Воздушные мытарства. Мытарство пятое – лености

Цикл «Путь всей земли». Беседа 7-я

О том, за что придется отвечать на пятом мытарстве, зачем всегда помнить о «сейчас» и «теперь», какие грехи вопиют к Богу и как связана леность с гордостью и иными грехами, рассказывает протоиерей Олег Стеняев.

«Беседуя таким образом, мы дошли до мытарства, называемого мытарством лености, на котором человек дает ответ за все дни и часы, проведенные в праздности. Здесь же задерживаются и тунеядцы, питающиеся чужими трудами и не хотящие сами ничего делать или берущие плату за невыполненную работу. Там же спрашивают отчет с тех, которые не заботятся о славе имени Божия и ленятся в праздничные и воскресные дни ходить к Божественной Литургии и другим службам Божиим. Здесь же испытываются небрежность и уныние, леность и нерадение о своей душе как мирских людей, так и духовных, и многие отсюда отводятся в пропасть», – свидетельствует блаженная Феодора.

Грехи этого мытарства:

1. Леность;

2. Жить от чужого труда (тунеядство);

3. Брать плату за невыполненную работу;

4. Лениться ходить в храм;

5. Лениться читать слово Божие. Отказ, небрежение о собственном спасении и спасении других людей.

Самый страшный бес – бес-хронофаг, пожирающий наше время

Самый страшный бес – это бес-хронофаг, пожирающий наше время. Мы можем часами сидеть у телевизора и переключать с канала на канал. Можно сидеть у компьютера и скачивать фильмы, которые так и не посмотрим, или скачивать книги, которые не будем читать. Все это делает бес, пожирающий время. Проходят секунды, минуты, часы и дни, месяцы и годы, но безделье, бездельные дни не покидают нас.

Леность – это и означает, что бес, пожирающий время, завладел нами. Ведь мы существуем во времени, и он хочет, чтобы его у нас не осталось для чтения Библии, посещения храма, покаяния, молитвы и спасения. Сказано: «Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены» (Иер. 8, 20). Мы ищем для себя удобного времени, даже для спасения, не понимая, что «время уже коротко» (1 Кор. 7, 29) и, возможно, его у нас не осталось. Нельзя откладывать время своего спасения на завтра или послезавтра, «ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6, 2). То есть благоприятное время – это «теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения», ибо завтра может и не наступить. Сын Божий учит нас: «довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). Подумай о себе сегодня и сейчас, не поленись. Может, сейчас для этого тебе надо прервать это чтение и обратиться с молитвой к Богу.

«Итак, доколе есть время» (Гал. 6, 10), будем искать Его, а Бог недалеко от нас и готов в это время, «время долготерпения Божия» (Рим. 3, 26), выслушать и принять нас. А что такое «время долготерпения Божия»? Это время, пока Он еще ждет нашего обращения, еще наше время не вышло. Ты спросишь: а ждет ли Он меня? Выслушай ответ на этот вопрос, это слова Самого Христа: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). И если сейчас и «теперь день спасения», то для чего, как не для показания «правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3, 26). Но бес-хронофаг (пожиратель времени) хочет лишить нас всего этого «в настоящее время». Значит, надо бежать от лености, ибо, отняв время сегодня, он отнимет его у нас и завтра, и послезавтра. Сказано нам: «со страхом проводите время странствования» (1 Пет. 1, 17), «чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Пет. 4, 2). «Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» (Рим. 13, 11). То есть надо жить, «зная время», о чем и учит нас премудрый Екклесиаст: «время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий» (Еккл. 3, 5).

Леность не приходит одна, с ней приходит и стремление жить от чужого труда и брать плату за невыполненную работу. Это и означает «жить… по человеческим похотям, но» не «по воле Божией» (1 Пет. 4, 2).

Мытарство 5-е, лености. Фрески Рыльского монастыря, Болгария. Фрагмент Мытарство 5-е, лености. Фрески Рыльского монастыря, Болгария. Фрагмент

«Плата, удержанная вами у работников… вопиет, и вопли дошли до слуха Господа» (Иак. 5: 4)

Эти люди, живущие в лености, кормясь от чужого труда, хотя и представляют свою деятельность полезной для общества, но берут плату явно за невыполненную работу. К ним применимы слова из Писания: «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» (Иак. 5, 4–5). И еще: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей» (Ис. 5, 8–9). Несправедливо нажитый капитал принесет проклятие от Бога и породит гнев народа.

