«Гражданами Неба», «Небесными человеками» в православной традиции именуют подвижников. У отца Валентина Свенцицкого есть книга «Граждане Неба», в которой он повествует о поездке по отдалённым высокогорным скитам и кельям Кавказа. Не надо говорить, как сильно образ жизни суровых аскетов, носителей умной молитвы, различается с тем, с чем мы обычно имеем дело в миру. И, главное, при всей высоте дарований, пустынножители остаются смиренны. От них нельзя услышать сильных заявлений и высоких оценок своей веры. Как о «Небесных человеках» о них говорят заочно другие.
В данном контексте какой-то чудовищной безвкусицей и профанацией смотрятся мелькающие там и сям в сетевой полемике рассуждения по поводу «гражданства в Небесном Иерусалиме», об обязанности православного христианина идти мимо делений на земные народы и страны, принадлежать единственно к Небесному отечеству и правителем своим считать Иисуса Христа.
Что же требуется, чтобы сегодня сделаться «гражданином Небесного Иерусалима»? Да, в общем, ничего, сущий пустяк – больше самоуверенности. Дюжину цитат из Апостола выучит каждый. Желательно тяготеть к волюнтаризму и резонёрству, любить поучать, проводить закрытый образ жизни и время от времени появляться в СМИ.
Округлая, полемически выигрышная позиция: «за всё хорошее и против всего плохого». Идеальная основа для самореализации и доминирования: «Вы не согласны со мной – следовательно, вы идёте против Писания».
Недопонимание заставляет в последнее время комментаторов переносить понятие «народа святого» на имеющийся круг верующих и на любого из нас. Поверить в это сложно, ведь нам известно слабое и шаткое состояние нашего исповедания. От образа собора праведников Церковь исторически переходит к образу врачебницы, где только отдельные примеры и действия по-настоящему отвечают христианскому идеалу; большинство же ее членов в жизни своей остаются весьма несовершенными и каются.
Не все, далеко не все обетования в Новом Завете могут быть отнесены нами в собственный адрес. «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф.10:8). «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных и здравы будут». (Мк.16: 17–18) «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас» (1 Пет. 2:9). «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20). Этим Бог раскрывает полные силу и высоту христианства, поистине редкостные.
Всё, что написано в Писании, является истиной, но не всё одинаково хорошо вмещается нами. Есть существенное обстоятельство, которое, хотя и не отменяет обетований Нового Завета, делает восприятие таковых непростым. Проходя сквозь испорченную психологию, благое слово отклоняется от первоначального значения и используется человеком для самооправдания и фантазий о себе. Сказано, например: «Имеющие жен должны быть, как неимеющие; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим как не пользующиеся» (1 Кор. 7: 30–31). И сколько раз можно было видеть неумные имитации и пародии по мотивам житий подвижников-мистиков, когда обычный семьянин живущий в условиях современного города, терял интерес к работе, к заботе о доме и детях, а денно и нощно молился и читал «Добротолюбие», ожидая явления Фаворского света!
«Гражданство в Небесном Иерусалиме» – та же имитация, но на темы общественно-политические. Верующих самонадеянно зовут изображать людей духа и подражать в непреклонности мученикам. Последнее особенно смехотворно, ведь в нынешних условиях нет ничего, что напоминало бы обстоятельства гонений и казней. «Небесное гражданство» протекает в комфортной обстановке и не лишено даже некоей эпатажной приятности. С подвигом мучеников оно различается примерно так же, как прыжок с парашютом отличается от прыжка с табурета.
Герменевтика (искусство толкования Священного Писания) состоит как раз в усмотрении разницы между посылами, обращёнными к аудитории, находящейся на разных уровнях представлений о духовной жизни. В христианском понимании практицизм, например, ставится ниже молитвы и аскезы, и всё же он представляет потолок духовности, доступный большинству. Добросовестный труд и несение тягот ближних лучше, чем блажь под предлогами поста и молитвы. Быть патриотом, любить свою Родину, желать ей успехов – также есть несомненно лучшее в сравнении с пребыванием во внепространственно-временном континууме, в «небесно-гражданственных» мечтах о себе.
