Православный календарьПравославный календарь
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...

Слава от Бога и слава от человеков

Как научиться видеть себя таким, каков ты есть? Не бояться своей неприглядности, своей худости, своего недостоинства, не приписывать себе того доброго, чего в действительности не имеешь, не играть, не притворяться перед людьми и не зависеть от их мнений и оценок? Об этом рассуждает в беседе с прихожанами настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова игумен Нектарий (Морозов).

«А что люди скажут?»

Всем нам знакомы, наверное, слова Христа Спасителя о том, что люди зачастую ищут славы друг от друга, а той славы, которая от Единого Бога, не взыскуют (ср. Ин. 5, 44). Люди хотят хорошо выглядеть в глазах других людей, хотят, чтобы те о них хорошо думали, ищут от них доброго свидетельства, но при этом очень мало беспокоятся о том, как оценивает Господь то, что они делают, что наполняет их сердце. Постоянно звучит вопрос: «А что люди скажут?». Помните, как у Грибоедова Фамусов переживал о том, что будет говорить княгиня Марья Алексеевна? А сегодня ко всему этому надо еще прибавить беспокойство о том, что будут говорить средства массовой информации, наши «зарубежные партнеры» или кто-то еще. Какой-то внешний суд постоянно оказывается очень важным как для государства, так и для отдельного человека, для отдельной семьи. И, казалось бы, это то, от чего должен быть совершенно свободен христианин. Но реальность показывает, что это далеко не так: очень часто, практически постоянно приходится сталкиваться с тем, что и верующий человек очень боится – показаться смешным, показаться недостойным, показаться, в конце концов, плохим христианином – и очень переживает о том, что люди увидят что-то, что в нем не так, или же волнуется, что кому-то хотя бы покажется, что в нем что-то не так.

Никто не знает, насколько мы плохи на самом деле

Мы сознаём, что у нас есть отдельные недостатки, но при этом считаем, что в целом мы очень хорошие, очень приличные люди, с отдельными лишь недостатками

В чем заключается суть этой проблемы, этой беды? В том, что мы думаем о себе гораздо лучше, чем есть на самом деле. Как это примирить с тем, что в то же самое время мы страшимся, что кто-то узнает какие-то отрицательные стороны нашей личности? На самом деле это противоречие мнимое. Да, мы сознаём, что у нас есть отдельные недостатки, в какие-то конкретные моменты своей жизни мы видим их особенно ярко, особенно полно и боимся, что кто-то тоже их увидит так же ярко и полно, но при этом считаем, что в целом мы очень хорошие, очень приличные люди, с отдельными лишь недостатками. И эти недостатки, с нашей точки зрения, никоим образом нас не характеризуют, по крайней мере не являются исчерпывающей нашей характеристикой. И нам очень досадно, что кто-то увидит тот или иной наш недостаток и на этом основании будет думать о нас не то чтобы плохо, не то чтобы будет считать нас за негодных людей… Нет, мы боимся другого: что кто-то будет думать о нас хуже, чем мы думаем о себе сами. Вот эта самая главная проблема. Вот именно этого мы боимся. Нам хочется, чтобы другие люди думали о нас так же, как думаем о себе мы.

Никто, кроме Бога, не может заглянуть в человеческое сердце и увидеть, что там

Но надо сразу себе сказать и с этим смириться: никогда этого не будет. Никогда другие люди не будут думать о нас так, как думаем мы о себе сами, потому что они другие, нежели мы, и иначе нас оценивают. Они могут оценивать нас хуже, чем мы оцениваем себя, они могут нас оценивать лучше – они в любом случае будут оценивать нас по-своему. Но самое главное – другое: это то, что никогда никто из окружающих нас людей, даже самые близкие – ни родители, ни дети, ни муж, ни жена, ни самые близкие друзья – никогда не узнают нас такими, какими себя можем узнать только лишь мы сами, потому что никто, кроме Бога, не может заглянуть в человеческое сердце и увидеть, что там. А там, в человеческом сердце, находится столько всего худого, что на самом деле нужно понять, что каждый из нас бесконечно плох, никуда не годен, недостоин именоваться христианином, и на этом надо в каком-то смысле внутренне успокоиться. Не перестать что-либо делать, пытаться в себе что-либо изменить – нет, просто понять, что не страшно, даже если о нас кто-то подумал плохо из-за того или иного нашего поступка или из-за тех или иных обстоятельств, которые сложились, помимо нашей воли, не очень удачно. Даже если о нас кто-то подумал плохо, он в любом случае не знает, насколько мы действительно плохи, он всего лишь увидел какой-то наш недостаток. А мы на самом деле гораздо хуже.

