В последнее время всё больше находится охотников отделять Вторую мировую войну от войны Великой Отечественной. И даже спешат нас уверить, что никакой Великой Отечественной войны вовсе не было, а только придумала такое название коммунистическая пропаганда. И что более всего удивительно, говорят это наши бывшие соотечественники, которые еще недавно с сияющими улыбками и флажками в руках ходили на парад Победы и ветеранов поздравляли, а теперь вот, надо же, – с ума сошли. Но ладно, если бы они свои перлы выдавали в кабинете лечащего врача, так нет же – с высоких трибун вещают, и находятся любители послушать и головами покивать, а иные и «зигануть» со слезой ностальгической… И тут уж надо несколько слов сказать, в освежение памяти…
Давайте разберемся, что такое была бы «Вторая мировая война» без нашей Отечественной. А была бы она, я думаю, очень недолгой и позорной по своим последствиям и уж точно не «мировой». Потому что Гитлер быстро оккупировал бы всю Европу, вместе с «непобедимой» Англией, а Америка… Америка начала бы улыбчиво торговаться с Третьим Рейхом, присматриваясь, в чем поиметь выгоду. Как говорится, ничего личного, чистый бизнес… Да в общем-то и ладно, пусть бы так и было, если уж сама Европа того захотела. Но случилось иначе, а именно: фашистская Германия напала на СССР. И вот тогда началась Великая Отечественная война.
Послушайте гимн «Священная война» – и поймете, что такое Отечество и откуда рождается готовность умереть, отстаивая его святыни
И тем, кто не знал или забыл о том, что это такое, предлагаю для начала послушать гимн А. Александрова «Священная война», написанный чуть ли не на следующий день после ее объявления. И даже послушать несколько раз. Попросить врача, чтобы принес в кабинет патефон… Может быть, многое прояснится тогда в головах тех, кто не понимает, что такое Отечество и любовь к нему и откуда рождается готовность умереть, отстаивая его святыни и независимость. Но понятие Отечества еще наполнить надо высоким смыслом и сложить о нем твердое представление. Потому что и те, кто отвергают понятие общего нашего Отечества, тоже трубят о защите родины, и о патриотизме, и об отечестве, только ином каком-то. Но то, что они понимают под этим словом… как бы сказать помягче… для многих попросту неприемлемо и невозможно.
Сейчас всё чаще в западном мире пытаются представить нашу Великую Отечественную войну как драку тарантулов в банке. Вроде как один – это фашизм, а второй – коммунизм. И вывод делают соответствующий: ну что же, что один паук победил другого, всё равно он гад ядовитый и мерзкое насекомое. Жаль только, столько людей полегло. Но времена-то теперь иные, просвещенные, и уж мы-то можем с высоты нашей правильности возвестить «анафему» одинаково как фашизму, так и коммунизму. Ну и прославить либеральную нашу, так сказать, демократию.
Здесь хочется сказать вот о чем. У ученых историков, насколько я знаю, есть одно четкое правило: не подходить к оценке тех или иных исторических периодов, эпох и событий с мерками современности. То есть подходить-то, конечно, можно, только к объективности это не будет иметь никакого отношения. Потому что хоть человек по природе своей и неизменен, но каждая эпоха, каждый исторический период имеют свои особенности и своеобразие. То есть я хочу сказать, что как-то вот в 1945 году не пришло на ум главам стран коалиции не то чтобы поднять вопрос о равноценности фашистской Германии и СССР, но даже и заикнуться об этом. И неплохо бы нынешним «отважным» правдолюбам, если они только претендуют на возвещение правды, а не на «отбивание проплаченных авансов», задуматься, во-первых, почему все те, кому и хотелось бы, может, уравнять фашистскую Германию и СССР, сидели тихо, «помалкивая в тряпочку». А во-вторых, неплохо бы иметь хоть немного деликатности и чутья нравственного, чтобы не судить о кровавых и тяжелейших временах, обстоятельствах и судьбах, условно говоря, сидя в теплом клозете. Это, знаете ли, просто неприлично и выставляет вас в дурном свете. И странно, что это вам – вроде бы воспитанным и образованным людям – надо еще объяснять.
