Святитель Игнатий (Брянчанинов) о подлинном лице протестантизма

Святитель Игнатий (Брянчанинов) Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Когда некоторые церковные люди увлекаются либерализмом и реформаторством, высказывая недовольство традициями Церкви, не лишним будет напомнить, что точно так же в свое время зарождался протестантизм. К чему приводит протестантизм и в чем его глубинная суть, наиболее точно нам раскрывают святые отцы. Среди отцов Церкви, чья духовная интуиция всегда четко свидетельствовала о тончайших подменах, особенно значим святитель Игнатий (Брянчанинов).

Находясь в обществе, уже испытывавшем влияние со стороны протестантского Запада, святитель Игнатий неоднократно высказывался по этому поводу. В настоящее время, имея полное собрание трудов святителя Игнатия, мы можем составить достаточно ясную картину его отношения к протестантизму.

Отзываясь о характере протестантизма, родившего множество профессоров-теологов, но не родившего ни одного святого, святитель Игнатий давал следующую оценку: «протестант холодно-умен»[1], это «земной характер», не имеющий никакого отношения к Небу[2]. Рационализм протестантизма, мелочно исследующего букву Писания и не замечающего его глубинную суть, всегда препятствовал серьезной духовной жизни. Рассуждая о карелах на Ладожском озере в статье «Посещение Валаамского монастыря», святитель следующим образом говорит о прозелитизме лютеранства среди местного населения, в результате чего Православие на финляндском побережье оказалось вытеснено: «Ныне стоят лютеранские кирхи, оглашаемые лишь тощею проповедию холодного пастора. Он, говоря народу в проповеди своей одно поверхностное, ученое сведение об Искупителе и Его нравоучении, говорит каждый раз как бы надгробное слово над утраченною истинною живою верою и Церковию этими людьми и местами»[3]. Таким образом, в протестантизме нет подлинной жизни и веры, а только рассудочная ученость с поверхностным нравоучением. Поэтому в протестантизме не могло появиться какой-либо серьезной аскезы, глубокого духовного опыта.

Более того, рационализм, отсутствие глубины духовной жизни привели протестантизм к отвержению аскетических принципов, свойственных традиционному христианству на протяжении полутора тысяч лет. В частности, протестанты, как и атеисты-безбожники, произносят хулы на монашество, отвергая его богоустановленность[4]. Подобное отвержение нашло прямое воплощение в жизни родоначальника протестантизма – Мартина Лютера, а затем выразилось в отвержении протестантами соответствующих догматических утверждений Церкви относительно Приснодевства Божией Матери: «Протестанты, заклятые враги Новозаветного девства, утверждают, что Святейший Сосуд и Храм Божий, Богоматерь, по рождении Ею Богочеловека, нарушила девство Свое, соделалась сосудом похоти человеческой, вступила с Иосифом в отношения жены, имела других детей. Мысль ужасная! мысль вместе и скотская и демонская! мысль богохульная! Она могла родиться только в недре глубокого разврата! Ее мог произнести и может произносить только отчаянный и отверженный прелюбодей! Ее могут принять и усвоить себе одни те, которые столько низошли от образа и подобия Божиих к подобию скотов, что имеют и могут иметь понятие о естестве человеческом единственно в его униженном, скотоподобном состоянии… Лютер, свергший с себя монашество и взявший себе в наложницу монахиню, свергшую монашество, – союз Лютера с Екатериною де Борре иначе не может быть понимаем, так как не видно, чтоб обеты девства, данные ими Богу, были им возвращены, – вопиет против христианского девства. Вопиют против него вместе с Лютером все протестанты. Они называют девство противоестественным, противным воле, благословению, повелению Бога»[5].

Святитель Игнатий (Брянчанинов) не мыслил пути к христианскому совершенству вне девства, целомудрия, монашества. Это тот путь, который был явлен в жизни Самого Христа и находил воплощение уже в первом поколении христиан. Протестантизм, отвергая эти основы православной аскетики, естественно воспринимался святителем как ниспадение с духовно-нравственной высоты к уровню жизни по подобию скотов. «Сочинения Лютера нестерпимы не только для благочестивого, но даже для благопристойного читателя. Они дышат самым грубым развратом и исступленным богохульством… Лютеранизм доставляет большие удобства человеку, желающему как можно меньше обращаться к Богу и как можно меньше ограничивать себя в плотских своих пожеланиях»[6].

