Православный календарьПравославный календарь
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.

«Немощное мира избрал Бог» (1 Кор. 1: 27)

Святая Гора – гора божественного безмолвия, гора божественных восхождений, ее же высочайшая вершина – смирение. Каждый ее уголок, каждая характерная черточка, каждая мелочь в Уставе, укладе и жизни кроет величие подлинного, возводящего ввысь смирения.

    

Есть там смиренные люди, из духовной рассудительности сами избравшие путь безвестности и неприметности. Их урожай – таинственный. Они не растрачивают таланты, данные Богом, с легкомыслием. Эти люди – с дарованиями, способностями, добродетелями, знаниями и опытом – хоронят себя для этого мира, не ожидая воздаяния ни здесь, ни в мире ином. Благословенные души! Их не поразил микроб тщеславия. Мир не знает о них, неверно их истолковывает. Постоянно бывает к ним несправедлив, обижает их. А они невозмутимо шествуют «путем Господним».

Рядом с ними есть еще одна категория людей. Это те, кого скрывает Бог, чтобы скрыться за ними Самому: люди ограниченных возможностей, бесполезные, с явно выраженными недостатками, психически неуравновешенные, в каких-то случаях даже отталкивающие, «немощное мира». Мир вынужден их избегать. Но тех, кого презирает мир, избирает Бог для Своего жилища и преображает в инструменты Своей благодати.

В нашем монастыре живет отец Харлампий. Если он отважится открыть свои уста, ты с трудом сумеешь разобрать, что он говорит. Какое-то телесное увечье невообразимо мешает ему передвигаться. Он буквально едва волочит ноги. Оставив свой дом на Лемносе, он сел на кораблик и явился в монастырь с одним ослом и одним одеялом. Это было всё его наследство. Родственники и братья над ним посмеивались. Он не выглядит старым. Ты легко можешь заставить его быть у тебя на побегушках, а если ты грубоват, то измываться над ним самым неучтивым образом.

Его глаза всегда в слезах. Покраснели от слез. Но ты с большим трудом поймаешь его взгляд. Он непрерывно перебирает потертые и порванные четки в руке. Если духовно ты умен, то понимаешь, что нечто необычное скрывает в себе этот человек. В своих манерах он изящен и благороден. В словах – скуп и сдержан. Он больше говорит своим видом и присутствием, нежели устами. И говорит о многом…

    

Один из молодых отцов любит шутить над ним: заставляет трижды в день напоминать ему о чем-то, а вечером в абсолютно неурочный час будить для якобы совершения правила. Отец Харлампий в буквальном смысле слова ползет к его келье, чтобы помочь брату.

– Зачем ты его мучаешь? – спрашиваю я у непочтительного брата.

– Оставь его, он дурачок, и иного дела у него нет. Так он занимает и свое время, – отвечает тот мне.

– Отче мой, неужели ты ни разу не заподозрил, а может этот человек, которого ты мучаешь, кроет в себе такую славу, что ты и представить не можешь?

– Ладно, коли так, больше я не побеспокою этого ленивого человечишку, – сказал он с сарказмом и ушел.

Спустя несколько дней я проходил мимо кельи отца Харлампия. Ее дверь была немного приоткрыта, и я деликатно постучал. Я сказал, кто я такой, и он велел мне войти. Я впервые оказался в его келье. Никогда в жизни я еще не видел такого пустого пространства. На стене – лишь одна икона Господа. Больше ничего. Пустой деревянный стол. Стула не было. Только скамеечка. Ни одной книжки. Вместо кровати деревянная скамья. Ни одеяла, ни шкафа. На выступе окошка – один стакан. По-моему, больше совсем ничего. В этом голом и неуютном месте проводил нескончаемые часы в совершеннейшем одиночестве и без малейшего утешения приснопамятный теперь отец Харлампий.

– Отец Харлампий, чем ты занимаешься здесь? – спрашиваю.

– Я исполняю правило, послушание старцу и ожидаю своего часа.