В конце концов, всегда нужно помнить, что мы в своих изысканиях – не первые и все разделения в христианском мире начинались с буквализма в трактовках текстов Священного Писания. Смешав воедино грешное с праведным (чудеса, обетования, харизмы, разгорячение, самодеятельность, личные амбиции), получаем картину бесчинств в Коринфской общине, которые, как мы помним, с великим трудом удалось остановить апостолу Павлу.
Протестанты «харизматических» течений любят подтверждения и знаки, что «Дары Духа» ими приняты. Они берут в руки змей, могут пить стрихнин и бензин в публичных собраниях (двое пасторов-факиров в США, впрочем, скончались недавно от змеиного яда). Другие говорят на непонятных наречиях, впадают экстаз и «пророчества». Таковы образы, свойственные крайнему протестантизму с приставкой «нео». Но несомненно, что если мы будем следовать логике буквального исполнения на себе обетований Даров Святого Духа, «на полном серьёзе» рассуждать о себе как о верных или святых, рано или поздно «харизматика» вторгнется и внутрь православного сообщества. Если о твоём гражданстве в Небесном Иерусалиме уже твёрдо решено, тогда отчего бы не начать творить чудеса? Притом, что Господь Бог обращается к тебе как к святому, впору ждать любых сенсационных откровений.
В учении о Небесном гражданстве, несомненно, присутствует здравое зерно. Верующий не может возлагать чрезмерного или тем более полного упования на политические проекты – верить, например, в конечное торжество коммунизма или наступление глобалистического рая. Ему чужд восторг от движения маховиков государственной машины и от славословий правителям. Душой своей он всегда пребывает немного не здесь, не от мира сего. Но воображать себя вне земных рамок и обусловленностей, носителем какого-то исключительного духовного понимания означало бы выдавать желаемое за действительное и заблуждаться о собственном положении. Вход на Небеса открывает Страшный Суд, о благой же участи на нём молим и просим и приносим пред человеколюбие Божие сокрушение о своих заблуждениях: Господи, Иисусе Христе, помилуй нас!
Автор утверждает, что называющие себя уранополитами считают себя уже заживо святыми, и пренебрегают заповедями Божиими о почитании властей и родителей. Уранополит утверждает главенство Божественных законов над земными, примат любви к небесному Отцу и Его небесному Царству над всеми естественными и греховными стремлениями человека. (Из определения со страницы Даниила Сысоева).
Автор утверждает, что считать своим отечеством небо прежде всего небо могут только аскеты и подвижники (что-то в духе, если ты уранополит, тогда иди в горы"
Приведём две цитаты св. Отцов:
"Что суть Христиане в мире сем.
Истинные Христиане в мире сем живут так, как путники, странники и пришельцы, и в всегда к небесному Отечеству верою и душевными очами взирают, и тое достигнуть тщаться..." (свт. Тихон Задонский. Наставление о собственных всякого христианина должностях)
"Пришлец я есть на земле — эту мысль всякий должен носить в сердце своём; не имею здесь пребывающего града, но грядущего взыскую; отечество моё не здесь: тут я случайно, на время, странник..." (свт. Феофан Затворник Псалом Давида 118, толкование беседовательное)
Обращаю ваше внимание на то, что цитаты подобраны святых, которые писали труды больше для мирян, и данные труды обращены ко всякому христианину
«Начало здравия души человеческой есть видение своих грехов бесчисленными, как песок морской.»
Пётр Дамаскин
«Первейшим деланием христианина, которое не имеет окончания пока человек живёт земной жизнью, является покаяние.»
Пётр Дамаскин
«Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою.»
Макарий Великий (утренняя молитва)
«Поверьте братья, я буду ввержен туда, куда будет ввержен сатана!..»
Пимен Великий
Сисой Великий перед смертью умолял дать ему время на покаяние. Когда отцы говорили «Тебе ли каяться, отче?!», он отвечал «Поверьте братия, - не знаю, положил ли я хоть начало покаянию своему».