В полном собрании трудов святителя Игнатия опубликовано небольшое сочинение «Лютеранизм», составленное из ответов на вопросы. Зарождение протестантизма в лице Лютера святитель рассматривает как абсолютно не нужное для спасения людей явление: «Если Христово учение достаточно было для спасения человеков в продолжение 15 столетий, то к чему лютеранизм? Если же признать лютеранизм учением нужным, то сим самым по необходимости должно признать, что первоначальное учение Христовой Церкви было недостаточным для спасения, что явная нелепость, богохульство»[7].

Хотя выступление Лютера было направлено против ряда заблуждений Римской церкви, однако у самого Лютера святитель Игнатий находит три вида заблуждений. Во-первых, Лютер вместо заблуждений римских привнес собственные заблуждения; во-вторых, некоторые из заблуждений католичества сохранил, а в-третьих, отдельные заблуждения римо-католиков даже усилил.

Среди сохраненных заблуждений католичества святитель Игнатий выделяет: учение «филиокве» (что, по мысли святителя, было главной причиной отторжения Запада от Церкви Христовой) и совершение таинства Крещения через обливание.

Среди усиленных заблуждений латинян святитель обращает внимание на отношение к Евхаристии: если католики утратили таинство Евхаристии через отмену призывания Святого Духа и молитвы о пресуществлении, то «Лютер отверг вовсе Литургию, говорит: “Хлеб пресуществляется во рту у причащающегося верою!”»[8].

Мартин Лютер Мартин Лютер
Собственные заблуждения Лютера святитель видит в следующем. Отвергнув беззаконную власть Римских пап, Лютер отверг и законную, сан епископский и самую хиротонию, тем самым нарушив установление Апостолов. Отвергнув индульгенцию, он отверг и таинство Исповеди. Святитель указывает на одно из ключевых заблуждений Лютера: предпочтение веры с отвержением добрых дел, якобы «для спасения достаточна одна вера, хотя б дела ей не соответствовали»[9].

Перечисляя известные заблуждения Лютера: отвержение икон, святых мощей, молитв небожителям, большинства Таинств, самого Предания с ложным толкованием Священного Писания по собственному произволу, – святитель заключает: «Все сии заблуждения, будучи все вместе взяты, не только противны единой истинной Святой Церкви, но и содержат в себе многие тяжкие хуления на Духа Святого»[10]. То есть это не просто личные мнения, с которыми можно толерантно соглашаться, а тяжкая хула на Духа Святого.

Таким образом, мы не встретим у святителя Игнатия даже каких-либо намеков на остаточную благодать вне Православия. Святитель не видит возможности спасения внутри лютеранства[11]. Для святого Игнатия (Брянчанинова) границы истинного учения всецело совпадают с границами православного исповедания, а благодать Святого Духа обитает только там, где истина, – в Православной Церкви. Вопреки современным экуменическим идеям, святитель Игнатий не боялся называть протестантизм душепагубным еретическим сонмищем: «Самое Божественное Евангелие употребили и доселе употребляют во зло, для погибели своей, многие миллионы протестантов, толкуя его неправильно и неблагочестно, по поводу будто бы его, удаляясь от единения со Вселенскою Церковию, составляя отдельное душепагубное еретическое сонмище, которое они дерзают называть Церковию Евангельскою»[12].

