Осторожно: игромания!

Размышления по прочтении статьи о. Владимира Василика «Пиковая дама как зеркало европейских катастроф»

Что наша жизнь – игра.
(Опера «Пиковая дама).

Замечательная статья протодиакона д.и.н. Владимира Василика наводит на печальные размышления о нашей современной действительности.

Когда развлекались аристократы России, Франции, Германии, то это еще не было национальной катастрофой. Конечно, это было болезненно: проигрывались десятки, а то и сотни тысяч рублей, целые имения, ломались судьбы крестьянских семей и отдельных крестьян, которых беспутные помещики продавали за карточные долги. Возьмем эпизод из «Бесов», когда «либерал-идеалист» Степан Трофимович Верховенский проигрывает в карты своего слугу Федьку, и тот становится каторжником и убийцей. Отметим, что припоминают этот поступок Степану Трофимовичу в самый неподходящий для него момент, когда он взялся было отстаивать высшие ценности перед революционерами-нигилистами:

«Степан Трофимович! – радостно проревел семинарист. – Здесь в городе и в окрестностях бродит теперь Федька-каторжный, беглый с каторги. Он грабит и недавно еще совершил новое убийство. Позвольте спросить: если б вы его пятнадцать лет назад не отдали в рекруты в уплату за карточный долг, то есть попросту не проиграли в картишки, скажите, попал бы он в каторгу? резал бы людей, как теперь, в борьбе за существование? Что скажете, господин эстетик?»

В истории дворянских семей можно найти немало душераздирающих рассказов о том, как молодые (и не очень) офицеры проигрывали все свое состояние, или даже казенные капиталы, и пускали себе пулю в лоб. Но в целом русский народ и иные народы исторической России не были втянуты в этот игровой дьявольский круг, они жили трудовой богоугодной жизнью, ими жило и строилось государство Российское.

Если обратиться к современности, то положение можно определить как катастрофическое.

Посмотрите на наше общество. В трудовых, интеллигентных семьях дети, а часто и родители часами проводят за компьютерными играми, которые, как наркотик, овладевают умами миллионов наших граждан. Последствия весьма печальны. Школьные задания, уроки откладываются в долгий ящик, в лучшем случае что-то делается в последнюю минуту. Коэффициент полезного действия такой учебы равен нулю. Человек (в частности, школьник) теряет самый драгоценный свой капитал – время. И жизнь его вылетает в пустоту, как прекрасно показал о. Владимир.

Другим вредным последствием игромании является потеря навыков чтения среди многих школьников. Выработанный инстинкт мгновенной ловли изображения, иллюзия целостного знания убивает навык неспешного аналитического чтения, размышления над прочитанным. В результате многие школьники знакомятся с классическими произведениями лишь благодаря экранизациям. Хорошо, если это советская киноклассика, а если это современная дрянь, типа «Русского бунта» (1995 г.) или «Похождений Чичикова»? Далее, восприятие только звукового текста лишает школьника возможности повышать свою грамотность, познавать глубины русской орфографии. Более того, человек становится заложником визуального образа, который завораживает, подавляет в нем способности критического анализа информации, в то время как книга дает возможность спокойного осмысления текста. Деструктивное действие визуального образа еще более усиливается в игре, которая создает иллюзию диалога и к тому же возбуждает азарт, сильные ощущения, которых будто бы так недостает в серой действительности. В результате игроман «отрекается от старого мира» и уходит в мир виртуальный. Как говорится, «ушел в Интернет и не вернулся». Последствия этого трагичны.

Вот случай с мальчиком в Свердловске, который, оказавшись без присмотра родителей, проиграл 15 часов подряд, получил инсульт и от инсульта умер.

Игроман десоциализируется. Достаточно вспомнить печальные истории о детях, которые уже не могут ходить в школу, а сидят дома и тупо тыкают одни и те же клавиши. Или совершенно правдивый рассказ об одном молодом человеке, который бросил работу из-за игр, наспех перекусывал и ходил в туалет только во время перезагрузки компьютера. В религиозных радио- и телевизионных программах все чаще можно слышать такой вопрос: «Батюшка, что делать? У нас трое детей, а муж не работает. Все время он проводит в компьютерных играх». Что могло заставить мужчину забыть о своей совести, достоинстве, чести, отцовском долге?

И еще. В прошлое уходят дворовые игры – прежние футбольные и волейбольные команды. Теперь дети не играют друг с другом: они играют с компьютером. Можно, конечно, сказать, что есть командные компьютерные игры, но это совершенно не то. Они не развивают чувство локтя, не закладывают прочную дружбу. Кого они способны воспитать?

Игроман теряет способность нормально общаться с людьми

Игроман теряет способность нормально общаться с людьми, прежде всего, с близкими. Когда они пытаются вернуть его в реальный мир, он отвечает им агрессией, доходящий до нанесения телесных повреждений, а то и до убийства.

