Православный календарьПравославный календарь
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.

Что скажут люди?!

В период агрессивных нападений на Церковь каждый из нас, так или иначе, бывает вовлечен в необходимость сформулировать или даже защитить свою личную религиозную позицию, а иногда и позицию Церкви. Вроде бы все понятно и очевидно, кто есть кто в попытках пилить кресты и танцевать на алтарях. Однако иногда нас что-то останавливает и не дает возможности занять активную позицию, прямо выразить свое мнение. Мы задумываемся: «А не привлечем ли мы излишнее внимание к тем, кто ищет внимания?». Проходит время и оказывается, что ажиотаж уже давно создан, и нужные личности пропиарены.

В этом материале мне бы хотелось проанализировать некоторые аспекты, создающие сопротивление и мешающие нашей активности. Конечно, есть здоровая активность – это тоже вопрос, требующий обсуждения…

Потребность в обратной связи

Иллюстрация к притче С.Маршака "Мельник, мальчик и осел" Иллюстрация к притче С.Маршака "Мельник, мальчик и осел"
Есть замечательный стих С.Маршака, который можно было бы назвать притчей, - «Мельник, мальчик и осел». Он про то, как три персонажа, выйдя в люди, были небезразличны, как это сейчас называется, к обратной связи. Они очень старались следовать инструкциям окружающих, принимая во внимание критику… Но для них все закончилось насмешками: «Где это видано? Где это слыхано? – Старый осел молодого везет!»

Узнаваемая картина. Каждый из нас хоть иногда, но попадал в ситуацию, когда ему было крайне небезразлично: «Что скажут люди?»

Разве это плохо? Начнем с того, что чувствительность к мнению окружающих — это показатель нормальности развития, но… на начальном этапе. Это не значит, что человеку зрелому все равно, что о нем говорят. Но он умеет выдерживать, когда что-то идет не так, и продолжать исполнять свои обязанности.

Если же кто-либо хочет выбрать путь, когда все про него должны будут сказать хорошо, то мы можем предположить, что это – зависимость от мнения окружающих. «Ой, что же скажут про нас люди?!» Один собеседник мне на это гневно ответил: «Но ведь они что-то скажут!..»

На Руси говорили: «На чужой роток не накинешь платок!» Сказать-то скажут, но вот что для нас это будет значить?

Православные – всех румяней и белее?

У сверхчувствительности к чужому мнению может быть много причин. Некоторые из них можно отыскать в справочниках по психодиагностике.

Среди тех, которые находятся в разряде «норма», — желание нравиться. Причем, это бывает личностное, тщательно оберегаемое желание. Иногда, правда, оно оберегаемо настолько, что уже не осознается. Вот тогда мы и попадаем в зависимость.

Неосознаваемая зависимость всегда стремится стать тотальной, то есть, не иметь границ. В таком случае нами даже манипулировать не надо: мы и так живо представляем себе всевозможные конфликтные сценарии развития ситуации – и они нас страшат.

Например, ставя перед собой задачу привлечь людей в храм, мы можем попасть в ловушку собственных стратегий. Ведь ради того, чтобы больше людей пришло в церковь, мы готовы показаться такими себе задорными, симпатичными, активно любящими ближних православными христианами. И при этом можем упустить момент, когда уже не являемся таковыми. Мы сами придумываем себе образ и становимся, как в театре, актерами одной роли.

Однако при такой роли нет вариантов для честности, да и для защиты себя. Иначе, как только мы попросим ближнего: «Простите, пожалуйста, вы стали мне на ногу. Мне больно, не могли бы вы с нее сойти?», - тут же услышим резкое: «Ишь, какой вежливый нашелся». Ну, что ты скажешь? Разве только по примеру одного поэта из Санкт-Петербурга: «Ну что вы! Какой же я вежливый? Я такой же хам, как и вы!»

Наши попытки увидеть в глазах ближних собственное отражение «белых и пушистых» часто заканчиваются печально для нас. В то время как возможность принять с юмором недовольную критику открывает двери для полемики.

На чьей стороне закон?

В иных случаях мы боимся агрессии, в третьих — чувствуем стыд и вину. Однако вина — это следствие нарушения закона. А если у нас с оппонентом разные законы? Неужели мы должны судить себя по их законам, или, еще хуже, по их интерпретациям наших законов?