Ересь ведет только к погибели. Поэтому протестантизм всегда упоминается святителем в контексте общего упадка и растления, пропагандируемых в Российской империи:

  • «Неведение православной веры, взгляды на нее и на Церковь из идей, доставленных развратом, протестантизмом и атеизмом, были причиною, что вкрались и насильно внесены в Православную Церковь посторонние, чуждые и враждебные духу Церкви постановления, противные правилам и учению Православной Церкви»[13].
  • «Монастыри испорчены гордынею и невежеством разных умствователей, умствовавших и действовавших по стихиям западного протестантизма и атеизма»[14].
  • «Очевидно, что отступление от веры православной всеобщее в народе. Кто открытый безбожник, кто деист, кто протестант, кто индифферентист, кто раскольник. Этой язве нет ни врачевания, ни исцеления. Спасаяй, да спасает свою душу!»[15].

Что показательно, святитель Игнатий ставит протестантизм в непосредственной близости с атеизмом как своего рода предваряющую ступень на пути во всё большем отступлении от Бога.

Протестанты, выступив против Римской церкви, «заменили зло злом, заблуждения заблуждением, злоупотребления злоупотреблением», попрали, отвергли, исказили Божественные установления[16].

Соответственно, святитель задавался вопросом касательно сложившейся практики чиноприема, согласно которой приходивших из протестантизма в Православие не было принято крестить. В декабре 1838 года святитель Игнатий написал преподобному Леониду (Наголкину), старцу Оптинскому, письмо, в котором среди прочего писал: «Имею к Вам покорнейшую просьбу: известите меня, в Молдавии и Валахии перекрещивают ли лютеран и прочих протестантов и почему. Здесь об этих предметах ныне очень много рассуждают; в особенности обер-прокурор очень ревнует по Православию, издает ныне правила Вселенских и Поместных соборов, ибо наша Кормчая содержит наиболее не самые правила, а толкования под именем правил и на сии краткие толкования другие пространнейшие. Дай, Господи, чтоб мы, получив настоящие правила в печати, сколько-нибудь приподняли и расслабленные руки к деланию»[17].

Как можно полагать, поиск святителем прецедентов совершения Крещения над бывшими лютеранами исходил из его размышлений о существовавшей в Русской Церкви практике принятия лютеран только через Миропомазание. Сам святитель, имея представление о полной утрате Духа Святого в протестантских общинах, вероятно, подходил к выводу о невозможности у них каких-либо таинств, в том числе и Крещения (впрочем, размышлений святителя на эту тему не сохранилось).

В нашем распоряжении имеется ответ преподобного Леонида Оптинского: «На вопрос Ваш в Молдавии и Валахии о перекрещивании лютеран и прочих протестантов могу только то сказать, что слыхал от жившего там довольное время покойного старца отца Феодора, что перекрещивают, а почему именно – о сем не могу Вам изъявить, ибо не случалось иметь в подробности о сем с ним собеседования. А так как рассуждения, возникшие ныне о сем предмете, относятся к догматическим, и ежели есть недоумение, то нельзя ли употребить средств в изданной в сем году книжице Царских и Патриарших грамот, на 4-й странице показанных. Впрочем, должно отнести сие к главе Церкви Господу нашему Иисусу Христу и молить Его о сем, да сохранит Церковь Свою чисту во всей красоте Ее православного исповедания и внушит держащим кормило Ее пастырям оградить к безопасности твердым оплотом – изданием яснейших и достоверных соборных правил, да подаст нам произволение и силу к исполнению по ним и к достижению в меру духовного возраста исполнения Христова»[18].

Сравнительно с католицизмом протестантизм оценивается святителем Игнатием как большее падение. Если у католиков таинство Покаяния было изменено, то протестантами оно совсем отвергнуто[19]. Если католики из Литургии исключили призывание Святого Духа, то «протестанты вовсе отвергли Литургию»[20]. В католицизме еще присутствует аскеза, хотя и прелестная, в протестантизме же – полная утрата аскетической жизни, бездушность и холодный рационализм. Как известно, святитель Игнатий полагал в аскезе, основанной на святых отцах, всю свою духовную жизнь, в ней видел чистый и ясный путь ко спасению. Поэтому он особенно остро воспринимал имевшееся в протестантизме отвращение к святоотеческой аскезе. Таким образом, протестантизм оценивается святителем как утрата ключевых установлений христианства, своего рода предвестие окончательных утрат в атеизме и безбожии.