Не коммунистическая идеология вела в бой наш народ, а глубинное чувство попранной справедливости
Итак, скажем ли мы, что фашизм и коммунизм равны? Давайте так… о степенях мы спорить не будем, но признаем, что и та и другая идеология – несомненное зло в очах Божиих. На том и остановимся. Пока. Потому что этот вывод сам по себе важен. А вот делать дальнейшие умозаключения будем мы с большой осторожностью, отделяя «зерна от плевел». Потому что если мы говорим о Великой Отечественной войне, то причиной нападения фашистской Германии на СССР была именно фашистская и нацистская идеология. А вот причиной ответной реакции, если говорить простым языком, была уж точно и даже вовсе не идеология коммунистическая, а глубинное чувство попранной справедливости и отстаивания народом своих святынь. И вот это надо понять ясно и зарубить на носу всем тем, кто хочет уравнять в своей голове фашистскую Германию и СССР.
Да, руководила страной тогда Коммунистическая партия, но воевал народ не за коммунистические идеалы, если брать в общем и в целом, а именно за всё то святое, часто необъяснимое, что составляло и составляет понятие Родины. И смею предположить, что это главное движущее чувство неизменно со времен… уж не знаю, и каких, с тех самых, как впервые русский человек сознательно умер за Русь, и это было совершенно согласно с его духовным и нравственным чувством. Потому что само понятие Родины и Руси совершенно в его сознании стало уже неотъемлемо от понятия святости, веры и вечности.
Наша Великая Победа – это прежде всего победа добра над злом. В этом ее духовный смысл
Так вот, наша Великая Победа – это не победа коммунистической идеологии над нацистской и даже не победа русского оружия над европейским, а это победа добра над злом. И здесь можно сколько угодно всплескивать ручонками и усмехаться и плечиками пожимать, считая нас примитивными и неотесанными простаками. Но вот-таки представьте себе: мы верим и знаем, что существует на свете «да» и «нет», добро и зло, правда и ложь. Знаем и не пытаемся, подобно вам, под видом какой-то там небывалой «объективности» и «многосложности» смешать всё в небывалую, грязную и зловонную жижу, которую вы в каком-то странном самообольщении всё более привыкаете называть правдой. Ваша правда, господа, это серо-буро-малиновый цвет, и вы в безумии своем, не замечаемом даже, гордитесь открытием этого «необыкновенного» цвета как истиной в последней инстанции, добытой вами в кропотливых трудах «объективного» исследования реальности.
Никакие издевательства коммунистического безумия, никакие лагеря и застенки, никакая идеология свирепого безбожия не смогли уничтожить в русском народе его дух, а дух этот рожден был и выпестован столетиями в православной вере, в крайнем и всецелом устремлении к Богу. И всё, что мы знаем в русской истории «побочного», – именно и есть побочное, но никак не главное и не определяющее. И даже морок и соблазн, взявший верх над народом, и омрачение революции – это именно следствие этой всеустремленности, которая как кость поперек горла стояла у врага рода человеческого, так что он, будучи опытным губителем и пользуясь ослаблением духа, сумел нас ввергнуть в соблазн. Это истинно так. Но потому и ввергнул, потому и ополчился с ненавистью, что русский народ устремлен был к Богу.
Но бес и в смуте, возведенной в народе, и в разорении, какого не бывало еще на Руси, не преуспел вполне, потому что по неизреченному Промыслу Божию укусил собственный хвост, когда русский народ познал последствия своего отступления повального от доброй христианской жизни через боль и муку. И многие тогда стали возвращаться и обращаться сердцами к Богу. А многие и не отступали от Него и в мучениях, отойдя в вечность, просияли, подобно звездам, на духовном небосклоне. И вот бес, увидев, что цель его – погубление русской души – не достигнута ничуть, взвился пуще прежнего и ввергнул другой народ в иную прелесть – национал-социалистическую. И может быть, даже только с той целью, чтобы уничтожить окончательно православный народ, стереть его с лица земли. Так что и коммунизм, и фашизм – всё это суть дело рук одного беса, и цель у него одна – погубить православную Русь, истребить истину. Но если соблазну коммунизма народ поддался по грехам своим, по ослаблению всеобщему в вере и жизни христианской, то последующие страдания, как от репрессий собственных властей, так и от фашистской агрессии, огнем опалив, избавило золото русской души от многого наносного и сорного.