Например, они верят, что истинно православные — это те, кто всегда молчат и кланяются, повторяя: «Спаси вас, Господи!» И если вдруг кто-то из православных отклонится от этого сценария, наши оппоненты начинают публично изливать свое негодование. Брызги их горя и разочарования покрывают все просторы интернета и чужих душ.

Но разве это повод чувствовать вину? Это повод констатировать, что наши оппоненты идут по пути взросления и прощаются со своими ложно-наивными представлениями. В данном случае наша задача — не мешать им расти, не становиться в позицию добренькой, но расслабляющей мамочки.

Церковь несет в мир знание об Отце, а значит, и о возможности учиться видеть правду и мужать. Конечно, не всякий может выдержать разочарование, кто-то выберет истерику, но это личный выбор и ответственность перед Богом. Мы же, пытаясь соответствовать чужим ожиданиям, опять попадем в ловушку.

А в случае агрессивных и явно клеветнических интервенций мы встречаемся со злой волей. Она иногда бывает хитрой и коварной, маскируясь под добрую. И нам больно, что окружающие поверят. Однако что мы можем? Всего лишь говорить правду.

Евангелие, возвещая людям Благую весть, говорило и о печальном. Например, о том, что из-за избытка беззаконий во многих охладеет любовь, а значит, и вера. Мы видим вокруг себя все больше людей, подтверждающих, что внутри них ослаб закон: и общечеловеческий, и Евангельский. И они несут свою весть миру. Для них Бога нет и все дозволено. Однако Ж.Лакан дополнял героя Ф.Достоевского: «Если Бога нет, то ничего нельзя». Нельзя любить, нельзя верить. Нельзя всего того, что делает человека человеком. Нельзя выбраться из-под завалов собственных ошибок, страстей болезней и заблуждений.

И, конечно, приверженцы такого типа мышления вряд ли захотят нас понять. И что они могут про нас сказать…

Анастасия Бондарук

Источник: Православие в Украине

29 августа 2012 г.

Рейтинг: 9 Голосов: 102 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Виктория18 февраля 2013, 03:51
Подскажите , какие есть способы избавления от сверх чувствительности к чужому мнению к и желанию всем нравится? У меня такая проблема. Я ее осознаю, но справится усилием воли не могу.
Анастасия Бондарук 3 сентября 2012, 13:25
Людмила, к сожалению это распространенное явление. А уверенность в своих домыслах, часто признак психотической
позиции.

Геннадий, благодарю вас за желание мне помочь. Однако, вы ошиблись в своих попытках исправлять незнакомого вам человека.
Все мои материалы основаны на материале самопознания тех людей, которых я консультирую как психотерапевт.
ВМ30 августа 2012, 21:56
Как не вспомнить классика:
"Что скажет княгиня Марья Алексеевна?"
Геннадий29 августа 2012, 18:28
Анастасия.
Я хочу предложить Вам следующую логику рассуждений, которая может быть поможет Вам избавиться от необходимости психического моделирования поведения незнакомых людей.
Если человек верит в бога, при этом не обязательно, что в Истинного Бога, то все Ваши расстройства типа - "что скажет, что подумает, что напишет" - действительно оказываются Вашими личными психическими расстройствами, так как верующие люди ничего подобного себе не позволят - в силу того, что они сами верят в какого-то бога.
Если же человек не верит в бога, при этом не обязательно, что в Истинного Бога, то все Ваши расстройства типа - "что скажет, что подумает, что напишет" - просто нелепы. В Псалмах сказано: "сказал б е з у м е ц ...Бога нет". Понимаете? Вы задаетесь проблемой: "Что обо мне скажет сумасшедший".

Людмила29 августа 2012, 17:35
Анастасия, статья как раз в тему... У нас есть замечательный сайт, нашего нового района, как показалось на первый взгляд, вроде, добрый, обсуждение общих проблем, радостей.... Но в рубрике "Курилка" (!) есть тема "РПЦ против России" (!)... И как выяснилось, я одна пытаюсь отстоять "честь" нашей РПЦ . Пишу не для хвалы, а для того, что как-то страшновато становится, что ли... Все эти добрые соседи агрессивны по отношению к правителям, к РПЦ, к Патриарху! Не переубедить ничем! Поначалу думали, что меня РПЦ послала на их форум))) Потом, что я запраграмирована) Не пробить ничем. Причем ссылки даю на наш православный сайт на определенные темы как доказательства...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Анастасия Бондарук

Новые материалы

Выбор читателей

×