Тем не менее, нельзя утверждать, будто святитель презирал самих протестантов. Жесткость и категоричность его высказываний всегда объяснялась тем очевидным фактом, что уклонение от истины во Христе, явленной в Православии, является уклонением от спасения, причем уклонением незаметным и потому более опасным. Горечь святителя о распространении неправославных учений была горечью о распространении заманчивой лжи, закрывающей собой Истину. Вместе с тем, к самим протестантам святитель никогда не выказывал презрения.

Так, он поддерживал весьма теплые отношения с известным художником, протестантом по исповеданию, Карлом Павловичем Брюлловым (1799–1852). Несмотря на светский характер своих основных работ, Брюллов нередко выполнял церковные заказы. В частности, для Сергиевой пустыни близ Петербурга, где святитель Игнатий был архимандритом, Брюллов написал образ Пресвятой Троицы. Сохранилось письмо святителя Игнатия к Брюллову, которое показывает, с каким сердечным теплом святитель относился к художнику: «…Всегда я принимал в Вас сердечное участие. Душа Ваша представлялась мне одиноко странствующею в мире. Так странствую и я, окруженный с младенчества бедствиями…»[21]. Святитель старался не ранить душу художника, высказываясь о его творчестве: «Давно видел я, что душа Ваша в земном хаосе искала красоты, которая бы ее удовлетворила. Ваши картины – это выражения сильно жаждущей души»[22]. Однако святитель вежливо и тактично делал намеки на необходимость искать подлинную, вечную красоту: «Картина, которая бы решительно удовлетворила Вас, должна бы быть картиною из вечности. Таково требование истинного вдохновения. Всякая красота – и видимая, и невидимая – должна быть помазана Духом, без этого помазания на ней печать тления; она (красота) помогает удовлетворить человека, водимого истинным вдохновением. Ему надо, чтобы красота отзывалась жизнию, вечною жизнию. Когда ж из красоты дышит смерть, он отвращает от такой красоты свои взоры»[23]. Как можно полагать, в последующих строках проявляется сердечное желание святителя, чтобы Брюллов принял Православие: «Желаю по приезде моем увидеть Вас здоровым, укрепившимся. Еще надо бы Вам пожить, пожить для того, чтоб ближе ознакомиться с вечностию, чтоб пред вступлением в нее стяжать для души Вашей красоту небесную; в душе Вашей всегда было это высокое стремление. Объятия Отца Небесного всегда отверсты для принятия всякого, кто только захочет прибегнуть в эти святые, спасительные объятия»[24]. К сожалению, Брюллов, имея общение со святым человеком, так и окончил свой жизненный путь вне лона Православия.

В целом, оценки, данные протестантизму святым Игнатием, кому-то могут показаться слишком категоричными, строгими. Однако есть смысл прислушаться к духовной интуиции святителя: путь рационального осмысления истин веры с утратой Священного Предания Церкви влечет за собой охлаждение духовной жизни и непременно повлечет утрату догматической чистоты, что зачастую мы и видим в среде современных либералов-реформаторов.

Валерий Духанин

14 ноября 2013 г.

[1] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Посещение Валаамского монастыря // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т. 1. М., 2001. С. 412.

[2] Там же.

[3] Там же. С. 401. Само распространение лютеранства святитель полагал в первоначальном фанатизме приверженцев зародившегося протестантизма, что выразилось в кровопролитиях: «В начале семнадцатого столетия шведский полководец Понтус де-ла-Гарди, причинивший столько зла России, разорил обитель Валаамскую; церкви и келлии предал пламени, иноков – острию меча; некоторые убежали, унеся с собою мощи святых основателей монастыря. Подобной участи подвергся и левый берег Финляндии: православные храмы сожжены; священнослужители убиты или изгнаны; распространен между жителями лютеранизм, последователи которого дышали еще фанатическим пристрастием к своей лишь родившейся вере, готовившейся умыться в крови Тридцатилетней войны» (Там же. С. 402).

[4] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О монашестве. Разговор между православными христианами: мирянином и монахом // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т. 1. С. 421.