Бес хитер и коварен и многоопытен, но он слеп (потому что злоба делает слепым) и в своем расчете на жестокую силу, в расчете стереть с лица земли православный народ – посрамился, потому что… и вот тут удивительное дело: под красными знаменами с серпом и молотом, со звездами на фуражках – поднялся всё тот же русский православный народ, что живет столетия и в скорбях оживает духом. И с этим народом действительно был Бог. Вот это надо понять всем тем, кто пытается «замарать» и «замазать» нашу Победу, кто пытается нашему восстанию против зла присвоить статус идеологической борьбы коммунизма с фашизмом. Больше того, можно даже сказать, что Победа в Великой Отечественной войне была предтечей победы русского духа над коммунизмом. Не случайно именно во время войны начался подъем духовный и нравственный и церковный на Руси – как следствие и естественное проявление подъема духовного.
Всё поменялось тогда, преобразилось в духе, и красный цвет знамен перестал быть кровью павших революционеров, но кровью Христа, пролитой за наши грехи; серп и молот перестали быть символами гегемонии угнетенных классов, но символами мирного, созидательного труда, даже звезды сами – стали символом праведников, просиявших, подобно звездам. Вот что делает Дух, он и советские символы лишает их лживого смысла и употребляет на служение истине. Но это возможно только в минуты крайних испытаний, в минуты высочайшего прорыва духа, в минуты святой самоотверженности, и именно такими были те великие, огненные годы для наших дедов и прадедов. Вот почему символы той Победы для них не символы торжества коммунизма, а символы победы добра над злом, и не «просвещенному» скудоумию пытаться это понять, а уж тем более опорочить и опровергнуть эту высшую правду. Это право – видеть иначе – наши ветераны заслужили своей кровью и твердым стоянием в истине. И даже если кто-то не видит той чистоты и святости, которая видится им в боевых знаменах гвардейских частей, это не значит, что этой святости нет. Просто страдальцы за правду видят ее там, где глаз ленивого обывателя видит только идеологию и приметы безбожного строя.
Принимая символы победы – красное знамя и звезды – как память войны, мы решительно отвергаем их как выражение разрушительной идеологии коммунизма
И мы, почитая память и хранение символов Победы нашими стариками, говорим и будем говорить, что в ту войну эти символы обрели иное значение. И мы чтим их именно в этом смысле, но никак не в первоначальном, который отвергаем и стремимся всемерно изжить. Вот что значит отделять «зерна от плевел» даже и в отношении советских символов. И то, что принимается нами как память Великой Отечественной войны, великих жертв и Великой Победы, – те же самые символы решительно отвергаются нами, когда они становятся опять носителями безбожной, глупой и разрушительной идеологии коммунизма. Вот это надо понять как внешним нашим врагам, так и внутренним, тайным, которые пытаются снова «примазаться» к знаменам Победы со своей позорной и прогнившей идеологией. Да не будет этого!
Еще об одном символе Победы надо, конечно, сказать. Это Георгиевская ленточка, само название которой отсылает нас молитвенно к святому великомученику Георгию Победоносцу, небесному покровителю всех, кто борется со злом. А борьба эта, прежде всего, направлена не против «плоти и крови», то есть не против людей, но против «мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6: 12), то есть против сил зла, которые действуют в нас главным образом посредством греха. И если мы хотим быть достойными наследниками наших славных предков, то лучшее, что мы можем сделать, – это, прикрепив на грудь Георгиевскую ленту, быть строже и внимательнее к себе и с Божией помощью противостоять греху, исполняя последовательно и сознательно заповеди Христовы. И тогда мы, несомненно, будем причастниками действительной Победы над злом.
Наше будущее – это не красные знамена, не серп и молот, не звезда, не коммунистический бред, а святая православная вера, Честный крест, Святая Церковь, всецелое упование на Бога и жизнь в согласии с Его заповедями. Вот на этом твердом фундаменте будем строить свою жизнь с внимательностью и трезвением, утрата которых и лишила нас некогда этой незыблемой и единственно надежной опоры. И пусть всё случившееся с нами в страшном и огненном XX веке послужит добрым уроком, главная суть которого вот в чем: без Бога невозможно создать ничего доброго, и в служении Ему нужно нам бодрствовать и молиться, чтобы не впасть в тот или иной соблазн. А таковых еще немало на свете, и о них мы будем говорить открыто и прямо, дабы избежать тех страшных последствий отпадения от Бога, которые пережило и продолжает переживать в безумии своем отказавшееся от истины «прогрессивное человечество».
