«Небесное гражданство»: не будем самоуверенны

    

«Гражданами Неба», «Небесными человеками» в православной традиции именуют подвижников. У отца Валентина Свенцицкого есть книга «Граждане Неба», в которой он повествует о поездке по отдалённым высокогорным скитам и кельям Кавказа. Не надо говорить, как сильно образ жизни суровых аскетов, носителей умной молитвы, различается с тем, с чем мы обычно имеем дело в миру. И, главное, при всей высоте дарований, пустынножители остаются смиренны. От них нельзя услышать сильных заявлений и высоких оценок своей веры. Как о «Небесных человеках» о них говорят заочно другие.

В данном контексте какой-то чудовищной безвкусицей и профанацией смотрятся мелькающие там и сям в сетевой полемике рассуждения по поводу «гражданства в Небесном Иерусалиме», об обязанности православного христианина идти мимо делений на земные народы и страны, принадлежать единственно к Небесному отечеству и правителем своим считать Иисуса Христа.

Что же требуется, чтобы сегодня сделаться «гражданином Небесного Иерусалима»? Да, в общем, ничего, сущий пустяк – больше самоуверенности. Дюжину цитат из Апостола выучит каждый. Желательно тяготеть к волюнтаризму и резонёрству, любить поучать, проводить закрытый образ жизни и время от времени появляться в СМИ.

Округлая, полемически выигрышная позиция: «за всё хорошее и против всего плохого». Идеальная основа для самореализации и доминирования: «Вы не согласны со мной – следовательно, вы идёте против Писания».

Недопонимание заставляет в последнее время комментаторов переносить понятие «народа святого» на имеющийся круг верующих и на любого из нас. Поверить в это сложно, ведь нам известно слабое и шаткое состояние нашего исповедания. От образа собора праведников Церковь исторически переходит к образу врачебницы, где только отдельные примеры и действия по-настоящему отвечают христианскому идеалу; большинство же ее членов в жизни своей остаются весьма несовершенными и каются.

Не все, далеко не все обетования в Новом Завете могут быть отнесены нами в собственный адрес. «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф.10:8). «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных и здравы будут». (Мк.16: 17–18) «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас» (1 Пет. 2:9). «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20). Этим Бог раскрывает полные силу и высоту христианства, поистине редкостные.

Всё, что написано в Писании, является истиной, но не всё одинаково хорошо вмещается нами. Есть существенное обстоятельство, которое, хотя и не отменяет обетований Нового Завета, делает восприятие таковых непростым. Проходя сквозь испорченную психологию, благое слово отклоняется от первоначального значения и используется человеком для самооправдания и фантазий о себе. Сказано, например: «Имеющие жен должны быть, как неимеющие; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим как не пользующиеся» (1 Кор. 7: 30–31). И сколько раз можно было видеть неумные имитации и пародии по мотивам житий подвижников-мистиков, когда обычный семьянин живущий в условиях современного города, терял интерес к работе, к заботе о доме и детях, а денно и нощно молился и читал «Добротолюбие», ожидая явления Фаворского света!

«Гражданство в Небесном Иерусалиме» – та же имитация, но на темы общественно-политические. Верующих самонадеянно зовут изображать людей духа и подражать в непреклонности мученикам. Последнее особенно смехотворно, ведь в нынешних условиях нет ничего, что напоминало бы обстоятельства гонений и казней. «Небесное гражданство» протекает в комфортной обстановке и не лишено даже некоей эпатажной приятности. С подвигом мучеников оно различается примерно так же, как прыжок с парашютом отличается от прыжка с табурета.

Герменевтика (искусство толкования Священного Писания) состоит как раз в усмотрении разницы между посылами, обращёнными к аудитории, находящейся на разных уровнях представлений о духовной жизни. В христианском понимании практицизм, например, ставится ниже молитвы и аскезы, и всё же он представляет потолок духовности, доступный большинству. Добросовестный труд и несение тягот ближних лучше, чем блажь под предлогами поста и молитвы. Быть патриотом, любить свою Родину, желать ей успехов – также есть несомненно лучшее в сравнении с пребыванием во внепространственно-временном континууме, в «небесно-гражданственных» мечтах о себе.

В конце концов, всегда нужно помнить, что мы в своих изысканиях – не первые и все разделения в христианском мире начинались с буквализма в трактовках текстов Священного Писания. Смешав воедино грешное с праведным (чудеса, обетования, харизмы, разгорячение, самодеятельность, личные амбиции), получаем картину бесчинств в Коринфской общине, которые, как мы помним, с великим трудом удалось остановить апостолу Павлу.

Протестанты «харизматических» течений любят подтверждения и знаки, что «Дары Духа» ими приняты. Они берут в руки змей, могут пить стрихнин и бензин в публичных собраниях (двое пасторов-факиров в США, впрочем, скончались недавно от змеиного яда). Другие говорят на непонятных наречиях, впадают экстаз и «пророчества». Таковы образы, свойственные крайнему протестантизму с приставкой «нео». Но несомненно, что если мы будем следовать логике буквального исполнения на себе обетований Даров Святого Духа, «на полном серьёзе» рассуждать о себе как о верных или святых, рано или поздно «харизматика» вторгнется и внутрь православного сообщества. Если о твоём гражданстве в Небесном Иерусалиме уже твёрдо решено, тогда отчего бы не начать творить чудеса? Притом, что Господь Бог обращается к тебе как к святому, впору ждать любых сенсационных откровений.