[5] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т. 4. М., 2002. С. 400. Лютер вступил в брак в 1525 г. в возрасте 42 лет, связав себя семейными узами с 26-летней монахиней Катариной фон Бора. От этого брака родилось шесть детей.

[6] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Лютеранизм // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т. 4. С. 446.

[7] Там же. С. 443.

[8] Там же. С. 444.

[9] Там же. С. 444–445. Обосновывая данную мысль, святитель Игнатий приводит следующие ссылки: «Лютер в одном из писем своих говорит: “Душа совершенно не участвует в тех сладострастных делах, которым предается тело; она ими нисколько не оскверняется”. Лютер спросил однажды свою супругу, если можно назвать супружеством союз расстриженного монаха с расстриженною монахинею, почитает ли она себя святою? Когда Катарина отвечала, что она, будучи грешницею, не может почитать себя святою, Лютер воскликнул: “Вот! каково проклятое влияние папизма! Мы все верою – святы!”» (Там же. С. 445).

[10] Там же. С. 445.

[11] Там же. С. 445–446.

[12] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Письма к настоятелям разных монастырей // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т. 7. М., 2007. С. 229.

[13] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т. 3. М., 2002. С. 520.

[14] Там же. С. 524.

[15] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Письма к брату Петру Александровичу Брянчанинову // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т. 8. М., 2007. С. 436.

[16] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О монашестве. Разговор между православными христианами: мирянином и монахом. С. 442.

[17] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Переписка с Оптинскими старцами // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т. 6. М., 2004. С. 539.

[18] Цит. по: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Переписка с Оптинскими старцами. С. 548.

[19] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Поучение в тридесятую Неделю. О спасении и совершенстве // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т. 4. С. 319.

[20] Там же. С. 320.

[21] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Письмо к художнику К.П. Брюллову // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т. 6. С. 791.

[22] Там же. С. 792.

[23] Там же.