И вот что хочется сказать еще западным и прозападным умникам: вы не понимаете и не чувствуете силу и значение Победы в Великой Отечественной войне для русского человека? Ну и не надо. Есть такое слово: не дано! Вот на том и остановитесь. Но именно остановитесь. Не нарывайтесь на грубость, на выяснение отношений. Не надо… Просто скажите себе: да, нам непонятно значение для русских Великой Отечественной войны и Победы в ней. Непонятно. Но поскольку для русских это очень и очень важно, то лучше эту тему вовсе не трогать.
И, сказав себе так, милостивые дамы и господа, окажите любезность: не лезьте в наши дела со своими сентенциями и не рассматривайте наши святыни через свой евроатлантический пердимонокль. Научитесь тому, о чем вы трубите всему миру, а именно – уважать чужое мнение, а уж тем паче относиться почтительно к чужим святыням, даже если вы не дозрели до способности их понимания и чувствования. И вот тогда, видя ваше доброе расположение, действительную деликатность и подлинную культуру, русские будут с уважением относиться и к вам и строить с вами действительно добрые, партнерские и взаимовыгодные отношения.
Во главе русской жизни, при всей ее сложности и неоднозначности, всегда стоял, стоит и будет стоять Господь
Я допускаю, что всё это трудно принять тем, кто и доселе не понимает и боится России. Но принять придется, поскольку это правда, а с правдой лучше не спорить. Потому что тот, кто об нее споткнется, – расшибет себе лоб, а на кого она обрушится – того раздавит. И, да, я именно и только потому привел этот парафраз, чтобы никто из нынешних «скептиков» не сомневался, что во главе русской жизни, при всей ее сложности и неоднозначности, всегда стоял, стоит и будет стоять Господь, раз и навсегда победивший смерть, ад и само зло. И наша Победа в Великой Отечественной войне есть отголосок и отсвет Той единственной и Главной Победы, в которую мы верим, к которой стремимся и причастниками которой хотим быть больше всего на свете.
Позже пересмотрела точку зрения после беседы с батюшкой.
Обратите внимание на слова многих православных молитв, в которых мы просим избавить нас от огня вечного.
Так что действительно осторожнее нужно быть с символами...
Мне встречались мнения,что дескать "победили мы без всякого Бога"... Мол,коммунизм и Сталин - "вдохновители победы"... Но верующие-то знают,что Бог и из камней может воздвигнуть вдохновителей! Поэтому необходимо всемерное документальное подтверждение истины о том,что в окопах атеистов не бывает.
"А разве не нося георгиевскую ленту нельзя помнить о победе?"
Да можно. Только иногда наступает момент в нашей жизни, когда надо показать, с кем ты, и что это ПРАЗДНИК ПОБЕДЫ, а не панихида по погибшим. День ПАМЯТИ ПОГИБШИХ - 22 июня. (Поэтому в храме сначала отслужили благодарственный молебен, а потом уж панихиду). И Бессмертный полк - это УЧАСТНИКИ ПАРАДА, продолжение его!
Ведь многие "болотники" тоже празнуют Победу, и в Киеве праздновали, только под знаком красного мака. Т.е. показав, что это в бОльшей степени победа Европы и отдельно Украины, а не Советского Союза. Я с этим категорически не согласна!
Для меня (извините, повторюсь):
"Символ Победы - Красное знамя. А Георгиевская ленточка здесь и сейчас в моём понимании приобрела именно ПАТРИОТИЧЕСКОЕ значение и ИДЕНТИФИКАТОРА - СВОЙ!"
Простите! А Вы, конечно, в праве решать сам, как поступать.
А разве не нося георгиевскую ленту нельзя помнить о победе?
Наши деды и отцы с матерями испили такую чашу этого лекарства, чтобы оно действовало и на последующие поколения.
И болезнь и лекарство не являются ли действием Божием для нас?..
