Страшный Суд как путь ко спасению

Причины крещения князя Бориса Болгарского

Крещение болгар. Миниатюра Крещение болгар. Миниатюра
    

В этом году православный мир празднует 1150 лет со дня Крещения Болгарии. В 865 году болгарский князь Борис принял святое крещение с именем Михаил и стал духовным сыном Ромейской империи. Вместе с ним крестилась его дружина, а затем народ. И несмотря на языческий мятеж 866 года, колебания св. Бориса между Римом и Константинополем в вопросе о церковной юрисдикции, Болгария в конечном счете стала православной страной.

Это событие оказало огромное влияние на просвещение славянского мира, в том числе, безусловно, и на Крещение Руси, поскольку первые священники, крестившие русский народ, и его первые учителя, по-видимому, были болгарами. Болгария на многие века стала светильником Православия, который не угасал даже в темные века османского владычества.

А как произошло крещение? Благодаря чему? Ответ покажется неожиданным.

Благодаря... Страшному Суду. Точнее его иконе.

Вот что сообщает византийский историк, условно именуемый Продолжатель Феофана, о событиях, непосредственно предшествующих крещению князя Бориса:

«Князь Борис страстно любил охоту и пожелал в одном доме, в котором нередко останавливался, нарисовать картину, дабы днем и ночью иметь услаждение для глаза. Такое желание им овладело, и он пригласил одного монаха-художника из числа наших ромеев по имени Мефодий, а когда тот к нему явился, по некому провидению Божию велел писать не битву мужей, не убийство зверей и животных, а что сам захочет с условием только, что эта картина должна вызывать страх и ввергать зрителей в изумление. Ничто не внушает такого страха, знал художник, как Второе Пришествие, и потому изобразил именно его, нарисовав, как праведники получают награды за свои труды, а грешники пожинают плоды своих деяний и сурово отсылаются на предстоящее возмездие. Увидел Борис законченную картину, через нее воспринял в душу страх Божий, приобщился Божественных наших Таинств и глубокой ночью сподобился Божественного крещения».[1]

Страшный Суд Страшный Суд
    

Легенда, скажет скептик. Да почему же?

Во-первых, согласно хронике Продолжателя Феофана, Борис был знаком с христианским учением благодаря пленному византийскому монаху Феодору и сестре князя, которая долгое время жила при императорском дворе в Константинополе. Как известно, христианская вера все более распространяясь по болгарской земле, проникала и в правящие круги государства, даже между членами ханского рода были христиане[2].

Во-вторых, то, что творилось в Болгарии накануне 865 года, живо напоминало последние времена. Сказать, что держава Бориса стояла на краю катастрофы, — ничего не сказать. Когда, согласно договору между Борисом и Людовиком Немецким, Болгария в 863 году выступила против Великой Моравии, Ромейская империя и по суше и по морю[3] двинула все свои силы в болгарские земли на защиту своего союзника — моравского князя Ростислава. Мощная византийская армия без труда разбила болгарские войска и опустошила болгарские пределы. А тем временем на Болгарию обрушилось страшное землетрясение, длившееся более месяца. Сразу за ним последовал неурожай, сопровождающийся страшным голодом. Результатом голода явились эпидемические болезни, поражавшие ослабленных голодом болгар[4]. В общем, мало-мальски чуткий человек, хотя бы отчасти знакомый с христианским учением, мог слышать, как по болгарской земле скачут апокалиптические всадники:

«И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. ...И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя “смерть”; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр. 6: 4, 7–8).

При этих страшных обстоятельствах Борис в сентябре 863 года начинает переговоры с Константинополем, которые приводят к заключению в 864 году мира между враждующими державами и крещению болгарского народа.

Царь Борис шлёт послов к императрице Феодоре. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы, начало XIII века Царь Борис шлёт послов к императрице Феодоре. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы, начало XIII века
    

И весьма вероятно, что картина Мефодия явилась тем последним толчком, который подвиг болгарского кагана к этому мудрому и спасительному решению.

Возникает следующий вопрос: получается, что Крещение Болгарии было вынужденным поступком, ответом на внешние обстоятельства? Нет, скажем мы. И вот почему. Ответы всегда могут быть разными. Так, фараон эпохи Моисея[5] как ядовитая змея оказался глух к Божественным знамениям и как крот слеп к знакам Божественного суда, явившегося в десяти казнях египетских. У него не нашлось ни разума, чтобы признать очевидного, ни совести, чтобы покаяться в содеянных злодеяниях. У св. князя Бориса было и то, и другое. Из «Ответов папы Николая Ι», направленных в 866 году на его вопросы, явствует, что у св. Бориса была чуткая совесть и твердая воля ко спасению. Значимо и то, что он, крестив и управив свою державу, даровав ей церковное устроение, в 889 году добровольно отрекся от престола и ушел в монастырь, где молился за болгарскую державу до самой своей смерти в 907 году.

Святой равноапостольный Борис Болгарский Святой равноапостольный Борис Болгарский
Человек с такой волей, как он, не мог стать рабом внешних обстоятельств, но как мудрый правитель, он чутко прислушивался к ним, видя в них знамения высших сил. Из катастрофы 863 года он сделал простой и ясный вывод: христианский Бог сильнее его идолов. И если Он наказывает, то для чего-то, а именно, ожидая нашего покаяния и изменения. И вот здесь картина Страшного Суда пронзила его сердце и направила ко святому крещению.

Св. князь Борис не одинок в своих путях. Рассказывая об обращении святого равноапостольного Владимира, «Повесть временных лет» сообщает, что грек Философ показал ему некую «запону» со сценой Страшного суда. Согласно исландской саге, норвежский конунг Олав Трюггвасон принял крещение после того, как ему явилось видение Страшного суда[6].