[24] Там же.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Сщмч. Иларион (Троицкий): Полемика с инославием Сщмч. Иларион (Троицкий): Полемика с инославием Сщмч. Иларион (Троицкий): Полемика с инославием Полемика с инославием священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского
Андрей Горбачев
Полемическая заостренность богословских работ архиепископа Илариона (Троицкого) была нацелена, прежде всего, на вразумление православных, сочувственно относящихся к западным религиозным идеям. Сочувствие это в среде православных нередко простиралось до того, что многие были «серьезно готовы католичество и протестантство считать Поместными Церквями».
Протестантизм и Православие на Балканах. Часть 1 Протестантизм и Православие на Балканах. Часть 1
Часть I. Протестантская экспансия на Востоке
Афанасий Зоитакис
Еще с периода латинского господства (Четвертый Крестовый поход) католики распространили свое влияние на многие населенные греками территории, так что в некоторых областях составили преобладающую часть их населения (Кикладские острова, Ионические острова, Хиос).
Лютеров догмат Лютеров догмат
Протоиерей Андрей Ткачев
«Вот Писание», — говорят протестанты, не давая себе труда понять, что это не Книга, в готовом виде упавшая с Неба, но книга, долгими столетиями писавшаяся Церковью, вначале Ветхозаветной, а затем Новозаветной... Мы знаем, что само Откровение Иоанново, в котором есть угроза добавляющим и отнимающим, не было сразу включено в новозаветный канон.
Вопрос греков-протестантов: зачем быть православным? Вопрос греков-протестантов: зачем быть православным?
Греки-протестанты (впрочем, как и современные «православные», воспитанные в духе Запада и имеющие свои претензии к вере), сосредотачиваются в основном на внешних симптомах «негативных», с их точки зрения, явлений в Православии. Они также склонны забывать некоторые важные характеристики христианской веры, и никогда не утруждались спросить себя: а насколько все те моменты, преподанные в протестантизме как данность, являются обоснованными?
Православие и протестантизм: в чем разница? Православие и протестантизм: в чем разница?
Юрий Максимов
Если какая-то ветвь отломится от дерева, то, потеряв связь с жизненными соками, неизбежно начнет засыхать, растеряет свои листья, станет хрупкой и легко сломается при первом же натиске. Как отломившаяся ветвь не может удержать на себе листьев, так и те, кто отделяются от подлинного церковного единства, не могут больше сохранять уже и свое внутреннее единство.
Современные иконоборцы Современные иконоборцы
Кира Черкизова
Современные иконоборцы Современные иконоборцы
Кира Черкизова
Новейшие протестанты уверяют, что иконы совершенно не значимы в литургической практике и не играют ни малейшей роли в деле личного спасения. Да, Бог мог спасти Ноя и без ковчега, однако устроил ему спасение посредством вещи, созданной человеческими руками.
Комментарии
Вячеслав30 июля 2017, 01:09
Вне Церкви нет спасения. Православной. Наша вера правая, наша вера Православная.
Владимир13 мая 2016, 14:23
Согласен со статьей Валерия, много почерпнул для себя о истории и вере протестантов и иточниках, откуда можно расширить познания. Согласен с нашим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, что надо укреплять связи с этим течением Христианства, как и с католиками, в нашем единении - сила против терроризма и гонения христиан во многих странах. А дела исповедания веры необходимо последовательно и системно обсуждать с представителями разных течений христианства, не устраняясь, сберегая чистоту Православия, как зеницу ока ! Спаси, Господи !
Оксана Дорощенкова12 мая 2015, 15:24
Николай М:...«Если Христово учение достаточно было для спасения человеков в продолжение 15 столетий, то к чему лютеранизм? Если же признать лютеранизм учением нужным, то сим самым по необходимости должно признать, что первоначальное учение Христовой Церкви было недостаточным для спасения, что явная нелепость, богохульство»...
Золотые слова, сразу ставящие на место ВСЕ! Этим надо и начинать, и заканчивать все разговоры с уличными проповедниками. Или "врата ада" церковь все-таки одолели, и Христос был не прав (?!), или неправы те, кто так считает. Присоеденюсь! Спасибо за то, что есть ответ!
Галина Игловская, ХМАО18 марта 2015, 17:39
1. Простите, пишу опять. Делить все и везде на черное и белое, во всем восхваляться совсем не стоит.Надо уметь видеть и принимать свои минусы- тогда будет развитие и движение вперед. Вспомните троерожник св. Иоанна Лествичника (ст.22,5). Послушайте мнение другого святого Отца:
Введение в святоотеческое богословие. Часть 1.Глава 5.
Св. Киприан Карфагенский.
В спорных случаях, касающихся подлинности таинств, совершенных при необычных обстоятельствах, или же осуждения какой-либо ереси, очень легко встать на путь сектантства, самодовольно объявить, что "только мы спасены, а все остальные пойдут в ад". Такой взгляд опасен и неправилен. Бог хочет спасения всех людей, и Церковь в этих вопросах всегда проявляла терпимость и открытость и надеялась на Божие милосердие и снисхождение к нашим грехам…. В заключение следует еще раз подчеркнуть, что "перекрещивание" как таковое не существует. Существует лишь "единое крещение
Дмитрий Баранов27 сентября 2014, 23:05
Уважаемые редакторы и читатели!

Я, конечно, тяжко грешу, когда пишу эти строки, но разве можно так жестоко писать о людях, которые искали Бога, хотели преодолеть заблуждения Римской церкви, пусть и неуспешно...

Пример. На ниве протестантской веры творил, такой великий гений, как Иоганн Себастьян Бах, к которому наиболее мудрые и здравомыслящие пастыри относятся с большим почтением. Он всю жизнь славил Господа в своих творениях, а по логике этой статьи он - проклятый еретик, прельщенный, выражавший вместо добра утонченное сладострастие (см. работу Св. Игнатия "Христианский пастырь и христианин - художник", где он писал это о картинах Рафаэля, которыми восхищались такие отцы Церкви, как Лука Крымский и Антоний Сурожский...). Как так можно говорить?! Я, конечно, понимаю, что Игнатий Брянчанинов глубоко духовный и святой человек, но мне страшно (прости, Боже!) его отношение к Западной культуре. В его время далеко не все святители Церкви так думали. Приведу пример Димитрия Ростовского, Тихона Задонского, с особым почтением относившимся к книге Арндта.