То, как к нам иногда обращаются священники - это одно. Главное, кем и где мы себя видим. А такое ощущение, что некоторые находясь здесь свято уверены, что билет Туда им уже обеспечен...
Надо бы не забывать, что сказал Христос: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.»
Статья отлично сбалансирована.
Спаси, Господи!
Все таки отвечу на комментарий Karl Franko:
"Если Вы, любезный автор, не согласны со Священными Писанием и Преданием и хотите убедить кого-то, что все-таки надо любить гос. границы (земельку), государство (банду разбойников по блаженному Августину и по сути), нацию и прочие не имеющие ничего общего не только с жизнью вечной, но и с нашей реальностью конструкции, то разумно было хотя бы опираться на Священные Писание и Предание. Но дело в том, что не выйдет"
Все таки, на мой взгляд, автор вовсе не это ставил целью, при написании статьи.
Кроме того, люди, пропагандирующие идею уранополитизма, могут и сами понимать, что ещё не доросли, что ещё не всё насчёт них решено. Что прыгают с табуретки. Но прыгают они не просто так - тренируются. У таких людей поле зрения сосредоточено на Небесном отечестве. Сосредотачиваться же на национальных идеях - суетная затея, мирская. Быть хорошим гражданином Отечества земного - значит, вести себя добросовестно и чисто, как и приличествует христианину. И этого довольно.
..."Стакан (государство) можно залить водой из болота (коммунистическая идея), которая по атому вроде бы православная, но структура и свойства её - другие. Можно ли пить такую воду, можно ли на ней взрастить цветы неувядаемые для садов горних? И не понадобиться ли эту воду - для очищения - переливать не единожды из одного сосуда в другой. И стоит ли воду - очищенную - снова заливать в тот же треснувший от перепадов температур стакан?"
Водой из болота, говорите? А соляную кислоту не хотите? в виде капитализма,олигархии и общества потребления?
Поговорите со священниками, которые служат у Престола около и более 30 лет. Они вам скажут, какие цветы вырастали в то время и какой чертополох "колосится" сейчас. Согласна и всегда говорила и писала о том, что никакой общественно-политический строй на ВЕРУ не влияет (если, конечно, она есть), а на моральный облик и ЦЕННОСТИ народа - ещё как! Перестаньте читать и слушать сванидзев, почитайте и послушайте ИСТОРИКОВ, 40-ка летних, например^ Пыхалов, Иринчеев, Кондрашин; постарше - Мельтюхов, Авдеев, Колпакиди, Прудников,Сьянова... А то эти чубайсы с карацубами да млечиными настолько мозги заморочили, что уже белое от черного отличить не можем. Не хватает только по Солженицину историю учить... Стыдно! Простите!
Вы сами пишите, что любовь к земному отечеству - это душевное, а не духовное.
Но надо знать, духовное -- это то, что от Духа Святого, а душевное -- от грехопадшей человеческой природы.
Любовь к земному отечеству -- это от мiра сего, это гордость житейская.
Сам Христос говорит про настоящих Своих учеников: "Они не от мiра, как и Я не от мiра." [от Иоанна 17, 16]
"Не любите мiра, ни того, что в мiре: кто любит мiр, в том нет любви Отчей.
Ибо всё, что в мiре: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мiра сего."
[Первое Иоанна 2, 15-16]
-Да, -отвечал Павел.
— Я за большие деньги приобрел это гражданство, — сказал тысяченачальник.
«А я, -отвечал Павел, — и родился в нем»" (28). (Деяния апостолов, XXII, 24—30).
"Лариса Воронина:
Проблемные темы стали поднимать.
Это очень радует."
..."Вас что радует? Скандал? Неужели до этой статьи, никакие больше Вас не радовали? Подумайте, почему Вы радуетесь скандалу. Подумайте, что на сей момент, ни одного, кроме Вашего, позитивного отклика на статью нет. Никто не радуется".
"Типичная полемика" - приписать человеку то, чего он не писал/не говорил - да и гневно обличить...
