В день отдания Пасхи предлагаем вниманию читателей несколько пасхальных историй.
«И скажу тебе: если бы не было на земле Пасхи, почернел бы человек от горя! Нужна Пасха человеку!» – сказал некогда русский писатель В.А. Никифоров-Волгин.
Дни Пасхи особенные. Каждый верующий в это время чувствует сказанное апостолом Павлом: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 13).
Дионисий
«Господь на Пасху подарил нам долгожданного
малыша»
Мы с женой 15 лет не могли родить ребенка. Жене врачи поставили диагноз: бесплодие. Хотели уже сделать ЭКО, но духовник не благословил, потому что это противоречит канонам Церкви. И, может, поэтому из-за нашего такого длительного ожидания и потому, что мы не пошли на грех, Господь сотворил чудо.
Однажды мы с ней и общей знакомой поехали в паломническую поездку в Свято-Троицкий монастырь села Тараскова в Екатеринбургской епархии. Каждый приехал в святое место со своей бедой – подруга семьи была больна раком, а в монастыре есть чудотворная икона Божией Матери «Всецарица», по молитвам у которой многие исцелялись от онкологических заболеваний.
И съездили мы удивительно… У нашей знакомой от болезни не осталось и следа, она буквально воскресла, а жена сразу после поездки смогла забеременеть. И ровно на Пасху в 2014 году у нас родилась дочка. Вот такие два воскресения, два пасхальных чуда.
Маргарита
Горький опыт о пасхальной радости
А я как-то на Пасху получила горький, но очень поучительный опыт. Весь Великий пост я соблюдала строго, старательно ходила на службы (пела на клиросе) в выходные и будние дни, читала святых отцов, боролась со страстями, исповедовалась, причащалась. И на Пасху, как истинный наемник, ждала свою награду. Но когда мы пели пасхальную службу, внутри меня было пусто. И весь последующий день и даже всю Светлую седмицу, несмотря на поездку в Питер и разговение, я не испытывала радости. Более того, в саму Пасху мне было очень и очень грустно, вечером я ехала в поезде, делала записи в дневник и потихоньку плакала в подушку от какой-то непонятной тоски. Хотя в «Огласительном слове на Пасху» святителя Иоанна Златоуста и сказано, что в этот день никто не должен плакать о грехах, потому что воссияло прощение, у меня плакала и болела душа: «Отчего же? Где Ты, Господи? Почему я Тебя не чувствую в такой день?»
И ответ я получила через какое-то время. Во-первых, в удивительно утешительных словах преподобного Варсонофия Оптинского: «К празднику всегда враг старается сделать неприятность, скорбь. Кому удар, кому щелчок, всем старается что-нибудь преподнести для праздника. И чем живешь внимательнее к себе, строже, тем более и сильнее вооружается враг, и в особенности к празднику чем-нибудь да угостит. Всего надо ожидать, ко всему готовиться. Но Господь милостив, да к празднику и подарки раздаются. И вы что-нибудь получите, только вы это заметите лет через сорок, может быть. Тогда вы узнаете, какой дар Господь послал вам на этот праздник».
Во-вторых, из беседы священника Алексия Уминского. Он рассказывал примерно о таком же опыте: как однажды все выполнял, как положено, но при этом испытывал внутреннюю гордость за свои труды. Поэтому, как он выразился, «и получил щелчок по носу». Это очень больно. Все ликуют, а ты не ощущаешь праздника, и тебе горько.
С тех пор я подхожу ко дню Святой Пасхи с некоторым трепетом: а вдруг и в этом году Господь лишит радости? Но, слава Богу, пока не лишает. Все же, как ни крути, недостойны мы этой радости, нельзя ее ждать как нечто обязательное. Господь нам ничего не должен, а Свои милости Он изливает не из-за наших трудов, а по Своей неизреченной любви.
Елена
Как мы в первый раз пели Пасхальную
службу
В этом году слово «Пасха» до ее наступления меня какое-то время пугало. А дело вот в чем. На клиросе я пою недавно, да и то время от времени, последовательность служб еще толком не изучила, нот не знаю, песнопения запоминаю на слух, так что уверенно себя в этом деле не чувствую. Но хожу в православный молодежный хор, стараюсь почерпнуть знания там, подумываю и о музыкальной школе в дальнейшем.
За недели две до Пасхи звонит мне руководитель православного хора и, зная, что я пою на клиросе, обращается с просьбой спеть в деревне. Их будничный певческий состав – местные бабушки, которые поют по-своему, и батюшка порядком устал слушать их эксперименты, но за неимением профессионального штата (деревня эта находится за 200 км от города) должен терпеть. И вот, в самый торжественный и праздничный день в году ему захотелось отдохнуть от своих голосов и пригласить «городских». Об этом вкратце мне руководитель хора по телефону и рассказала, с нетерпением ожидая моего решения.
Я согласилась, так как пение в храме всегда доставляло мне радость. Она пришла в восторг от неожиданно разрешившейся трудности, так как давно уже искала человека, который бы спел: все певчие в праздник будут в своих храмах. Наш разговор начал приобретать все более мажорный оттенок. Еще бы: все довольны, я буду петь, а она помогла в поисках певчих. Тем более, двух – со мной, как оказалось, будет петь еще одна девочка из хора, Маша. Правда, выяснилось, что у нее тоже с практикой на клиросе не очень и последний раз она пела год назад при монастыре. Но я подумала: она, благо, ноты знает, уж вдвоем под руководством прекрасного регента не пропадем.