– Хорошо, а ты не ощущаешь потребности в чьем-либо обществе?

– Разве может быть общество лучшее, чем наш Господь, Матерь Божия и наши святые? Раньше иногда заходил и отец Пахомий, но вот уже несколько дней как он меня наказал.

– Что делал здесь отец Пахомий?

– Он говорил мне, чтобы я напоминал ему о его послушаниях и будил вовремя к правилу.

– Но, как я вижу, у тебя нет часов. Здесь вообще ничего нет. Как ты узнаешь, сколько времени?

– Я не знаю, сколько времени. Это мне и не нужно. Просто после повечерия и молитвы моему ангелу-хранителю я прошу его, чтобы он сам известил меня, когда потребуется. Если это вечер, он меня будит. Если это день, он открывает дверь и напоминает мне.

– Ты знаешь своего ангела?

    

– Конечно, знаю. Он – моя единственная компания. А по вечерам, когда мне трудно подниматься по ступеням, я прошу его, чтобы он разбудил отцов. Когда же на агрипнии[1] меня клонит в сон, я молюсь и говорю ему: «Святой ангел мой, ты знаешь, сколько людей страдает от бессонницы. Сколько людей ворочается на своих кроватях и пытается уснуть. Возьми эту сонливость от меня и ею закрой их глаза». Так мне посоветовал говорить отец Паисий, вот я так и делаю.

Этим способом отец Харлампий преодолел проблему агрипнии. И без сомнения, по его молитве многие преодолели бессонницу[2]. Великое дело – союз и соработничество с нашим ангелом.

Отца Харлампия не знали даже его собратья по монастырю. Блажен тот, кто смиренно стоял около него, кто забыл себя и учился на величии его безызвестности. Жизнь рядом со святым, который не сознает своей благодати, но покрыт благодатью Божией, который позабыт людьми, но пребывает в памяти у Бога, который презираем своими братьями, но собеседует со святыми ангелами, который терпит насмешки и обиды от своего окружения, а сам молится за весь мир, с которым никто не считается, но Бог «призирает на него»[3], которому неведомо богословие как наука, но он переживает его как откровение, – такая жизнь сама есть откровение. Смиряться перед братом – более надежный путь, нежели сокрушаться перед Богом. Опосредованная благодать, которую ты «берешь взаймы» у смиренного, более убедительна, чем та, которую получаешь прямо от Бога. Радоваться дару другого – есть большее, нежели наслаждаться своим собственным. Тем более если его дал ему Бог.

Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
Перевела с греческого Александра Никифорова

Переведено по книге «Глас ветра тонка»: Μητροπολίτης Μεσογαίας και Λαυρεωτικής Νικόλαος. Φωνή αύρας λεπτής. Αθήνα, 2006. Σ.149–156.

13 февраля 2014 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 307 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Агрипния – многочасовое всенощное бдение, которое совершается на Афоне в особо праздничные дни. – Здесь и далее примеч. пер.

[2] Здесь непередаваемая игра слов: αγρυπνία – «всенощное бдение»; αυπνία – «бессонница».