Неплохо бы бало Вам, АНДРЕЙ, задуматься над тем, почему у Вас столько агрессии и как Вам с ней бороться. Да и научиться читать то, что написано... не приписывать человеку своих мыслей. И не лезть поперёд батьки в пекло.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».
Именно Православная Церковь всегда воспитывала любовь к Отечеству. Как можно вырасти в меру небесного гражданства, кося от армии, от обязанностей по работе, по семье, обязанностей гражданина?!
Само слово "отечество" тоже библейское. Везде где святые говорят о любви к Небесам, они не уничтожают земную иерархию. Святитель Григорий Богослов, на которого уранополиты любят ссылаться, в другом месте хвалит службу земному Отечеству. Противоречия в нормальном неискаженном сознании быть не должно. Оно есть только вследствие подмены смыслов, характерной для эпохи постмодерна. Уранополитизм - это большая духовная подмена. Земная наша жизнь - это преддверие небес или ада. И здесь, на земле, в Церкви мы учимся любить.
Отречение действильно есть в монашестве, но до такого отречения надо дорастать. Монашеское отречение - свидетельство возросшей любви, возросшей до меры отказа ради тех, от кого и от чего отказывается монах, чтобы молиться за них, за то же Отечество и дать им гораздо больше, чем прежде. А нам предлагается сделать это по методичке у метро. Раз - и ты уже гражданин неба. Да, не нужно об этом забывать, что мы граждане неба. Но пока еще мы живем здесь и здесь должны возрастать в любви. Такое ощущение, что нам предлагают гнушаться земным.
Давайте теперь все уйдем из армии, флота, из госучреждений, из институтов и будем работать все дворниками при храме. Да, это тоже духовный путь, но каждому свое. Каждый должен быть Христианином на своем месте и делать то, что ему вверено Богом. Уранополитизм как он есть - это порождение клипового сознания постмодерна. Ссылки на святых, выхваченные то там, то сям, не помогут. Все же видно, как на ладони.
Когда кто-то хочет критиковать Церковь, то говорит, что он критикует "аппарат РПЦ МП". Вот здесь то же самое. Нам говорят: где в Библии написано, что надо любить госаппарат, Думу и пр.? Вспомним Александра Матросова, Зою Космодемьянскую. Они за что жизнь отдали свою?
Как говорил о.Рафаил (Карелин)
любовь к небесному Отечеству - это духовная категория, а к земному - душевная. Любовь к земному Отечеству связана с заповедью о почитании родителей. Вот верная иерархия.
"Что же требуется, чтобы сегодня сделаться «гражданином Небесного Иерусалима»? Да, в общем, ничего, сущий пустяк – больше самоуверенности. Дюжину цитат из Апостола выучит каждый. Желательно тяготеть к волюнтаризму и резонёрству, любить поучать, проводить закрытый образ жизни и время от времени появляться в СМИ."
А вот как на самом деле:
Праведный Иоанн Кронштадтский. Не забывай, христианин, что ты по крещению, миропомазанию и причислению к Церкви - гражданин неба и отечества небесного, куда Предтечею вошел наш Искупитель Христос Бог, Матерь Божия и все святые, ветхозаветные и новозаветные. Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2, 19).
> А мне вот эта цитата свт. Феофана Затворника нравится:
свт.Феофан Затворник:
"на Небесах наше отечество, а здесь — гостиница; не люби же однодневной гостиницы, ибо перестанешь стремиться к Небесному отечеству"
"Пришлец я на земле – эту мысль всякий должен носить в сердце своем; не имею здесь пребывающего града, но грядущего взыскую; отечество мое не здесь: тут я случайно, на время, странник."
о.Святослав, а эти цитаты свт.Феофана Затворника вам нравятся?
"Всё, что написано в Писании, является истиной, но не всё одинаково хорошо вмещается нами". Со статьёй согласен.
свящ. Святослав Шевченко
"Служа Отечеству, служим Богу" как раз в пользу уранополитизма.
Мы даже Отечеству служим не ради Отечества, но ради Бога. Патриот служит отечеству, чтобы получить награду здесь, а уранополит - прежде всего, там. Это по определению. Если вы вкладываете другой смысл в эти слова, то корень разногласий именно в разном их понимании.
