Настоящая историческая наука всегда обращена в будущее
История как наука — это не только взгляд в прошлое, не только описание событий и не только анализ происходившего во времена оные. Настоящая историческая наука и научные изыскания всегда обращены в будущее, поскольку они помогают современникам понять суть того, что происходит сейчас, в современном мире, дают возможность сделать выводы из того, что было проделано теми, кто жил прежде нас, и позволяют увидеть вектор развития событий в будущем.
Полагаю, что в нынешние непростые времена это особенно актуально, и дай Бог, чтобы понимание исторических фактов и причинно-следственных связей, приведших ко многим событиям в жизни нашего общества, в том числе трагическим, помогало и нынешнему поколению политиков, политологов, равно как и широкой общественности, уметь различать духов.
Из слова на церемонии вручения Макариевских премий
за 2014/2015 годы,
28 октября 2015 г., Москва
Нынешняя киноиндустрия разжигает низменные страсти
Настоящий творец — это тот, кто созидает, а не разрушает, кто прилагает усилия для пробуждения в людях благородных мыслей и чувств, способствующих нравственному преображению личности.
К сожалению, нынешняя киноиндустрия столь коммерциализированна, что в том числе и ради финансовой выгоды подвергаются сомнению и осмеянию высокие идеалы, разжигаются низменные страсти, которые зачастую объявляются нормой.
В таких случаях кино, становясь средством нравственной деградации личности, приводит к разрушению ее целостности.
В этих обстоятельствах идти против сложившегося положения вещей означает плыть против течения. Но именно так и должен поступать настоящий христианин, призванный Спасителем быть солью земли и светом мира (Мф. 5:13-14).
Из Приветствия участникам церемонии
открытия
XII Международного кинофестиваля
«Лучезарный ангел»,
31 октября 2015 г., Москва
Крест — это жертва, это способность отдавать себя ради другого
Сегодняшнее Евангельское чтение содержит рассказанную Господом притчу, которую большинство из нас хорошо знает, — о том, как вышел сеятель сеять семя (Лк. 8:5-15). Одно семя упало при дороге, и его поклевали птицы и затоптали люди. Другое упало на камень, но взошло солнце, и семя засохло, потому что не имело корня. Третье упало в тернии, то есть в сорняки, и взошли тернии и погубили семя. А четвертое упало на плодородную почву и принесло богатый плод. Господь, толкуя эту притчу, говорит, что семя — это Божественное слово. Птицы, которые прилетают, и люди, которые затаптывают, суть действия темной силы, которая искушает человека и уничтожает ростки Божественного слова. А то, что упало на камень и не имело корней, — это те, кто с радостью принимает слово Божие, но не в состоянии это слово воплотить в жизни, у них нет корневой системы, которая бы порождалась этим семенем, и поэтому при разного рода воздействиях извне появившийся росток засыхает. Примерно то же самое происходит, когда семя падает в сорняки, то есть некие обстоятельства жизни, иные цели и ценности закрывают глобальное, метафизическое видение того, что с нами происходит, так что мы отдаемся во власть этих обстоятельств, служим этим целям и ценностям, и слово Божие уничтожается в наших сердцах.
А что же сделать для того, чтобы мы были плодородной почвой? В Послании к Галатам (6:11-18) апостол Павел говорит: «Для меня крестом Господа нашего Иисуса Христа мир распят, и я для мира». Что такое «крестом распят мир» — не «на кресте распят мир», но «крестом распят мир»? Это означает, что крест является главным мерилом и критерием истины. Это означает, что на кресте мы должны распинать человеческие идеи, философские взгляды, политические системы, что мы должны налагать крест на все эти человеческие идеи и сквозь крест взирать на них, чтобы определить, истинные они или ложные. Может быть, это камень, на который падает слово? Или тернии, которые его заглушают? Что же рационального содержится в этом посыле? А смысл заключается именно в том, что крест, — это жертва, это способность отдавать себя ради другого.
Вот если этот критерий мы будем полагать в основу оценки любой системы, будь то политическая, экономическая или философская, мы сразу определим, где правда, а где ложь. Конечно, в современной экономике действуют собственные законы, знание которых способствует тому, чтобы результат был максимально эффективным. Наверное, в экономической науке неприменим тот критерий, о котором мы сейчас говорим, но ведь речь идет не об узко научных исследованиях, а о некой общей картине жизни.
