются в моем обществе. Я теперь не прошу, просто зажмуриваюсь, и люди сами понимаю, что лишку дали...Как всегда, все давно известно: начать с себя...
Сергей19 мая 2014, 12:54
об этом можно говорить бесконечно, вот например...люди приезжают на святой источник, кто помолиться, кто воды святой набрать и окунуться смыть накопленный негатив....но вокруг источника помойка только растет. Что говорить о городе, когда в лесу вдали от большой цивилизации, в освященном месте происходит тоже самое. Есть те кто приезжает туда пьянствовать, разбрасывая бутылки и бытовой мусор, также мусор остается и от трезвых посетителей...и все спокойно проезжают мимо растущих завалов с чувством выполненного долга,ублажая себя мыслями, что посетив подобное место приблизился к богу, стал чище...это не значит что всем нужно срочно бросить дела и начать убирать все подряд, пока даже фантика не останется, но забрать с собой малую часть общего "наследия" мусора и перестать самому относиться небрежно к окружающей среде, уже шаг вперед, когда этих шагов станет больше появится путь, начинать надо всегда с себя.
Ольга19 мая 2014, 12:13
Да, Россияне, никогда не забывайте, что на Вас смотрит весь остальной славянский мир. Я из Беларуси, и мне лично, так же, как и моим детям, абсолютно нормально, взять в выходной пару пакетов, зайти в лес и убрать мусор который там лежит.( И не надо ждать соседей, дело начинается с каждого). Подъезд мы покрасили сами, цветы в вазонах в нем поставили вместе с соседями. Цветы возле дома сажаем сами. Если мимо проходят подростки разговаривающие ненормативной лексикой, почти всегда прошу их не поганить свой язык и уважать рядом находящихся людей. Ничего не бойтесь, стремитесь к Богу, уважайте Россию - Великую страну, и восстанавливайте её сами.
Иулиания19 мая 2014, 10:39
Марина, спаси Господи! Солью на рану... Сама с детства приученная к чистоте и порядку (спасибо моей маме) с ужасом воспринимаю в прямом смысле срач и во дворах и в лесах. Если в Москве из скверов мусор ежедневно выгребает после "москвичей" орда таджиков, то с уборкой уличной территории в регионах совсем плохо. В своем родном городе, навещая родных, дворников не вижу вообще. А, ведь, с другой стороны, чисто не там, где убирают, а где не мусорят. Что же у нас за люди?.. Которые где живут, там и с... Простите!
Дмитрий Гольцев19 мая 2014, 10:33
РАНЬШЕ Я В МЕСТАХ "ОТДЫХА" СТАВИЛ ПЛАКАТЫ "КИНУЛ МУСОР, ПЛЮНУЛ НА БОГА". ТЕПЕРЬ ПОНЯЛ --- ДЕНЬГИ КОТОРЫЕ НУЖНО ОПРЕДЕЛЯТЬ НА ЧИСТОТУ, ЧИНОВНИКИ ТРАТЯТ НА СВОИ АМБИЦИИ --- ДОРОГИЕ СЛУЖЕБНЫЕ АВТО, ОТДЕЛКУ ОФИСОВ И Т.Д. И Т.П.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×