Только выбросить остается…

Только лишь ощущение того, что всё в нас не так, побуждает нас действительно в себе что-то исправлять

Знаете, надо представить себя вещью, которая уже предназначена для того, чтобы ее выбросить на помойку, потому что она ни на что не годится. И сразу такое спокойствие от этой мысли появляется, потому что, хочешь не хочешь, всё равно тебе одна дорога – туда. И единственное, что тебя спасает от того, чтобы тебя выбросили на помойку, – это не какие-то твои отдельные достоинства, это не какие-то отдельные твои добрые качества, а только лишь милость Божия. И больше ровным счетом ничего. На самом деле кому-то может показаться, что я сейчас подрываю самые основы веры в самого себя, самые основы утешения, которым мы порой утешаемся, но я делаю это совершенно сознательно, потому что никакой веры в самого себя и никакого утешения от самого себя у христианина быть ни в коем случае не должно. Подобное утешение носит ложный характер, и именно оно мешает человеку двигаться дальше. Когда мы сами начинаем себя оправдывать, когда мы говорим: «да, я плохой в чем-то, но на самом деле я хороший, Господи, вот Ты видишь, во мне и это есть хорошее, и это…», то таким образом мы перекрываем для себя возможность действительно стать лучше, потому что только лишь ощущение того, что всё в нас не так, побуждает нас действительно в себе что-то исправлять. А иначе происходит какой-то торг, как я уже сказал, с Богом: «Да, Господи, вот здесь я согрешил, но вот здесь-то я хороший поступок совершил!». Значит, можно оставить за собой право поступать так же, как я поступал прежде. Звучит чудно, звучит примитивно, но на самом деле логика наша очень часто оказывается такой – чудной и примитивной. От этого обязательно нужно стараться уходить.

Восхождение через нисхождение

Как только начинаешь оправдываться, путь к оправданию от Бога оказывается тотчас же закрытым

Если мы вспомним пример человека, о котором Господь говорит как о том, кто сподобился оправдания, сподобился милости Божией – я имею в виду пример мытаря, – то увидим, что этот человек никаких добрых качеств за собой не замечал, по крайней мере мы не слышим, чтобы он о них говорил. Вот фарисей, стоя впереди него, говорит о тех добрых качествах и о тех добрых поступках, которые у него, с его точки зрения, есть. Мытарь – это глубочайшая бездна самоосуждения, самоукорения, самоуничижения. И при этом мы слышим, что он вышел из храма более оправданным, нежели фарисей. Стоит человеку обвинить себя, и Бог его оправдает, и стоит человеку оправдать себя, как Бог перестает его оправдывать. Такая удивительная вещь: для того чтобы быть оправданным, надо себя обвинять! Как только начинаешь оправдываться, путь к оправданию от Бога оказывается тотчас же закрытым.

Нередко в различных книгах мы находим такое выражение, как «стремление к христианскому совершенству». С одной стороны, вроде бы понятно, что имеется в виду, с другой, это выражение очень многих сбивает с толку. Нам кажется, что наш путь христианской жизни должен быть восхождением от силы в силу, от совершенства к совершенству. В каком-то смысле это действительно должно быть так, но мы не всегда понимаем правильно, каким образом это восхождение на самом деле совершается. Восхождение всегда будет совершаться только лишь через нисхождение: только лишь тогда, когда человек начинает спускаться вниз, то есть в бездну того самого самоукорения, которое мы видим у мытаря, самоуничижения, самообвинения, – тогда и начинается его подлинное восхождение, потому что к высоте человека ведет смирение.

Человек может считать, что что-то в его жизни не так, человек может не любить себя за какие-то свои слабости, но в целом нет человека, который думал бы о себе однозначно плохо. И это тотчас же проявляется при наших столкновениях с другими людьми, потому что из того, как мы предпочитаем свой собственный интерес, собственную выгоду, самих себя, становится понятно, что мы себя ценим куда больше, нежели других людей. И даже в самых скромных, самых кротких людях это, к сожалению, проявляется – самомнение, самолюбие, ощущение себя чем-то, и чем-то немаловажным. И лишь когда человек понимает, что он не имеет никакой цены сам по себе, что в нем нет ничего доброго в самом по себе, тогда Господь может из него начать творить что-то великое.