Все люди, ленивые и охочие до чужого, рискуют застрять на данном мытарстве. Причем об удержании платы говорится как о грехе, вопиющем к Богу: «плата, удержанная вами у работников вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Ис. 5, 8). В Библии, кроме указанного случая, только три греха вопиют к Богу. Это умышленное убийство: «И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4, 10); содомский грех: «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма» (Быт. 18, 20); угнетение бедных, вдов и сирот: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их» (Исх. 22, 22–23).

Блаженный Августин писал о том, что настоящий ад начинается у богатых (тех, которые привязались к богатству, и оно затмило им Бога) уже в этой жизни: «Ведь тебе говорит Закон, например: “Не произноси ложного свидетельства”. Если ты знаешь истинное свидетельство, имеешь свет разума. Если же, побежденный жаждой грязной прибыли, ты в душе решишь сказать ложное свидетельство, то без Христа тебя уже начнет швырять буря. Тебя будут бросать волны собственной жадности, ты будешь обуреваем своими желаниями и можешь утонуть, ибо рядом не будет Христа»1.

Преподобный Исаия Отшельник учил: «Леностью питается своеволие, рождается гордость и презрение своей обязанности»2. Тунеядец ищет легких путей в жизни, поэтому готов пойти на любое плутовство. Став богатым, он презирает всех бедных как неудачников и лентяев – так ему легче заглушить свою совесть. От сего презрения в нем и рождается гордость. Он считает себя никому не должным, но во всех хочет видеть обязанных ему. Слова «презрение своей обязанности» указывают на то, что он не считает, что Бог ему что-либо послал, чтобы он позаботился о других. Если таковой и делает что для других, то это его «милосердие» есть попытка подачками заставить к нему относиться лучше, чем он есть на самом деле.

Преподобный Исаия Отшельник учил также: «Не люби лености, чтобы не пожалеть, когда достигнешь воскресения праведных»3. Леность в данном мытарстве объединена с неоплаченным трудом и жизнью за счет других. Таковой в День суда узнает, что его богатство не принесло ему спасения, «ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18, 25). Воскресшие праведники поведают ему «слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: “блаженнее давать, нежели принимать”» (Деян. 20, 35).

Преподобный Нил Синайский говаривал: «Матерью пороков признавай леность, потому что блага, какие имеешь, расхищает, а каких не имеешь, не допускает приобрести»4. Эти слова правильнее отнести к тем, которые сами стали виновниками своей нищеты. Сказано: «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]» (Притч. 6, 10–11).

И все же более пострадают те ленивцы, которые ленились ходить в храм и читать дома Священное Писание (Библию). Пророк Давид всегда радовался, слыша призыв пойти в Дом Божий. Читаем: «Возрадовался я, когда сказали мне: “пойдем в дом Господень”» (Пс. 121: 1).

Ничто так, как участие в общественном богослужении, не уподобляет человека ангелам, которые единодушно и единогласно прославляют Господа Бога в Его Небесном Царствии.

А чтение Библии есть истинный источник веры, как и написано: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10: 17). Как известно, боговидец Моисей наставлял своего преемника Иисуса Навина словами: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Нав. 1: 8). Так и апостол Павел поучал юного Тимофея: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4: 16); и еще: «Доколе не приду, занимайся чтением… учением» (1 Тим. 4: 13).

«Однажды, – рассказывал инок Афанасий, – мне пришла мысль: что ожидает в будущей жизни трудящихся здесь ради своего спасения? С этой мыслью я почувствовал себя как бы в восторге, и некто пришел ко мне и, сказав: “Ступай за мной”, – привел меня в какое-то чудное, исполненное света место и поставил при столь чудных дверях, что красоту их передать невозможно. И слышал я, что множество людей за дверьми непрестанно славят Бога. Подлинно, братие, чудная, неизглаголанная жизнь в Царствии Небесном! Праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13, 43); там для них мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17); там служат они Господу и зрят лицо Его. И ночи нет там, и не имеют там нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь освещает их (Откр. 22, 3–5). Там, наконец, такие блага и такие радости, о которых мы и помыслить не можем (ср.: 1 Кор. 2, 9). Когда мы стали стучать в двери, с целью войти в них, изнутри некто спросил нас: “Чего вы хотите?” Путеводитель отвечал: “Мы хотим пройти через двери”. Голос же внутри сказал: “Никто, пребывающий в лености, не входит сюда, но если хотите войти, ступайте назад и подвизайтесь, нисколько не помышляя о благах суетного мира”»5.

Протоиерей Олег Стеняев

9 сентября 2016 г.

1 Августин Иппонский, блаженный. Проповеди // Библейские комментарии отцов Церкви. Ветхий Завет. Т. 3: Книги Исход, Левит, Числа, Второзаконие / Пер. с англ., греч., лат. и сир. Под ред. Джозефа Линхарда. Русск. изд. под ред. Н.А. Кульковой и С.С. Козина. Тверь: Герменевтика, 2010. С. 145.