Но тут обнаруживается, что регента не будет. И чтеца тоже нет
Но тут обнаруживается, что регента не будет. Не нашли – они дефицит в праздник, как и певчие. Моему изумлению нет предела, но я держу эмоции при себе, думаю о том, что ничего страшного в этом нет. Договорились о встрече и попрощались. Через пару дней, когда мы втроем собрались, я впервые увидела последовательность службы и осознала, что мы ничего не умеем. Меня охватила паника. Однако мы договорились, значит, подвести нельзя. Со вниманием и упорством, делая пометки, ставя галочки, точечки, крестики, Маша взялась за порядок богослужения, а я, вооружившись диктофоном, улавливала и записывала торжественные, светлые, хоть и сложноватые песнопения.
С учетом того, что и я, и Маша учимся на очном отделении университетов, встречаться часто не было возможности, однако пару-тройку раз еще нам удалось. Но все же я не была уверена в успехе нашего приключения, и напоминание о том, что скоро Пасха и нам предстоит важный момент, ввергало меня в страх.
Постепенно слова молитв укрепляли мою боязливую душу, все страхи исчезли. И пели мы бойко и радостно
И вот наступила Великая суббота. Мы сели в автобус, отправлявшийся в деревню, и тронулись в путь. Два часа в пути я провела, пытая себя, мысленно прокручивая варианты нашего провала: забываем гласы, вставляем «Господи, помилуй» не туда, теряем голоса от страха и тому подобное. По прибытии нас дружелюбно встретила местная учительница и довезла до храма. Батюшка оказался также очень добрым. Он сообщил нам неожиданную новость: чтеца тоже нет! Это был очередной повод мне малодушествовать и расстраиваться. А тут еще не только бабушки со всей деревни собрались, но и молодежь: все были заинтригованы слухом, что, мол, «городские приедут». Почти без чувств начала я петь, Маша храбрилась, хотя на нее еще выпала нежданная роль чтеца. В том момент я подумала о том, что ничего не получится и что, если мы не сорвем службу, это будет чудом. Но постепенно слова молитв укрепляли мою слабую и боязливую душу, все сомнения, страхи исчезли. И пели мы с Машей бойко и радостно. Вот что значит «сила Божия в немощи совершается».
Не без мелких ошибок, но с верой и вдохновением удалось поучаствовать в деле Божием. После службы последовала пасхальная трапеза в гостях у местной прихожанки, а батюшка позвал нас приезжать еще и даже петь на архиерейской службе. Мы с Машей запомним этот день надолго. Каждый вынес что-то свое.
Мне этот опыт не только помог почувствовать помощь Господа, Его всегдашнее попечение о нас, слабых и грешных, но и понять, что с Богом невозможного нет.
Мария
Чудом ребенок остался жив
В прошлом году на Пасху я была беременна вторым ребенком. Пошли на ночную службу с мужем и старшим сыном (ему было 9 месяцев). Всю службу просидела, чтобы не напрягаться. А перед Причастием пошла в туалет – и заметила кровь. Вызвала «Скорую», сказали, что начался выкидыш. Отвезли в больницу, а там сказали, что все по какой-то причине прекратилось, ребенок совершенно не пострадал и у меня все в порядке, просто надо перестать постоянно бегать. Что интересно, я совершенно не чувствовала боли, хотя обычно это бывает по-другому. Останься я дома и спи, я бы просто не заметила ничего и потеряла бы ребенка. Врачи назвали тот факт, что я не упустила момент, чудом, так как ребенка я должна была потерять процентов на 90.
Отец Алексий
Пасха без… электричества
Идем крестным ходом – а провода на земле лежат, извиваются, как змеи, искрят…
Лет пять назад мы, как обычно, совершали пасхальную службу. Часам к 12 ночи подул страшный ветер, провода летят, деревья падают вдоль дороги, сыплются какие-то искры… И у нас в храме погас свет.
Пошли на крестный ход со свечами. Самое жуткое было то, что провода на земле лежат, извиваются, как змеи, искрят, мы через них перешагиваем. Я думаю: «Ну все, точно сейчас убьет кого-то прямо на Пасху». Но по милости Божией все было хорошо.
Так и служили в полной темноте, только при свечах. Мне очень понравилось. Даже не против, чтобы такой интересный опыт еще раз повторился.
Поделюсь мнением своим о певчих бабушках. О,да.Петь умеют немногие. Но те, кто принимают участие в пении церковном, душой стремятся к Богу, а это и бабушки, и дедушки ,в том числе, и школьники, и студенты, и рабочие, и преподаватели. Хотелось бы, чтобы более обращали внимание батюшки на свой приход, показывая и предлагая петь всем, особенно на Пасху. Я вспоминаю рассказ моей бабушки, она уже умерла, но говорила мне когда-то так о своих односельчанах: "На Пасху в церкви мы все пели, батюшка отец Иван любил, чтобы все пели на Пасху!"