В процессе целого ряда игр человеческое сознание погружается во тьму совершенно иного мира – злобы, убийств, гордыни, использования совершенно нереальных для человека возможностей. Человек, ничего не делая, воображает, что он – титан, которому все подвластно, появляется навязчивое желание стать всемогущим и богатым, и в конце концов он сходит с ума, следуя за пушкинским героем Германном. Наши психиатрические больницы за последние 20–30 лет пополнились таким количеством пациентов, которое мы не могли даже представить в 1940–50-е годы, несмотря на пережитое тяжелое время Великой Отечественной войны.

Думается, причина лежит во многом в наших общественных условиях, и прежде всего – в отсутствии будущего, вернее, перспективы. В советское время постоянно звучал рефрен: «светлое будущее, счастливое будущее». Сейчас его даже не обещают. Лозунгом современности стало: «Бери от жизни все (так и хочется добавить – что плохо лежит), здесь и сейчас». И эта идеология потребительства в настоящем полностью соответствует мерцающему экрану с его дьявольским призывом: «Насладись сейчас, уступи соблазну, немедля испытай сильные ощущения, а там будь что будет». В советское время у людей было чем наполнить свою жизнь и без богатства и азарта. В бесовский круг наживы и игры втягивались те, кто по натуре не мог без этого. Сейчас в этот водоворот втягивается все общество. И это целиком соответствует антихристианской природе капитализма. Генри Форд, выступая перед учениками воскресной (!) школы, так и заявил: «Чтоб достигнуть успеха в бизнесе, страсть к деньгам надлежит довести до кипения!» А страсть к деньгам неразрывно связана со страстью к игре, с игроманией. Не случайно же говорят об «игре на бирже».

Лозунгом современности стало: «Бери от жизни все, здесь и сейчас»

Однако не только социальные, но и духовно-нравственные причины присутствуют в феномене игромании. Природа не терпит пустоты. Как точно отметил А.С. Пушкин в «Пиковой даме», нравственное пространство человека не вмещает двух идей одновременно. Человеческая душа всегда наполнена информацией или эмоциями. Содержание человеческого сознания зависит, во-первых, от внешних информационных потоков, а во-вторых – от способности человека дифференцировать и контролировать их. Если психологические доминанты человека основаны на вере, совести, доброте, нравственной чистоте, любви к прекрасному, способности к самопожертвованию, то он сумеет отсечь от себя потоки деструктивной информации. И наоборот, если его психологические доминанты базируются на эгоизме, похоти, воле к насилию, гордыне, любви к нравственной грязи, то эти потоки будут с жадностью впитываться его душой и проводить свою разрушительную деятельность. И, к сожалению, число таких людей умножается, в связи с современной массированной пропагандой безверия, гедонизма, разврата.

Под влиянием вложенных в компьютерные игры деструктивных смыслов реализуются патологические, агрессивные проявления сознания, они начинают доминировать над здравым смыслом и даже над инстинктом самосохранения, происходит торможение жизненно важных защитных функций коры головного мозга, а возможно, и подкорковых центров. Возникает доминанта агрессивного начала. Человек как будто не принадлежит себе: злоба, ненависть, желание все крушить вокруг – вот результат воздействия виртуальных игр, рано или поздно это переходит в реальную действительность и заканчивается противоправными, противоестественными действиями человека, попавшего в сети виртуальной игры. Иногда даже у вполне законопослушного человека под влиянием виртуальной жестокости игр просыпаются агрессивные инстинкты, своеобразные «наследия первородного греха», до поры до времени как бы «спящего» под влиянием воспитания. Нередко и те, и другие попадают за решетку. О них презрительно говорят: «Доигрался».

Однако доигрался не только он. С игроманом явно играют темные силы. И тут следует вспомнить слова о. Владимира в его статье:

«Темные силы охотно протягивают руку Германну, но только для того, чтобы посмеяться над ним. В первый и во второй раз они обеспечивают ему безусловную победу, в третьем – позорный разгром».

Поднимаясь на уровнях игры, игрок одновременно спускается в преисподнюю

Точно так же и с современными игроманами, которые, в отличие от Германна, чаще всего «играют не из денег, а только вечность проводить». Дьявол вначале дает им иллюзию счастья, могущества, а потом «подсаживает на иглу», как опытный наркоделец. Игроман требует все более сильных ощущений и все большего времени за игрой. Поднимаясь на уровнях игры, игрок одновременно спускается круг за кругом в преисподнюю. Ему уже мало просто стрельбы, нужна стрельба с кровью. Потом и ножичком хочется поорудовать, почувствовать, пусть и виртуально, как нож входит в живую плоть. Как сказал Тертуллиан, смотреть на убийство – все равно, что участвовать в нем. Соответственно, игрок в некоторые компьютерные игры становится потенциальным убийцей, как минимум духовным. И им овладевают бесы злобы, кровопролития и агрессии. Не случайно такие игроманы бросаются на своих близких, подчас с ножом в руках. Потому что по своему духовному уровню они вполне созрели для седьмого круга Дантова ада, где караются убийцы. А потом – катастрофа. Либо внешняя, либо внутренняя – духовная.