Мнение не допускает быть мнимому

Мнение чаще всего мешает быть мнимому, как говорит один из святых отцов. Когда мы видим в себе что-то доброе, то мы никогда этого доброго на деле не приобретем, потому что видим мы, как правило, то, чего нет, но это видение нас успокаивает и не дает никакого мотива, никакого импульса для того, чтобы мы труд приобретения этой добродетели действительно подъяли.

Человек, думающий о себе смиренно и уничиженно, не унывает: его утешает Сам Господь

Кажется, что это очень трудно – увидеть, что в тебе ничего нет доброго, что в тебе всё плохо. Кажется, это должно погрузить тебя в безмерную печаль. Но это не так. Все люди, которые считают себя чем-то немаловажным, постоянно унывают, печалятся, скорбят, ибо видят, что окружающие не готовы признать за ними те достоинства и добродетели, которые они сами в себе усматривают. Когда же человек о себе думает плохо, думает смиренно, то его совершенно не смущает чье-то мнение. Более того, он с удивлением начинает видеть, что люди относятся к нему даже лучше, чем он относится к себе. И это становится для него утешением, это его поддерживает, не давая притом пищи тщеславию. Кроме того, есть еще и духовное объяснение, почему человек, думающий о себе смиренно и уничиженно, не унывает: его утешает Сам Господь. Господь ведь не напрасно говорит о том, что сердце сокрушенно и смиренно Он не уничижит (ср.: Пс. 50, 17), а вот сердце несокрушенное и не смиренное уничижается постоянно.

Самое большое утешение

Поэтому очень хочу всех вас и самого себя попросить: не будем бояться оказаться ни смешными, ни какими-то неуклюжими в нашей христианской жизни, не будем бояться обнаружения своих недостатков, не будем стесняться, когда всё это происходит помимо нашей воли. Нас окружают точно такие же люди, как мы сами. И если человек видит свою немощь, знает свое несовершенство, он не будет осуждать и другого человека за его немощь и несовершенство. Отбросим же это лишнее смятение, суету и ту энергию, которую тратим на то, чтобы казаться лучше, чтобы не дать никому увидеть того, что есть в нас худого и недостойного, обратим на то, чтобы действительно стать лучше. Ну, и при этом не будем ждать никакого внешнего суда, никакой внешней оценки, а просто будем совершенно бескорыстно трудиться – ради Бога и ради своей собственной души.