В учении о Небесном гражданстве, несомненно, присутствует здравое зерно. Верующий не может возлагать чрезмерного или тем более полного упования на политические проекты – верить, например, в конечное торжество коммунизма или наступление глобалистического рая. Ему чужд восторг от движения маховиков государственной машины и от славословий правителям. Душой своей он всегда пребывает немного не здесь, не от мира сего. Но воображать себя вне земных рамок и обусловленностей, носителем какого-то исключительного духовного понимания означало бы выдавать желаемое за действительное и заблуждаться о собственном положении. Вход на Небеса открывает Страшный Суд, о благой же участи на нём молим и просим и приносим пред человеколюбие Божие сокрушение о своих заблуждениях: Господи, Иисусе Христе, помилуй нас!

Андрей Рогозянский

2 апреля 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Еще раз о любви к земному Отечеству Еще раз о любви к земному Отечеству
Свящ. Димитрий Шишкин
Еще раз о любви к земному Отечеству Еще раз о любви к земному Отечеству
Священник Димитрий Шишкин
Если угодно, земное Отечество – это икона Отечества Небесного, образ, обращаясь к которому, мы устремляем свой внутренний взор к Отечеству Небесному; заботясь о созидании которого, мы заботимся о созидании в себе христианина.
Уранополитизм против православного патриотизма Уранополитизм против православного патриотизма
Тимур Давлетшин
Уранополитизм против православного патриотизма Уранополитизм против православного патриотизма
Тимур Давлетшин
Учение об уранополитизме можно было бы принять как вполне ортодоксальное, если бы при этом патриотизм христианина не объявлялся идолопоклонством.
«Какой бы век ни был на дворе, патриотизм — понятие священное» «Какой бы век ни был на дворе, патриотизм — понятие священное»
Игум. Нектарий (Морозов)
«Какой бы век ни был на дворе, патриотизм — понятие священное» «Какой бы век ни был на дворе, патриотизм — понятие священное»
Сегодня мы беседуем с одним из инициаторов создания «Патриота», настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» игуменом Нектарием (Морозовым) на непростую, но очень важную тему — что такое патриотизм и есть ли для него еще место в жизни нашей страны. Беседуем, поскольку именно сейчас эта тема представляется нам особенно актуальной.
Комментарии
Сергей17 июня 2016, 10:03
Благодарю за статью! когда недавно искал материалы по "уранополитее" как раз так и подумал, как написано в заголовке. Вольно отцу Даниилу было так писать, он-то точно в Царствии небесном. А мы, грешные, "не будем слишком самоуверенными"
Черемшанцева Ольга 6 мая 2015, 18:18
Полностью согласна с предыдущим комментарием.Автор говорит,что сейчас нет условий для мученичества,а только комфорт.Сущая неправда .Мученичество есть и в самой настоящей форме,как в какой-то книге было написано "многие святые отцы хотели бы жить в наше (современное)время,ибо сегодняшние мучения христиан превосходят по силе древнее время,потому что происходят не внешние гонения,но и,гораздо более сильные страдания внутри человека,в душе идет большая борьба с духами злобы.(книга "Благословенно воинство небесное" про трех оптинских новомучеников).
Соборянин10 апреля 2015, 21:18
Священнику Святославу Шевченко,благословите! И НН.- мир вам! Вот говорят: если придут к тебе забирать землю - отдай; если дом - подари. Но если придут забирать твою веру - стой насмерть! Ибо то преходящее,а сие вечно. 70-ти летие Победы в Священной войне и свидетельствует именно об этом! Советская власть,большевизм - преходящие политические формации. И священными быть никак не могут!.. Поэтому проповедь любви и служения земному,без нравственной составляющей веры - есть предательство Христа,Царя царей и Владыки владеющих,управляющего миром. И,возможно неосознанный еще,поклон антихристу. Или как оценить "патриотизм" ИГИЛ,Украины,однополой Америки? Поэтому и свидетельствовано гонение Церкви,ибо содомитско-фараонский "патриотизм" для нее недопустим.
Соборянин10 апреля 2015, 20:47
Господь сказал в Евангелии: ищите прежде Царства Небесного и правды его и все земное,в чем имеете нужду,приложится вам! Большевики заменили это Царство "светлым будущим". Предложив т.о.земные блага украсть. Нету теперь ни СССРа,ни строек его,все пропало. Но главная беда в том,что это связывают с плохим руководством,происками Америки,но совсем не с этой нравственной подменой. Опять ведь все пропадет,если думать только о справедливости к своему желудку! Потом,сказано: нет пророка в своем отечестве! Но дара этого желал своему народу еще пророк Моисей,затем апостол Павел,а в Апокалипсисе он назван свидетельством Иисусовым! В древней Церкви он был очень распространен. Есть и сейчас! Без него нет христианства! Да,может быть коммунистическая идея,но волюнтаризм без благодати Божией обречен,вместе со всеми "достижениями"... Как Египет с фараоном. К тому-же отказ от этого нравственного различия Моисея и фараона(Ленина,Сталина...),приведет и нас к отказу различать женщину от мужчины,свет от тьмы,добро от зла. И мучить будут нас те два пророка,что будут посланы в конце. В нашей среде их-то и обьявят тогда "уранополитами",не радящими о земном,когда Господь уже при дверях! От чего упаси нас Владычица!
Даниил10 апреля 2015, 20:01
Видимо рано я согласился со статьёй, забираю свои слова обратно.
Автор утверждает, что называющие себя уранополитами считают себя уже заживо святыми, и пренебрегают заповедями Божиими о почитании властей и родителей. Уранополит утверждает главенство Божественных законов над земными, примат любви к небесному Отцу и Его небесному Царству над всеми естественными и греховными стремлениями человека. (Из определения со страницы Даниила Сысоева).
Автор утверждает, что считать своим отечеством небо прежде всего небо могут только аскеты и подвижники (что-то в духе, если ты уранополит, тогда иди в горы"
Приведём две цитаты св. Отцов:
"Что суть Христиане в мире сем.
Истинные Христиане в мире сем живут так, как путники, странники и пришельцы, и в всегда к небесному Отечеству верою и душевными очами взирают, и тое достигнуть тщаться..." (свт. Тихон Задонский. Наставление о собственных всякого христианина должностях)
"Пришлец я есть на земле — эту мысль всякий должен носить в сердце своём; не имею здесь пребывающего града, но грядущего взыскую; отечество моё не здесь: тут я случайно, на время, странник..." (свт. Феофан Затворник Псалом Давида 118, толкование беседовательное)
Обращаю ваше внимание на то, что цитаты подобраны святых, которые писали труды больше для мирян, и данные труды обращены ко всякому христианину
Владимир10 апреля 2015, 06:17
Очень хорошая статья,я бы наверное добавил сравнение любовь к родине (отчизне не даром такое название) как любовь к родителям вспомните как по библи мы должны относиться к родителям так же и к родине должны. Конечно есть страшные моменты когда сородники могут встать против бога и тогда нужно отринуться от них как сказанно в Евангелие но не переставать их любить и молиться о них. Так же и с родиной. Любовь к родине так же не должна быть показной и пафосной как и любая другая любовь,она открывается в поступках. ps прошу прощения за мою костноязычность.
Владислав10 апреля 2015, 03:18
Андрею и всем, кто переживал, что ничего нет от святых отцов:

«Начало здравия души человеческой есть видение своих грехов бесчисленными, как песок морской.»
Пётр Дамаскин

«Первейшим деланием христианина, которое не имеет окончания пока человек живёт земной жизнью, является покаяние.»
Пётр Дамаскин

«Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою.»
Макарий Великий (утренняя молитва)

«Поверьте братья, я буду ввержен туда, куда будет ввержен сатана!..»
Пимен Великий

Сисой Великий перед смертью умолял дать ему время на покаяние. Когда отцы говорили «Тебе ли каяться, отче?!», он отвечал «Поверьте братия, - не знаю, положил ли я хоть начало покаянию своему».

То, как к нам иногда обращаются священники - это одно. Главное, кем и где мы себя видим. А такое ощущение, что некоторые находясь здесь свято уверены, что билет Туда им уже обеспечен...
Надо бы не забывать, что сказал Христос: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.»

Статья отлично сбалансирована.
Спаси, Господи!
Andrey 5 апреля 2015, 12:01
Прочел и статью и комментарии к ней. Статья конечно заставляет задуматься. В чем то автор конечно прав, в чем то, наверное нет. Во всяком случае, редакция сайта разместила ее, наверное не зря. А уж судя по комментариям, то обвинить редакцию в недемократичности точно нельзя.
Все таки отвечу на комментарий Karl Franko:
"Если Вы, любезный автор, не согласны со Священными Писанием и Преданием и хотите убедить кого-то, что все-таки надо любить гос. границы (земельку), государство (банду разбойников по блаженному Августину и по сути), нацию и прочие не имеющие ничего общего не только с жизнью вечной, но и с нашей реальностью конструкции, то разумно было хотя бы опираться на Священные Писание и Предание. Но дело в том, что не выйдет"

Все таки, на мой взгляд, автор вовсе не это ставил целью, при написании статьи.
Ирина Рюрик 5 апреля 2015, 11:34
Как хорошо уранополитам рассуждать о "любви" к небесному Отечеству, живя в земном Отечестве, свобода которого была оплачена кровью прадедов, которые одинаково любили Отечество Небесное и Отечество земное и не видели разницы между ними. Как глупы, с точки зрения уранополитов, Александр Пересвет и Родион Ослябя, св. Владимир Мономах и св. Александр Невский, а также миллионы православных, которые не жалея себя защищали Отечество земное. Особенно противно читать их комментарии в придверье нашей Великой Победы. Ведь все они живут сейчас благодаря тем девятнадцатилетним и двадцатилетним парням, которые 22 июня 1941 года героически встали на защиту Отечества земного и которые вынесли на своих плечах все тяготы войны. Читая комментарии сторонников уранополитизма, создается впечатление, что общаешься с сектантами, у них есть одна общая черта – выдергивать слова из контекста, искажать смысл сказанного Святыми или написанного в Святом Писании и тем самым оправдывать свои взгляды. Всегда удивлялась такому, с позволения сказать, «таланту».
Олег 5 апреля 2015, 08:29
«НЕБЕСНОЕ ГРАЖДАНСТВО» - это и есть фарисейство, на которое указывал Господь.
Ника 4 апреля 2015, 23:11
Если "патриотизм" и "любовь к Отечеству" на проверку оказываются ненавистью к целому ряду других людей по надуманному национальному признаку - это будет похуже "самодовольно-эвфемерных" "граждан Небесного отечества".

