Участвуя в Евхаристии, мы прикасаемся к Божиему Царству
Совершая Божественную литургию, вознося жертву о наших грехах и человеческих неведениях, мы совершаем действие, с одной стороны, физическое, зримое, укорененное во времени и пространстве, но, с другой стороны, это то самое великое благодарение Богу силой Святого Духа, вне всякого времени и пространства, которое Господь накануне Своего страдания завещал нам совершать, и, участвуя в Евхаристии, мы прикасаемся к Божиему Царству, к иному миру.
Нет в сердце любви, и любовь Божия нас не коснется
Почему же мы не всегда чувствуем любовь Божию в нашей жизни? Почему нам иногда кажется, что мы вообще не чувствуем Божие присутствие в своей жизни и не знаем, что такое любовь Божия? Но мы знаем, что такое любовь человеческая, и знаем: когда мы перестаем чувствовать любовь другого человека, когда сами перестаем его любить, он может нам в любви изъясняться, а слова эти нас не трогают. Клянется жена неверному мужу: «Я люблю тебя», а эти слова его не трогают. Плачет муж, стоя на коленях перед женой: «Я люблю тебя», а ее сердце на это не откликается, и она уходит на страну далече. Любовь живет только тогда, когда два сердца, два существа соединяются. Вот и у любви Божией, которая не имеет никаких границ — ни глубины, ни высоты, ни жизни, ни смерти, ни настоящего, ни будущего — есть только одно условие пребывания в нашей жизни — это наша любовь. А если любви к Богу нет, то мы никогда не будем чувствовать Божию любовь, как бы часто мы в храм ни ходили и какие бы молитвы наизусть не знали. Нет в сердце любви, и любовь Божия нас не коснется.
Любовь Божия — это великая сила
Любовь Божия — это великая сила, которую мы опознаем только тогда, когда сами любим Бога. А ведь любовь к Богу начинается с малого — с молитвы, которую мы стараемся произносить не машинально, а вдумываясь в слова. Любовь к Богу начинается с маленькой жертвы, которую мы приносим тем, кто нуждается, когда мы разделяем с нуждающимися свой достаток, когда совершаем для других добрые дела. В недрах этих действий и вызреваются семена любви к Богу.
Вот почему быть христианином — это не только ходить в храм, не только соблюдать посты, как и быть священником — это не только надеть рясу и совершать богослужения. И священник, и мирянин могут рассчитывать на любовь Божию лишь тогда, когда в их сердцах возникает эта любовь. А если любовь возникла, то она становится великой силой, которую не могут преодолеть ни высота, ни глубина, ни жизнь, ни смерть, ни настоящее, ни будущее.
Из слова после Божественной литургии
в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери,
в день памяти священномученика Илариона,
архиепископа Верейского, 28 декабря 2015 года.
Обратить к Господу молитву о защите нашего Отечества
Прошлый год был очень непростым и для нашей страны, и для Европы, и для всего мира. Он вызывал тревогу в сердцах людей, и это вполне понятно. Наша страна впервые приняла участие в широкомасштабных военных действиях за пределами своих границ, но с ясным пониманием того, что она защищает свои собственные границы. Это, конечно, не могло не породить много мыслей, волнений, раздумий, но становится совершенно ясно, что начатое в прошлом году будет иметь и дальнейшие последствия, потому что речь идет о чем-то чрезвычайно важном, принципиально важном для судеб нашей страны, нашего народа и всего мира.
Только одно это обстоятельство должно всех нас подвигнуть к тому, чтобы в преддверии нового года обратить к Господу молитву о защите нашего Отечества, о сохранении нашего народа, о том, чтобы Господь приклонил милость к людям Своим и помог нам в мире и единомыслии продолжать совместные труды, укрепляя свою общественную и государственную жизнь, но, может быть, в первую очередь, что очень важно для каждого человека, — укрепляя свою собственную духовную жизнь.
С Богом мы можем идти вперед
Будущее от нас сокрыто, но для того чтобы понять, каковыми могут быть наши пути, всегда нужно иметь в виду следующее. Если мы творим дела добрые, светлые, если в наших поступках нет коварства и двусмысленности, если мы никого не вводим в заблуждение, декларируя одни цели, а на деле преследуя цели другие, то у нас есть надежда на помощь Божию в этих делах. И если мы хотим, чтобы жизнь была действительно мирная, спокойная, радостная, благополучная, мы должны в своей жизни, и личной, и семейной, и общественной, и государственной, стараться совершать только такие добрые дела, дабы ни Бога не обманывать — а обмануть Его невозможно, — ни ближних своих.
