Самара, 8 апреля 2008 г.
В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля, на 89-м году жизни скончался старейший клирик Самарской епархии митрофорный протоиерей Павел Алексахин, сообщает SFI.Ru. Он стоял во главе православной общины в селе Красные Ключи Самарской области — небольшой части когда-то мощного духовного движения, получившего в своем начале наименование «беседников» (от регулярных бесед на темы Священного Писания и христианской жизни).
Традиция «беседников» восходит к преподобному Серафиму Саровскому и насчитывает чуть менее 200 лет. Она представляет собой попытку осуществить в миру идеал монашеской жизни. Основа жизни самарских «беседников» — обновление христианской жизни путем трезвения, включая «трезвость ума» и послушания старцу. С конца ХIX века у них сложилась строгая преемственность старцев: каждый из них перед кончиной выбирал своего духовного наследника.
Отец Павел стал старцем в 1977 году, девятым в движении «беседников». Пережил гонения в советское время: на него писали доносы в КГБ за слишком большое усердие в церковной службе, яркие проповеди, ссылали в отдаленные приходы. В начале 90-х годов он легализовал общину, выведя ее из подполья после окончания гонений на церковь в СССР. Душевная простота и мудрые советы батюшки привлекали к нему не только местных жителей, но и людей из других мест.
За год до начала Великой Отечественной войны Павла Васильевича призвали на службу в армию, присвоили звание младшего сержанта. В боях под Полтавой тяжело раненый в голову, он в бессознательном состоянии попал в плен. Победа застала в германском городе Любеке, где наших военнопленных освободили англичане. Как учителя его одного из первых после проверки демобилизовали. Приехал на родину в Оренбуржье и продолжил учительствовать. Только на одном месте долго трудиться не приходилось. Как побывавшему в немецком плену власти не доверяли ему. То и дело сокращали, и приходилось ехать в очередную сельскую глухомань. Скитания по родной земле с ним делила жена Надежда, трудолюбивая и в работе ловкая.
Всего в школах Оренбургской области Павел Васильевич проработал больше 12-ти лет. Он очень любил свою учительскую работу, умел найти подход к каждому ребенку, с каждым найти общий язык, привлечь и заинтересовать детей, направить их в нужном правлении. Дети отвечали ему искренней любовью.
В городе Бузулук Оренбургской области проживал старец, Сергей Филиппович Космиров, до него дошли хорошие отзывы о Павле Алексахине, и он захотел встретиться с верующим молодым учителем.
Встреча эта состоялась и вылилась многолетнюю и тесную духовную связь со старцем Сергием, а позже старцем Степаном, она определила всю дальнейшую жизнь Павла Васильевича. По благословлению о. Сергия он поступает на учебу в Саратовскую духовную семинарию. По окончании второю курса 7 июля 1956 года, в праздник Рождества Иоанна Предтечи, Павел Алексахин был рукоположен в сан диакона, а на следующий день - в сан священника.
Некоторое время он служил в Покровском соборе Куйбышева, а затем был направлен в с. Заплавное. Отец Павел проявлял активную деятельность. За эго усердное служение по докладу бдительных органов и под предлогом повышения по службе его перевели настоятелем в с. Владимировку Хворостянского района Куйбышевской области, на бедный приход.
В выписке из архива КГБ написано: «В связи с особенно активной деятельностью священника Алексахина, назначенного в июле 1956 года в церковь с. Заплавное Борского района, посещение этой церкви и число обрядов в последнее время увеличилось, значительно поднялся доход церкви в сравнении с другими сельскими церквями.
Систематическое чтение проповедей в церкви было призывом к искоренению пьянства, хулиганства и прочее. Безотказным совершением обрядов в домах верующих и, как молодой служитель культа с хорошим голосом, Алексахин в короткий срок привлек к себе внимание верующих.