Кроме того, люди, пропагандирующие идею уранополитизма, могут и сами понимать, что ещё не доросли, что ещё не всё насчёт них решено. Что прыгают с табуретки. Но прыгают они не просто так - тренируются. У таких людей поле зрения сосредоточено на Небесном отечестве. Сосредотачиваться же на национальных идеях - суетная затея, мирская. Быть хорошим гражданином Отечества земного - значит, вести себя добросовестно и чисто, как и приличествует христианину. И этого довольно.
НН 4 апреля 2015, 22:06
Валерий Иванов:
..."Стакан (государство) можно залить водой из болота (коммунистическая идея), которая по атому вроде бы православная, но структура и свойства её - другие. Можно ли пить такую воду, можно ли на ней взрастить цветы неувядаемые для садов горних? И не понадобиться ли эту воду - для очищения - переливать не единожды из одного сосуда в другой. И стоит ли воду - очищенную - снова заливать в тот же треснувший от перепадов температур стакан?"

Водой из болота, говорите? А соляную кислоту не хотите? в виде капитализма,олигархии и общества потребления?
Поговорите со священниками, которые служат у Престола около и более 30 лет. Они вам скажут, какие цветы вырастали в то время и какой чертополох "колосится" сейчас. Согласна и всегда говорила и писала о том, что никакой общественно-политический строй на ВЕРУ не влияет (если, конечно, она есть), а на моральный облик и ЦЕННОСТИ народа - ещё как! Перестаньте читать и слушать сванидзев, почитайте и послушайте ИСТОРИКОВ, 40-ка летних, например^ Пыхалов, Иринчеев, Кондрашин; постарше - Мельтюхов, Авдеев, Колпакиди, Прудников,Сьянова... А то эти чубайсы с карацубами да млечиными настолько мозги заморочили, что уже белое от черного отличить не можем. Не хватает только по Солженицину историю учить... Стыдно! Простите!
Валерий Иванов 4 апреля 2015, 10:15
Спаси Господи! Такие статьи, как порошок стиральный, помогают очиститься от всякой прилипчивой зауми (простите за неудачное сравнение). Не со всеми мыслями автора согласен, но это скорее от моего личного несовершенства и недообразованности. Хотел бы задать такой вопрос: "Почему наш патриотизм, наша зацикленность на "Patria o Muerte" зачастую приводит к обожествлению таких слуг сатаны как "великий вождь-победитель" С..?". Стакан (государство) можно залить водой из болота (коммунистическая идея), которая по атому вроде бы православная, но структура и свойства её - другие. Можно ли пить такую воду, можно ли на ней взрастить цветы неувядаемые для садов горних? И не понадобиться ли эту воду - для очищения - переливать не единожды из одного сосуда в другой. И стоит ли воду - очищенную - снова заливать в тот же треснувший от перепадов температур стакан?
СП 3 апреля 2015, 22:07
Евгению [2015-04-03 15:45]

Вы сами пишите, что любовь к земному отечеству - это душевное, а не духовное.

Но надо знать, духовное -- это то, что от Духа Святого, а душевное -- от грехопадшей человеческой природы.
Любовь к земному отечеству -- это от мiра сего, это гордость житейская.

Сам Христос говорит про настоящих Своих учеников: "Они не от мiра, как и Я не от мiра." [от Иоанна 17, 16]

"Не любите мiра, ни того, что в мiре: кто любит мiр, в том нет любви Отчей.
Ибо всё, что в мiре: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мiра сего."
[Первое Иоанна 2, 15-16]

Наталия 3 апреля 2015, 21:57
"Тысяченачальник подошел к Павлу и спросил: «Ты римский гражданин?»
-Да, -отвечал Павел.
— Я за большие деньги приобрел это гражданство, — сказал тысяченачальник.
«А я, -отвечал Павел, — и родился в нем»" (28). (Деяния апостолов, XXII, 24—30).
НН 3 апреля 2015, 19:25
Андрей:
"Лариса Воронина:
Проблемные темы стали поднимать.
Это очень радует."
..."Вас что радует? Скандал? Неужели до этой статьи, никакие больше Вас не радовали? Подумайте, почему Вы радуетесь скандалу. Подумайте, что на сей момент, ни одного, кроме Вашего, позитивного отклика на статью нет. Никто не радуется".

"Типичная полемика" - приписать человеку то, чего он не писал/не говорил - да и гневно обличить...
Неплохо бы бало Вам, АНДРЕЙ, задуматься над тем, почему у Вас столько агрессии и как Вам с ней бороться. Да и научиться читать то, что написано... не приписывать человеку своих мыслей. И не лезть поперёд батьки в пекло.
Евгений 3 апреля 2015, 15:02
Святитель Филарет Московский: «Худой гражданин земного отечества и небесного недостоин».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».
Евгений 3 апреля 2015, 14:49
Продолжение...

