О несении скорбей и чрезмерных требованиях

    

Каждый из нас сталкивается в жизни со скорбными обстоятельствами – собственными или ближнего. И православный человек, конечно же, руководствуясь христианскими ценностями понимает, что ему указан путь понимания смысла своих страданий. Как это можно воплотить в жизнь? Ведь наша психика реагирует по определенным законам и их очень важно учитывать, дабы не брать на себя, а тем более не возлагать на других «бремена неудобоносимые». Преподобный Иоанн Лествичник, рассказывая о высоких подвигах святых отцов одного из монастырей, писал: «Удивляться трудам сих святых – дело похвальное; ревновать им – спасительно, а хотеть вдруг сделаться подражателем их жизни есть дело безрассудное и невозможное». Переживание скорби, наверное, одно из самых глубоких и ценных проявлений душевной жизни. Давайте подробнее рассмотрим ее.

«Это не со мной»

В то время как наше осознанность напоминает нам о том, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22) и совершает сложную работу по осмыслению своей скорби, в наших более глубоких слоях психики происходит иное. И первая естественная реакция – шок и оцепенение. Он может длиться от нескольких секунд до нескольких недель. Оцепенение проявляется в скованности, которая сменяется периодически хаотической активностью. За этим включается защита, то есть отрицание: «Это не со мной» или «Этого не может быть». Мы не можем поверить… Человек чувствует как-бы нереальность происходящего, некоторую бесчувственность, которая может вылиться в невозможность вспомнить. Анастасия Цветаева в своих «Воспоминаниях» пишет: «Я не помню, как несут, опускают гроб. Как бросают комья земли, засыпают могилу, как служит панихиду священник. Что-то вытравило это все из памяти... Усталость и дремота души. После маминых похорон в памяти – провал». Наша душа с одной стороны, понимая необходимость скорбей, с другой – не хочет их принимать. Можно сказать, что на это указывает нам Христос, по воплощении имеющий в себе Божественную и человеческую природу: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Поэтому очень важно дать душе время и помочь принять реальность утраты. Ведь горе разрывает восприятие на «до» и «после» и нам хочется остаться в этом «до», а в «после» мы не можем попасть. И люди, переживающие тяжелые утраты, часто видят сны, где «все, как и прежде».

Период поиска утраченного

В этот период, даже если мы просто соучаствуем в чужом страдании, наша психика пытается как бы вернуть утраченное. Происходит это неосознанно. Обычно это происходит на 5-12-й день после утраты или тяжелой болезни, когда человек или его близкие фантазируют о скором выздоровлении, хотя факты говорят об обратном. В случае смерти, мы как-бы случайно хотим набрать номер умершего или купить для него что-то им любимое. Как тут не вспомнить о Рахиль, которая плачет о детях своих и не хочет утешаться, как бы в душе еще не отпуская детей от себя. Я помню, как ко мне обратилась женщина, у которой умер маленький ребенок и ей начало казаться, что она видит его, когда смотрит на чужих детей. Эти «видения» были очень кратковременными, но эмоционально сильными и визуально яркими. Окружающие решили, что она сошла с ума. Ко мне ее направил ее духовник, который сразу понял, что это не духовная, а психическая проблема. Мы поработали с ней 3 встречи и видения исчезли, дальше шла работа с горем.

Период острой скорби

В норме этот период начинается от полутора месяцев с момента произошедшего несчастья. Даже в норме здесь мы можем встретить очень тяжелые состояния печали, астенические реакции и слабость. Возникают различные нарушения сна и аппетита. Это период боли и фрустраций. Могут возникать навязчивые мысли о том, как бы все могло сложиться, если бы… Возникают непрошенные воспоминания, которые поглощают много душевной энергии. Помните, как у Иеремии: «Я человек, испытавший горе от жезла гнева Его. Он повел меня и ввел во тьму, а не во свет. Так, Он обратился на меня и весь день обращает руку Свою; измождил плоть мою и кожу мою, сокрушил кости мои; огородил меня и обложил горечью и тяготою; посадил меня в темное место, как давно умерших; окружил меня стеною, чтобы я не вышел, отяготил оковы мои, и когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою; каменьями преградил дороги мои, извратил стези мои» (Плач 3, 1-9).

Конечно, эта глава говорит нам и о том, что «Благ Господь к надеющимся на него, к душе, ищущей Его». Но как мы видим, фазы острого горя и Иеремия не избежал. Что уже говорить о нас, детях XXI-го века. У нас может возникнуть и желание отчуждения, и утрата теплоты. Многие не могут самостоятельно пройти эти этапы. Им нужна наша помощь. Но было бы ошибочно увещевать не только скорбящего, но даже и тех, кто сопереживают горю ближнего, сразу же начать размышлять о полезности горя. Для этого нужно время, а нам важно сформировать утраченную культуру горевания.