Видимо именно поэтому поднялся накой шквал скандалный на тему совершенно верной по сути статьи.
Первый же пост поражает тем, как точно автор указал на проблемы сектантов - уранополитов.
Karl Franko: "что все-таки надо любить гос. границы (земельку), государство (банду разбойников по блаженному Августину и по сути)"
Государство - это все мы.
Христос это ЛЮБОВЬ.
Вот уж воистину "Всё, что написано в Писании, является истиной, но не всё одинаково хорошо вмещается нами."(с)
Спасибо Андрею Рогозянскому за статью.
Если мы будем стремиться к торжеству Церкви православной, то это будет полезно не только отдельной стране, но всему миру. А когда мы стремимся к торжеству своей страны, то это приводит зачастую к диким последствиям. Великий СССР, гонящий верующих людей. Великая японская империя, где угнетали подчиненные народы. Великие США, которые по всему миру продвигают половые извращения, Китай, где христианство под полузапретом и т.п.
Прекрасная цитата Свт. Феофана, только требует она важного уточнения, ВСЕГДА ЛИ служа отечеству земному, мы тем самым служим Богу?
Андрей (комментатор), простите, мне видится что вы не видите общую картину и логику, совершая ту самую ошибку о которой говорит ваш тезка-автор. Но впрочем может стоит вас спросить: что именно собственно вызывает у вас такой протест и неприятие?
свящ.Святославу
Спасение только в Церкви, а не в монархии или в государстве. Для спасения никакая монархия или государство не нужны. Христос создал свою Церковь, и никаких государств Он не создавал.
А то, что на Небе - Царство, так там Царство Бога, а не человеков, которые все на земле находятся в грехопадшем состоянии.
Религиозный монархизм - это подмена Христа. Латиняне подменяют Христа папой, монархисты подменяют Христа царём. Истинный Царь - Христос. Истинный Помазанник - Христос.
Как возникла монархия у верующего народа, и то , что монархия НЕ имеет никакого одобрения у Бога, подробно описано в Книге Первая Царств глава 8 (стихи 4-8,17-20), глава 10 (стихи 17-19).
Христианин может быть патриотом только Царства Небесного, где правит Бог, а не грехопадшие человеки. Церковь Христова -- вселенская, кафолическая, и это догмат из Символа Веры. Православные христиане всех стран -- едины во Христе, и это единство выше любых границ, придуманных людьми.
Простите!
«Словом, делайте всё, что требует от вас любовь к отечеству. Любовь к отечеству есть святое чувство».
«Но христианин в апостольской заповеди может примечать и другое, гораздо высшее побуждение: это мысль о Боге, о том, что, служа Отечеству, мы служим Господу, и что Господь за верную службу готовит воздаяние… если несть власть, аще не от Бога, то нет такой и должности, нет такой и обязанности, усердное исполнение которых не вменялось бы нам как дело, угодное Самому Богу… Притом за усердную службу Отечеству Господь воздаёт нам вечными благами».
«В самом деле, братья, когда в дни царские мы собираемся в храмы Божии, в коих обыкновенно служим Богу Истинному, «творити молитвы, моления, прошения, благодарения» (1 Тим. 2, 1) за Царя и царство, то сим исповедуем не только то, что Вышний владеет царством человеческим и, куда хочет, направляет его, но и то, что, служа отечеству, мы сим самым служим Богу. Как же приходит некоторым на мысль, будто между сими служениями нет союза и будто посвятивший себя одному неизбежно оставит и забудет другое?».
Слышите? Служа отечеству, мы сим самым служим Богу. О как!
