Православный календарьПравославный календарь
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».

Протоиерей Максим Козлов: «Сочиняю проповеди в пробках». Часть 1

Источник: Татьянин День

Как грамотно организовать свой time management студенту, чтобы все успевать? Об этом мы поговорили с протоиереем Максимом Козловым, человеком, который не только все время работает с молодыми людьми, но и сам успешно совмещает множество занятий.

Протоиерей Максим Козлов как настоятель домового храма св. мч. Татианы – человек занятой: богослужения, прием посетителей, преподавание в школе духовного пения, ответы на вопросы посетителей сайта в рубрике «Вопросы настоятеля» и безусловно масса хозяйственных попечений по храму, потому что, как ни крути, домовый храм при МГУ, как и любой другой большой храм – это еще и большой хозяйство. Кроме того о.Максим – профессор Московской духовной академии, заместитель председателя Учебного комитета Русской православной Церкви. Кроме того – отец четырех дочерей и дедушка двоих внуков. Частый гость в радио– и телепередачах, автор книг, церковных бестселлеров: «400 вопросов о Вере и Церкви», «Последняя крепость», «Клир и мир».

«Сочиняю проповеди в пробках»

– Отче, вы действительно успеваете все это совмещать? И без каких-либо утрат?

– С одной стороны, утраты, конечно, имеют место. Потому что, скажем, научно-богословской деятельностью в результате в жизни я занимался и занимаюсь меньше, чем просит душа. Где-то храм страдает от преподавания или учебных и административных нагрузок. Где-то, напротив, мои студенты страдают из-за моей занятости по храмовым делам. Но, с другой стороны, скажи мне: «Откажись от чего-то своей волей, выбирай, от чего будешь отказываться, делай что-нибудь одно», то, пожалуй, и ни от чего бы не стал отказываться. Не только по принятии воли Божией – Господь дает, и отказываться грешно, и послушания нужно нести, пока силы есть, – но и потому что есть некоторое внутреннее ощущение некоторой, если угодно, взаимополезности для человека множественных трудов и послушаний. Учебные труды помогают мне не коснеть в приходских буднях. Семейные обязанности – не засыхать по отношению к студентам. Так одно с другим все время бывает связано. Так наиболее вразумительные тексты пишутся на коленке. Теперь уже не на страничке пером, а двумя пальцами на КПК в машине.

– Но вы же ее и ведете?!

– Да, но печатаю я в пробках! (Улыбается.) В пробках-то автомобиль вести не сложно. Главное не нервничать. Молитвенники молятся, а глупые думают. Вот я не молитвенник, поэтому все время что-то обдумываю, пишу. Благодаря постоянным московским пробкам у меня есть очень хорошая возможность подумать. Раньше я так собирался с мыслями в электричках до Сергиевого Посада.

– Так и к проповедям для своих прихожан можно подготовиться?

– Да, я не сторонник проповедей экспромтом, кроме особенных случаев. Конечно, в жизни каждого человека бывает минуты вдохновения, ощущения того, что вот сейчас тебе Господь что-то положил на сердце. Но это бывает в основном у простых людей. А у таких, как я, – редко, в совершенно каких-то особенных случаях. И одно дело – вдохновение, а другое дело – лень. Вдохновение – это дар Божий, а лень – это грех человеческий. Если мы будем позволять себе не готовиться к проповедям – ну вот Господь что-нибудь на душу положит, а мы что-нибудь наболтаем, – или эксплуатировать собственные прежние сказанные слова, воспоминания, то это получится халтура, то есть грех. По отношению к людям, стоящим в храме, это будет недолжно.

– Что дает вам внутреннюю силу с достоинством исполнять все взятые на себя обязательства?

– Сто тысяч раз благодарю избранную некогда по благословению духовника и по личному желанию кафедру классической филологии. Это была жесткая, а порой и жестокая школа на выживание. Кто-то тонул или переплывал в более спокойные отделения, где подобного экстрима не было. Но те, кто выживал на нашей кафедре, научались тому, как можно жить по большей части работая, с небольшими перерывами на сон и еще более редким досугом для себя самого. Так что кафедре нашей респект и вечная благодарность.

