Как важно – услышать ответ

Этот юноша... Или «некто из начальствующих», как именует его апостол Лука... Почему он все-таки подошел ко Христу, с какой целью обратился к Нему? «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18, 18). Разные на этот счет есть толкования, версии, объяснения.

Христос и богатый юноша. Автор: Генрих Хоффман
Христос и богатый юноша. Автор: Генрих Хоффман
Возможно, что юноша сей и правда хотел узнать, что ему необходимо, чтобы не остаться вне врат Царствия Небесного, не оказаться отлученным от лица Божия. Что может заставить в этом усомниться? Наверное, последующий диалог, в котором Господь напоминает молодому человеку заповеди, коими всяк верующий спасается, а тот, в свою очередь, говорит, что не только знает и помнит эти заповеди, но и неукоснительно исполняет их.

Так и хочется выразить недоумение: зачем же тогда спрашивает, если и ведает, и творит?

Может быть, не буквально он все же эти заповеди исполняет, не без упущений? Или, что еще верней: чувствует, что чего-то еще недостает, что дела его, словно тело без сердца? И потому хочет уточнить, что же это такое, это недостающее? Похоже больше на второе...

И вот задает он свой вопрос. Задает не первому встречному, а Христу. И называет Его при этом «Учителем благим». Вряд ли он на самом деле понимает, Кто перед ним, но одно точно: он верит, что это Тот, Кого должно спросить, у Кого есть ответ.

И слышит ответ, и... отходит с печалью.

Не хочу его судить – и жаль мне его, и просто не до того.

Он поверил в истинность сказанного: «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18, 22). Потому что если бы не поверил, то обязательно возразил бы, стал спорить, доказывать, настаивать на абсурдности этого наставления и предложения. Не стал. Значит, принял услышанное, не усомнился в нем. Но – отошел. И предельно ясно объясняется, почему: «Потому что был очень богат» (Лк. 18, 23). А кто не знает, как трудно расстаться с богатством? Чем больше оно, тем крепче держится за него человек, точно и правда – в богатстве и жизнь, и самая душа его.

И все же не о юноше как таковом речь. К тому же ведь и не знаем мы: отойти-то он отошел, а кому ведомо – может, после вернулся? И продал, и раздал, и сокровище на небесах стяжал, и за Христом последовал? Вполне такое возможно.

Речь – о нас. Мы ведь тоже много всяких вопросов задаем. И Евангелие читаем, и заповеди знаем, и со святоотеческим наследием, кажется, знакомы не понаслышке. А все равно то и дело ищем ответ: «А как тут поступить? А как здесь? А если так, то как?...». И прочая, прочая...

И вот снова хотелось бы уточнить, как и в отношении юноши евангельского: с какой целью мы спрашиваем – себя, духовника, Бога? Если спрашиваем оттого, что действительно не знаем еще ответа, если ищем пути прямого, верного и не находим, то это одно дело, законен и праведен такой вопрос. Но может быть и по-другому.

Я помню, как часто бывало: приедешь к отцу Кириллу (Павлову), поисповедуешься, а потом – вопросы. Один, другой, третий... И он терпеливо на них отвечает. Отвечает, а потом вдруг вместо ответа – на какой-либо из них – тебя спрашивает:

– Ну а ты-то сам что об этом думаешь?

Архимандрит Кирилл (Павлов). Фото: Виктор Корнюшин
Архимандрит Кирилл (Павлов). Фото: Виктор Корнюшин
Запнешься на мгновение, задумаешься, а потом и ответишь. Причем как? Дашь ответ единственно возможный и услышишь тут же:

– Вот, правильно, правильно ты сказал! И я так думаю!

И хотя ни слова укора, ни взгляда обвиняющего, ни насмешки заслуженной, да сам себя уже простить не можешь; ну чего батюшке голову морочил, чего спрашивал о том, что и так ясно было? Надеялся, что батюшка тебе ответ даст мягче и дипломатичней, чем твоя совесть? Ну вот – дал, мягче и дипломатичней, но в полном с ней согласии. Иди и выполняй.

Так бывает, когда духовника спросил. Хотя, конечно, кто-то и с духовником может поспорить, не принять его слов, но что об этом говорить: если есть духовник, то слушайся его, а если не слушаешься, то, скорее всего, у тебя его уже нет..,

Но вот если и правда нет духовника, если только с самим собой советуешься да к Богу в молитве обращаешься, то опасность смалодушествовать еще больше. Ответ Божий, даже самый явный, можно «не услышать», внушения совести – «не разобрать». И часто так бывает, потому что малодушен и слаб человек.