В настоящее время особо опасен такой взгляд на вещи, он может помочь снова воздвигнуть железный занавес, только теперь не под эгидой строительства коммунизма, а под эгидой защиты Святой Руси от гнилого и тлетворного еретического Запада, который, хоть и может быть охарактеризован так, но мы не можем без благоговения смотреть на то лучшее, что дала миру Европа, не можем пытаться последовать этому примеру.
Татьяна10 сентября 2014, 13:51
Сергею. Нашла вот такую ссылку на изречение святителя Феофана:
"…слова, сказанные святителем Феофаном Затворником на вопрос тамбовской губернаторши о том, спасутся ли католики: «Не хочу входить в суждение: спасутся ли католики, – одно знаю: если я оставлю православие и уйду в латинство, то – несомненно погибну» [Эти слова сообщает архиепикоп Никон (Рождественский) в статье «Угодны ли Богу «иные» веры?»]"
Источник: http://azbyka.ru/dictionary/17/vne-tserkvi-net-spasenija.shtml
Сергей14 мая 2014, 14:01
в каком труде Феофана затворника использована данная фраза "Не хочу входить в суждение: спасутся ли католики, - одно знаю: если я оставлю православие и уйду в латинство, то - несомненно погибну" за ранее примного благодарен)))))
Иоанна14 марта 2014, 14:03

