Православный календарьПравославный календарь
Богатство дяди Гены-прораба
Ольга Шигина
Я оглядываю его скромное жилище, пытаюсь понять, как бы улучшить его жизнь, и вдруг разочарованно понимаю, что у него… уже все есть!
«Как не любить молиться? Это самое главное»
Беседа с новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви
Архиерейская митра говорит мне не столько о славе архиерейского служения, сколько о тяжелой ответственности.
Две весны с интервалом в 60 лет
Екатерина Сачкова
«Болеет?» – женщина вздрогнула от голоса незнакомого старичка, неожиданно оказавшегося рядом с ней.
И такая дребедень… Записки соцработницы
Ирина Худякова
Ира, зачем вы снова говорите, что купили мне́ «Феликс» с лососем? Это не мне, а моей кошке!!! Прошу Вас больше не позволять себе таких фамильярностей!
«С отцом Сергием и тюрьма не тюрьма»
Прот. Сергий Правдолюбов
Отец Сергий часто цитировал святоотеческое изречение: «Кто не ощущал на себе действие бесов, тот не начинал еще духовной жизни».
«О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся»
Митрополит Лимасольский Афанасий
Всем нам нужно научиться любить место, в котором мы живем. Равнодушие и неуважение к нему служит признаком душевного беспорядка.
Бог лишил меня почти всего, но я Ему благодарен
Илья Долматов
Я живу, мыслю, общаюсь, радую дорогих мне людей, у меня есть друзья и враги, я ненавижу и люблю.
Сколько рук должно быть у правильной женщины
Анна Сапрыкина
Чаще всего все наши разговоры о роли женщины в традиционном обществе опираются на мифические, никогда не существовавшие образы.
Слово о мирской печали, печали ради Бога и человеческом утешении
Митрополит Лимасольский Афанасий
Иногда Бог скрывает Свою благодать, и человек остается один, чтобы побороться, претерпеть, чтобы явилась его сила, его дерзновение перед Богом.
«Ему выпало счастье пророка, никто не имеет права гадать на него»
Прот. Анатолий Правдолюбов
Мы противопоставляли отрадное прискорбному, и находили, что отрадное настолько в жизни нашей превозмогает, что о прискорбном и трудном даже и говорить не приходится.

Апостольские наставления для православных «юзеров»

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины (2 Тим. 2, 23–25).

Эти апостольские строки — прекраснейший урок православным «юзерам», любящим поспорить с другими христианами через Интернет.

Если бы двое братьев во Христе встретились лично, вживую, то разговор, наверное, начался бы с приветствия. В идеале — с братского лобзания (по заповеди св. апостола), а никак не с укорения. Если бы встретились братья незнакомые, то общение должно было бы предвариться хотя бы кратким знакомством. Почему же в интернет-общении на форумах и комментариях в соц. сетях происходит иначе? К огромному сожалению, порой случается так, что в интернет-пространстве поведение некоторых христиан деградирует, а, может быть, просто открывается их истинное лицо.

Лучше чего-то не знать, но вести себя достойно звания христианина

Всё это большой позор, так как подобные диалоги остаются в общественном информационном пространстве. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Если же светский «юзер» зайдёт и посмотрит на множество диалогов христиан в соц. сетях, то он не только не увидит, чьи мы ученики, но и вообще сможет понять, что мы — православные, только лишь по наличию непонятных для него библейских и святоотеческих цитат. И тут хоть сколько приведи таких цитат, дело не в них, а в самом духе и в поведении. Если оно далеко от того, что пишет св. апостол св. Тимофею, и от приводимых святоотеческих изречений, то какой вообще тогда толк от их цитирования? Лучше чего-то не знать, но вести себя достойно звания христианина. Позор, одним словом.

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся. Невежество, согласно словарю Ушакова и Ожегова, — это не только отсутствие знаний, но и невоспитанность. Если же кто-то начинает диалог не с приветствия, а с написания какой-либо гадости (неконструктивной критики), или, на современном сленге, «троллит», то таких разговоров лучше избегать, так как они приводят к ссорам. Недружелюбное вступление — звоночек, которое характеризует пишущего.