Именно Православная Церковь всегда воспитывала любовь к Отечеству. Как можно вырасти в меру небесного гражданства, кося от армии, от обязанностей по работе, по семье, обязанностей гражданина?!

Само слово "отечество" тоже библейское. Везде где святые говорят о любви к Небесам, они не уничтожают земную иерархию. Святитель Григорий Богослов, на которого уранополиты любят ссылаться, в другом месте хвалит службу земному Отечеству. Противоречия в нормальном неискаженном сознании быть не должно. Оно есть только вследствие подмены смыслов, характерной для эпохи постмодерна. Уранополитизм - это большая духовная подмена. Земная наша жизнь - это преддверие небес или ада. И здесь, на земле, в Церкви мы учимся любить.
Евгений 3 апреля 2015, 14:48
Продолжение...

Отречение действильно есть в монашестве, но до такого отречения надо дорастать. Монашеское отречение - свидетельство возросшей любви, возросшей до меры отказа ради тех, от кого и от чего отказывается монах, чтобы молиться за них, за то же Отечество и дать им гораздо больше, чем прежде. А нам предлагается сделать это по методичке у метро. Раз - и ты уже гражданин неба. Да, не нужно об этом забывать, что мы граждане неба. Но пока еще мы живем здесь и здесь должны возрастать в любви. Такое ощущение, что нам предлагают гнушаться земным.

Давайте теперь все уйдем из армии, флота, из госучреждений, из институтов и будем работать все дворниками при храме. Да, это тоже духовный путь, но каждому свое. Каждый должен быть Христианином на своем месте и делать то, что ему вверено Богом. Уранополитизм как он есть - это порождение клипового сознания постмодерна. Ссылки на святых, выхваченные то там, то сям, не помогут. Все же видно, как на ладони.
р.Б. Александр 3 апреля 2015, 14:47
Если то что видите не любите, как можете любить то что не видите? Если земное Отечество(родину отцов, дедов бывших гражданами этого Отечества) ненавидите, как можете небесное Отечество любить? Любовь она или есть или её нет, любить надо всех и всё, кроме греха, но ведь Отечество не грех, как же его не любить?
Евгений 3 апреля 2015, 14:45
Поддерживаю о.Святослава и всех, высказывающихся в пользу любви к земному Отечеству. Ведь как передергивают нас: "земелька", госаппарат. А что, того же нотариуса в ЖЭКе уже любить не надо по-христиански? Откуда такая синтетика и манихейство? Не надо искажать.

Когда кто-то хочет критиковать Церковь, то говорит, что он критикует "аппарат РПЦ МП". Вот здесь то же самое. Нам говорят: где в Библии написано, что надо любить госаппарат, Думу и пр.? Вспомним Александра Матросова, Зою Космодемьянскую. Они за что жизнь отдали свою?

Как говорил о.Рафаил (Карелин)


любовь к небесному Отечеству - это духовная категория, а к земному - душевная. Любовь к земному Отечеству связана с заповедью о почитании родителей. Вот верная иерархия.
Lybov Bandurina 3 апреля 2015, 00:53
Статья очень хорошая. Автор, видимо, писал ее в ответ на "радикальный" уранополитизм, который не проповедовал священник Даниил Сысоев. Его идея уранополитизма, как -бы выдернута некоторыми его последователями из контекста, и порою, доведена до абсурда. Вот о чем писал батюшка Даниил: "Одной из самых страшных проблем, возникших в Церкви начиная с 19 века является проникновение в Нее светских идей национализма и национального патриотизма, которые сеют вражду между братьями-христианами, порождают многочисленные расколы и ереси." Но вовсе не для того, что б землю Господню данную нам в удел не любить. Мы должны любить земное отечество, как послушание, непрестанно помня, что ждет нас лучшее гражданство.
Вячеслав Ф. 3 апреля 2015, 00:46
Автор пишет:

"Что же требуется, чтобы сегодня сделаться «гражданином Небесного Иерусалима»? Да, в общем, ничего, сущий пустяк – больше самоуверенности. Дюжину цитат из Апостола выучит каждый. Желательно тяготеть к волюнтаризму и резонёрству, любить поучать, проводить закрытый образ жизни и время от времени появляться в СМИ."

А вот как на самом деле:

Праведный Иоанн Кронштадтский. Не забывай, христианин, что ты по крещению, миропомазанию и причислению к Церкви - гражданин неба и отечества небесного, куда Предтечею вошел наш Искупитель Христос Бог, Матерь Божия и все святые, ветхозаветные и новозаветные. Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2, 19).
Православный 2 апреля 2015, 23:56
> свящ. Святослав Шевченко:
> А мне вот эта цитата свт. Феофана Затворника нравится:

свт.Феофан Затворник:

"на Небесах наше отечество, а здесь — гостиница; не люби же однодневной гостиницы, ибо перестанешь стремиться к Небесному отечеству"

"Пришлец я на земле – эту мысль всякий должен носить в сердце своем; не имею здесь пребывающего града, но грядущего взыскую; отечество мое не здесь: тут я случайно, на время, странник."

о.Святослав, а эти цитаты свт.Феофана Затворника вам нравятся?



