Православный календарьПравославный календарь
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.

О Лехе, войне и памяти

    

Повезло. Родился в девятый год после победного мая. Не слышал канонад артиллерийских, не видел смертей военных. Когда подрос, играли только в «наших» и «немцев». Причем все «немцы» были изначально согласны, что они проиграют. Кроме «войнушки» ходили искать снаряды, патроны и прочие военные железки, которыми рясно была наполнена донская земля.

Дед воевал, отца угнали в Германию в 1942-м, бабушки пережили оккупацию и много вечерами рассказывали о тех днях. Вот только дед своих военных воспоминаний мне не оставил. Да и как оставишь, если он умер еще до моего рождения?

О прошедшем смертельном испытании всё тогда напоминало: опорой крыши в навесе, где обитала бабушкина корова, было противотанковое ружье, дворняга Шарик хлебал свою нехитрую собачью пищу из германской каски, а гонявшийся за всеми моими ровесниками петух имел звучную кличку – Гитлер.

Выйдет бабушка с зерном на порог, позовет:

– Гитлер, Гитлер, цып-цып-цып, – и тут же объявляется бело-бордовая вражина со всем своим куриным полком.

В городе, где жил, по вечерам на скамейках городских аллей и дворов, а в селе, где всё лето проводил, под хатами собирались прошедшие фронт мужики. О чем бы разговор ни заходил, всё едино заканчивался он воспоминаниями фронтовыми. С замиранием и ртами открытыми слушали мы эти рассказы. Хотелось о подвигах услышать, о героизме, о том, как наступали, стреляли и освобождали, но об этом говорили фронтовики редко. Всё о том, где кто воевал, кто кем командовал да сколько окопов нарыли…

Полное осознание, что такое война, пришло уже в отрочестве. Лет 14 мне было. Через дорогу, в пыльном Морозовске, что на границе с Волгоградской областью, жил мой друг Лешка. В недалеком небольшом лесочке, который все называли (до сих пор не пойму почему) Грузиновский, искали мы патроны и нарыли целых два ящика немецких минометных снарядов – «кабанчиков», по-нашему.

Насобирали сухих сучьев, в дупло их напихали, разожгли, снаряд сверху положили…

Взрывали «кабанчики» в заброшенном колхозном саду. Разведем костерчик под деревом, положим туда снаряд, спрячемся за бугром у речки и ждем… Взрыв, осколки просвистели – и мальчишеское восхищенное: «Ух ты!» Пороли нас за это «ух ты» нещадно, да, видно, мало. Леха постарше был на год, на выдумки горазд, да и бесшабашен, вот и предложил еще раз «рвануть» в дупле старого клена. Насобирали сухих сучьев, в дупло их напихали, разожгли, снаряд сверху положили и запрятались, размышляя, повалится дерево от взрыва или нет…

Взрыва долго не было. Леха не вытерпел, решил, что огня мало, надо бы подбросить хвороста. Когда подбрасывал – рвануло. Это была первая смерть, которую я увидел воочию, и первые похороны, где был Леха с перевязанным выбитым глазом, но его уже не было.

Кто бы мог подумать, что вспоминать я буду Леху сейчас, когда уже седьмой десяток жизни начался? И не только вспоминать. Отпевать.

Их было четверо. Молодые ребята-саперы разминировали поле. Весна на носу, пахать надобно, а поля в смертельных «подарках»

Их было четверо. Молодые ребята-саперы разминировали поле. Весна на носу, пахать и сеять надобно, а поля в смертельных «подарках». Прошлым летом гости непрошеные, убегая со злобой неудовлетворенной, всё вокруг смертью напичкали. Как так случилось, что пропустили или не заметили они фугас, трудно сказать и определить. Трое погибли сразу, четвертый умер в больнице.

Отпевал одного из них и думал: Леха от ненужного мальчишеского геройства, от непонимания и Бога незнания погиб – этот же сознательно, о нас думая, смертельным делом занимался. Но есть общее, без чего не было бы глупой давней смерти моего друга и сознательного подвига нашего прихожанина.

Это общее – война. Причина ее, как и всякого зла, – в сердце человеческом: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15: 19). Казалось бы, всё ясно, понятно растолковано и всем известно, но почему же опять гремят взрывы, снова плачут матери, жены становятся вдовами, а дети сиротами?

Всеобъемлющий ответ, наверное, я дать не смогу, но то, что нынешний юбилейный праздник Победы над войной приходится проводить в годы войны, главную причину имеет в том, что одни наследники Великой Отечественной ими и остались, а иные стали рабами чужой идеологии, чужой веры. Здесь даже аналогию можно привести: забвение церковного Предания рано или поздно приведет тебя в инославие или к откровенному безбожию, а забвение истории обязательно вернет то зло, которое, как многим думалось, было окончательно похоронено в 1945-м.

В послевоенном детстве мне пришлось пожить, через непослушание и баловство в далеких 1960-х к войне прикоснуться, но, видно, не всё понял и мало молился. Вот и получаю бегающую во дворе детвору, играющую в «колорадов» и «укропов» и отбираю у них не только гильзы, но и целые патроны, столь обильно нынче рассыпанные на Донбассе.