Современная игровая индустрия наполнена антихристианской символикой: из целого ряда компьютерных игр торчат рога, копыта, хвосты, магические пентаграммы и гексаграммы. Часто сама по себе игра вводит в мир магического зазеркалья, где человек приобщается к некоей «тайной магии», временами якобы светлой, а по большей части – откровенно темной. И поэтому нечего удивляться, что впоследствии игроманы составляют компанию пушкинскому Германну в психиатрической больнице, неся в себе не столько умственное, сколько духовное повреждение.

Возникает вопрос: как преодолеть игроманию? Вряд ли можно дать на это однозначный ответ. Конечно, ряд административных мер необходим, только кто их будет предлагать и проводить в жизнь, если сами депутаты Государственной Думы на заседаниях режутся в компьютерные игры на своих смартфонах? По-видимому, здесь нужны такие же комплексные меры, как и в преодолении алкогольной, наркологической и табакозависимости.

Для преодоления этого порока необходимы глубокие общественные перемены, прежде всего, на духовном уровне. Необходим отказ от сознания «здесь и сейчас», требуется воссоздание чувства перспективы – будущего и, шире, вечности, в которой каждый из нас ответит пред Богом за все, что мы сделали или не сделали в этой жизни. Необходимо возрождать «роскошь человеческого общения», говоря языком А. Сент-Экзюпери, отвлечь наше внимание от куска железа и суррогатных собеседников, за ним стоящих, и вернуться к живым людям. И прежде всего – к нашим детям. Большим грехом с нашей стороны становится желание от них отвязаться, включить компьютер или телевизор, чтобы они нам не надоедали, дали отдохнуть. В результате подобных мелких отказов и измен мы приходим к крупным провалам: мы становимся ненужными собственным детям. Поэтому, дорогие читатели, спешите за общением к реальным друзьям, а не к «компьютерным френдам», поспешайте к реальным делам, а не виртуальным подвигам! Дорогие родители, торопитесь общаться с вашими детьми, насыщайте их самым лучшим из ваших духовных богатств – родительской любовью – и сами насыщайтесь их теплом, добротой и доверчивостью. Старайтесь, чтобы им было с вами интересно, чтобы вы жили с ними единой жизнью. Только так мы можем избавиться от страшного зла ХХ–ХХI в. – игромании.