Член КПСС, учительница тов. Гребенникова говорит:
- При Алексахине увеличилось число обрядов и число прихожан церкви. До Алексахина говорили, что церковники пьянствуют, грабят и прочее, а при нем прекратились такие разговоры.
Счетовод сельсовета тов. Сундеев говорит:
- При Алексахине внимание верующих к церкви усилилось. Старухи говорят, что таких верующих попов еще не было в церкви с. Заплавное.
За короткий срок он приобрел среди верующих значительную популярность. Его разъезды по сёлам района с требами ещё больше активизировали верующих.
Зав. семилетней школой Пантелеева заявила, что с Алексахиным трудно разговаривать, т.к. у него очень сильно подвешен язык.
В результате такой деятельности Алексахина и организованного им актива увеличилось посещение церкви, количество обрядов, стала ходить а церковь молодежь. Не случайно, в 1957 году венчалось в церкви 8 комсомольцев. Даже коммунист Лисенко, 45 лет, кузнец Борской МТС, венчался в церкви и сын комбайнера Телегин, окончивший среднюю школу, поступил в Саратовскую духовную семинарию».
Отец Павел два года служил в Кинель-Черкассах, а в июле 1962 года его перевели в село Красные Ключи, где он неустанно заботился о делах церковного прихода и села, ставшего ему родным, о своих многочисленных духовных чадах. О. Павел до преклонных лет присутствовал практически на всех церковных богослужениях, пел в церковном хоре, им же организованном. За время службы прочитывал свои поминания о здравии и о упокоении, которые включают более 6000 имен (эти поминания прочитывались ежедневно также дома утром, вечером и ночью). В конце службы он обязательно выходил с хором на молебен или акафист. После службы о. Павел принимал по разным вопросам людей, каждого внимательно выслушивал, обстоятельно отвечал. Такие беседы затягивались часто до 11 часов вечера.
Отец Павел Алексахин, несмотря на свой преклонный возраст, руководил многочисленной общиной беседников. Он ещё в начале 90-х вывел своих единомышленников из полуподпольного состояния, в котором община беседников пребывала практически в течение всего ХХ века, и утвердил новое положение православных беседников в обществе и Церкви.
Сегодня, благодаря подвижнической и активной проповеднической деятельности о. Павла Алексахина, последователи беседников имеются в Самаре, селениях Красноярского, Похвистневского и других районов области, а также во многих городах не только России, но и бывших республик Советского Союза. Строгих исполнителей этого аскетического направления несколько сотен человек.
С 1992 по 1998 год протоиерей Павел Алексахин издал большим тиражом восемь ранее написанных им небольших книг - жития святых старцев. Он также помог изданию еще шести таких же книжечек своей послушницы и помощницы - псаломщицы Анны Маклаковой. За свою литературную деятельность они оба были приняты в творческий Союз профессиональных литераторов России. Издательско-просветительская деятельность на приходе с. Красные Ключи не прекращается и в настоящее время - издаются детские книги, духовные песнопения, житие и чудеса местночтимого святого - праведного Петра Чагринского.
Как сторонник и проповедник безусловной трезвости о. Павел избирался делегатом всероссийского форума Общества трезвости, и на всероссийском уровне стал известен своей яркой проповедью против пьянства.
Первому из священнослужителей Самарской епархии отцу Павлу Алексахину летом 1999 года было присвоено редкое мирское отличие – он стал первым Почетным гражданином своего Похвистневскою района.
Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, в ходе празднования в 1997 году 100-летнего юбилея Красноключевского храма, от имени Патриарха Алексия II наградил сельского священника митрой. А когда в селе районе отмечали 80-летие своего первого Почетного гражданина, архиепископ Сергий отметил о. Павла другой высокой и почетной наградой - апостольским посохом. В этот же день ценный подарок о. Павел получил и от главного светского должного лица губернии - губернатора Константина Титова. В 2002 году за 40-летнее служение на приходе с. Красные Ключи митрофорный протоиерей Павел Алексахин был награжден орденом святого преподобного Сергия Радонежского.