Зная, что они рождают ссоры. Кстати, весьма интересен тот факт, что на людях христиане (и не только они) предпочитают ссор избегать. Но почему-то в интернет-пространстве желающие поконфликтовать не стесняются делать это прилюдно. Стыд теряется. То есть присутствие в интернет-пространстве словно перенаправляет некоторых христиан в другое измерение, где они могут позволить себе то, что в реальности делать не станут. Кстати, о поведении в реальности и в виртуальности. Было бы забавно, если бы один христианин пришел в гости к незнакомому брату и через дверь, не показывая своего лица, начал его обличать. Но почему-то в Сети для некоторых христиан, действительно, другие правила. Спрятался за аватарку — и пиши что хочешь и сколько хочешь, ведь никто твоего лица не видит, а многие и вообще не представляют, кто ты такой.

Если кто решился обличать, то это нужно делать по-библейски

Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем. Истинного раба Христова отличает приветливость. Если она отсутствует, то сразу же возникает вопрос о мотивах написания всякого рода комментариев. Банальный пример: написал один брат то, что другому не понравилось. И вот тут другой должен честно себя спросить: чего я хочу добиться своими комментариями, в которых вместо приветствия (или знакомства) сразу же следует неконструктивная критика? Если обличитель желает исправить своего брата, то ему стоит, по наставлению апостола, быть учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников (даже противников нужно с кротостью, не говоря уже о братьях во Христе). Блж. Феофилакт толкует: «Потому что сильное обличение тогда особенно трогает, когда оно делается с кротостью. Скорее можно тронуть кротостью, чем пристыдить строгостью». Видимо, если кротость не присутствует, то, наверное, обличитель не ставит целью исправить брата, а значит, своими комментариями либо удовлетворяет свою страсть к словопрению, либо делает это по зависти или другим причинам, не проистекающим из любви к брату. Если кто решился обличать, то это нужно делать по-библейски.

Глядя на все подобные безобразные диалоги, становится стыдно и печально. Можно ли было увидеть такую переписку у святых? Нет. А это значит, что мы не стараемся им подражать, а просто перекидываемся их цитатами, попутно удовлетворяя свои страсти. Не то что благоговения не испытываем — порой элементарного уважения и этикета не соблюдаем. И в свете этого все высокопарные слова о духовном родстве христиан становятся лишь пустой болтовней.

Всё, что не по любви делается, то грех

Не говоря уж о хамстве, когда вместо ответов на прямые вопросы брат-оппонент может перейти на личности, да ещё и делать выводы, свойственные считающим себя прозорливыми сердцеведцами. Была бы любовь — было бы и обращение подобное: «Брат, позволь спросить, что ты имел в виду, когда то-то и то-то написал? Что ты имел на сердце, не было ли в тебе в тот момент осуждения или тщеславных помыслов?». Всё, что не по любви делается, то грех. И тут не закроешься цитатами святых людей. Скопировать и накидать святоотеческих изречений — проще простого, а исполнить на деле то, что завещал св. апостол Павел, — сложнее. Неужели правила, данные апостолом, применимы для христианина только для живого общения, а в Сети уже как бы и не действуют? Уверен, что для христианина ответ очевиден.