Склоняю голову, перед нашей Церковью, перед нашим Священством, вставшим в очередной раз на защиту наших национальных Святынь. У меня не возникает, абослютно никакого сомнения, что наша. Победа, это наша национальная Святыня. Это символ искупления нашим народом, своего греха. Это символ Прощения Господом своего народа православного.
Еще раз спасибо. С праздником Победы. И Христос Воскресе, православные.
Отец Дмитрий! Низкий поклон за ЭТУ статью!
Вы написали ТО и ТАК, как я чувствую и думаю. Ни одного слова не выбросить!
"Сейчас всё чаще в западном мире пытаются представить нашу Великую Отечественную войну как драку тарантулов в банке. Вроде как один – это фашизм, а второй – коммунизм. И вывод делают соответствующий: ну что же, что один паук победил другого, всё равно он гад ядовитый и мерзкое насекомое."
Вот именно этим "западенцам", где бы они не жили, вы как следует дали по носу! Благодарю вас!!
Помоги нам Бог пройти этот путь, не оставляй нас на нашем пути, прости нам грехи наши великие и дай нам сил любить.
..."И мы, почитая память и хранение символов Победы нашими стариками, говорим и будем говорить, что в ту войну эти символы обрели иное значение. И мы чтим их именно в этом смысле, но никак не в первоначальном, который отвергаем и стремимся всемерно изжить"...
Мне кажется, батюшка делает ошибку, от которой предостерегал: оценивать прошлое с позиций настоящего.
Приведу слова дорогого владыки Алексия (Фролова, Царствие ему небесное!):
"Да, история есть отражение духовной реальности. Для современного человека звучит странно, неожиданно и даже неловко, но творческая сила и мощь, преодолевающая все нестроения, разделения и соблазны, есть именно в послушании. В послушании Богу"...
Духовная реальность тогда была такой, какой была; символы означали ровно то, что означали; власть былв от Бога (другой не бывает!). И народ наш, слушаясь власть, послушался Богу. С тем и победили. Под Красным знаменем, серпом и молотом. И не надо этого стыдиться! Так было!
И ещё слова владыки":
"Анализ ошибок, уроков и заветов прошлого – когда жестокого, когда вдохновляющего – не должен нас смущать, но должен приводить к выводам, к изменению самих себя и, в конечном итоге, способности оправдать прошлое в подвиге нынешнего свидетельства, творчества, созидания и движения вперед. Потому что это не чье-то, это наше прошлое".
Обязан помнить каждый и в сердце сохранить навсегда
тот Подвиг величайший и сквозь года потомкам нести
какой ценой свободны деревни, сёла и города.
Лишь с памятью об этом нам никогда не сбиться с пути!
Слава Богу!
раб Божий иоанн
На призывном пункте в первые дни войны один "деятель", увидев нательный крест моего дедушки Николая, вцепился в него со словами: "Ты что, против советской власти?!" Мой дедушка, беспартийный крестьянин, резко отвёл его руку: "Я за Родину".
Дед с верой в Бога прошёл всю войну.
Воевал на Курской Дуге, под Сталинградом.
Были тяжелые ранения, но вернулся живой.
С ДНЁМ ПОБЕДЫ!
Отец Димитрий, спаси Господи!
Такая ясная, твёрдая правда в Вашей статье.
Крепкий отпор нехристям от истинного воина Христова!
Про символы Победы - спасибо, прояснили то, что примерно так ощущалось, но не вполне получалось уложить в сознании.
Святой Георгий Победоносец, святой царь Николай, все святые, молите Бога о нас!
Упокой, Господи, души всех усопших за Веру и Отечество!
Я пишу, потому что, вижу, Вы читаете отзывы:
Святое дело - воспитать паству (и народ), но я думаю, надо более христиаскими вещами, без земными приправами. Я подчеркиваю: приправами,а не "пищей".
Пища пправильная.
Я-За.
А то, не окрепшие верующие совмещают земную гордость и высокомерие Победы с ПРАВОСЛАВЕЕМ.
Отсюда и исторические "отступления "
Спасибо
Тем не менее патриотам условно говоря красным и православным, стоит взглянуть друг на друга иначе. Времена уже иные, нет боле места антагонизму в нашем Отечестве. Нас должна объединить великая победа. Пусть не всех и не сразу, но большинство. Мы все нужны Отечеству.