Галина Руденкова

26 апреля 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Эволюция супер-Марио Эволюция супер-Марио
Священник Сергий Бегиян
Эволюция супер-Марио Эволюция супер-Марио
Священник Сергий Бегиян
Современная компьютерная игра бесконечна. Это гениальное бизнес-решение. Но для геймера – это настоящее болото. Человек инстинктивно пытается достичь в игре все новых высот – и не может.
«Пиковая дама» как зеркало европейских катастроф «Пиковая дама» как зеркало европейских катастроф
Протодиакон Владимир Василик
«Пиковая дама» как зеркало европейских катастроф «Пиковая дама» как зеркало европейских катастроф
Протодиакон Владимир Василик
«Пиковая дама» – мистическое произведение, являющее суд поэта над европейским озлобленным умом и пониманием жизни как игры. И произведение это пророческое.
Контент Контент
Священник Димитрий Шишкин
Контент Контент
Священник Димитрий Шишкин
Для борьбы с негативным контентом, отравляющим души наших детей, ограничительно-запретительных мер мало, как и усиленного распространения в интернете положительной информации. Что еще прежде всего необходимо предпринять?
Комментарии
алексей иванов30 апреля 2018, 23:22
Родители, не покупайте детям смартфоны, приставки и компьютеры, вы сами же их губите. Не давайте сидеть им в интернете. РОДИТЕЛИ - вы сами губите своих детей и это ПРАВДА. Любить можно и без смартфонов и компьютеров, хоть и будут дети плакать и клянчить чтоб купили им, не сдавайтесь. Телевизор мало давайте смотреть. Родители молитесь за ваших детей.
Гость28 апреля 2018, 21:15
Описана проблема точно, а реальность еще хлеще. В школе целая проблема с играми на смартфоне на переменах, дома и пр. Есть мнение, что ничего глобально уже не остановить и это верно. Ребенку, на его восклицания о достижениях в игре поясняю, что ничего ты не достиг в реальности, лучше сосредоточиться на достижениях в учебе и спорте, просто помоги по дому, посуду помой и пр.
Павел З.27 апреля 2018, 08:55
Проблема в целом отлично очерчена. Насчет "рогов" и прочего - верно сказано, взять хотя бы популярную где-то лет 15-20 назад Heroes of Might and Magic или нашу стратегию "Троецарствие", в которые я сам много играл. В последней даже надо приносить жертвы Перуну или Велесу. И еще. Даже шахматы за компьютером могут привести человека к насилию. По себе знаю - однажды подрался на улице сразу после турнира за компьютером. Мог и в полицию угодить, человек, которому я врезал, был из полиции, хорошо, что не при исполнении. Суть в том, что в шахматы за компьютером очень просто играть в блиц, а он сильно взвинчивает игроков. Играй в него по 3 часа подряд - и агрессия возрастает в несколько раз.
Антоний27 апреля 2018, 00:38
Позволю себе ещё один комментарий по теме статьи. Мой опыт преподавательской работы показывает, что включение элементов компьютерных игр и виртуальной реальности в обучение студентов положительно сказывается на мотивации и успеваемости обучающихся. Действительно, гораздо интереснее в ходе лабораторных работ разрабатывать какой-нибудь простейший Pong или Arkanoid, чем просто писать программу с бессмысленно двигающимся по кругу квадратиком! Куда полезнее создавать простейшую сетевую игру, чем зазря пичкать регистры процессора никому не нужными битами. Обязательно учту это в дальнейшем при переработке рабочих программ. Азарт и заинтересованность в овладении знаниями и навыками - залог успеха!
Антоний27 апреля 2018, 00:16
Позади Великий пост с его неукоснительным воздержанием от любых увеселений и полным соблюдением трапезного устава; позади бесконечная, бессмысленная и беспощадная писанина рабочих программ и фондов оценочных средств к ним, нужных только чиновникам (спасибо тебе, Советская Родина-мать за то, что давала заниматься наукой, а не этой ерундой); позади 14 месяцев труда над НИР с привлечением студентов и заслуженное первое место на научно-технической конференции; позади заполнение кипы ведомостей успеваемости нового образца... Дела сделаны, настал потехи час - наконец удастся поиграть в долгожданную Subnautica! А завтра - снова за дело, пора писать учебное пособие. Но это завтра, а сейчас - игра!
Антоний26 апреля 2018, 18:16
Благодарю автора и редакцию за статью! Спасибо Тебе, Господи, за то, что дал мне шанс жить в эпоху компьютерных технологий! Для меня компьютерные игры стали первым шагом в мир программирования, ведь за ними (даже тогдашними, примитивными) стоят математика и физика. Во многом именно этот шаг определил мое будущее как человека, всю жизнь посвятившего науке и образованию. В старших классах я колебался между медициной (которую и по сей день люблю, с удовольствием читая статьи из профильных научных журналов) и математикой, выбрав, в итоге, второе. И по сей день я интересуюсь компьютерными играми, осознавая несомненную пользу многих их жанров: градостроительных стратегий, авиасимуляторов, квестов.
natalja26 апреля 2018, 15:46
Ну почему же такие статьи печатаются только на православных сайтах? Надо трубить во все трубы, ведь сколько молодых людей, детей погибают от этой бесовщины!


Георгий26 апреля 2018, 15:30
Автор, к сожалению, оперирует лозунгами, а не фактами. Где статистика? В каком проценте игр антихристианская символика? Сколько человек именно из-за игр взяли нож?

После таких статей испуганные мамы и бабушки гонят детей от компьютеров, пока они не плюнут и не пойдут играть к другу. Игры - один из видом современного досуга. Не нравится, предложите детям более интересные(для них!) занятия. Это кстати вполне возможно и нужно делать. Игра комп. не должна быть главным развлечением, но почему может быт одним из них, второстепенным. И это задача родителей. Кроме того можно же советовать хорошие игры.
тамара26 апреля 2018, 14:18
Так всё специально и делается ,чтобы из нас сделать просто безмозглых скотов-идиотов..Только родители и помощь государства,которое истинно заботится о своём будущем ,должны вместе решать эту проблему,а где надо и строго ограничивать и запрещать...Спаси и сохрани всех,Господи ,от этого страшного греха--игромании.Поменьше нам в жизни таких Германов..
Алексей26 апреля 2018, 08:39
Автором хорошо обозначена давняя проблема, но со стороны государственных лиц это безобразие уже узаконено: "Правила вида спорта "компьютерный спорт", утверждены приказом Минспорта России от 09.10.2017 г. № 881 и другие сопутствующие нормативные акты. Если их прочесть, то увидим, что теперь "стратегия в реальном времени, соревновательные головоломки, боевая арена, технический симулятор" стало официальным спортом, хоть и не включенным в олимпийскую программу. А подобные вещи и есть одна из разновидностей духовного ИГИЛ (запрещённая в России организация).
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×