Проповедь Второго Пришествия и Страшного Суда находилась в центре равноапостольной проповеди святых Кирилла и Мефодия. Об этом достаточно ясно свидетельствует «Проглас к Евангелию», автором которого многие ученые считают святого равноапостольного Константина-Кирилла.

Как предрекли пророки, жившие прежде,
Христос грядет, чтобы собрать народы,
Ибо есть Он свет миру всему...
Если же хотите тьму грехов отвергнуть
И мира этого тлен отмести,
Если хотите обрести жизнь райскую
И избежать огня пылающего —
Внемлите ныне разумом своим.

И в завершение подумаем над тем, что значат для нас катастрофы и кризисы. Само слово «кризис» (κρίσις) по-гречески означает «суд» и является в некотором смысле предвестием Страшного Суда. Господь испытывает нашу веру, наказует наши прегрешения и призывает нас к покаянию. И нам надлежит столь же чутко и мудро отвечать на наши кризисы, как это делал св. князь Борис Болгарский.

[1] Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей / Введение, перевод, комментарии Я.Н. Любарского. СПб., 1992. С. 73.

[2] Златарски В. История на Българската държава през средните векове. Т. I. Ч.2. София, 1971. С. 57.

[3] Продолжатель Георгия Монаха // Грецки Извори на Българската История. Т. VI. 137. (Далее ГИБИ).

[4] Иосиф Генесий // ГИБИ. IV. С. 334-335; Житие патриарха Игнатия // ГИБИ. IV. С. 131; Бертинские анналы // Латински Извори на Българската История. II. С.287-288; Продолжатель Феофана. С. 72; Продължителят на Георгия монаха // ГИБИ VI. С. 137; Георги Кедрин – Йоан Скилица // Там же. С. 237-238; Согласно одному староболгарскому рассказу о крещении Болгарии, составленному в XIV в. на основании более ранних византийских хроник, «в то время по всей болгарской стране распространилась смертоносная болезнь проказа» (Христоматия по история на България. Т. I. Ранносредновековие VII – XII. София, 1978. С. 200–201).

[5] Возможно, это был Мернептах, годы правления которого: 1250–1240 до Р.Х.

[6] Петрухин В.Я. Христианство на Руси во второй половине X – первой половине XI в. // Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия. М., 2002. С. 87.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Без вечности человек пропадает в повседневности Без вечности человек пропадает в повседневности
Митр. Лимасольский Афанасий
Без вечности человек пропадает в повседневности Без вечности человек пропадает в повседневности
Беседа в неделю о Страшном Суде
Митрополит Лимассольский Афанасий
Любящий Бога в чистоте своей уже реально видит другого не в его страстях, а каким создал его Бог.
Человек – существо подсудимое Человек – существо подсудимое
Прот. Андрей Ткачев
Человек – существо подсудимое Человек – существо подсудимое
Протоиерей Андрей Ткачев
Повестка уже выдана, но дата не поставлена. Адвокатов не будет. Прокуроров тоже. Будет Судья, справедливый и неподкупный. И конечно, будет подсудимый, которому все будет ясно без лишних слов.
Св. равноапостольный царь Борис Болгарский Св. равноапостольный царь Борис Болгарский Св. равноапостольный царь Борис Болгарский Святой благоверный и равноапостольный царь Борис, во святом крещении Михаил, Болгарский
Благодаря поддержке царя Бориса Болгарская земля процвела храмами, в которых воздавали хвалу Господу Богу на славянском языке. В 888 году царь отрекся от престола и ушел в монастырь. Но когда его сын начал разрушать все созданное им и поощрять язычество, он сменил монашескую одежду на военную. Восстановив порядок, царь Борис вернулся в монастырь и всю оставшуюся жизнь провел в подвиге, молчании и молитве.
Комментарии
mila toll 6 июня 2015, 07:01
низкий поклон отче Владимир
очень хочется увидать такую икону Страшного Суда
а статью перешлю сейчас моей сестре во Христе Иисусе
Галине она болгарка и будет очень рада узнать
Силвия18 мая 2015, 21:32
Спасибо! Для меня Святой Борис самый великий болгарский царь. У нас в Болгарии очень тяжелая духовная криза как следствие десятилетнего атеизма. И это, к сожалению, привело к тому, что исконно враждебные православию державы приобрели власть над нами и делают все возможное и невозможное разделить нас от России и уничтожить православную ценностную систему, заменив ее суррогатом. Нам так нужно небесное заступничество нашего великого ходатая.
Свети царю Борисе, моли Бога за българския народ!
Mikhael Kotov18 мая 2015, 15:20
Отец диакон в статье пишет о князе Борисе,
при этом на иконе,размещённой между статьи отца диакона ,
чётко просматривается - св. равноапостольный Царь Борис.

Иванка16 мая 2015, 15:16
Свети царю Борисе,моли Христа Бога за нас,грешните и за православният български народ!
Наталья16 мая 2015, 13:16
Спасибо, очень интересно и познавательно. Никогда не слышала про болгарского князя , который стал святым равноапостольским Борисом Болгарским. Ваша статья дает надежду, что Господь может простить все наши согрешения, даже тяжкие, а эта уверенность мне сейчас очень необходима. Отец диакон, помолитесь, если сможете, за многогрешную рабу Божью Наталию (меня) о прощении Богом моих грехов. Простите все. Спасибо всех Господь.
Ольга Зайцева16 мая 2015, 12:11
Когда я была в Москве в Третьяковской галерее я тоже увидела там картину Страшного Суда.Долго я стояла около картины и страх меня посетил за содеянные мною грехи.Сейчас Бог привел меня в храм-пою на клиросе-псаломщица уже 6 лет
Ксения16 мая 2015, 11:09
Диве Бог во святых своих! Большое спасибо за познавательную статью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×