Христианство сделало человека личностью

Источник: Фома.Ru

    

Большинство мировых религиозных учений дают инструкцию, как следует себя вести. Но только не учение Христа. До его появления мораль строилась, с одной стороны — на вековых традициях, с другой — на том, что в Ветхом Завете называли Законом. Закон — это набор правил, данных людям свыше. Человеку не надо рассуждать об их смысле, ему надо их исполнять. Это касается практически всего язычества, за исключением разве что античности, да и то лишь отчасти.

С христианством в мир приходит новое понятие: свобода выбора. Теперь Закон — лишь инструмент осознания своей свободы. Слепо следовать ему — путь фарисея, Богу не нужны автоматы. Но совсем отбросить Закон тоже нельзя, ибо без него можно свернуть с истинного пути и неумело распорядиться собственной свободой. Поэтому свои поступки надо соотносить одновременно и с тем, и с другим, что, увы, получается не всегда.

Христианство подвергло сомнению и традиции общества. На Страшном Суде нельзя оправдаться тем, что так же как ты поступали и твои предки. Блаженный Августин на вопрос о правилах поведения христианина говорил: «Возлюби Бога и делай, что хочешь». То есть вначале нужно принять Божественную Благодать, а затем просто жить, руководствуясь ею.

И именно благодаря такому подходу мы сегодня видим в человеке личность с неповторимым набором качеств, а не просто винтик общественной системы.

Еще один важный пункт: для христианства человек от природы греховен. Это утверждение светская культура пытается побороть с самого Возрождения, оправдывая испорченность человека влиянием общества и государства. Христианин же начинает свой путь не с нуля, а в минусе. Адам уже сделал за нас первый выбор и сделал плохо. Теперь мы должны это исправлять. Но — надо заметить — принимая на себя первородный грех (которого отдельный человек вроде бы не совершал), человек получает право унаследовать все творение с его смыслом, стать частью великой мистерии бытия.

Вообще, культура Европы не лучшим образом обошлась с христианством, объявив его архаичной мифологией, приписав его идеи достижениям мирского разума. А ведь именно христианство дало нам основы всей современной светской морали.

Понятие о правах человека в зачаточном состоянии было и в Риме, но без христианства оно бы никогда не сформировалось. Это Средние века научили правителей, что у людей есть права, данные Богом, и никто на Земле не может их отобрать.

Христианство же приучило мир к личной ответственности, которая также существовала лишь в зачаточном состоянии, да и то в пределах античного мира.

Наконец, христианство дало миру уникальное понятие смирения. К нему сегодня относятся скептически, но каков был мир до него?

«Раб Божий» — это звучит гордо. Это значит — «… и больше ничей!» В античности рабов не жалели. Свободный человек должен был погибнуть за свободу, а раб… Если он так живет — значит, ему это нравится. Христианство же приучило видеть в мирском поражении возможность духовного возрастания.

Смирение — это не мазохизм. Напротив, это путь вверх. Оно позволяет сказать: «Я бесконечно мал, но я осознал это, нашел систему отсчета и могу подниматься вверх». Это сложно, этому нужно учиться, но это — Путь.

И самое трудное нравственное понятие христианства — Любовь. Любить тех, кто нравится, могут все. И лишь христианство требует любить всех остальных, даже врагов. Это не значит соглашаться с ними и поддакивать им. Любовь — опыт небезразличия. Это попытка понять другого, осознать себя на месте другого.

Все это делает путь христианской нравственности очень трудным. На этом пути нельзя опереться на что-то одно. И Закон, и Благодать, и уважение к обычаям предков, и право, и естественная мораль, и уход из мира, и ответственность за него, — все эти принципы поддерживают и восполняют друг друга. Ни от одного нельзя отказаться. Но что делать — человеком вообще трудно быть. Так же труден был выход человека из животного царства, и похоже, что люди при первой возможности норовят туда вернуться. (Напрасно, кстати говоря: дверь уже закрыта.) Слишком пугаться тоже не стоит: на этом пути кроме прямой Божьей помощи есть помощь Писания, предания, общины верующих, духовника. Наконец, того, что называют «христианской культурой». Порой может показаться, что мы в своем светском обществе далеки от ее излучения. Но, поверьте, мы просто слишком к ней привыкли и слишком многое приписали достижениям мирского «прогресса». Ну разве не смешно, что слово «свободомыслие» зачастую используют как синоним безрелигиозности, тогда как именно опыт христианства показал, как истина делает человека свободным.

Источник: Фома.Ru

8 декабря 2014 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Великий экзамен Великий экзамен
Иером. Арсений (Бока)
Великий экзамен Великий экзамен
Иеромонах Арсений (Бока)
Мы обещаем следовать Христу – и Божественный Промысл осуществляет это наше желание. Так мы подходим к первому вступительному экзамену – экзамену креста.
«Немощное мира избрал Бог» «Немощное мира избрал Бог»
Митр. Месогейский Николай
«Немощное мира избрал Бог» «Немощное мира избрал Бог» (1 Кор. 1: 27)
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
«Если это вечер, ангел-хранитель меня будит. Если это день, он сам открывает дверь мне».
К пониманию человеческой личности в русской традиции К пониманию человеческой личности в русской традиции
Александр Доброхотов
К пониманию человеческой личности в русской традиции К пониманию человеческой личности в русской традиции
Федор Гайда
Понятие «личность» ныне четко ассоциируется с либеральной демократической идеологией. Постоянно говорится о правах личности, ее достоинстве, возможностях. Личность воспринимается как «Я», как «эго» – нулевая координата социального космоса. Между тем подобная смысловая стерилизация отнюдь не изначальна. Появление слова «личность» в применении к отдельному человеку имело для России значение поистине эпохальное.
Комментарии
Соборянин 9 декабря 2014, 00:19
Надо лишь разделить понятия индивидуума и личности. Индивидуум ищет своего,а не того,что угодно Иисусу Христу. Личность же ищет угодного Ему и(или) Его Святому Духу(если находится вне Церкви). Первый переживает единство внешним,принудительным образом,ему необходим закон. Второй переживает единосущие рода человеческого,чувствуя свою ответственность за него. К сожалению,современная цивилизация почти не закладывает начатков личности,ибо для этого необходимы подлинная свобода и любовь между родителями,христианская семья. Сейчас дети рождаются от родителей обладающих лишь индивидуальными,быстро увядающими,а не личными качествами. Проще говоря - от оргазма,а не личного общения супругов для которого половой акт является неким шагом назад к животной,но необходимой для продолжения рода в условиях падения,любви. И несут этот конфликт в себе через всю жизнь. Для спасительного несения его необходима подлинная вера в Духе Святом,иначе люди будут отпадать в коммунизм,фашизм,либерализм и дальше по-нисходящей вплоть до антихриста. Необходима мощная апологетика Церкви,нуждающаяся в творческом потенциале ее членов. Нельзя закрываться в обороне,необходимо контрнаступление,лишающее силы зла опоры на предопределение конца. В Евангелии дан шанс на планетарную Ниневию! И мы должны сделать все от нас зависящее,для его реализации.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×