В издательстве Сретенского монастыря вышла новая книга известного миссионера и проповедника протоиерея Андрея Ткачева «О Боге и человеке (в вопросах и ответах)».
«Церковь», «Писание и молитва», «Мир и человек в нем» — таковы темы и рубрики новой книги, в основу которой положены ответы протоиерея Андрея на вопросы слушателей радио «Радонеж».
Из раздела «Церковь»:
«Возникает вопрос: не страшно ли нам изменить календарь и слиться в общем восторге с теми, кто празднует Рождество вот так? Дело ведь не ограничится одним Рождеством. Плавно перетечет целый ряд их обычаев и обрядов, которые нам не очень-то нужны. А может быть, даже и совсем не нужны... Нам нужно сохранять некие барьеры и ограды, которые позволяют сохранить свое лицо и не растечься в этом растекающемся мире».
«Обратитесь к Богу. От смерти — к жизни. От грязи — к свету. От низа — к верху. Обратитесь. И идите к Нему. Падаешь — вставай, дальше иди, это — самое главное. Не бухгалтерская книжка с подсчитанными грехами, а вектор движения важен в отношении к Богу».
«Очень часто духовная жизнь человека проходит под знаком личных совершенствований… А надо, чтобы была жизнь Церкви, жизнь общины, и человек нашел себя в некой общине верующих людей, имел обязанности перед общиной, перед церковным организмом, чтобы он знал, что такое совместный труд, совместная молитва, совместное послушание, совместные труды и жертвы на общую пользу… Потому что Церковь — не собрание эгоистов, каждый из которых спасается в одиночку, Церковь — спасение коллективное, совместное, общинное. Мы же даже в молитве не говорим “Отче мой”, а “Отче наш”».
Из раздела «Писание и молитва»:
«Давайте возбудим в себе желание почаще прочитывать псалмы. В славянской ли редакции, в русском ли переводе, на иных языках. Книга псалмов имеет непреходящую ценность, не измерить ее никакими сокровищами».
«17-я кафизма написана специфически. В еврейском языке двадцать две буквы, и кафизма составлена так, что состоит из двадцати двух частей, в каждой из которых по восемь стихов. Соответственно, каждые из восьми стихов начинаются с очередной буквы алфавита — восемь стихов на букву «алеф», восемь стихов на букву «бет», восемь стихов на букву «гимель» и так далее, двадцать два раза по восемь стихов. Получается сто семьдесят шесть стихов. Это не просто вдохновенная песнь, это искусно подобранные поучения из слова Божиего. Евреям заповедовалось учить 17-ю кафизму наизусть, чтобы по дороге в Иерусалим (а закон оговаривал трехкратное пребывание каждого мужчины в Иерусалиме в год) не болтали, а читали 118-й псалом. Это стосемидесятишестистиховое песнопение — пространный гимн заповедям Господним. Читайте эту кафизму, учите ее наизусть».
«Знать Ветхий Завет доподлинно, не зная Нового, нет никакого смысла. Но читать Новый Завет, пренебрегая Ветхим, тоже опасно. Все-таки нужно почтить оба светила, освещающих небосвод: светило великое для освещения дня и светило меньшее для освещения ночи — евангельское солнце и луну Ветхого Завета. И то и другое должно быть на небосводе нашего сознания».
«Я уверен, убежден и повторяю, что кладбище — это школа молитвы. Только одна мысль о том, что лежащие здесь люди поднимутся из земли и воскреснут в день Страшного Суда, уже заставляет думать о Страшном Суде и будущем воскресении мертвых. На кладбище придите и почитайте Символ веры: “Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь”. Вот здесь они и поднимутся, те, которые легли… Вот лежат люди разных возрастов: есть могилы младенцев; есть могилы, облитые слезами сродников, потому что любимый человек умер; есть могилы забытые, заросшие, полуобсыпавшиеся, с покосившимися крестами. Это — книга жизни вообще. Ходи и думай».
Из раздела «Мир и человек в нем»:
«Война может быть, я это вижу, я это понимаю. Посему пусть все, кто не хочет войны и кто не заинтересован в том, чтобы люди убивали друг друга массово, умножат молитву. Пусть попытаются всех простить, отдать долги, помочь кому-то. Умножением добродетелей погашается рознь мира сего… Нам нужно умножить молитву и доброделание. Не проходите мимо просящих, не пропускайте воскресных дней, добавьте к вечерним молитвам лишний поклон, умоляйте Господа защитить Своих — Своих Господь всегда покроет. Он умеет сохранять Своих. Дай Бог только, чтобы мы были Своими».
«Терпение — это добродетель воспитуемая, она требует волевых усилий. Вообще все добродетели — волевые вещи… Нужно просто волю включить: поменьше сентиментальничать, поменьше обижаться, поменьше носиться с собой как курица с яйцом, поменьше вспоминать о минувших обидах. Вообще почаще включать режим терпения. Говорить себе: “Ну ладно, ну так пусть будет, слава Богу, что так. Буду терпеть то, что Бог дал. Слава Тебе, Господи!”»
«Невидимый духовный труд — фундамент будущих успехов. Если в народе нет тружеников на умной ниве, народ чахнет и исчезает. И это справедливо».
Содержание
Церковь
Писание и молитва
Мир и человек в нем