Святость – это и есть актуализация Божественного слова
Святость – это и есть актуализация Божественного слова в человеческой личности, и если бы этой актуализации не было, то, наверное, люди не воспринимали бы его как слово живое. Каждое последующее поколение, открывая Евангелие, воспринимает этот текст как живое Божественное слово именно потому, что оно отобразилось во всей истории Церкви. Оно отобразилось в первую очередь в жизни святителей, имена которых Церковь бережно сохраняет и которым возносит богослужебное поклонение. Таким ярчайшим представителем веры Христовой, свидетелем чистоты, неизменности и вечности Евангелия был святитель и чудотворец Николай, жизнью и трудами своими запечатлевший верность Господу и Божественному слову. Вот почему мы особенно почитаем этих выдающихся людей. Мы возносим им сегодня молитвы как живым.
Из слова
после Литургии
в Николо-Богоявленском морском соборе
Санкт-Петербурга
19 декабря 2016 года, в день памяти святителя
Николая,
архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
Стучаться в дверь каждого человеческого сердца
Будучи соработниками и служителями Господа, мы призваны стучаться в дверь каждого человеческого сердца, дабы приобщить людей ко Христу, поделиться с ними опытом жизни в молитве и доброделании, разделить с ними радость о Святом Духе. Мы призваны возвышать наш пастырский голос, свидетельствуя о непреходящей значимости Евангелия Христова. В нынешнее время, когда еще недавно казавшиеся условными национальные, социальные, государственные границы становятся трудно преодолимыми барьерами между отдельными людьми и целыми народами, когда в обществе нарастает напряженность, пастырское служение должно особенно проявлять себя как служение сострадания и утешения, мира и исцеления.
Мы призваны Спасителем быть солью земли
Миссия Церкви во все времена была сопряжена с немалыми сложностями и испытаниями, ибо мы несем миру весть о Распятом и Воскресшем Господе – для одних соблазн, для других безумие (см.: 1 Кор. 1: 23). Мы призваны Спасителем быть солью земли (Мф. 5: 13) и возвещать ближним и дальним глаголы вечной жизни (Ин. 6: 68). И дай Бог, чтобы наши скромные труды и усилия в Винограднике Христовом обрели милость и благоволение в очах Создателя, да получим от Него добрый ответ на Страшном Суде и войдем в радость нашего Небесного Отца.
Из доклада
на ежегодном Епархиальном собрании
духовенства Москвы в храме Христа Спасителя,
22 декабря 2016 года
Любовь определяет доминанту нашей жизни
А если посмотреть на жизнь современного человека? Сколь многое мы, приобретая или созидая, начинаем любить больше всего! Это обременяет, по слову преподобного Макария, наш ум, овладевает всем нашим существом. Так вот, для того чтобы человек не сбился с жизненного пути, чтобы он не потерял способность идти по единственно правильному пути, его ум должен быть обременен высшей ценностью, высшей силой, высшей красотой и высшим разумом – то есть Божественным разумом, Божественной силой и Божественной красотой. И этого невозможно достичь посредством исключительно интеллектуального поиска, иначе преподобный Макарий не сказал бы «возлюбил», потому что в любви проявляется вся сила человеческой природы – и разум, и воля, и чувства.
Любовь определяет доминанту нашей жизни. Вот почему жизнь без любви – это очень опасная жизнь. Тогда и доминанты не существует. Тогда нет ничего, что обременяет ум и овладевает человеческим существом. Но мы знаем, как преходяща порой наша любовь к отдельным людям, или к каким-то героям, или к каким-то человеческим или историческим явлениям. Это чувство может прийти, а затем уйти. И только одна любовь никогда не престает – это любовь человека к Богу. И познание Бога проистекает не от рациональных рассуждений, хотя с них может начинаться, а от состояния человеческой души. И когда мы любим Бога реально, Он становится доминантой нашей жизни, а все остальное отступает. Тогда в соответствии с этой великой доминантой выстраивается вся система ценностей, и оказывается, что эта система и есть самая правильная, потому что в центре ее – не человек, а Бог.
Из истории мы знаем, как под влиянием определенных философских идей люди отказывались от этой доминанты. Они перестали рассматривать Бога как центр бытия, центр их собственной жизни и самих себя поставили в этот центр. С этого момента и началось пагубное развитие человеческой цивилизации, которое приводит людей от кризиса к кризису, от кошмара к кошмару, от войны к войне. И никакие усилия людей, никакое образование, никакая наука, никакие достижения, никакой светский гуманизм не способны прервать эту спираль пагубного развития человеческой цивилизации. Совершенно неслучайно люди говорят, что мы живем в страшное время, хотя ничего особенно страшного нет, – разве можно сравнить нашу жизнь со временами войны и со страданиями наших родителей? А люди сердцем чувствуют, что с родом человеческим происходит что-то не то – и ведь правильно чувствуют. И происходит это не потому, что люди заблуждаются, а потому, что они потеряли жизненную доминанту – Бог ушел из их жизни.
Храм и есть подлинная школа благочестия
А как же вернуть Господа? Кто-то может сказать: нужно больше хороших телепередач, хороших книг, хороших слов… Да, наверное. Но ни передачами, ни словами, ни книгами не вернешь Бога в сердце, не полюбишь Его. Полюбить Его можно только в тот момент, когда ты чувствуешь прикосновение Его благодати, Его энергии. Чаще всего это происходит в храме Божием. Храм и есть подлинная школа благочестия, именно здесь человек обретает возможность прикоснуться к Богу и полюбить Его. Может, потому так и восстают против строительства храмов? Не против книг, не против телепередач, не против статей в газетах, а именно против храмов, потому что в храме происходит тайна приобщения человека к Божественной благодати, прикосновение человека к божественной жизни. Тогда Бог перестает быть философской, умозрительной, далекой от жизни и от сердца категорией. Он входит в нашу жизнь, обременяет, по слову преподобного Макария, наш разум и овладевает нами.
Вот поэтому мы и строим храмы, и не только в городе Москве. За последние шесть лет более пяти тысяч храмов построено в нашей Русской Православной Церкви, и за каждым из них, конечно, стоят люди – те, кто отдавал свои средства, те, кто организовывал других людей, кто вдохновлял, кто молился. И сам процесс строительства храмов – это великое дело, лучше сказать, великое созидание душ наших и, может быть, нового мира, более светлого и справедливого.
Из слова
после Литургии
в храме святителя Спиридона Тримифунтского
в Нагатинском Затоне, г. Москва, 25 декабря 2016 года