Старец архимандрит Клеопа (Илие, 1912–1998) широко известен как великий духовник румынского монашества и наставник многих мирян, которые тысячами приходили к нему за духовной помощью. Предлагаем читателю фрагменты русской публикации его книги «Ценность души», вышедшей в Издательстве Сретенского монастыря.
— Когда благодать пребывает с нами? — спросил один верующий отца Клеопу.
А он ответил:
— Пока мы живы. Но только если ищем ее. А если не ищем ее, поскольку умерли душой, то ее нет больше с нами.
— Как мы можем стяжать благодать Божию?
— Благодать Божию мы получаем в крещении и сохраняем ее в себе благодаря святым таинствам и всем добрым делам. То есть посредством поста, молитвы, исповеди, причащения, чтения священных книг, бдения, милостыни, смирения, рождения и воспитания детей в страхе Божием и прочего.
Благодать приходит к нам, но она не ломится в закрытые двери
Благодать приходит к нам, но она не ломится в закрытые двери. Бог не выламывает ничьих дверей сердца, чтобы войти. Ты слышал, что Он говорит в Апокалипсисе? «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь», Я и Отец Мой «придем к нему и обитель у него сотворим» (Откр. 3, 20; Ин. 14, 23)…
Благодать приходит только тогда, когда мы открываем ей дверь сердца. Она стучится в дверь, а если мы окаменели и не усиливаемся творить волю Божию, благодать не входит насильно. Потому что Бог дал человеку самовластное произволение — принимать благодать или нет. Благодать не приходит насильно к нам. Нет! Ибо вот что говорит Дух Святой: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят это» (Ис. 1, 19–20).
Послушай, что еще говорит Писание: «Он [Бог] от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его» (Сир. 15, 14). И снова говорит оно в Псалтири: «Господи: яко оружием благоволения венчал еси нас» (Пс. 5, 13). Благодать наводит тебя на мысль: «Постись, человек, молись, храни ум свой, твори милостыню, ходи в храм, брось и возненавидь грех, исповедуйся чисто!» Вот что тебе нужно делать.
Благодать подает тебе мысль. И если хочешь — ты слушаешь ее, а если нет — Бог насильно не спасает никого. Ибо тогда уже не было бы ни ада, ни рая, если бы добродетель мы совершали, принуждаемые к тому силой Божией. Но человек все делает добровольно. Ибо еще говорит Дух Святой: «доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9, 7).
Ибо после смерти не будет уже покаяния ни для кого. Смертью закрывается дверь
Так что усиливайтесь с любовью к Богу творить добро. Ибо после смерти не будет уже покаяния ни для кого. Смертью закрывается дверь. Всё, что мы можем, станем делать, пока теплится в нас еще искорка жизни, ибо после смерти не будет уже делания добрых дел. В чем застанет тебя смерть, в том и заберет1.
Сказано у Екклезиаста: «если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет» (Еккл. 11, 3). А святой Иоанн Златоуст так толкует это место: «Когда пророк говорит: “если упадет дерево на север…” — то о деревьях ли заботится Бог? Здесь о душе говорится». Затем он говорит: «Север — это нераскаянность, в которой смерть застала его, а юг — это милостыня и покаяние. Ибо куда упадет душа после смерти, там она и останется».
Ибо до последней минуты твоей жизни Спаситель распявшийся желает вместе с Ангелами небесными и всеми святыми спасения души твоей
Каким застала тебя кончина. Ибо до последней минуты твоей жизни Спаситель распявшийся желает вместе с Ангелами небесными и всеми святыми спасения души твоей.
Помолимся же Благому Богу, да даст Он нам конец благий, да не застанет нас смерть неисповеданными. Ибо если смерть застанет кого-нибудь неисповеданным, то это всё равно, что он умер бы некрещеным — если на нем были смертные грехи. Ему уже ничто помочь не может. Даже Церковь не может вызволить его своими молитвами. Потому что он не позаботился заблаговременно очистить душу свою истинным покаянием, искренней молитвой и другими добродетелями.
— Имеет ли совершенство продолжение после смерти ?
— Для совершенных имеет. Ибо ты слышал, что говорит Дух Святой: «пойдут [они] от силы в силу: явится Бог богов в Сионе» (Пс. 83, 8). И души праведных, и Ангелы восходят во век века с одной ступени духовного блаженства на другую, более высокую, всё выше, с духовными видениями всё более высокими.
Поскольку Бог не имеет пределов в высоте, во век века восходят и праведники, и Ангелы всё выше, со ступени на ступень, если душа перешла в вечность, в благо. А если человек умирает неисповеданным и в тяжких грехах, то он стремглав летит вниз, пока не достигнет дна адова, от которого Бог да избавит всех. Аминь.