Любая утрата – сложный комплекс реакций на трагичное событие, затрагивающее все стороны жизни, все 3 яруса человеческой жизни: телесный, душевный и духовный. И каждому ярусу надо дать свое время и свой темп принятия. «Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?» – читая эти вопрошания Иова (Иов, 3:11) мы иногда стараемся скорее пробежать их глазами, перейдя к этапу утешения. Но в жизни нельзя так просто перелистнуть страницу.

Период поиска смысла

Фаза острого горя была важна, так как именно она дает нам силы принять действительность и выстраивать с ней новые отношения. Она помогает психике перестроить внутренние связи с утраченным. Это очень тяжелая и сложная работа души. Ведь из принципа удовольствия нам нужно перестроиться на принцип острой неудовлетворенности. «Зачем приняли меня колена? зачем было мне сосать сосцы? Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно», – думаем мы вслед за праведным Иовом (Иов, 3:12,13), когда небытие кажется нам гораздо приятнее бытия. Но это всего лишь чувства… Для скорбящего горе в этот период становится ведущей деятельностью: оно становится основным содержанием его жизненной активности и становится возможностью развития его личности. И здесь важно понимать духовный смысл скорби. Но этот смысл душа должна выстрадать самостоятельно, он не может быть навязан.

Опасности сопереживающих

И как опасно в такой период уподобиться нам друзьям Иова, на которых Господь воспылал Своим гневом! Как опасно вразумлять, указывая на духовную слабость, призывая к вершинам, недостижимым в этот период. Елифаз Феманитянин говорил Иову: «А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя и ты упал духом. Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих – упованием твоим?» (Иов, 4: 5,6) Вроде бы желая поддержать друга, он упрекает его. К сожалению, и мы, желая поддержать, упрекаем то в малодушии, то в излишней привязанности к земному. На ранних стадиях горевания это недопустимо. Да и кто мы такие, чтобы упрекать? Даже если у каждого из нас есть свой опыт горя, горе каждого уникально, оно зависит от единственных в своем роде отношений с ним, от конкретных обстоятельств жизни и смерти, от всей неповторимой картины мира каждого, от его надежд, радостей, привязанностей и слабостей.

Если мыслить упрощенно и инфантильно, то можно воспринять многое уплощенно и буквально. Пережил Иов смерть детей, разорения – значит, и мы так сможем и прямо сейчас начнем понимать полезность скорби. По незнанию, просто не замечаем, что отвергаем целый пласт своей душевной жизни. Но энергия души не исчезает, она просто переходит из одного состояния в другое. Нагруженность психики не пережитыми страданиями рождает тяжесть, усталость от жизни и то, что многие ошибочно воспринимают как «выгорание». Земная работа скорби состоит в том, чтобы переработать старые связи с утраченным и создать новые, в соответствии с возникающей действительностью. До конца этой работы «объект продолжает существовать психически». И на психологическом уровне главные задачи горя – устроение образа этого объекта для сохранения в памяти. Человеческое горе не разрушительно, а созидательно. Оно призвано не ослаблять душу, а укреплять, не уничтожать, а творить – творить память. Скорбь очень важна в нашей жизни, но помогая другим скорбеть, очень важно соотнести наши пожелания и помощь не только с духовным идеалом, но и с психической реальностью. И тогда, мы сможем вместе с горюющим произнести: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».

Анастасия Бондарук

28 января 2014 г.

