Чем мы, христиане, отличаемся от людей, не знающих Христа? Ведь едва ли тот, кто рядом с нательным крестиком вешает знак зодиака, или тот, кто водружает рядом с иконой талисман на привлечение денег – лучше православного и воцерковленного, но не доверяющего Богу – так, как доверяют дети. Или не так?..
У детей всегда и все очень просто.
Едешь, бывало, в транспорте, а рядом с тобой усядется какой-нибудь румяный карапуз и как улыбнется во все свои 15 зубов, так что ты сам волей-неволей улыбнешься ему в ответ.
Или вот: сын вернется из школы и поделится впечатлениями о том, «как же, мама, достал меня этот Костя». А еще, бывает, крестник заявляет безапелляционным тоном: «Крестная, испеки пряник, а я к тебе приду и поем». В такие минуты не начинает роиться в голове бесконечная туча мыслей, кто и что хотел этим сказать. Просто есть первый импульс и все. Точка. Получается, что проживаешь события именной этой, происходящей минуты, именно здесь и сейчас и без всяких там «а вдруг»/«если»/«но» (нужное подчеркнуть).
Давно заметила, что дети всегда смотрят прямо в глаза своему собеседнику (особенно малышня). Еще нет в их светлых головушках стереотипов и комплексов взрослого бытия. Дети честные. Они честно признаются в том, кто поливал цветы чаем, съел сладкое без спроса или назвал «дураком» нелюбимого Костю. Признались и проживают себе спокойно дальше свои минутки жизни.
Детям не нужны всякие там обереги и талисманы для привлечения удачи/богатства/женихов и т.п. Они честные и верят в то, что Дед Мороз существует, а святой Николай самолично приносит под подушку сладкий гостинец. А в случае, если утром не обнаружат положенный дар, выбегут и взволнованно поделятся своими соображениями на этот счет с родней, и точно будут горячо ждать заветную «посылку», и так же искренне поверят в то, что святой Николай передал свой привет через папу-маму-крестных.
Уверена, что мысли о том, как эти светлячки превращаются в поросшие мхом и засевшие в своем личном болоте из греховных болячек бесчувственные пни, посещали не раз каждого из нас.
Все мы дети одного Отца. Все мы искренне и полностью являемся частичками Его бесконечной Любви. Почему тогда мы лукавим в отношениях с Ним? «Господи, я не смогу приехать на храмовый праздник… Ой, горе мне, горе…» И даже виновато начнем чертить ножкой на песочке кружочек, потупив взгляд в пол. Или вот тоже: «Господи, представляешь, меня так утомил Твой Крест и Путь… Можно, я сегодня на все это "подзабью", а завтра снова попробую?» И тут можно для более убедительного виноватого вида состроить глаза, как у кота из мультика «Шрек».
Мы лукавим, что постимся постом духовным в первую очередь, а не телесным, который на втором месте должен быть. Жить без шоколада очень легко и просто. А вот жить без склонности поучать, указывать другому на то, где он «молодец или не очень», жить без уныния, без обиды на окружающих, живущих, как они хотят, а не как ты лично им наказываешь жить, – это для нас невыполнимая тяжесть. Вот бы уметь все наоборот: страдать без сладкого, но очень даже искренне сострадать беде либо радоваться за ближнего, уметь перетерпеть душеполезное лечение недостатками окружающих, научиться прощать себе (хотя бы!!!), не говорю уже про прощение других, научиться жить надеждой не на свои ограниченные силенки, а уповать на волю Господню.
Неделю назад видела картину, которая меня сначала взбесила (как истинного недоправославного фарисея), потом поставила в тупик и в итоге – заставила улыбнуться.
Картина такая: образ Спасителя, а рядом с ним конструкция из феншуйских монеток и всяких там других подобных штук.
Мысль № 1. Что означает столь странное «соседство»? На первый взгляд, наверное, нужность и важность того, как упражняться в мшелоимстве. Насыпал монеток – получил не один ожидаемый «сахарок», а, например, два!
Мысль № 2. Это вижу именно я, а не кто-то другой. Означает ли эта ситуация, что я сама подобным образом строю отношения с Христом?
Действительно, если честно найти ответ внутри себя, то окажется, что ведь именно так я и пытаюсь жить с Богом: на уровне «Ты – мне, я – Тебе». Но ведь в Писании те же местоимения образуют строку с совершенно полярным смыслом: «все Мое – твое» – и жирная точка. Никакой торговли. Никаких дисконтных карт. Никаких обещаний или сделок. Никаких талисманов, оберегов и символов… Ничего... Ничего, кроме бесконечной Любви. Раз уж позовет Господь – иди смело на Литургию, даже если сегодня будний день.
Если у тебя есть какой-то другой ответ, кроме единственно правильного, тогда и Причастие для тебя только лишь «церемония», которую совершают по приемным дням в определенное время. Пожалуйста, вычитай все каноны хоть по три раза по кругу, начни жить в храме или цитируй при случае слова из Псалтыри, а еще обязательно уставай до полусмерти от груды добрых дел!!! «Быстрее, выше, сильнее» (соревнования в Церкви – это отдельный повод для размышлений), делай это все – спасешься. А в результате получается возвратно-поступательное движение на дно. Все эти «важности», безусловно, важны, но они совершенно не имеют ничего общего с жизнью в Боге.
Понять это сложно, но возможно с Божией помощью и только после того, как прекратим свой ежедневный личный церковный «аукцион» и, наконец, научимся ступать «по водам» за Ним.
Господь не обещает нам места в «первом ряду и поп-корн».
Господь не раздает нам значки за «выполнение того или иного правила».
Господь не назначает для нас «систему штрафов» и не ставит «в черный список» наше имя.
Единственное, что делает Господь с приставкой «НЕ», – это НЕ терпит вранья.
Все остальные Его дары к нам бесконечно благи, без всяких там мирских, придуманных нами несуществующих «НЕ».
Благослови нас, Господи.