К тому же, это указывает ещё и на проблемы автора с догматикой. Праведный Иоанн Кронштадский писал "Не забывай, христианин, что ты по крещению, миропомазанию и причислению к Церкви — гражданин неба и Отечества Небесного" потому, что спасение (и прописка Небесном Иерусалиме с занесением имени в книгу жизни) даётся нам в Крещении даром, лишь за счёт Крестной Жертвы Спасителя. Другое дело, что эту прописку можно потерять, ведя нерадивую жизнь. Но отвергать прижизненное причисление к граду Небесному - значит быть несогласным со святым Апостолом Павлом, ибо он учит иначе автора этой статьи: "Итак вы уже не чужие и не пришельцы, НО СОГРАЖДАНЕ СВЯТЫМ и свои Богу" (Еф.2:19)
Священники, раздающие лицензии
на "православную" ненависть, полезны, может быть, лишь бывшим сектантам. Но не нам, обычно начинающим, православным христианам. По себе знаю.
Проблемные темы стали поднимать.
Это очень радует."
- я очень люблю читать статьи на этом сайте. Всегда поучительные, умные, учащие разрешать проблемы, душеполезные, просвещающие и прочее. Я долго искал в Инете православный сайт, где бы так тщательно подходили к подбору материала. Нашел. Этот сайт - единственный. Не без минусиков маленьких, но лучший. И вдруг - напечатали вот это. Проблемная тема? В чём? В том, что возмущение читателей подняла? Вас что радует? Скандал? Неужели до этой статьи, никакие больше Вас не радовали? Подумайте, почему Вы радуетесь скандалу. Подумайте, что на сей момент, ни одного, кроме Вашего, позитивного отклика на статью нет. Никто не радуется.
Святитель Тихон Задонский "Сокровище духовное, от мира собираемое", глава 32 "Сев и жатва":
"Положи в своем уме и затверди в своей памяти, что Отечество и дом твой – на небесах.
...
Ты покажешь, что душой, умом и сердцем из этого мира вышел и гражданство свое имеешь на небесах, хотя телом в мире обращаешься. "
Это очень радует.
св.прав.Иоанн Кронштадтский: "Не забывай, христианин, что ты по крещению, миропомазанию и причислению к Церкви — гражданин неба и Отечества Небесного"
свт.Иоанн Златоуст: "мы – граждане неба, записаны в горнем отечестве"
- совершенно верно! Именно поэтому наши пастыри всё время твердят - читайте жития святых!
"Последнее особенно смехотворно, ведь в нынешних условиях нет ничего, что напоминало бы обстоятельства гонений и казней."
Смехотворен подвиг Евгения Родионова?? Даниила Сысоева??
Я дальше не буду ничего цитировать и говорить, ещё раз обращаюсь к администрации сайта - проверьте статью, если я заблуждаюсь - вправьте мне мозги. Меня статья потрясла. Неужели я так дико заблуждаюсь?
"Но несомненно, что если мы будем следовать логике буквального исполнения на себе обетований Даров Святого Духа, «на полном серьёзе» рассуждать о себе как о верных или святых, рано или поздно «харизматика» вторгнется и внутрь православного сообщества."
- много веков на службах к нам священнослужители обращаются именно как к верным и как к святым. И мы, слава Богу, не стали протестантами.
И вообще - теперь не надо "иметь горе сердца"? Надо червяком ползать и не сметь в небо глаза поднять?
"Но воображать себя вне земных рамок и обусловленностей, носителем какого-то исключительного духовного понимания означало бы выдавать желаемое за действительное и заблуждаться о собственном положении."
- разве мы в самом деле не являемся носителями исключительного духовного понимания? А кто является? Современные политики, которые "не воображают себя вне земных рамок и обусловленностей"?
Святой праведный Иоанн Кронштадтский:Не забывай, христианин, что ты – по крещению, миропомазанию и причислению к Церкви – гражданин Неба и отечества Небесного."
Ефес:2:19 так вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу.
Если Вы, любезный автор, не согласны со Священными Писанием и Преданием и хотите убедить кого-то, что все-таки надо любить гос. границы (земельку), государство (банду разбойников по блаженному Августину и по сути), нацию и прочие не имеющие ничего общего не только с жизнью вечной, но и с нашей реальностью конструкции, то разумно было хотя бы опираться на Священные Писание и Предание. Но дело в том, что не выйдет. Андрей Рогозянский, прекратите спорить со Христом и Его Церковью.