2 Энциклопедия православной веры. СПб., 2009. С. 274.

3 Там же.

4 Там же.

5 См.: Отечник проповедника, 42; Гурьев В., протоиерей. Пролог. С. 24.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
4-е воздушное мытарство – чревоугодия 4-е воздушное мытарство – чревоугодия
Прот. Олег Стеняев
4-е воздушное мытарство – чревоугодия Воздушные мытарства. Мытарство четвертое – чревоугодия
Цикл «Путь всей земли». Беседа 6-я
Протоиерей Олег Стеняев
О том, чем опасно чревоугодие с духовной точки зрения, как поступать, если ближайшие родственники любят устраивать «праздники желудку», и чей пример поможет укрепиться в воздержании.
3-е воздушное мытарство – осуждения и клеветы 3-е воздушное мытарство – осуждения и клеветы
Прот. Олег Стеняев
3-е воздушное мытарство – осуждения и клеветы Воздушные мытарства. Мытарство третье – осуждения и клеветы
Цикл «Путь всей земли». Беседа 5-я
Протоиерей Олег Стеняев
Кто имеет право на суд? Каков апостольский взгляд на светский суд? Когда человек уподобляется бесам? Как относиться к чужим грехам?
2-е воздушное мытарство – лжи 2-е воздушное мытарство – лжи
Прот. Олег Стеняев
2-е воздушное мытарство – лжи Воздушные мытарства. Мытарство второе – лжи
Цикл «Путь всей земли». Беседа 4-я
Когда недружелюбие – в похвалу? Зачем Всезнающий Господь идет смотреть на Вавилонскую башню? Стыдно ли открывать священнику свои грехи? Что недопустимо на исповеди? И легко ли жить, говоря всегда только правду?
1-е воздушное мытарство – празднословия (+ВИДЕО) 1-е воздушное мытарство – празднословия (+ВИДЕО)
Прот. Олег Стеняев
1-е воздушное мытарство – празднословия (+ВИДЕО) Воздушные мытарства. Мытарство первое – празднословия (+ВИДЕО)
Цикл «Путь всей земли». Беседа 3-я
Протоиерей Олег Стеняев
Какими должны быть слова и речи православного христианина? Каких грехов, связанных со словом, он должен избегать? И почему так важно внимательно относиться к слову?
Библия и отцы Церкви о воздушных мытарствах (+ВИДЕО) Библия и отцы Церкви о воздушных мытарствах (+ВИДЕО)
Прот. Олег Стеняев
Библия и отцы Церкви о воздушных мытарствах (+ВИДЕО) Библия и отцы Церкви о воздушных мытарствах (+ВИДЕО)
Цикл «Путь всей земли». Беседа 2-я
Протоиерей Олег Стеняев
Почему бесы ждут душу в поднебесной области? Что и кто могут помочь душе пройти мытарства? Как относиться к тому, что в творениях отцов Церкви и в житиях святых описания мытарств разнятся? Что ответить критикам учения о мытарствах?
«Здесь жизнь теряется или сберегается» (+ВИДЕО) «Здесь жизнь теряется или сберегается» (+ВИДЕО)
Прот. Олег Стеняев
«Здесь жизнь теряется или сберегается» (+ВИДЕО) «Здесь жизнь теряется или сберегается» (+ВИДЕО)
Цикл «Путь всей земли». Беседа 1-я
Протоиерей Олег Стеняев
О том, почему так ценно для нас время земной жизни, что испытывает душа, расставаясь с телом, о мытарствах и о том, что собственно такое жизнь и что такое смерть в православном понимании.
Комментарии
Alili 1 декабря 2016, 01:23
Мне очень понравился комментарий от Сфера. Сразу видно человек думающий и не рабского мышления.
Со многим с ним согласна, кроме последней фразы.
Лень, просто так не возникает, к ней много предпосылок. Взять хотя бы школу - дети ленятся делать уроки. Да им просто многое не интересно и не по возрасту пичкают знаниями, да ещё в таком количестве.
И так везде по жизни, человеку нужно прилагать усилия от юности своей до последних дней. И иногда этих усилий эмоциональных, душевных и физических перебор, вот люди устают и опускают руки.
сфера22 ноября 2016, 14:21
Ленивцы вовсе не злонамеренно на диванах лежат и дурака валяют. Всякое человеческое действие и бездействие причины имеют, и, пугая человека ленивого адом, добиться от него праведности невозможно. И даже стремления к исправлению у него при запугивании возникнуть не может. Лень - штука сложная и обычно говорит о том, что любой путь к интересующей человека цели/целям заблокирован обстоятельствами, которые он ощущает как непреодолимые. А что поговорить с Господом полезно в любом случае - спорить не стану. Станет ли от этого ленивец деятельным - не факт, но и чудеса случаются. Вы его все кнутом, да кнутом. Пряника у вас там нигде не припрятано? Что до тунеядцев - так они тоже не с неба нам упали. Мы сами их себе выращиваем и воспитываем. Тунеядство есть жизненная стратегия. Она с детства прививается. И если у вас на шее кто сидит - это и ваше достижение тоже.