И если государство основывает свою деятельность только на экономической системе, нацеленной на получение наибольшего экономического эффекта, если эта деятельность никак не уравновешивается идеей нравственной, идеей креста, идеей жертвенности, способности жить ради других, то такая экономическая система не принесет никакой пользы ни человеку, ни обществу. Она будет способствовать созданию страшного общежития, где выживает сильнейший, где закон любви не действует, где действует только строгий прагматизм или стремление получать наибольшую выгоду и пользу, в том числе повышая уровень своего потребления.
Если человек принимает на себя крест и живет в логике крестной жертвы Спасителя, то он обретает огромную внутреннюю, почти нечеловеческую силу
«Крестом Господа моего Иисуса Христа мир распят, и я для мира», — говорит апостол. Давайте на все то, что приходит в наше сознание, налагать этот критерий креста, и мы сразу поймем, где правда, а где ложь, за что нужно голосовать, а за что голосовать не надо, что нужно поддерживать, а что поддерживать не надо. Вот в этом и есть послание Церкви, которая не вмешивается в политические, экономические или социальные процессы, но располагает божественным критерием креста и призвана помогать людям использовать этот критерий в конкретных обстоятельствах своей жизни.
Но ведь, как говорит апостол, «и я распят крестом для мира». А это означает, что если человек принимает на себя крест и живет в этой логике крестной жертвы Спасителя, то он обретает огромную внутреннюю, почти нечеловеческую силу. И мы знаем, что практически все памятные даты, которые отмечает наш народ, начиная с былинных времен и до дней современных, связаны с нашим преклонением пред теми, кто возвысился над своими природными инстинктами, кто бросил вызов страданию и смерти, и не для того чтобы стать богаче и сильнее, а для того чтобы защитить других или Отечество. Крест дает силы, и когда мы мир распинаем крестом, когда мы себя распинаем на кресте, тогда и является нам и миру вечная Божественная истина.
Из проповеди после Литургии
на Черниговском подворье,
1 ноября 2015 г., Москва
Меня поразило сообщение о том, что ночью в неких клубах буйно праздновали Хэллоуин. Помолимся, чтобы Господь не покарал тех, кто это делал
Мы молились о тех, кто погиб в авиационной катастрофе на Синае — самой крупной, как говорят специалисты, авиакатастрофе в истории нашей страны.
224 человека, в основном молодые, в том числе дети, здоровые, радостные, только что отдохнувшие, возвращались домой, наверное, весело разговаривали, вспоминали свой отпуск, — и всё трагически оборвалось.
В этом самолете могли быть многие из нас, и эта трагедия не должна оставить никого из нас безразличным. Поэтому в храмах нашей Церкви мы молились об упокоении душ рабов Божиих, в этой страшной катастрофе погибших, как и о тех, кто сегодня особенно страдает, — их родных и близких. На телеэкранах мы видели лица этих людей, и очень важно сопереживать им, даже не зная их имен, просить у Господа помощи, потому что только Он, Начальник жизни и смерти, может дать эту помощь, а вместе с ней — надежду на будущее.
В то же время меня поразило сообщение о том, что сегодня ночью в неких клубах и других увеселительных заведениях буйно праздновали чужой и малопонятный для нас праздник, называемый Хэллоуин. Помолимся, чтобы Господь не покарал тех, кто это делал, а также о том, чтобы любовь и сострадание проникли в сердца наших людей.
Помолимся сегодня о погибших, об их родных и близких, и о народе нашем, чтобы уходила из нашей жизни вся эта скверна, вся эта потеря человеческих чувств и системы нравственных координат, и чтобы у общества и государства хватало сил и твердости не допускать подобных явлений, если уж сами люди неспособны себя ограничить. Это нужно для всех нас, для нравственного здоровья нашего народа.
Из слова после поминовения
погибших
в авиакатастрофе в Египте,
1 ноября 2015, г.Москва
Эмилия
Господи ! Спаси нас и укрепи в вере !!
Да прибудет с нами Бог!