Афины, 12 июля 2016 г.
Один из участников Критского собора, известный богослов и церковный писатель, митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) выпустил двадцатистраничный доклад, в котором прокомментировал ситуацию вокруг «Святого и Великого Собора». В частности, владыка рассказал о том, почему отказался подписывать документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Портал Agionoros.ru опубликовал на русском языке наиболее важные тезисы доклада владыки.
1. Митрополит Иерофей полагает, что судить о том, под каким названием Критский собор войдет в историю, пока рано. Его статус и авторитет будут зависеть от того, признает ли его полнота Церкви.
Главными судьями соборов выступают те, кто обрел Божественное просвещение и стяжал ум Христов. «Собор должен быть выразителем жизни и сознания Церкви, то есть опыта и богословия святых, которые и судят о правомыслии собора. Вспомним слова апостола Павла: Разве не знаете, что святые будут судить мир? (1 Кор. 6:2)».
2. По мнению владыки Иерофея, текст «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» не был зрелым и нуждался в дальнейшей доработке. «Его подписание спровоцирует различные проблемы в будущем».
Данный документ не определяет «кто является и кто не является частью Церкви, что из себя представляют отпавшие от Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, не проводит грань между Православной Церковью и ересью».
3. Митрополит Навпактский увидел в происходившем на соборе элементы релятивизма, в частности так называемой теории ветвей (звучало мнение, что произошло разделение христианства и христианство разорвалось, «как разрывается ряса клирика» (!), и все стремятся к его единству. Звучало мнение, что все христиане обладают общей отличительной чертой – действительным крещением (т.е. «крещальное богословие»).
4. Владыка высказался против решения предоставить Поместным Церквам право применять принцип икономии в вопросах поста и брака. Временные послабления постепенно могут быть узаконены, и единообразие православной аскезы, нравственности и канонов будет утеряно.
5. В заключительной части своей статьи митрополит Иерофей осудил прозвучавшие на Критском соборе утверждения, согласно которым «его решения будут обязательными для всех Поместных Церквей». В отличии от Вселенских соборов (устанавливавших для тех кто не принимает их решений, разрыв общения и отлучение от Церкви) Критский собор не может навязывать свои решения не принявшим в нем участие Поместным Церквам.