Даниил 2 апреля 2015, 23:20
Приношу свои извинения Автору. Выдернул цитату из контекста.
"Всё, что написано в Писании, является истиной, но не всё одинаково хорошо вмещается нами". Со статьёй согласен.
Даниил 2 апреля 2015, 22:02
Уважаемый Андрей, больше всего впечатлило вот это высказывание: "Не все, далеко не все обетования в Новом Завете могут быть отнесены нами в собственный адрес." А кто будет решать, какие обетования в наш адрес, а какие не в наш? А может с вашей посылки вообще такие обетования убрать, Писание подправить, ну, чтобы соблазна у людей не было? Глядите, как опасно ходите! У Бога все обетования не ложны, и если мы до них не дотягиваем, то они всё-равно обращены именно к нам с вами, и это страшно!
свящ. Святослав Шевченко
"Служа Отечеству, служим Богу" как раз в пользу уранополитизма.
Мы даже Отечеству служим не ради Отечества, но ради Бога. Патриот служит отечеству, чтобы получить награду здесь, а уранополит - прежде всего, там. Это по определению. Если вы вкладываете другой смысл в эти слова, то корень разногласий именно в разном их понимании.
2 апреля 2015, 21:56
Великий пост на дворе.
Видимо именно поэтому поднялся накой шквал скандалный на тему совершенно верной по сути статьи.
Первый же пост поражает тем, как точно автор указал на проблемы сектантов - уранополитов.
Karl Franko: "что все-таки надо любить гос. границы (земельку), государство (банду разбойников по блаженному Августину и по сути)"

Государство - это все мы.
Христос это ЛЮБОВЬ.

Вот уж воистину "Всё, что написано в Писании, является истиной, но не всё одинаково хорошо вмещается нами."(с)
Спасибо Андрею Рогозянскому за статью.


Павел 2 апреля 2015, 21:35
Церковь стирает границы стран и национальностей. Иначе православные жители США, Японии, России, Украины, Грузии будут видеть друг в друге врагов. И это иногда происходит, к сожалению.
Если мы будем стремиться к торжеству Церкви православной, то это будет полезно не только отдельной стране, но всему миру. А когда мы стремимся к торжеству своей страны, то это приводит зачастую к диким последствиям. Великий СССР, гонящий верующих людей. Великая японская империя, где угнетали подчиненные народы. Великие США, которые по всему миру продвигают половые извращения, Китай, где христианство под полузапретом и т.п.
Люлька Александр 2 апреля 2015, 21:29
Отцу Святославу Шевченко

Прекрасная цитата Свт. Феофана, только требует она важного уточнения, ВСЕГДА ЛИ служа отечеству земному, мы тем самым служим Богу?
Михаил 2 апреля 2015, 21:07
Согласен с автором только в одном, что гражданами неба, именовать сами себя мы не имеем права, это самоуверенно, да. Но в остальном, не соглашусь.
Jakov Ri 2 апреля 2015, 20:52
Отличная статья. Всё строго, логично, понятно. Мне. Молодец, автор.

Андрей (комментатор), простите, мне видится что вы не видите общую картину и логику, совершая ту самую ошибку о которой говорит ваш тезка-автор. Но впрочем может стоит вас спросить: что именно собственно вызывает у вас такой протест и неприятие?
СП 2 апреля 2015, 20:15

свящ.Святославу

Спасение только в Церкви, а не в монархии или в государстве. Для спасения никакая монархия или государство не нужны. Христос создал свою Церковь, и никаких государств Он не создавал.
А то, что на Небе - Царство, так там Царство Бога, а не человеков, которые все на земле находятся в грехопадшем состоянии.
Религиозный монархизм - это подмена Христа. Латиняне подменяют Христа папой, монархисты подменяют Христа царём. Истинный Царь - Христос. Истинный Помазанник - Христос.

Как возникла монархия у верующего народа, и то , что монархия НЕ имеет никакого одобрения у Бога, подробно описано в Книге Первая Царств глава 8 (стихи 4-8,17-20), глава 10 (стихи 17-19).

Христианин может быть патриотом только Царства Небесного, где правит Бог, а не грехопадшие человеки. Церковь Христова -- вселенская, кафолическая, и это догмат из Символа Веры. Православные христиане всех стран -- едины во Христе, и это единство выше любых границ, придуманных людьми.

НН 2 апреля 2015, 19:54
Статья хорошая, подталкивает к размышлениям... А результат размышлений зависит от духовного уровня того, кто пытается размышлять. Но, как говорится, можно к бабке не ходя, сказать: либералам и кочетковцам она не понравится, а ортодоксы и патриоты - согласятся. Послушайте и почитайте нашего Патриарха - он часто и однозначно говорит о любви и необходимости защиты именно земного Отечества. А те, кто уже в данный момент считает себя Гражданами Неба - сектанты. Конечно, со св. и пр. Иоанном Кронштадским не поспоришь, как и с тем, что дворяне дворянами тоже были от рождения(как правило, но были и исключения). Но чем закончили те дворяне, живя беспутно, транжиря деньги, тратя время на всяческие увеселения и непотребства, угнетая крестьян и рабочих? Съели их и даже не поперхнулись. А, как известно, без Божией воли ничего не бывает. А шанс-то у них был - от рождения! И себя сохранить, и народ к свету тянуть. Так же можем закончить и мы,- крещённые,воцерковлённые, начитанные, практически неверующие, но называющие себя христианами... Будем верить и жить так, Бог велел, может, и не упустим свой шанс...
Простите!
Павел 2 апреля 2015, 19:32
Разве не здорово стремиться к небесному гражданству? Земля сгорит, родина и нация тоже перестанут существовать, а Вселенская Православная Церковь останется!
свящ. Святослав Шевченко 2 апреля 2015, 18:59
А вот мощный патриотический месседж от святителя Николай Японского:

«Словом, делайте всё, что требует от вас любовь к отечеству. Любовь к отечеству есть святое чувство».
свящ. Святослав Шевченко 2 апреля 2015, 18:55
И вот эта хороша цитатка от святителя Гурия Таврического:

«Но христианин в апостольской заповеди может примечать и другое, гораздо высшее побуждение: это мысль о Боге, о том, что, служа Отечеству, мы служим Господу, и что Господь за верную службу готовит воздаяние… если несть власть, аще не от Бога, то нет такой и должности, нет такой и обязанности, усердное исполнение которых не вменялось бы нам как дело, угодное Самому Богу… Притом за усердную службу Отечеству Господь воздаёт нам вечными благами».
свящ. Святослав Шевченко 2 апреля 2015, 18:49
А мне вот эта цитата свт. Феофана Затворника нравится:

«В самом деле, братья, когда в дни царские мы собираемся в храмы Божии, в коих обыкновенно служим Богу Истинному, «творити молитвы, моления, прошения, благодарения» (1 Тим. 2, 1) за Царя и царство, то сим исповедуем не только то, что Вышний владеет царством человеческим и, куда хочет, направляет его, но и то, что, служа отечеству, мы сим самым служим Богу. Как же приходит некоторым на мысль, будто между сими служениями нет союза и будто посвятивший себя одному неизбежно оставит и забудет другое?».

Слышите? Служа отечеству, мы сим самым служим Богу. О как!
Антоний Дулевич 2 апреля 2015, 18:39
То, что в этой статье нет ни одной (!!) святоотеческой цитаты говорит лишь о том, что автор пытается оправдать свою привязанность к земельному участку.
К тому же, это указывает ещё и на проблемы автора с догматикой. Праведный Иоанн Кронштадский писал "Не забывай, христианин, что ты по крещению, миропомазанию и причислению к Церкви — гражданин неба и Отечества Небесного" потому, что спасение (и прописка Небесном Иерусалиме с занесением имени в книгу жизни) даётся нам в Крещении даром, лишь за счёт Крестной Жертвы Спасителя. Другое дело, что эту прописку можно потерять, ведя нерадивую жизнь. Но отвергать прижизненное причисление к граду Небесному - значит быть несогласным со святым Апостолом Павлом, ибо он учит иначе автора этой статьи: "Итак вы уже не чужие и не пришельцы, НО СОГРАЖДАНЕ СВЯТЫМ и свои Богу" (Еф.2:19)
Natalya Danilova 2 апреля 2015, 18:20
Автор, похоже, не замечает гонений на православных в нынешнее время - что на Украине, что в Сирии, что в исламских странах (за редким исключением). А казни современных христиан - не мученичество? А на бытовом уровне насмешки и поношения за веру православную? И, в конце концов, помнить, что мы - граждане Небесного Отечества - не значит благодушествовать и почивать на лаврах - наоборот, каяться и смиряться!
Людмила Сел. 2 апреля 2015, 18:04
Спасибо за статью. Да, во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни мужеска пола, ни женска, ни раба, ни свободного, но тем не менее мы не имеем права пренебрегать земными границами. Пока мы здесь - мы подчиняемся вполне земной иерархии и живем в границах пола, государства и т.д. Перечитывала "Училище благочестия" и обратила внимание, насколько сильно звучит там идея патриотизма. И у Иоанна Златоуста, и у о.Иоанна Кронштадского. за недостатком времени не смогу сейчас привести цитаты, но кто захочет - найдет. Одно дело - перерасти границы, друге дело - отвергнуть их преждевременно.
Олег 2 апреля 2015, 17:45
Андрей не бойтесь думать. Статья хорошая. О классической прелести. Эпатаж и экстрим всегда ее составляющие.
Инна 2 апреля 2015, 17:42
Всегда удивляюсь.когда говорят. что в наше время нет гонений на христиан.Кто такое говорит,далеки от жизни.У язычников в их бедах,всегда будет виноват христианин.Не хочу даже писать примеры.Кого не гонят пусть задумаються почему у них так.
Олег 2 апреля 2015, 15:27
Парни, ругающие статью, обращаюсь к вам. Если вы не выжгите в себе каленым железом "православную" спесь, то, может так случиться, что это сделает Бог. Уйдет жена, дети станут нервными а вы будете грешить так, как себе сейчас не сможете представить. Не устраивайте вокруг себя фарисейский концлагерь.
Священники, раздающие лицензии
на "православную" ненависть, полезны, может быть, лишь бывшим сектантам. Но не нам, обычно начинающим, православным христианам. По себе знаю.
Андрей 2 апреля 2015, 15:00
"Лариса Воронина:
Проблемные темы стали поднимать.
Это очень радует."
- я очень люблю читать статьи на этом сайте. Всегда поучительные, умные, учащие разрешать проблемы, душеполезные, просвещающие и прочее. Я долго искал в Инете православный сайт, где бы так тщательно подходили к подбору материала. Нашел. Этот сайт - единственный. Не без минусиков маленьких, но лучший. И вдруг - напечатали вот это. Проблемная тема? В чём? В том, что возмущение читателей подняла? Вас что радует? Скандал? Неужели до этой статьи, никакие больше Вас не радовали? Подумайте, почему Вы радуетесь скандалу. Подумайте, что на сей момент, ни одного, кроме Вашего, позитивного отклика на статью нет. Никто не радуется.
Лидия Оленина 2 апреля 2015, 14:56
Некоторые люди так и не поняли о чем говорил о.Даниил Сысоев. А он говорил прежде всего о Боге. Патриотизм - это любовь к ближним.Небесное отечество- это наша цель. Господь прошел великие испытания для того чтобы мы вместе с разбойником оказались во Царствие Его. И только милостью Его мы можем там оказаться. Все святые желали скорее разрешиться от земных уз. Они себя считали очень грешными, но желание быть с Господом было очень сильное.Вся надежда только на Господа.ГОСПОДИ,ПОМИЛУЙ И ПРОСТИ. СПАСИ ГОСПОДЬ ВАС ЗА ДУШЕСПАСИТЕЛЬНЫЕ СТАТЬИ!
СП 2 апреля 2015, 14:23