Рейтинг: 9.2 Голосов: 77 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Как переносить скорби Как переносить скорби
Из наследия Оптинских старцев
Как переносить скорби Как переносить скорби
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Чем укрепляться в скорбях? Как предотвратить их? Что делать, если одолевают скорби о детях?
Оптинские старцы о скорбях Оптинские старцы о скорбях Оптинские старцы о скорбях О скорбях
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Старцы Оптинские учили терпеливо и со смирением сносить скорби, ибо посылаются они для нашего вразумления, «а без скорбей спастися невозможно».
Скорбь и радость Скорбь и радость
Св. прав. Иоанн Кронштадтский
Скорбь и радость Скорбь и радость
Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Торжественно празднуем, дорогие братья и сестры, рожде­ство Пресвятой Девы Марии от неплодных родителей, благочестивых Иоакима и Анны. С первых веков христиан­ской веры святая Церковь установила этот праздник. Празд­нуемое событие - рождение Богоизбранной Отроковицы – принесло радость всему миру.
Комментарии
Алексей 2 февраля 2014, 14:28
Спасибо Анастасия!
Мне кажется степень страдания определяется личным уровнем страстности страдающего,с одной стороны, а с другой, Господь определяя и попуская то или иное горе своему чаду, видит его более искусным существом, но в энном периоде времени нам не доступном.
У Апостола Павла есть указание на предание Сатане Христианина, дабы спасен был...
С недавних пор лично я понял, что любое страдание есть микро отлучение от Бога. Это может быть и по воле Господа и по воле человека.
Иов! Мы увидели он страдает! Да! Безусловно! На все 100.
А его жена? Думаю, что да, но...?! А дети??? А друзья ?!
Размышляя о страданиях Иова, важно помнить о Боге - Творце этих страданий, не забывая при этом об исполнителе - лукавом.
Пишу комментарий и вспоминаю свои жуткие дни и ночи жуткие! При этом радостно, что прошел их, что Бог рядом. И хочется повторять слова бывшего адвоката, Святого Иоанна: "Слава Богу за всё".
На картине: Иов еще страдает, а радостный рассвет радует!

Наталия 1 февраля 2014, 22:42
Анастасия,большое Вам спасибо за эту статью. Хотелось бы прочитать в продолжение: как помочь себе пережить горе. Я уже третий год пытаюсь справиться с горем, пережить жуткую несправедливость.Пытаюсь сделать это самостоятельно, т.к.православных психологов рядом нет. И это очень трудно дается.Ваша статья помогла мне понять, что происходило с моей психикой и душой эти два года.Трудов Святых отцов по теме "скорби" было прочитано очень много, но без понимания происходящего их советы не приживаются. Советы священников о пользе скорбей воспринимаются как поучения друзей Иова из серии "чужую беду -руками разведу".Прочитала Вашу статью и поняла, что не одна я такая неблагодарная Богу, а и праведный Иов и пророк Иеремия кричали и горевали, что родились на свет.Спасибо большое.
Evgeny Rubens 1 февраля 2014, 12:26
Анастасия, благодарю. И правда задумался. Вот жена потеряла близкого человека, плачет, а я ей в ответ цитаты из святителя Игнатия Брянчанинова. Думал, от чистого сердца. Прочел и увидел себя, такого православного зазнайку - мы самые духовные, живем по святым отцам. А ей ведь обычное человеческое сочувствие надо. А гордость распирает свое, нет надо умничать, а не сопереживать. А где в этом умничаний и моем цитировании любовь? Да не было ее там, только самолюбование своим знанием святых отцов.
Ксения Ч.31 января 2014, 17:31
...продолжение
Преп. Амвросий Оптинский: "Ошибка и заблуждение человечества происходят оттого, что мы не понимаем как следует намерение Божие и волю Божию о нас. Господь, по благости Своей и милосердию Своему, хочет даровать нам вечное блаженство на небе, в Царствии Небесном, а мы, по слепоте своей, более желаем, ищем счастья и благополучия временного на земле. Вот Господь, по благости Своей и по любви к роду человечес­кому, и вразумляет нас разными скорбями, и болезнями, и другими бедствиями..."

А то, что в скорбях Господь близко, я в своей жизни испытала... В тяжелейших испытаниях Он на руках вынес, а я не воцерковленная была тогда, и не сразу, очень не сразу пришла в храм. Но такой молитвы и такой преданности в волю Божию, как тогда, у постели умирающей матери, больше никогда не было.

И напоследок еще одна цитата из преп. Варсонофия Оптинского, которая мне тоже очень близка: "Непрестанные скорби, посылаемые Богом человеку, суть признак особого Божия промышления о человеке."
Про преп. Варсонофия можно здесь прочитать: http://www.pravoslavie.ru/put/60774.htm
Ксения Ч.31 января 2014, 17:29
Странная статья. Читала и долго не могла понять, что здесь не так. Фрейдизм - да, но и ...НЕВЕРИЕ. Автор цитирует писание, но про Господа забыла... Про то, что ВСЕ (!) в нашей жизни происходит или по Божьей воле, или по Божьему попущению. Что Господь благ и нас любит! Приведу несколько цитат из трудов своих любимых святых, насколько они отличаются от этой статьи.

