Наше догматическое богословие складывалось в борьбе с ересями – с радикальными искажениями Христова учения, которые пагубно сказывались на христианской мысли и жизни. В богословии мужей апостольских видны следы борьбы против гностической ереси. Богословие Антиохийской школы складывалось в эпоху полемики против ереси монофизитства. Раннее Средневековье подарило нам таких богословов как преподобный Максим Исповедник (интересна его полемика с монофелитством) и преподобный Иоанн Дамаскин, который знаменит своей апологией иконопочитания и превосходным учебником по догматике ("Точное изложение православной веры").
Позднее Средневековье и Новое время отмечено господством
схоластического богословия, в этой особой школе догматики
отмечается сильное влияние философских идей Аристотеля,
наряду с этим схоластика опирается, конечно же, на
библейское откровение и на святоотеческую мысль.
Критики схоластического богословия не раз предлагали ему
замену – так появлялись догматические разработки в
русле богословского модернизма. Среди модернистских
текстов были попытки даже сочетать православную мысль с
марксисткой философией ("христианский
социализм")...