Антоний Дулевич
руководитель миссионерского отдела Кызыльской епархии

15 мая 2017 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 1487 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Гость31 июля 2017, 10:16
Ответ для Peter Haber
2. Православный - не тот, кто ВСЕГДА и во ВСЁМ соблюдает Его заветы - это испорченному грехом человеку неподвластно, - но тот, кто понимает где, как и почему он "накосячил", т.е. согрешил/совершил ошибку, и старается впредь этого не делать. То бишь положительное отличие православного от мнящего о себе - искреннее, живое покаяние.
Гость31 июля 2017, 10:13
Ответ для Peter Haber
1. Неверующий, но соблюдающий Его заветы - это из области фантастики. Любить врагов, молиться друг за друга, нести тяготы друг друга ...? Как вы себе это представляете? Как можно соблюдать чьи-то заветы, не признавая сколько-нибудь авторитета "той" стороны и оставаясь при этом к ней чуждым? Но самое главное - ЗАЧЕМ, РАДИ ЧЕГО их ему соблюдать? Чтобы в итоге на могиле всё равно вырос лопух?
Peter Haber16 июня 2017, 16:36
А в чём положительное отличие православного, не соблюдающего заветы Его от неверующего, соблюдающего Его заветы?
григорий22 мая 2017, 15:49
грешен...
Прости, Господи!
Татьяна Артамонова21 мая 2017, 06:21
Здравствуйте,все!Сегодня проснулась с солнышком и молитвой:" Ненавидящих и обижающих нас прости, Господи."Возлюбить надо таковых особо потому что, они более нуждаются в любви. Для Бога мы все до единого его дети, Бог любит всех одинаково. Все, что с нами происходит, это от Бога, для нашего же блага.Слава Богу. Аминь.
Алексей20 мая 2017, 13:40
Грешен... Спасибо за статью!
Мария Борисова20 мая 2017, 07:30
Христос Воскресе,православные!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Павел З.18 мая 2017, 01:02
Всё про меня. Даже и сказать нечего.
Марина17 мая 2017, 23:31
В спорах нет истины. Молчание золото, но если нужно решить что-то, нужно решать по любовно и чтоб это решение несло Благо людям. К сожалению там: где перекрикивают, грубят, спорят - верховодит, сами догадаетесь кто? Там нет Божьей Благодати. Прости Господи и удержи нас от грубости, споров, гнева...
Андрей Юрьевич17 мая 2017, 13:53
Всё правильно. "Православный" - это не синоним слова "святой", порой даже не "христианин", особенно когда залезаешь от праздности в интернет-сети.
В статье очень точно обличается психология падения верующего человека, взявшего в руки клавиатуру компьютера. Да, это точно, про нас - православных "юзеров". И я каюсь. Бывает, грешу этим делом. Простите.
Жаль только, что автор пишет про таких в третьем лице - "они". Получается какое-то осуждение других. Вот вам и повод для нового "богословского" спора.
А если нет повода для дискуссии, тогда зачем вообще комментарии? Так и напрашивается вывод о БЕСсмысленности социальных сетей. Смысл в них, конечно, есть, но, как видите, очень специфический.



Гость17 мая 2017, 10:53
Ничего удивительного (1 Кор. 15:33-34):"Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога." И ещё (св. Игнатий Брянчанинов):"Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам:и этого с тебя достаточно. Не пытайся своею рукою остановить течение реки, отойди сам от той пучины, в которую корабль ввергается все глубже, и помоги тем, кто еще оказывается способным понять и принять Евангелие" Может стОит просто не писать какое-то время в СЕТИ? Как говорится "Слово - серебро, а молчание - золото". Сеть на то и сеть, чтобы затягивать.
Михаил16 мая 2017, 18:48
Это привычка. Все троллят и ты троллишь, такой стиль общения, хочешь или не хочешь, а если ты будешь много общаться через интернет, особенно на открытых площадках, всё кончится именно злословием, скандалом и чем-то неподобным. Можно силой воли держаться и писать так, как говорил бы в жизни. Надо хорошо понимать - что есть пустословие, что есть злословие; и если есть страх Божий, молитва, то можно этот порок превозмочь, я думаю.
Кроме того, многие и в жизни гордые, тщеславные, обидчивые и не простые люди. Какая может быть кротость в интернете, если её нет в жизни? Вот и всё есть как есть. Да и не видишь человека, тоже минус.
Гриша Иванов16 мая 2017, 16:50
Здравствуйте!Меня зовут Гриша.Я из Болгарий. Поздравляю вас:православие.RU и всех братев и сестр в етом форуме... Извините меня,потому что я не могу говорит и писать правильно по русским...Даже можно быть -смешно!Но все таки ,-я совсем сериозно скажу вам:я любю вас-православнъье християн из всей Россией и поэтому вхожу в этом форуме,для того что бы вам посылаю мой братский совет:когда начинаете писатъ ,сказать что нибуть в интернете или на другое место,имейте в сердце свое эта статия. Незабудте ее никогда и ... Бог с вами! Простите меня Грешного Гриша
Александр Алексеевич16 мая 2017, 15:48
Замечательная, спасительно-правильная, очень актуально необходимая статья. Дай Бог здоровья автору и всех благ!
Марина16 мая 2017, 10:39
Спасибо большое! Часто такие "критиканы" просто выливают свои эмоции и пытаются самоутвердиться. В интернете это сделать гораздо легче, чем в реальной жизни.
Ксения16 мая 2017, 10:28
Очень полезная статья! Спасибо Вам. В ходе прочтения стало особо очевидно как я не всегда приветлива с домочадцами, а наставление детей- это особая тема. Кажется, что учишь уму-разуму, а на деле выплескиваешь свои злобу, гордыню и гнев. Нужно обязательно пересмотреть свое поведение. Спасибо!
Дмитрий16 мая 2017, 09:02
Истина без прикрас.
Инна16 мая 2017, 08:44
Спаси Господи! Прекрасная статья, а главное - очень актуальная.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×