Вчера один человек сказал мне в беседе, что он перечитывает в очередной раз Евангелие и, дойдя до рассказа о бесплодной смоковнице, помышляет: «Наверное, речь обо мне идет, вдруг и меня Господь точно так же посечет, потому что никакого плода в своей жизни я не вижу». Это ощущение себя бесплодной смоковницей и это понимание того, что никакого плода должного я Богу не приношу, и есть один из первых плодов нашей христианской жизни. Преподобный Петр Дамаскин говорит о том, что начало здравия души – видение своих грехов бесчисленными, как песок морской. Не видение своих добродетелей бесчисленных, а именно видение своих грехов! И без этого ни о каком восхождении к добродетели помышлять даже не стоит: состояние мытаря, образ мыслей его – вот фундамент христианской жизни. И хочу вас заверить, что когда человек переболеет вначале этим видением себя таким, какой он есть, когда поплачет довольно об этом, погорюет, то затем в его сердце постепенно начнет входить радость – радость, присущая ребенку, который живет, не думая о том, кто и как его оценит, кто какую ему оценку поставит, а просто радуется той жизни, которая его окружает. Как дети радуются любви своих родителей, так же точно и человек, не пытающийся показаться хорошим, радуется любви Божией и понимает в какой-то момент, что Господь любит его не за какие-то его добрые качества, которых на самом деле нет, а любит просто, и значит, всегда будет любить. Это и есть огромное утешение, самое большое, какое только может быть.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 1312 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Любить — желать блага другому Любить — желать блага другому
Архим. Андрей (Конанос)
Любить — желать блага другому Что такое любовь
Часть 1. Любить — желать блага другому
Архимандрит Андрей (Конанос)
О том, всегда ли нас любит Господь, стоит ли тратить силы на ненависть, о честном игумене и юноше, который ради любви отказался от любви.
На кого мы оглядываемся? На кого мы оглядываемся?
Сергей Худиев
На кого мы оглядываемся? На кого мы оглядываемся?
Сергей Худиев
Христианин нередко оказывается в ситуации определенной напряженности между Церковью и чем-то еще. Кто для меня важнее? Кому я хочу понравиться?
Что скажут люди?! Что скажут люди?!
Анастасия Бондарук
Что скажут люди?! Что скажут люди?!
Анастасия Бондарук
В период агрессивных нападений на Церковь каждый из нас, так или иначе, бывает вовлечен в необходимость сформулировать или даже защитить свою личную религиозную позицию, а иногда и позицию Церкви. Вроде бы все понятно и очевидно, кто есть кто в попытках пилить кресты и танцевать на алтарях. Однако иногда нас что-то останавливает и не дает возможности занять активную позицию, прямо выразить свое мнение. Мы задумываемся: «А не привлечем ли мы излишнее внимание к тем, кто ищет внимания?». Проходит время и оказывается, что ажиотаж уже давно создан, и нужные личности пропиарены.
Комментарии
Георгий27 января 2023, 15:10
Прекрасно! Вы талантливейший человек, батюшка Нектарий, и наверное лучший миссионер, которого я знаю.
Майя Талбакова 4 сентября 2016, 19:26
Спаси Господи,о. Нектарий за статью! Как всегда все описано точно,как будто Вы *заглянули* в душу...Пишите,помогайте нам разбираться в себе в правильном направлении. СПАСИ ХРИСТОС!!
недостойный упоминания.29 июля 2016, 22:54
Братья и сёстры смеяться чаще над собой нужно и не потеху , а про между прочим ,искренне ...замечательный фундамент для уничижения и смирения ,ибо смирение - с миром принимать то , что тобой не управляемо
Владимир Горбачёв24 июля 2016, 19:21
Доброе не может вершиться с худыми помыслами, в то время как благими намерениями иногда можно и навредить.
Господь даровал человеку главное - свободу выбора
Юлия Митина22 июля 2016, 18:01
Как, интересно, это сделать без лицемерия? Как считать себя плохим, не потому что так надо думать христианину, а на самом деле?
Анна Козлова21 июля 2016, 14:29
Неужели это и впрямь полезно? Самоуничижение? Я так себе и места не нахожу - и себя ненавижу, и других не люблю.
Лариса20 июля 2016, 12:26
В точку!!!
гость19 июля 2016, 22:49
Когда в тебе все плохо' печаль и расстройство, наверное, проявляется от гордыни.
Елена Рыбакова-Дубовик19 июля 2016, 22:41
И "работать на публику" не надо, чтобы заслужить Любовь. Только над собой, нам все уже дано. Важно понимание того, что спасение - не цель, а путь к цели.
тамара19 июля 2016, 16:23
Господи,помоги видеть свои грехи и исправлять их. Храни,всех Господи.О.Нектарий,благодарю Вас за наше вразумление.
КАТТО19 июля 2016, 15:52