Огромное спасибо Валерий за статью. Да хранит Вас бог.
Александр27 января 2014, 14:48
Иван,мы будем старатся следовать учениям святых,каждый по своей силе даной от Бога,в то время как они отвергли.По сути они жизнь на земле делают более материальной,и здесь практически как на небе.Не знаю какой с их спрос,Бог знает
Ирина Синельникова26 декабря 2013, 00:35
спасибо. очень полезная информация, для меня.
Иван22 декабря 2013, 17:36
Бедные сектанты:у них нету такого наследия,которое мы,православные,имеем от святых отцов нашей Православной Церкви,но беднее их во сто крат мы,православные,которые только читаем и восхищаемся трудами святых отцов,но ничего или почти ничего не делаем,чтобы следовать их душеспасительным поучениям и наставлениям...Люди православные или считающие себя таковыми,ответьте мне,неучу,на один вопрос:с кого Господь больше спросит,с сектантов,которые никогда в жизни не брали в свои руки и никогда не читали творений святых отцов или с нас,которые в захлеб читаюем святых отцов,но ничего или,почти ничего не делаем,не прилагаем усилий,которыми,собственно,и восхищается Царствие Небесное для того,чтобы покаяться и исправить себя?Надо пологать,что в Судный День,сектантам отраднее будет,нежели нам,православным...Спаси всех Господи...
Алексей 5 декабря 2013, 18:10
*Лютер, свергший с себя монашество и взявший себе в наложницу монахиню* - совершил смертный грех. Чтобы остаться безгрешным, в наложницы нужно брать дальнюю родственницу.
Попов Дмитрий21 ноября 2013, 15:27
Есть над чем подумать преподавателям семинарий и воскресных школ в первую очередь.
Алина20 ноября 2013, 17:44
А я увидела пример глубокой веры, благочестия,любви и среди протестантов. Церкви борются за свои территории влияния, словно политики, и не ловцы душ перед нами, а ловцы избирателей (относится ко всем вышеуказанным церквям)... подписываются документы между странами о распространении или нераспространении того или иного християанского течения, что это? Война на миссионерском поприще, а не желание обратить всё больше людей в христианство.Политика и церковь - нехороший союз.
Иван18 ноября 2013, 14:16
Ларисе
Святитель Игнатий говорит не о протестантах, не о их добрых делах, а о заблуждениях пратестантского вероучения.
Святитель Феофан Затворник сказал: "Не хочу входить в суждение: спасутся ли католики, - одно знаю: если я оставлю православие и уйду в латинство, то - несомненно погибну".
А то что мы плохие христиане нисколько не отменяет иситинность Православия.
Владимир Астраков, г. Новосибирск17 ноября 2013, 15:42
Спаси Вас Бог, глубокоуважаемый Валерий, за эту Вашу воистину душеполезную и душеспасительную работу.
Елена15 ноября 2013, 12:11
Спаси Господи! Статья великолепная и очень нужная, так как многие уже не понимают, что значит ересь и чего вообще опасаться тут..
Елена.Украина15 ноября 2013, 00:16
Святые не могут говорить ложь,они говорят правду,и в этой правде - указание на путь истинный,который и приведет ко Христу ищущую и жаждущую Истины душу.
Лариса14 ноября 2013, 23:58
Вот это да! Никогда не знала о таких высказываниях по поводу Протестантизма и Католицизма Игнатия Бренчанинова (мало его читала) Спасибо за Пост! У меня есть подруга в штатах она и ее муж- протестанты - из Calvary Chaple ( Chuck Smith,- основатель), у них много добрых дел и Библию они знают от и до, несут большой крест бесчадия, но самое странное что они делают в качестве Доброго Дела- едут ежегодно в Юту и убеждают Мормонов что они не правы, просто стоят на улицах и проповедуют ( невольно вспоминаются Свидетели Иеговы, которых заставляют ходить по домам), у них много Миссий в бедных странах, поддерживаются общинами из Америки, и платят они 10% от семейного бюджета в Церковь. Наверняка это грех быть Протестантом, но почему тогда мы Православные ( в основной массе) такие инфантильные в вере и в добрых делах. Русских Церквей в Америке мало- хотя много живет русских, и бюджет у них очень низкий. Русских жен американцев в округе - больше 100 человек, а Церковь не организовали,и в греческую и антиохийскую не ходят, не нужна она им, приехали за деньгами, некогда о Боге думать! Милосердный Боже, приведи в свою Церковь больше потерянных овец твоих в Южной Калифорнии, Спаси и Помилуй нас Грешных!
Н.Н.14 ноября 2013, 21:25
..." Но наше время — не время простецов! Простецы в наше время ничего сделать не могут! Они ничего, абсолютно ничего самостоятельно не сделают, даже если Господь Бог будет им помогать: они просто не вместят этой помощи в свое сердце и не претворят ее в жизнь, не принесут достойных плодов. Наше время — время хитрое, коварное, жестокое. Благодушествовать нельзя! Надо понимать, что происходит — и внутри нас, и вокруг нас, — надо быть необыкновенно трезвенным и умом, и сердцем! Вот это-то и дает нам и изучение Священного писания, и молитва, и правильное устроение нашей жизни! Без духовного образования ничего этого достичь нельзя!"...

о.Георгий Кочетков

Скажите пожалуйста, как к этому относиться? Это ПРАВИЛьНЫЙ взгляд православного священника?
Я, грешная, увидела здесь ТАКУЮ ХИТРОСТЬ - что хоть смейся, хоть плачь... Наверное, чего-то не понимаю. Не знаю, что и думать...
Николай М14 ноября 2013, 18:51
...«Если Христово учение достаточно было для спасения человеков в продолжение 15 столетий, то к чему лютеранизм? Если же признать лютеранизм учением нужным, то сим самым по необходимости должно признать, что первоначальное учение Христовой Церкви было недостаточным для спасения, что явная нелепость, богохульство»...
Золотые слова, сразу ставящие на место ВСЕ! Этим надо и начинать, и заканчивать все разговоры с уличными проповедниками. Или "врата ада" церковь все-таки одолели, и Христос был не прав (?!), или неправы те, кто так считает.
Аlax14 ноября 2013, 14:37
Всегда восхищаюсь точчностью оценок Святителя Игнатия. Смотря на современных протестантов, например харизматоов,сразу бросается в лицо, холодный рационализм,завуалированная гордыня, восприятие веры, как еще одной академической науки. Общение с Богом превращается в такой себе диалог: . Занавес, конец собрания.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×