А что до Царствия Небесного, то мне лично было бы не по себе, если бы вокруг меня тьмы тем, не зная покоя, непрерывно восклицали бы славу и падали ниц. Прямо жуть какая-то.
Людмила Шестак20 ноября 2016, 02:34
Спасибо за статью. Для себя поняла,что терпенье и труд - все перетрут и помогут найти душевное равновесие. Дай Вам Бог здоровья!
Иван Стародубцев 1 октября 2016, 22:46
Судя информации в ВК о.Олег сейчас перенес вторую операцию. 3 октября переведут на домашнее лечение и 3-е число - день его Ангела, в день памяти Преподобного благоверного князя Олега Брянского. Помолимся и попросим Господа укрепить и исцелить нашего любимого батюшку, дабы Он еще продолжил нас наставлять через его служителя и даровал бы радость и мир нашему о.Олегу.
tanya-malysheva18 сентября 2016, 21:10
Большое спасибо за возможность узнать новое
Марина10 сентября 2016, 10:45
В советские времена, старшее поколение не могли нас научить любви к Богу, но чтоб не ленились, учили так, говоря: «Кто не работает, тот не ест.» Ни каждый понимал эту сказанную фразу, кто-то отлынивал от работы. Я росла слабеньким ребёнком в семье и от этого особо не могла ничем помочь старшим. Слабость угнетала и сравнивала её с леностью. Укоряла себя за этот не дуг, а после боролась с леностью так, говорила себе: «Я смогу!» Когда не получалось и опять чувствовала бессилие в теле, я себе говорила: «И вода камень точит.» И опять пробовала пересилить слабость и тот недуг который прибывал. После маленькой победы, благодарила Отца. Были моменты, взрослые давали задание всей ребятне, кто-то пытался увильнуть. В начале появлялись мысли: «Тебе, что больше всех надо? Не делай!» И тут я начинала над собой работать, что мысли во мне не правильные и поручение всё же желательно выполнить, что поручили взрослые. И я успокаивала себя тем, что говорила себе: «И один в поле войн. Я смогу.» Не обижаясь на тех, кто увильнул от работы. Оглядываясь назад сейчас, лишь понимаю, сколько получено мной подарков от Отца. Это смирение, спокойствие, уверенность… Не перечислить всего. Нужно не смотреть на тех, кто слаб, а понимать, что и в нас слабостей много, к любой работе подходить нужно с любовью. В детстве мне нужно было ходить за углём, через огромное количество молодёжи. Все наряженные, красивые, а ты идешь и весь грязный и черный. Но вспоминала фильм «Алые Паруса». Где Ассоль говорила: «Когда наполняешь углем корзину, то думаешь, что она зацветёт.» К любой работе научилась подходить с любовью, и находить в этом, что-то полезное, не только для себя, но и других. Слава Богу за всё!
Татьяна10 сентября 2016, 07:37
Спасибо , очень полезная информация ,ПРОСТИ НА ГОСПОДИ .
Ольга10 сентября 2016, 00:03
Здравствуйте!
О.Олегу низкий поклон за его мудрые лекции. Его слово очень близко!
Кирилла поддерживаю. Хотелось бы иметь возможность услышать лекции о.Олега по видео.
Спаси Господи
natalja 9 сентября 2016, 20:49
Надо всем нам знать, что ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ ТРУДОМ ДАЕТСЯ! Спаси и помоги нам ГОСПОДИ!
Алексей 9 сентября 2016, 16:42
Очень полезно мне . Спасибо !
natalja 9 сентября 2016, 16:16
Маловерные мы , хоть и называемся христианами, а в церковь ленимся ходить Читать: мы и так умные. Нет страха Божия, страха любви которую увидим, и умрем от стыда за свою жизнь.
Александр 9 сентября 2016, 13:30
Господи,Иисусе Христе,спаси и помилуй раба Твоего Олега!
Кирилл Кулиш 9 сентября 2016, 09:26
А почему перестали снимать видео по этому циклу бесед отца Олега?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×