Разочарование и боль – так можно охарактеризовать реакцию на решение Генерального секретариата Вселенской Патриархии 6 июня с. г. не проводить дополнительных консультаций по замечаниям, поданным Поместными церквами к проектам соборных документов. «С удивлением и недоумением», как говорится в официальном сообщении Фанара, но не со вниманием и пониманием, увы, Священный Синод под председательством Патриарха Варфоломея воспринял озвученные в последнее время позиции и мнения ряда братских Православных Церквей, и констатировал, что пересмотр уже запланированного соборного процесса… выходит за пределы всех институциональных рамок. Суммируя коротко, «возражения не принимаются, явка строго обязательна».
Предложения Синода Русской Православной Церкви о проведении дополнительного круга предсоборных консультаций в срок до 10 июня категорическим образом отвергнуты. Вселенский Патриархат «призывает… в установленные ранее сроки принять участие в работах Святого и Великого Собора, согласно всеправославным решениям, подписанным как Предстоятелями на их Собраниях, так и уполномоченными представителями Церквей на протяжении долгого процесса предсоборной подготовки». Институциональные рамки оказываются важнее доверия. Так раскрывается истинная цена уверениям в братском взаимопонимании и близости.
На что же рассчитывает константинопольская дипломатия в столь непростой ситуации? На то ли, что документы с их многочисленными противоречиями и недостатками, вызвавшими самые острые нарекания, окажутся неожиданно приняты общим консенсусом? На новый ли скрупулёзный согласовательный процесс? Но согласования и правки – дело рабочих групп и специально назначенных представителей. Споры и столкновения позиций в присутствии Предстоятелей церквей и многочисленных членов делегаций, корпуса наблюдателей, прессы и приглашённых лиц – далеко не самое удачное решение, особенно если мы говорим о демонстрации всеправославного взаимопонимания.
«Поспешай, не торопясь», - предупреждает старинная мудрость. Процесс согласования повестки собора, по свидетельствам участников переговоров, превратился в гонку, в гонку престижа для главного инициатора и устроителя мероприятия, Константинопольского Патриархата. В течение 7 лет, начиная с 2008 г. велась подготовительная работа. Нелепо и смешно, что нескольких месяцев теперь не хватает для едва ли не главного – ознакомления с текстами проектов в Поместных церквах.
В итоге, Патриарх Варфоломей и его ближайшие помощники оказываются под шквалом критики, и сам момент оказывается максимально неудобен для проведения столь важной исторической встречи. Признавать публично собственные ошибки удаётся не каждому. В создавшемся против желания Русской Православной Церкви, Грузинской Православной Церкви, Болгарской Православной Церкви, Элладской и Антиохийской Православных Церквей искусственном кризисе велик соблазн провоцирования открытого конфликта и даже досрочного прекращения работы Собора с самыми тяжкими непредсказуемыми последствиями для будущего Вселенского Православия.
Вполне вероятно, что выходом из создавшегося невыгодного для неё положения дипломатия Константинополя сочтёт путь скандала. Обвинения в адрес Москвы сформированы, об этом свидетельствуют многие признаки. Неоднократно представители Фанара выказывали своё раздражение. Беспрецедентной в плане нападок и хамских измышлений стала публикация протопресвитером Константинопольской патриархии Георгий Цецисом статьи под названием «Является ли решение Грузинской церкви правильным или провокационным?». В ней он позволяет себе рассуждать о том, что грузинские делегаты «замучили их», что поведение грузинских представителей «раздражает и вводит в тупик». Цецис позволяет себе такие оценки внутренних дел независимой и самоуправляемой Грузинской Поместной Церкви, что берёт оторопь. По его словам, «Грузинская церковь находится в плену фундаменталистских кругов», автор использует заезженные штампы и устрашительные фигуры речи, наподобие «возвращение страны в средневековье». За всем же вместе, по мнению Цециса, являющегося, к слову сказать, одним из центральных деятелей предсоборного процесса от Константинополя, маячит, как и полагается в новомодной политической риторике, тень Москвы.
Подобные выпады вызвали справедливое негодование в Грузии. Трудно вообразить себе мирное течение Собора при подобном накале эмоций. Использовав ту же логику, что у прот. Г. Цециса, несложно задаться вопросом, в плену у каких кругов находится Константинопольская Патриархия и чего стоят в действительности фальшивые благостность и братолюбие современного экуменического богословия митр. И. Зизиуласа и прот. Г. Цециса.
Оставшиеся дни до 19 июня, даты начала Собора, к сожалению, вполне вероятно, задают обратный отсчёт до вступления в действие негативного сценария. Инициатива Синода Русской Православной Церкви содержала в себе реальную возможность спасти ситуацию. Молимся, чтобы Господь внушил Его Всесвятейшеству Патриарху Варфоломею сознание подлинной, не риторической «особой ответственности за поддержание единства Православия».
Господи, помилуй! Огради нашу веру святую православную от этого собора! Помоги, Господи, нашей Православной Церкви и всем чадам её отстоять Истину!
В своем обращении старец, считающийся одним из самых авторитетных подвижников современного Афона, ссылается на 45-е правило Святых Апостолов: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям церкви: да будет извержен».
«Наш патриарх, согласно этому правилу, уже отлучен и извержен из сана, поскольку он дважды приглашал папу на престольный праздник, вводил его в храм, позволял ему произносить молитву "Отче наш..." и благословлять народ. Апостольское правило сохраняет свою силу, так что потенциально патриарх уже отлучен и извергнут. Надо только созвать для этого Священный синод», — сказал Гавриил.
Создается впечатления, что кому-то очень хочется под эгидой Вселенского Собора принять заранее припасенные экуменические и еретические бумажонки, чтобы потом на них кивать. Очень напоминает ОКНА ОВЕРТОНА. Так и до раскола недалеко "дособороваться"! Спаси нас Бог от этого!
А помните,как Господь сказал? Про первых и последних. Ни одно слово Господа не пропадёт туне.