9 мая всем приходом будем молиться о павших в той Великой Отечественной войне, а думать о нынешней. Думать и понимать, что во всем происходящем именно мы и виноваты, потому что ужас этот совершается лишь по одной причине, в умной русской поговорке раскрытой: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем».

Рейтинг: 9.9 Голосов: 51 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Любовь Украина20 мая 2015, 14:49
Светлая-вечная память павшим в Великой Отечественной! Хорошая статья. Дай Бог нам молитву, смирение и покаяние.
Павел14 мая 2015, 22:25
Статья написана от чистого сердца. Что еще сказать? Боль чувствуется за Родину и за ее святыни.

Комментарии же иногда злые. Потому что досталось, как водится в последнее время, высокоумным. Считаю, что чаще всего высокоумие видят там, где его нет и в помине, достается тем, кто виноват в нем меньше всего, а умники остаются нетронутыми и продолжают умничать в том числе и в Церкви, с них как с гуся вода. Бывает обидно. Для некоторых слово "ученый" вообще выглядит как клеймо. Что поделать, так врагу рода человеческого угодно.
Светлана_12 мая 2015, 16:08
Спасибо, о. Авель, по-существу.
Сергей12 мая 2015, 00:39
царство небесное и вечная память погибшим ((( позор иродам и душегубам под любыми флагами и лозунгами (((
Светлана_10 мая 2015, 23:49
Разве Мазепа был причислен к лику святых? Иначе как его изображение может находится в Успенском соборе Киево-Печерской лавры?
Лариса10 мая 2015, 23:42
Марина, Россию продают те, кто "стали рабами чужой идеологии, чужой веры", а это могут быть чьи угодно потомки.
иеромонах Авель10 мая 2015, 22:57
"Мне представляется богоборческий коммунизм и Ленин в тысячу крат больше зла и разделения приносит на Руси, чем Мазепа,заложник политической ситуации начала 18 века. "

Мазепа заложник той ситуации, Ленин заложник ещё какой-нибудь ситуации, мы сейчас заложники нынешней ситуации, дети наши и внуки будут заложниками современной им ситуациии.. это если спроецировать на реальность.
Так может говорить только "заложник"-потребитель, а не носитель ценностей больших, чем временные. Если нечего ценить кроме временной выгоды, то тогда -- да, заложниками становимся... А если нечто большее носим -- то тогда мы не заложники , а творцы... Сама психология неверная изначально и оценки тоже неверные.
саша10 мая 2015, 19:46
хорошая статья
Марина 8 мая 2015, 21:24
Дети, внуки и правнуки предателей сейчас активно продают Россию! Это их предки были доносчиками, мародерами, насильниками...во время ВОВ.
Вот сейчас посмотрела на телеканале "Культура" фильм М. Рома "Обыкновенный фашизм" и расстроилась услышав из уст сидящих в аудитории молодых людей страшные слова! ИМ ФИЛЬМ НЕ ПОНРАВИЛСЯ! И столько было ненависти в словах этих молодых людей, ненависти к нашей Победе! Поэтому в статье правильно сказано, что 70 летний юбилей Победы празднуется в условиях войны! Мы живем в страшное время! Потомки победителей ненавидят эту великую дату- 9 Мая!
Арсений 8 мая 2015, 15:36
Уважаемая Светлана зайдите в Успенский собор Свято -Успенской Киево - Печерской лавры (кафедральный собор Московского Патриархата) и на западной стене вы можете увидеть гетьмана Ивана Мазепу. Мне представляется богоборческий коммунизм и Ленин в тысячу крат больше зла и разделения приносит на Руси, чем Мазепа,заложник политической ситуации начала 18 века.
Светлана 8 мая 2015, 12:14
Вину свою мы все сейчас рассматриваем да пересматриваем. Вот я работаю в академическом институте, и в нем многие поддерживают украинскую сторону, обвиняя Россию. А я всё думаю: где же вы, высокоумные специалисты, были, когда на протяжении более чем двух десятков лет печатались на Украине "исторические штудии", насквозь проникнутые враньем? Вы почему тогда их не рецензировали? Я помню, как мы смеялись над очередными историческими "открытиями" украинских коллег. А почему мы все молчали?!
Я теперь как-то более "уважительно" стала смотреть на анафематствования церковью отдельных личностей. Анафема - это своего рода предупреждение народам: не прикасайтесь к этим мертвякам! Вот Стенька Разин и Емелька Пугачев -- к 1860-м годам их культ у вольномыслящей интеллигенции, благодаря, не в последнюю очередь, усилиям историков да литераторов, вполне сложился. И это дало свой печальный результат. Мазепа - казалось бы, зачем проклинать, если речь идет о каком-то историческом эпизоде, не таком уж глобальном? Но церковь предупредила: не прикасайтесь к этому мертвяку. Так нет же: к началу 2000-х культ его достиг апогея! "Мазепизация" всей страны - жуткий результат. И все умные (умнее церкви!) двинулись по проспектам Мазепы - куда???
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×