руководство Союза Веру Православную. На Боге и на вере в него строитсявсе лучшее...
Спасибо!
Вот бы ещё перевести и на другие языки.
"Какой ужас Вы, отец Димитрий, пишете! Если Вы священник.Я простая православная прихожанка, мои деды и бабушки воевали, партизанили, на заводах работали. Но никто не додумался уравнять звезду с крестом! Что это? Может Вы и Ленина приравняете к святым?
Простите меня все, я плачу".
Христос Воскресе! Не надо плакать, тем более что никто не уравнивал звезду с крестом. Это невозможно и не нужно. Речь идёт о другом. О том, что символы Великой Победы священны. Вот и всё. Не расстраивайтесь, пожалуйста. С Праздником Вас!
Насчет истинного коммунизма лучше всего выразился отец Павел Флоренский, расстрелянный в 1937 году: "идея общежития, как совместного жития в полной любви, единомыслии и экономическом единстве,— назовется ли она по-гречески киновией или по-латыни — коммунизмом, всегда столь близкая русской душе и сияющая в ней, как вожделеннейшая заповедь жизни,— была водружена и воплощена в Троице-Сергиевской Лавре Преподобным Сергием.". Именно о таком коммунизме мечтали и строили его тогда обычные советские люди - общежитие в мире, любви и согласии.
"Марксистский коммунизм как самая радикальная богоборческая идеология атеистичен и материалистичен по существу, последовательно и принципиально."
и - с наступающим Днём Победы!
Но я бы не стала сбрасывать со счетов коммунистическую идеологию и систему - они помогли нам победить! Это был эффективный инструмент, который был использован, сломан и теперь непригоден. Как нельзя дважды войти в одну реку, так и сейчас коммунистический строй не вернешь (хотя лично мне жаль). Нужно соотноситься в реальностью - пора строить новое, выдавать подходящую цивилизационную конструкцию. И тогда "из огня этой эпохи родится новый человек" (А.И.Ильин).
Какой ужас Вы, отец Димитрий, пишете! Если Вы священник.Я простая православная прихожанка, мои деды и бабушки воевали, партизанили, на заводах работали. Но никто не додумался уравнять звезду с крестом! Что это? Может Вы и Ленина приравняете к святым?
Простите меня все, я плачу.
О. Дмитрий показал различия во взглядах страдальцев за правду и ленивого обывателя. Во власти каждого видеть на небе звезды или пентограммы и выбирать любое из значений слова "красный". Во власти каждого холить и лелеять призрак коммунизма или отправить его на историческую родину, дабы Европа сама управлялась со своими химерами.
Для наших дедов война и Победа это не история - это неотъемлемая часть их жизни. Поэтому они, именно они и только они имеют право оценивать те времена с позиций себя в настоящее время.
Так что в словах о.Димитрия противоречий нет - он выразил мнение отцов и дедов.
Храни Вас Господь, отец Димитрий!
- это наивно. Всё им понятно. Причём, лучше, чем многим из нас. Именно поэтому и трогают.
Отец Димитрий, извините мое недостаточное понимание. Но вот почему Вы пишите, что коммунизм "несомненное зло в очах Божиих"?
Если взять это понятие отдельно от большевизма, отдельно от агрессивного атеизма, отдельно от репрессий, отдельно от красного террора, отдельно от голодомора и так далее? Разве эволюционное построение общества равных возможностей противоречит христианству? Возможен ли "христианский коммунизм"? Или это утопия, вредная сама по себе?
"И мы, почитая память и хранение символов Победы нашими стариками, говорим и будем говорить, что в ту войну эти символы обрели иное значение. И мы чтим их именно в этом смысле, но никак не в первоначальном, который отвергаем и стремимся всемерно изжить. Вот что значит отделять «зерна от плевел» даже и в отношении советских символов."
Мне кажется, вы сами себе противоречите. С одной стороны соглашаетесь, что нельзя применять оценку прошедшего с точки зрения реалий настоящего, а с другой даете субъективную интерпретацию советским символам с позиций современности.
Это символы Победы и коммунизма, существующие неразделимо. Как статуи Ленина напротив церквей, как первомайские праздники, введенные Троцким вместо Пасхи, как звезда, которая суть пентаграмма.