недавно была на этом сайте статья про женщин, которые приходят в больницы к больным брошенным детям и сидят с ними, ухаживают за ними - не могла читать без слез - тогда впервые задумалась, что вот думаю о себе - какая я хорошая- и то делаю, и тут помогаю, а прочитав статью поняла, что то, что я делаю - это такая мелочь! есть люди, которые душу свою отдают за других и мне до них как до луны! думаю, почаще надо людям задумываться над этим - тогда и не будет этого самомнения непомерного и гордыни. ведь когда предстанем перед Богом - как страшно будет осознать, что жизнь потрачена на заработать - купить - поесть - отдохнуть и т.д. а можно было за свои года столько всего сделать! стольким помочь! а всю жизнь только и было что удовлетворение своей гордыни.. как же стыдно будет стоять перед Ним тогда.. статья еще раз напомнила об этом.
Сергей19 июля 2016, 13:00
Прекрасная статья! Мнения святых отцов, действительно нуждаются в некоторой адаптации. В привязке к понятийному миру современного человека. Отец Нектарий делает это мастерски, творчески перерабатывая на основе своего пастырского опыта. У меня есть только одно замечание - вопрос. Прп. Силуан Афонский и отец Софроний познакомились именно на этой теме. Отец Софроний советовал какому то монаху:" Держи ум твой во аде и не отчаивайся" ( естественно не дословно так). А отец Силуан сказал ему:" Это не его мера - он этого не выдержит". С этого момента началось их тесное общение, т.к. отец Софроний понял, что он сказал это не из отвлечённого богословского суждения, а исходя из личного опыта. Многие ли сейчас понесут призыв отца Нектария? Огромная благодарность за смелость и высоко поднятую планку, отец Нектарий!
Людмила Прищепова19 июля 2016, 11:55
что произойдет на планете,если все верующие в одно и тоже время попросят прощения у Бога и попросят милости Божией на МИР и Любовь без войны
Сергей19 июля 2016, 11:46
Спасибо о.Нектарий. Затронута тема суровой правды смысла христианской жизни. Инстинкт самосохранения, стремление к благополучной жизни, забота о семье, постоянно понуждает бороться за лучшую долю и лучшее место в жизни. Как не крути, а в основном довлеет надежда на самого себя, не посеешь - не пожнешь, не заработаешь не покушаешь. Где грань, где золотая середина? Далеко не у всех людей в жизни все гладко и заканчивается глубоким удовлетворением и смирением. Тяжело ощущать себя неудачником и ничего не стоящей серой личностью, все возмущается в уме и душе, почему это со мною, в чем моя вина, ведь я стараюсь быть хорошим, почему Бог не помогает мне? Единственно отрезвляет мысль, а что я могу изменить в этом мире - своим слабыми ручонками и ножками, ничего! Я лишь маленький винтик в огромном механизме мирового процесса, происходящего помимо моеего желания. Смирись и сделай сегодня то, что можешь сделать для существования себя самого и своей семьи. Хорошо делай свою работу не порть настроение окружающим тебя людям, чаще улыбайся. Надо сдерживать себя и стараться быть жизнерадостным. Не говори никому злых и плохих слов, никого не оскорбляй и не подавай виду что тебе плохо. На самом деле не все так уж и плохо, сравни свою долю с долей инвалидов,нищих, своего современника Жени Родионова. Возьми на вооружение мысль: Наши отцы и деды не такое видели, но ничего, даже под Сталинградом и Ленинградом выжили и победили. Смыл жизни не в том, что бы управлять, хорошо есть и мягко спать. У меня есть бесценная ДУША, которая дороже всего золота, бриллиантов, дворцов, яхт и денег существующих в мире. Если на одну чашу положить все богатство существующее в мире, а на другую мою ДУШУ, то моя ДУША дороже и она не менее ценна чем души других людей: царей и президентов, гениев и миллиардеров. И об участи этой МОЕЙ ДУШИ, как главной составляющей смысла моего рождения и существования заботится ее Создатель. Ее надо лечить и совершенствовать и нет иного метода, как только тот, что указал мне мой вождь, герой всех времен и народов, мужественнейший, умнейший, величайший и славнейший Иисус Христос, наш БОГ и Спаситель. Берегите себя, не размениваетесь на мелочи, не увлекайтесь ложными ценностями материального мира - наша Великая и Важнейшая цель получить паспорт гражданина Вечного государства, где правит Господь, Матерь Божия и Святые. Там мы получим все сполна и с избытком. Надо немного потерпеть.
Наталья Сидорова19 июля 2016, 10:41
Мне понравилось это мудрое выражение: "Даже если о нас кто-то подумал плохо, он в любом случае не знает, насколько мы действительно плохи, он всего лишь увидел какой-то наш недостаток. А мы на самом деле гораздо хуже". Задумалась.
Ольга Яблокова19 июля 2016, 09:04
Огромное спасибо за эту статью, за ее ценные для меня мысли!
Артём Абрамов19 июля 2016, 08:07
Революционно(в хорошем смысле)! Сам очень от этого страдал и не понимал в чем дело, теперь все ясно. Спаси Господи отец Нектарий!
Марина Куфина19 июля 2016, 05:57
Да-да! Именно так, на своем личном опыте подтверждаю) Спаси Господь!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×