Святитель Тихон Задонский "Сокровище духовное, от мира собираемое", глава 32 "Сев и жатва":

"Положи в своем уме и затверди в своей памяти, что Отечество и дом твой – на небесах.
...
Ты покажешь, что душой, умом и сердцем из этого мира вышел и гражданство свое имеешь на небесах, хотя телом в мире обращаешься. "
Лариса Воронина 2 апреля 2015, 13:52
Проблемные темы стали поднимать.
Это очень радует.
Православный 2 апреля 2015, 13:42
святые Отцы об этом так пишут:

св.прав.Иоанн Кронштадтский: "Не забывай, христианин, что ты по крещению, миропомазанию и причислению к Церкви — гражданин неба и Отечества Небесного"

свт.Иоанн Златоуст: "мы – граждане неба, записаны в горнем отечестве"
Андрей 2 апреля 2015, 13:25
"Верующих самонадеянно зовут изображать людей духа и подражать в непреклонности мученикам."
- совершенно верно! Именно поэтому наши пастыри всё время твердят - читайте жития святых!
"Последнее особенно смехотворно, ведь в нынешних условиях нет ничего, что напоминало бы обстоятельства гонений и казней."
Смехотворен подвиг Евгения Родионова?? Даниила Сысоева??
Я дальше не буду ничего цитировать и говорить, ещё раз обращаюсь к администрации сайта - проверьте статью, если я заблуждаюсь - вправьте мне мозги. Меня статья потрясла. Неужели я так дико заблуждаюсь?
Андрей 2 апреля 2015, 13:24
Я растерялся от этой статьи. Очень прошу редакцию сайта проанализировать её весьма тщательно и вынести свой вердикт.
"Но несомненно, что если мы будем следовать логике буквального исполнения на себе обетований Даров Святого Духа, «на полном серьёзе» рассуждать о себе как о верных или святых, рано или поздно «харизматика» вторгнется и внутрь православного сообщества."
- много веков на службах к нам священнослужители обращаются именно как к верным и как к святым. И мы, слава Богу, не стали протестантами.
И вообще - теперь не надо "иметь горе сердца"? Надо червяком ползать и не сметь в небо глаза поднять?
"Но воображать себя вне земных рамок и обусловленностей, носителем какого-то исключительного духовного понимания означало бы выдавать желаемое за действительное и заблуждаться о собственном положении."
- разве мы в самом деле не являемся носителями исключительного духовного понимания? А кто является? Современные политики, которые "не воображают себя вне земных рамок и обусловленностей"?
Руслан 2 апреля 2015, 12:18
Цитата из статьи:«Гражданами Неба», «Небесными человеками» в православной традиции именуют подвижников."
Святой праведный Иоанн Кронштадтский:Не забывай, христианин, что ты – по крещению, миропомазанию и причислению к Церкви – гражданин Неба и отечества Небесного."
Ефес:2:19 так вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу.
Karl Franko 2 апреля 2015, 11:41
Убогая статья. Спекулировать на этимологии греческого слова "уранополит", когда русское, созданное о. Даниилом, обладает совершенно иной семантикой и даже этимологией (калька с "космополит") - вот настоящая профанация.

Если Вы, любезный автор, не согласны со Священными Писанием и Преданием и хотите убедить кого-то, что все-таки надо любить гос. границы (земельку), государство (банду разбойников по блаженному Августину и по сути), нацию и прочие не имеющие ничего общего не только с жизнью вечной, но и с нашей реальностью конструкции, то разумно было хотя бы опираться на Священные Писание и Предание. Но дело в том, что не выйдет. Андрей Рогозянский, прекратите спорить со Христом и Его Церковью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×