Только... Только стоит в чем-то одном Господа не послушать... Нет, не так. Не в чем-то одном, а именно в том, что мы сами на данный момент ощущаем как самое важное, самое болезненное. И все – мы уже не можем идти за Ним, как шли до того, это торможение, вынужденная остановка, простой. Остановка и простой в духовной жизни, да и просто в жизни как таковой.

И когда мы видим христианина, который уныл, безрадостен, расслаблен духом донельзя, то, скорее всего, причина именно в этом – в сознательно не услышанном ответе, в попытке обмануть и Господа, и самого себя и в последующем за этим угасании. И когда в подобном состоянии пребываем мы сами, то причина опять-таки та же.

И что особенно опасно: и этого «не заметить», и тут, в отношении немощи своей, спрятать голову по-страусиному в песок. И так, по-страусиному же и жить, превращаясь постепенно лишь в напоминание о себе прежнем.

Лучше уж, столкнувшись с чем-то, что кажется нам не по силам, задавшись вопросом: «Что сделать мне в этой ситуации, чтобы наследовать жизнь вечную?» и, не понеся тяжести ответа, поступить, как юноша евангельский. Отойти с печалью и явственно, честно сказать себе: «Не могу!».

Но только не далеко отойти, а до следующих буквально слов Спасителя: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27). Потому что юноша не знал этой простой и удивительной истины: когда не можешь сделать того, что ожидает от тебя Бог, и это причиняет твоей душе скорбь, то не малодушествуй, не унывай, а открой и немощь, и скорбь свою перед Господом, и Он, если смиришься, все сделает Сам. Может, не сразу, может, придется еще помучиться и потерпеть себя. Но – сделает. И самое главное: следование твое за Ним по-прежнему будет возможно.

Игумен Нектарий (Морозов)

17 декабря 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О воле Божией.
Беседа с игуменом Нектарием (Морозовым)
О воле Божией.
Беседа с игуменом Нектарием (Морозовым)

Беседа с игуменом Нектарием (Морозовым)
«Надо положиться на волю Божию»,— часто говорим мы, но что по-настоящему знаем об этой самой воле? Какое она для нас имеет значение, какое место занимает во взаимоотношениях человека и Бога? На эти и другие вопросы отвечает настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» игумен Нектарий (Морозов).
Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя 26-я по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Шаргунов
Законник — человек, искушенный в Писании, богослов — приступает ко Христу и спрашивает Его: «Учитель, что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную? Какие заповеди должен я соблюсти?» И Господь спрашивает его в свою очередь: «Что говорит об этом Писание?» Мы должны обращаться к Писанию, когда мы ищем ответы на самые главные вопросы жизни. Когда у нас скорби и недоумения, мы должны спрашивать, что говорит об этом Писание, чтобы разрешить все, что неясно нам.
Прп. Силуан Афонский. О познании воли Божией (+АУДИО) Прп. Силуан Афонский. О познании воли Божией (+АУДИО) Прп. Силуан Афонский. О познании воли Божией (+АУДИО) О познании воли Божией
АУДИО
Преподобный Силуан Афонский
Драгоценнее всего на свете — знать Бога и разуметь, хотя бы отчасти, волю Его. Познавшая Бога душа — во всем должна предаться на волю Божию и жить пред Ним в страхе и любви. В любви, потому что Господь есть любовь. В страхе, потому что должно бояться, как бы не оскорбить Бога каким-либо плохим помыслом. (MP3 файл. Продолжительность 3:39 мин. Размер 1.8 Mb )
Что есть моя воля и воля Божия? Что есть моя воля и воля Божия?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Пожалуйста, объясните, что есть моя воля и воля Божия?
Комментарии
Наталья 2 февраля 2016, 00:04
Вы укрепили меня. Спасибо за помощь.
Мария27 октября 2015, 13:10
Ах, какие нужные слова!:
"когда не можешь сделать того, что ожидает от тебя Бог, и это причиняет твоей душе скорбь, то не малодушествуй, не унывай, а открой и немощь, и скорбь свою перед Господом, и Он, если смиришься, все сделает Сам. Может, не сразу, может, придется еще помучиться и потерпеть себя. Но – сделает."
Спаси Бог!
Оксана 1 марта 2014, 08:57
Очень полезная статья и все в ней правильно. Дивен Бог во святых своих.
Елена.Украина31 декабря 2012, 23:04
Значит еще "не созрел" духовно, вопрошающий Христа юноша,если отошел. Дай Бог,чтобы вернулся,хотя бы на старость... Бывают случаи,когда отходят в 16,а возвращаются в 66.
Наталья31 декабря 2012, 13:56
Лучше уж, столкнувшись с чем-то, что кажется нам не по силам, задавшись вопросом: «Что сделать мне в этой ситуации, чтобы наследовать жизнь вечную?» и, не понеся тяжести ответа, поступить, как юноша евангельский. Отойти с печалью и явственно, честно сказать себе: «Не могу!».
р.б.Сергий25 декабря 2012, 01:06
Игорю Дееву:
В других мы видим только собственные грехи.