Преп. Варсонофий Оптинский: "Скорби неизбежны, хотя и хотели бы мы миновать их. Жизнь представляется нам в виде белой полосы, на которой черные точки – скорби, от которых нам желательно поскорее отделаться, а на самом деле жизнь есть черная полоса, и на ней рассеяны белые точки – утешения. “В мире скорбни будете, – сказал Христос, – но дерзайте, яко Аз победих мир”»

...продолжение далее
Сергей30 января 2014, 12:01
- вы, простите, в здравом ли рассудке?
- Откуда такая кровожадность-то?
- Что за предъявления от вроде_бы_христиан "автор сам горя не пережил"
Автор комментария обвиняет в ненормальности и желание крови кого-то (объясните кого).
Хотелось вставить небольшое разъяснение.
Давай поступим исходя из практики:
Попросите или найдите литературу где люди, прошедшии ужасы конц. лагерей, плена, блокады будут рассказывать об этих минутах терминами - "Любая утрата – сложный комплекс реакций на трагичное событие, ..., все 3 яруса человеческой жизни: ... И каждому ярусу надо дать свое время и свой темп принятия."
Если вы найдете пример, приведите пожалуйста.
На основании этого и делался этот вывод, что автор статьи с этим не сталкивался.
Далее.
Большинству комментаторам статья понравилась, но что-то там не то.
Давайте поступим так. Уберем все ссылки на статьи из Священного писания и оставим одно мнение автора.
Например:
- Нагруженность психики не пережитыми страданиями рождает тяжесть, усталость от жизни и то, что многие ошибочно воспринимают как «выгорание».
Простите не фрейд ли родоначальник данных аналитических суждений.
Кто не знаком с творчеством можно посмотреть например здесь:
http://hramnagorke.ru/psychology/23/940/
Поэтому мое мнения сложилось именно на определенных цитатах автора которые, простите в трудах святых отцов церкви и в писании я не встречал.


Мария30 января 2014, 11:39
"Человеческое горе не разрушительно, а созидательно."

Разрушительно. Оно сокрушает сердце, которое потом "Бог не уничижит". Слова "сердце сокрушенно" именно про это.

"Оно призвано не ослаблять душу, а укреплять, не уничтожать, а творить – творить память."

Оно не "призвано". Оно следствие падения человека, изгнания из рая, его цена. Нет и не может быть оправдания горю каким-то его вымышленным призванием.
Если очень обобщённо - мы все переживаем потерю рая и будем переживать всю жизнь, пока не возвратимся.
Галина30 января 2014, 06:35
Продолжение
А как все это сложно. Пока не «нахлебаемся» полной мерой, не укрепимся. И без веры Богу почти невозможно. Хорошо бы было, чтобы рядом были не просто сочувствующие, а профессионалы как Анастасия. Чтобы кто-то нас держал за шкирку как щенят и не отпускал, чтобы не натворили чего в состоянии «шока и оцепенения» или «хаотической активности», не размазались бы от бессилия. Бог нас «держит за шкирку», но мы не всегда понимаем и сопротивляемся.
Галина30 января 2014, 06:32
Статья очень нужная, но не очень доступная. С первого прочтения и на комментарий даже не созреешь. Почти как «Православная психотерапия» митрополита Иерофея (Влахоса), где он и сам говорит, что его книгу надо не прочесть, а изучить для духовного исцеления. И статью Анастасии надо несколько раз прочесть, чтобы суть уяснить . Кому-то все ясно и с первого прочтения, хотя судя по комментариям - заинтересовались, но не совсем «въехали». А есть в ней ключевые слова для облегчения участи скорбящего. Все правильно, все библейские примеры: и плач Иеремии, и книга Иова и др.; и все золотые слова библейские: «многими скорбями надлежит войти в Царство Божие», «на все воля Божья», «все проходит – пройдет и это» и др. Но где все это (уровень), а где все мы со своими скорбями? Уму нашему все это ясно, а сердце скорбит. И утешения нет. Анастасия права (прошу прощения за фамильярность, тем более, Анастасия профессионал, а я в пациенты гожусь), от горя не отмахнешься («пройдет и это»), его надо пережить. - «Человеческое горе не разрушительно, а созидательно. Оно призвано не ослаблять душу, а укреплять, не уничтожать, а творить – творить память». - Именно «творить память», делать прививку, вырабатывать иммунитет(предвижу возражения: иммунитет на горе?).
К.И.29 января 2014, 16:39
К двум из комментаторов: вы, простите, в здравом ли рассудке? Что за предъявления от вроде_бы_христиан "автор сам горя не пережил"? Откуда такая кровожадность-то? Автор очень верно говорит о том, как надо помогать человеку, корректно не "влезает" в аспекты, требующие высокого духовного уровня, оставляя это опытным духовникам. И пишет она не подражая старцам (чего и у нас да не будет, а то, с нашими-то грехами, карикатура получится), а как врач, в этом и ценность статьи. Если у вас, например, заболит голова, что для вас важнее - чтобы у врача был опыт больной головы или все-таки чтобы он умел эту голову лечить?
Как-то в зарисовке одной "сестры во Христе" прочла, что от чужой боли надо уметь отстраниться, чтобы себя-де не надорвать. Вот тогда я была в шоке: дааа, "плачьте с плачущими" не в моде у сестер... А в этой статье есть и профессиональный подход, и верная направленность на сострадание. А возможно, и собственный опыт, только без привлечения к себе внимания, - это уж один Господь ведает.
Мария29 января 2014, 12:33
Анастасия, большое спасибо за эту статью и за ваши труды. С удовольствием читаю ваши работы и они мне всегда очень помогают понять, как относиться к важным для меня вещам. Если честно, я верила, что как раз надо вразумлять человека. Прочитав задумалась, не надломлю ли я кого-то.
Сергей29 января 2014, 08:33
- нам важно сформировать утраченную культуру горевания
- видения исчезли, дальше шла работа с горем.