И в этом смысле человек действительно во многом определяет свою судьбу, потому что если он творит то, что угодно воле Божией, то Господь — вместе с ним. Исторический опыт нашего народа, с его взлетами и падениями, с его радостями, скорбями и даже трагедиями, ярко иллюстрирует эту мысль. С Богом мы можем идти вперед — в полной надежде на то, что Он своей милостью нас не оставит.
Из слова перед началом новогоднего молебна
в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
Вечером 31 декабря 2015 года.
Каждый человек несет пред Богом ответственность за прошлое, настоящее и будущее
Никому из нас не дано сказать, что от нашей жизни зависит судьба тех самых прошедших десяти, ста, тысячи поколений. Но, тем не менее, мы генетически связаны с нашими далекими предками, и в нашей жизни они либо посрамляются, либо прославляются. Сегодня мы слышали в Евангелии (Мф. 1:1-25) имена предков Спасителя от Авраама до Давида, от Давида до Иосифа, и во всех этих предках Господь прославился — Он спас их силой Своего Воскресения. Нам не дано так влиять на прошлое, но и в нашей жизни либо прославляются поколения неведомых нам многочисленных прародителей, либо посрамляются.
Вот почему человек несет ответственность не только за настоящее, не только за будущее. Он и за прошлое несет ответственность, чтобы не проклинали вместе с ним и предков его, чтобы никто не сказал: «Этот человек сделал столько зла, так, может быть, и предки его были такими же, иначе откуда бы взялся этот изверг, этот грешник, этот преступник?» Итак, каждый может либо прославить, либо опозорить не только ближайших своих родственников, но и далеких предков.
И в этом смысле нынешнее воскресенье, когда мы прославляем память предков по плоти Господа и Спасителя, которых Он прославил и спас, — это повод задуматься о том, что мы сами совершаем. Мы становимся лучше или хуже предшествовавших нам поколений? Что означает звено, отождествляемое со словом «я», в этой цепи — долгой цепи человеческой жизни? Будет ли это звено золотое или звено ржавое, распадающееся, пораженное грехом и, более того, несущее грех и в прошлое, и в настоящее? Ведь каждый человек несет пред Богом ответственность за прошлое, за настоящее и за будущее.
Важно помнить о святых и героях
Иногда, слушая слова пожилых людей, тех, кто прожил тяжелую жизнь, нынешнее поколение, особенно молодежь, даже представить себе не может, что это была за жизнь. Действительно, люди жили бедно, в опасностях, в скорбях, и, наверное, каждому тогда мечталось, что в его детях, в его внуках реализуются его надежды. Собственно говоря, родители так и относятся к детям — они живут ради того, чтобы детям жилось лучше. Чаще всего с этим словом связывается материальная сторона жизни, но ведь самое главное, чтобы ребенок стал духовно лучше своих родителей, а, значит, на тех, кто живет сейчас, — невероятная ответственность перед своими ближайшими предшественниками, родителями, бабушками, дедушками и, как я уже сказал, перед тысячами своих предков, как и ответственность пред будущим. И никто из живущих ныне не должен быть слабым звеном в этой цепи.
И если мы чувствуем, что ослабеваем, что сил совсем не так много, как у наших родителей, что и вера в нас не такая, что уж больно мы ветром колеблемые и под искушения подпадаем с легкостью, — то как важно вспоминать нам о прошлом, о святых и героях, о тех, кто Родину защищал, веру защищал, кто создавал то, что повлияло на всю последующую историю Отечества! Никогда не нужно дистанцироваться от этих героев и святых и говорить: «Ну, куда мне…» Они же в той самой цепи, что и ты. Просто ты не знаешь, кто был в твоей исторической цепи — может быть, святые, праведники, угодники, герои, пусть и не мирового масштаба, но достаточного для того, чтобы стать героем.
Из слова после Божественной литургии
в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля,
в Неделю 31-ю по Пятидесятнице,
пред Рождеством Христовым,
святых отец,
3 января 2016 года.
Его проповедь всегда обладает трансцендентными свойствами, она всегда живая, всегда вызывающая недоумение о том источнике из которого черпается сия мудрость Божия! Проповедь патриарха сильна заставить молчать хулителей народа Божия, дескать все мы необразованные, и если такой человек как наш Патриарх так искренне любит Бога и ведет к Нему своих овечек, то конечно, очевидной становится слабость людей неверующих.
Многая лета Патриарху Кириллу!