Елизавете:
Господь милостив, жена спасается чадородием и воспитанием детей. Ведь врагу рода человеческого только этого и нужно, чтобы Вы не простив обиды искали смерти скоропостижной! А дети? Без Вашей любви и заботы кем они вырастут? Не умножится ли зло? Апостол ЛЮБВИ (Павел)сказал: терпением Вашим спасайте души Ваши. Ваш муж потерял самое дорогое, что имел, - Ваше доверие, так не повторяйте его ошибки, не кидайте в костер обиды новых веток. Господь попутил Вам и всей Вашей семье эту скорбь для смирения. Примите все как есть, исповедуйтесь и ищите любую возможноть простить мужа, ибо Вам это НУЖНО, чтобы растить детей в мире и согласии хотя бы в своем сердце.
ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, БУДИ МИЛОСТИВ К РАБАМ ТВОИМ, ОЛЕГУ И ЕЛИЗАВЕТЕ, И ИХ МОЛИТВАМИ ПОМИЛУЙ И МЯ ГРЕШНОГО!
Елена М20 декабря 2012, 17:39
«Невозможное человекам возможно Богу» - это слова Спасителя и сказаны они были в связи с предыдущим разговором о богатом юноше, т.е., на мой взгляд, Спаситель хотел сказать, что даже этот богатый юноша может удостоиться, на самом деле, Царствия Божиего, т.к. Богу возможно всё и он примет окончательное решение по данному вопросу и богатство юноши может не помешать ему обрести Царствие Божие после смерти,если так решит Отец Небесный - Господь Бог(как обрели его многие цари, которых мы сегодня за святых почитаем, значит дела человека важнее того,богат он или беден).И еще, там же Спаситель говорит о том, что даже ему неизвестно будущее и время второго пришествия, а только Творцу - Отцу Его - Богу.
Ольга20 декабря 2012, 17:29
Лиза, дорогая! Пожалуйста, только не делайте поспешных выводов и действий!!! В самом деле, если это не та причина, по которой церковные браки безоговорочно развенчиваются, то надо этот период просто пережить. Вот игумен N даже так говорит: "Бывает по временам, человек чувствует такое нападение врага, что не может даже и молиться. Но все равно, отчаиваться нельзя. Как-нибудь пусть даже слабенько, а все же пищи, словно мышка: "Господи, не оставь; Господи, пощади создание Свое; Господи, пожалей меня; помоги, Царица Небесная!" Вот так, попискивая из последних сил, жди помощи и терпи нападение, как бы упав на дно окопа. Тут уж не до боёв. Переждать бы, да в живых остаться — и то ладно! Через некоторое время непременно приходит помощь Божия и натиск врага стихает. Сразу же следует возобновить молитву и потихоньку возвращаться на прежние круги. Вот так, постоянно вставая после падения, нужно ползти вперед." Враг иногда такую бурю устраивает, чтобы дерево с корнем вырвать и если ыв разрушите Богом благословенный союз, то враг добьется своего - вывернет дерево с корнем. Переждите эту бурю в укрытии, а укрытие - только храм и Таинства: исповедуйтесь, пока не пройдет! Всей душой желаю Вам укрепления от Господа и не упасть, но возрасти через это испытание!
Н.Н.20 декабря 2012, 13:21
Лиза:
"Да, Господь отвечает, и очень быстро. Не могу, по- настоящему не могу простить человека, мужа, много раз пыталась, крутило и так и сяк, но не могу, не поднять."

Лиза, смотря за что Вы не можете простить. Есть несколько причин, когда церковные браки безоговорочно развенчиваются.
И если Вы по какой-то из этих причин не можете простить мужа, и жить с ним не хотите - ничего удивительного в этом нет. Бесконечное насилие над собой к добру не приведёт.
Если бы нашли в седе силы (с Божией помощью) простить - то это, можно сказать, подвиг.
Если причины другие - надо этот Ваш грех исповедовать на каждой исповеди, и он уйдёт, поверьте! А ещё есть метод: если не можешь простить человека - представь его в гробу.
Да-да, именно так! Попробуйте.
Помощи Вам Божией? терпения и усердия.




Н.Н.20 декабря 2012, 13:05
Игорь Деев:
"Правда, впечатление обманчивое, настоящего старца отличает смирение, а не показные фразы про "насмешку заслуженную" (это от старца насмешка!), про "себя простить не можешь" (что-то тут фальшивое слышится). Помоги, Господи, игумену Нектарию охраниться от беды, не старчествовать, не будучи старцем!"