Простите это как?

Вообще, чтобы писать о данных вещах, автору надо было с этим соприкоснуться.
Если бы это произошло, данных предложений в тексте не было.
Возможно я и не прав.
Но строки, которые есть в статье говорят об обратном.
Удивительно, что нет цитат из фрейда.


Анна29 января 2014, 07:21
решусь просить о продолжении статьи.
Здесь достаточно внятно описано, чего с человеком в горе делать не надо. Но я не поняла, как же именно надо наилучшим образом обращаться с таким человеком окружающим сочувствующим и желающим помочь?
Анна29 января 2014, 04:58
мне бы хотелось поподробнее: все-таки, как сочувствующим и желающим помочь обращаться с человеком, у которого горе? Тут сказано, чего делать не надо. А что надо?
р.Божия Ирина28 января 2014, 19:31
Статья написана очень холодным языком.
Видимо автор не знает, что такое терять близких.
В чем разница Вашей статьи и словами опытных старцев?
В словах старцев есть Любовь и Сострадание.
У Вас, увы, нет этого ничего.
олег золкин28 января 2014, 15:49
Спасибо, всё так понятно и доходчиво. И главное что я всё понял. Спаси Господи.
Надежда28 января 2014, 15:10
О скорьбях очень сложно говорить, если они проплывают мимо. Да, кто-то заболел, у кого-то умер близкий. Надо самому это пережить. 30 января этого года будет 20 лет, как погиб наш сын. 20 лет. Ему в августе исполнилось 37 лет. Я говорю исполнилось, потому , что у Бога - все живы! Настя, вы очень хороший психолог. Все правильно. И сны по ночам, когда я сама себя спрашивала, почему же мне так тяжело, у меня какое-то большое горе. Потом осознала и во сне. Обнимала его за ноги и говорила: - Где же ты, сыночек? Он улыбался и говорил: -Там, где чище и лучше, там, где ты родилась. А где я родилась. Да ты меняешься. Живешь с Богом. Если что-то случаеся говоришь себе, надо потерпеть. Больше молишься, читаешь Псалтырь, но самое главное, просишь постоянно помощи, чтобы выжить, а без Него жить невозможно, это я точно знаю, Он и Жизнь, и Истина, и Дверь, в которую мы входим. Господи, Боже мой, не остави нас, грешных. Надежда.
Ирина28 января 2014, 14:40
Спасибо Вам большое, Анастасия!
Ваш комментарий "Книги Иова" помог мне понять нечто очень важное и необходимое для меня.
Всё размышляла, размышляла о некоторых её мыслях... - и вот ваша умная статья.

Храни Вас Господь!
Наталья28 января 2014, 12:26
Очень полезная статья.Батюшка Амвросий Оптинский говорил нам, что болезни очищают тело, скорби- душу. Автор дал нам полезные знания об этапах прохождения скорби в человеческом сердце. Думается, что не только скорбь утраты, но и скорбь от осознания собственной греховности, проходит тоже свои этапы, аналогичные описанным в статье. Так это или нет, пока не знаю. Но научиться терпеть себя- один из важных этапов становления духовной личности.Он тоже проходит весьма болезненно во временной последовательности каких-то подэтапов. Каких?
Спаси, Господи, Анастасию. Хороший толчок дала для размышлений по важному вопросу спасения души.Господь поможет понять нужное.
Максим Легков 28 января 2014, 12:26
Спасибо и дай Бог дальнейших публикаций, нужных как никогда во время скорбей и испытаний, кои пришли к нам снова, это и Украина катящаяся в пучину смуты ,и голоса всемогущих хулителей веры... Господь не оставит Вас в благом деле! С уважением.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×