Время молитвы

– Для православных студентов, как, впрочем, и для всех людей, очень важна молитва. Здесь можно выделить две тенденции. Кто-то строго, каждый день читает утреннее и вечернее правило и считает, что на этом его ежедневная норма общения с Богом выполнена и дальше можно спокойно заниматься учебно-рабочими делами. А для кого-то гораздо важнее в течение дня постоянно молиться Богу, не забывая Его в суете необходимых попечений, так, что если он и не успеет прочитать положенные молитвы, то для него это будет небольшая потеря. А чего придерживаетесь вы в своей молитвенной практике?

– Я считаю, что святые отцы и учителя Церкви знали, когда устанавливали для нас какие-то нормы молитвенного делания, которые, хоть и в сокращении, но все же сохранились. И для человека обычного, не монаха, не клирика, утренние и вечерние молитвы должны оставаться тем последним рубежом, ниже которого его молитвенная жизнь не должна опускаться. Зачем же это противопоставлять молитвам в течение дня? Хочется тебе молиться в течение дня – молись! Можешь Бога своими делами благодарить – благодари, можешь жить так, что человеки, смотрящие на твои глаза, будут освещаться светом Христовым, – живи!

– Как быть, если студенту хронически не хватает времени на чтение установленных молитв?

– Здесь мы должны быть честными. Бывают в жизни такие интервалы столь интенсивного существования, когда не остается 15 минут ни утром, ни вечером на сосредоточенную молитву. Но, прежде чем решить, что у меня такой интервал, нужно спросить себя откровенно: не ушло ли у меня полчаса на смотрение новостей по телевизору; не ушло ли у меня 40 минут на разговор по мобильному телефону, не связанный с сегодняшними актуальностями; сколько времени я провел сегодня за ужином, с пирожками и пирожными, которые сопровождали мою вечернюю еду? И так далее. Если на все эти вопросы мы ответим отрицательно: телевизор не смотрел, по телефону не болтал, пирожков с пирожными не переедал, лежа на диване, в потолок не плевал, пребывая в бесстрастном бездействии, то, безусловно, можно сказать: «Я, руководствуясь словом преподобного Серафима, находясь в крайнем изнеможении, подобно монахиням, которые по 16 часов в сутки трудились тяжелым физическим трудом и для которых он и дал свое сокращенное правило, его прочитаю и с миром на ложе свое улягусь или, наоборот, восставшее от него, быстренько побегу учиться». Это первое. А второе: если читаешь молитву короче, очень важно, чтобы не получилось, что читаешь ее еще и хуже. Часто человек, читающий сокращенное правило, внутренне махнул рукой на то, что это вообще молитва: «Ну да вот, я сегодня полного читать не буду, прочитаю «Отче наш», «Богородице, Дево…» и еще чего-нибудь и скорее спать пойду». Если ты вместо 20 минут молишься три, то сосредоточься, соберись на эти три минуты так, чтобы это было предстоянием пред Богом, а не скороговоркой текстов и «на тебе, Боже, что мне негоже», с мыслями, что спать хочется или, еще лучше, чаю попить. От чая-то нельзя отказаться перед сном, а? Чая-то хочется… Или там передача Гордона какая интересная начинается, отец Андрей Кураев выступать будет – это же интресно, это мне как христианину нужно!

Время сна

– В одной из вечерних молитв упоминается грех – безгодный сон, то есть пересыпание без надобности. У студентов же, в основном, противоположное – постоянные недосыпания из-за огромного количества домашних заданий и прочего. Очень много молодых людей спят всего по 4 – 6 часов вместо положенных восьми, что вредно для здоровья. Недосыпание – такой же грех, как и пересыпание, или нет?

– Спать выше меры и правда не стоит. Потому что от этого рождаются, как говорит опыт, всякие страсти. Особенно у молодого человека. Это блудные страсти. Да еще и леность развивается, когда человек слишком много спит. Причем количество часов – не самое главное, это зависит от индивидуальной физиологии человека. Важнее просто не валяться в кровати, не устраивать из нее место, где мы едим, где мы нежимся, да так долго, что не хватает времени уже ни умыться, ни помолиться, ни к первой паре не опоздать. Но и регулярно недосыпать своевольным образом тоже не нужно. Прямо скажем: я мало знаю студентов, не досыпающих от усердия к учебе. Вот от тяги к сочетанию несовместимого – успешной учебы с обилием развлечений – бывает. Значит, надо понимать, где сэкономить.

Беседовала Елена Ханян

Продолжение

Источник: Татьянин День

23 октября 2008 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×