Игорь, а у Вас есть духовный отец или духовник? Смею предположить, что - нет. Если ошибаюсь - опровергните меня, прошу Вас.
Методы воспитания духовных чад - очень разные, и духовник видит и знает, с кем и как надо вести себя! Даже посохом можно по спине получить (точно знаю!).
Лично у меня бывало так: действительно знаешь правильный ответ на свой вопрос, но ответ-то - не нравится! Идёт вразрез с моим желанием, неудобно так поступать, себя ущемить нужно. Вот и лезешь к духовному отцу: а вдруг он что-то другое, полегче скажет?. А тот так на тебя посмотрит - что сквозь землю провалиться хочется! Духовник знает "потенциал" своего чада, но может и отвечать на вопросы до тех пор, пока чадушко не устыдится (иногда ведь и хотелось показать, какие "умные" вопросы могу задавать!).
А ваши предположения по поводу "старчества" и. Нектария - на Вашей совести.

Людмила20 декабря 2012, 03:10
Спасибо за статью! Последнее время именно это мучило. Нужно выбирать, а ЧТО? В чем ЕГО воля? Так откликнулось! Сейчас еще раз перечитаю...
Лиза18 декабря 2012, 21:13
Дорогие Елена и Ирина, спасибо Вам большое, что откликнулись, стало сразу теплее, я буду стараться держаться, не опускаться до привычных реакций, хоть по- возможности. Храни Вас Господь!
Игорь Деев18 декабря 2012, 20:33
Читаю статьи отца Нектария, потихонечку старчествовать довольно молодой отец Нектарий начинает. К добру ли?
Отец Нектарий сообщает читателям, что у старца Кирилла исповедывался много раз. Спросишь старца и сам "дашь ответ единственно возможный (?!!!) и услышишь тут же:
– Вот, правильно, правильно ты сказал! И я так думаю!

И хотя ни слова укора, да сам себя уже простить не можешь; ну чего батюшке голову морочил".
Растет смена архимандриту Кириллу, выросла уже, такое впечатление от статьи остается. Правда, впечатление обманчивое, настоящего старца отличает смирение, а не показные фразы про "насмешку заслуженную" (это от старца насмешка!), про "себя простить не можешь" (что-то тут фальшивое слышится). Помоги, Господи, игумену Нектарию охраниться от беды, не старчествовать, не будучи старцем!
Леван18 декабря 2012, 16:56
Спаси Господи за душеполезную статью!

Последние два абзаца - просто открытие.

Слава Богу за все!
Павел18 декабря 2012, 12:02
Это про меня! Нет я не имею богатства материального (деньги, недвижимость, машины и т.п.), но я богат своими грехами по рабски при всей внешней благочестивости. Помоги нам всем Господи!
Ирина18 декабря 2012, 03:06
Милая, дорогая наша Елисавета, мы записали вас с Олегом на 40 литургий в монастыре Св.Антония (штат Аризона). Господь посреди нас!
Дмитрий18 декабря 2012, 02:18
Спасибо большое!
Елена18 декабря 2012, 01:04
Милая Елизавета, прочитала вашу заметку и очень захотела поддержать Вас. Господу все под силу, просто живите и заботьтесь о детях и муже несмотря ни на что, будьте милосердны как Бог, не ждите внимания и любви , а дарите любовь и внимание сами. Время лечит и боль пройдет. Я молюсь о Вас и Вашем муже, а Ваших детях. Верю Господь сохранит и сплотит Вашу семью.
Лиза17 декабря 2012, 19:57
Да, Господь отвечает, и очень быстро. Не могу, по- настоящему не могу простить человека, мужа, много раз пыталась, крутило и так и сяк, но не могу, не поднять. От этого моего расположения зависит наша жизнь- вместе или нет. Я много раз обещала себе и ему, что стану другой, доброй, но не могу в очередной раз. Измучались оба, думаем разводиться, а брак венчанный и трое детей. Как Господь может за меня простить, амнезию мне устроить? ДТП? Не хотелось бы так, а как? Помолитесь о рабе Божией Елисавете и Олеге, пожалуйста
Елена Г.17 декабря 2012, 19:44
Дааа, спасибо за статью о. Нектарий. Всё очень близко нам, грешным людям.А главное - очень ценный совет в конце статьи. Спасибо!!!
р.б.Сергий17 декабря 2012, 16:59
ПОМЯНИ ГОСПОДИ ДОБРОДЕЛАЮЩИХ ВО СВЯТЫХ ТВОИХ ЦЕРКВАХ!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×