Книга священника Сергия Третьякова «Валаамские светильники духа. XX век» посвящена валаамским подвижникам XX столетия, избравшим тесный путь монашества в непростое для нашей страны время. На основе архивных материалов и ранее опубликованных трудов составлены их жизнеописания; собрано и систематизировано духовное наследие старцев. Приведены уникальные, неизвестные широкому читателю документы и воспоминания очевидцев.
***
Книга священника Сергия Третьякова о валаамских подвижниках ХХ в. имеет практическое и научное значение. Исследование такого уникального явления, как старчество, сегодня востребовано и церковной средой, и ученым миром. Книга будет полезна всем, кто интересуется историей России и ее духовной культурой. В отличие от древних патериков, образы истинных гигантов духа предстают перед ее читателем не из глубины веков, а из прошлого столетия. Достоверность жизнеописаний подтверждается присутствием в них реального исторического контекста — тех переломных событий, которые выпали на долю Валаамского монастыря в течение прошедшего века.
Ценно обращение к опыту валаамских подвижников ХХ столетия именно сейчас, когда особенно проявляется интерес общества к Валаамской обители в связи с ее возрождением на историческом месте и повышением ее значимости в общественно-церковной жизни России и пограничной Финляндии. Во время посещения обители мне неоднократно доводилось видеть, с какой радостью туда во множестве приезжали паломники из разных уголков нашей страны и зарубежья, с какой любовью духовенство и миряне посещали храмы и скиты Валаама, чтобы обрести молитвенный покров просиявших здесь угодников Божиих.
Очевидны, таким образом, важность и своевременность обращения к теме валаамского подвижничества. Для раскрытия ее в книге использован обширный фактический материал из разнообразных источников, включая архивные документы, воспоминания современников, письма и келейные записи известных духовников обители, а также изданные ими книги.
Особенно пристальное внимание в изучении духовного наследия валаамских подвижников уделено старчеству. Как отмечено в книге, старцем мог быть и настоятель, и иеромонах, и инок, не посвященный в сан. Приводимые жизнеописания подвижников, многие из которых составлены впервые, содержат анализ особенностей их духовного руководства, в котором выявлена связь их наставлений с поучениями святых отцов, показана преемственность их духовного опыта. Анализ жизни и служения духовных наставников, принявших монашество еще в XIX столетии, позволяет сопоставить особенности старческого служения на сломе эпох, выявить характерные черты православного старчества. Все это позволило оценить феномен валаамского старчества с точки зрения истории, пастырского богословия, аскетики, патрологии.
Вместе с тем история Валаамского монастыря прослеживается через призму преемственности старчества. В книге показано, что валаамское старчество не иссякло, несмотря на крушение православной империи, разрыв культурной и исторической традиций, канонические сложности церковной жизни. Подвижники в Валаамском монастыре, наставлявшие на путь спасения и практиковавшие умное делание, существовали как до революции 1917 г., так и после нее, во время пребывания Валаама как в границах России, так и в составе Финляндии.
В ХХ в. в жизни большинства валаамских старцев соединились несколько эпох — дореволюционная российская, постреволюционная финляндская и для вернувшихся в Россию — советская, а для уехавших за рубеж — в эмиграции. Каждая эпоха налагала свой отпечаток при сохранении духовного преемства. Так, дореволюционные старцы преимущественно обращали внимание на добродетель труда, тогда как послереволюционные — выделяли терпение скорбей и неосуждение ближних. При этом в любой период неизменными оставались передаваемые от старца ученику древние традиции умного делания.
Неслучайно Валаам называют Северным Афоном. Веками этот оплот монашества привлекал паломников, искавших духовного совета, молитвенной помощи, благодатного утешения. Именно здесь будущий митрополит Вениамин (Федченков) осознал, что христианство — это не одна только печаль и сокрушение о грехах, но и радостная жизнь в Боге. Эта неземная радость святости влекла и влечет к себе христианскую душу. Даже когда пустовали иноческие кельи, природа Валаама хранила память о непрестанных трудах и молитвах пустынников, всецело посвятивших свою жизнь поискам Царствия Божия, пребывающего внутри (см. Лк. 17, 21).
Побывавшие на Валааме из личного опыта знают, какое обновляющее действие оказывает на человека соприкосновение с этим местом самоотверженного подвига. На деюсь, что и данная книга поможет читателю не только лучше узнать историю православного монашества в ХХ в., но и соприкоснуться с сокровищницей духовной мудрости валаамских подвижников, в которой пребывает животворящее действие Святого Духа.