[3] То есть присматривает за ним.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О болезни и немощи О болезни и немощи
Из наследия Оптинских старцев
О болезни и немощи О болезни и немощи
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Болезнь и немощь – тяжёлое испытание. Нарушается привычный образ жизни, становятся невозможными многие прежние радости и утешения, приходит боль и страдание. Преподобный Амвросий писал о тяжести болезни: «В скорбях человек может находить утешение в молитве, а в тяжкой болезни телесной он и этого утешения лишен».
Одеяние Божества. О высшей добродетели св. Нектария Одеяние Божества. О высшей добродетели св. Нектария
Антон Поспелов
Одеяние Божества. О высшей добродетели св. Нектария Одеяние Божества
О высшей добродетели святого Нектария
Антон Поспелов
22 ноября 1920 года в афинской больнице скончался старый монах в истёртой рясе. Одежду усопшего переложили на лежавшего рядом паралитика, и тот тут же вскочил, благословляя Бога.
Смирение святых Смирение святых
Архим. Клеопа (Илие)
Смирение святых Смирение святых
Архимандрит Клеопа (Илие)
От начала мира и доныне, кроме прочих своих добродетелей, святые имели и смирение. Потому что без этой великой добродетели никто не смог стяжать спасения, и нет другой двери, кроме двери смирения, через которую кто-нибудь смог бы войти в Царство Небесное. Потому святой Иоанн Лествичник и назвал смирение «дверью Царства Небесного»
Комментарии
Людмилп 4 марта 2014, 19:04
Спаси Господи!Прекрасный рассказ и нам пример.Так должен жить христианин,памятуя ежеминутно о Боге,и даже не замечая каких то мелких усмешек .Так может только чистый человек,который общается со своим Ангелом и святыми.Простите,Таня Сем.не жалеть отца Харлампия надо,а нас жалеть....нам никогда такой благодати не испытать.
татьяна 9687 2 марта 2014, 12:47
да, мало сейчас людей которые живут по Божьим заповедям имеют такую сильную веру.Я думаю отец Харлампий только физически был беспомощен, а душой он был очень сильным.
mila37915 февраля 2014, 14:47
Извините,если неверно истолковала факт жизни отца Харлампия. Но я поняла из рассказа, что он уже умер, а потому пожелания Екатерины неуместны.
Катерина14 февраля 2014, 18:08
Великим терпением любовью к ближним обладает отец Харлампий. да продлятся годы жизни его!
mila37914 февраля 2014, 09:51
Нам православным, живущим в миру, каждый день,выходя на работу надо читать обязательно такую или подобную ей историю жизни смиренного человека. А то обиды, боль и ненависть захлёстывают, зашкаливают у всех людей. Порой, чуть-ли не до отчаяния доходишь от злобы людской. Какое счастье, что в наши времена есть такие чистые души - божьи люди,которые терпят от нас всю нашу подлость и гадость, да ещё и молятся за нас. Упокой,Господи, душу усопшего раба божьего отца Харлампия и святыми его молитвами помилуй нас грешных...
Ксения Беленькая13 февраля 2014, 22:53
очень трогательно до слез !!!Спаси господи !!!!
Тамара13 февраля 2014, 21:25
Как же светло стало на душе после того как прочитала этот рассказ! Спаси Вас Христос!!!!
р.Божия Ирина13 февраля 2014, 20:34
Спасибо за статью!
Слава Богу за то, что на этом сайте есть такие авторы!
Татьяна13 февраля 2014, 20:07
Спаси нас всех Господи!
Ксения Мерещенкова13 февраля 2014, 18:45
Слава Богу за все! Спасибо большое за расказ!
Вера Рыбалова13 февраля 2014, 17:56
Господи, прости нас, за то ,что мы не видим ДУШУ за бренным телом, может быть грязным, может неопрятным, тем самым возводя себя на пьедистал- мы то чистые! Помоги нам Господи увидеть в каждом человеке образ Божий и увидеть ПРОМЫСЕЛ твой о нас, о тех кто рядом с нами таких как отец Харлампий, покрытым Благодатию Твоею.
Татьяна13 февраля 2014, 16:23
Какой замечательный рассказ.Какое смирение. Теперь можно посмотреть на себя и сказать, что я православная, а смирения совсем нет. Спасибо за такое потрясение.
Владимир Беляев13 февраля 2014, 15:21
Слава Богу!
ТаняСем13 февраля 2014, 13:54
До слез жаль таких людей,как приснопамятный отец Харлампий,и как не лопается сердце у тех,кто "вытирает ноги" об этих людей?Светлая память этому ЧЕЛОВЕКУ,и очень хочется быть уверенной,что он в раю!Прости нас,Господи,и слава за все!
13 февраля 2014, 13:33
Другой взгляд на Веру.
Оксана13 февраля 2014, 11:13
Большое спасибо за рассказ!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×