Отрок Вильгельм Нориджский |
Большая часть остальных почитаемых католиками святых, которых можно считать «чисто католическими святыми», жили между 1054 и 1200 годами. Лишь около 5% святых, признаваемых Католической Церковью, жили после 1200 года. Разгадка вполне очевидна: после 1054 года источник святости, то есть приобщения Духу Святому, стал вне Православной Церкви быстро иссякать. Ибо, по утверждению нового католического учения, Святой Дух теперь стал как бы «зависим» от Римского папы. Согласно этой идеологии, Святой Дух исходит не прямо от Бога, а, ввиду физического отсутствия на Земле Сына Божия, от Римского епископа – якобы поставленного Самим Богом Его «наместником».
С тех пор святость в Западной Европе в значительной мере стала означать близость к Римским папам, которые полностью взяли на себя канонизацию святых, не давая участвовать в этом процессе ни Церквям тех или иных стран, ни епископам, ни епархиям. Это «подавление действия Святого Духа» становится еще более очевидным, когда мы исследуем жития чисто католических «святых», многие из которых впоследствии были отвергнуты как мошенники самой Католической Церковью.
Характерные примеры того, каких «святых» почитала Католическая Церковь, можно найти на Британских островах, где вскоре после введения католицизма уже имело место основанное на ксенофобии и имевшее политические мотивы «прославление». Как, например, питавшееся антисемитизмом неофициальное почитание нескольких детей из процветающих восточных графств Англии, предположительно убитых евреями: Вильгельма Нориджского (1132–1144; католики почитали днем его памяти 26 марта), Роберта из Бери-Сент-Эдмундса (1171–1181; его почитали 25 марта), Гарольда Глостерского († 1168; день памяти в Католической Церкви 25 марта) и Гуго Линкольнского (1246–1255; его неофициально почитали 27 июля). Или же неофициальное и основанное на ксенофобии почитание двух других «святых», на этот раз убитых французскими пиратами на южных берегах Англии, – это Симон Этерфилдский, который, вероятно, был отшельником (хотя, согласно другим источникам, он был просто убит своей женой), замученным на острове Уайт в 1211 году (ныне местечко Этерфилд-Фарм на острове Уайт; его местно почитали 21 марта), и монах Томас Хейлсский, подвизавшийся в монастыре святого Мартина в Дувре, графство Кент, и убитый в 1295 году (его местное почитание – 2 августа).
Святые островов
Статуя Томаса Мора в Лондоне |
В I тысячелетии, известном как «эпоха святых», когда единственной формой христианства на Британских островах было православное христианство, в этих землях просияло громадное число угодников. В одной только Англии, не считая многочисленных святых в кельтском Корнуолле и мучеников первых веков, за более чем четыре с половиной столетия (от прихода святого Августина в 597 году и до норманнского завоевания) просияло не менее 300 святых.
В кельтских землях, то есть в Ирландии, Уэльсе, Корнуолле, Шотландии и на ряде островов, таких как Гебриды, острова Скай, Мэн, Гернси, Джерси и многие другие, огромную роль в установлении православного христианства сыграло египетское монашество. В этих землях каждые город и деревня имели своего местного небесного покровителя, и примерно за 650 лет там просияли тысячи угодников, известных как «Фиваида святых».
Во II же тысячелетии, в начале которого Британские острова пали жертвой новоизобретенной католической идеологии через профинансированное Римским папой норманнское завоевание, почитаемых «святых» было ничтожно мало. К этим святым можно отнести и 40 католических мучеников, казненных протестантами в XVI и XVII веках, самым известным из которых, пожалуй, является государственный деятель и писатель-гуманист Томас Мор (1478–1535; память в Католической Церкви 22 июня, канонизирован в 1935 году). Эти мученики были канонизированы Римским папой недавно – в 1970 году.
Но даже если мы возьмем в расчет этих святых, то все равно общее число католических «святых», появившихся за II тысячелетие, по численности не превышает 2% от общего числа святых, просиявших в этих землях за последние 650 лет I тысячелетия. Хотя те 40 католиков искренне и порой даже очень трагически пожертвовали жизнью ради своей веры, но они это сделали, исповедуя католическую веру, и никто из них не умер за православную веру Христову.
Не следует также забывать, что не только 300 католиков стали жертвами протестантов и умерли по приказу протестантского правительства, но и примерно столько же протестантов стали жертвами католиков, умерших по приказу католического правительства, особенно при королеве Марии I Тюдор (1553–1558), известной как «Мария Кровавая». Мы видим, что, как протестанты убивали католиков, так и католики убивали протестантов. Иными словами, мы имеем здесь дело с политикой, а не с мученичеством в православном его понимании.
Поразительно то, что, начиная с XVII века, на Британских островах мы видим только одного католического святого – прославленного совсем недавно кардинала Джона Генри Ньюмена (1801–1890; память в Католической Церкви 9 октября) – католического (а сначала англиканского) философа и богослова. Если мы не примем во внимание Ньюмена и тех 40 католических мучеников, поскольку они пострадали по политическим причинам, то окажется, что за все II тысячелетие на этих островах было явлено всего около 40 католических «святых», то есть менее 1% от числа угодников, просиявших здесь за 600 лет I тысячелетия. Итак, в каждой из четырех стран на наших островах явилось следующее количество католических «святых»:
Уэльс – 0,
Ирландия – 3,
Шотландия – 7,
Англия – 33.
Таким образом, если мы не зачтем нескольких валлийцев среди католических мучеников, пострадавших во время протестантской реформации, то получится, что бедный Уэльс не породил ни одного католического святого! А если мы проверим, кто такие эти оставшиеся примерно 40 католических «святых» (не мучеников) и кем они были по национальности, то придем к еще более важным выводам.
Ирландия
В I тысячелетии в Ирландии просияли тысячи православных святых, особенно между 450 и 850 годами, до набегов викингов, и большинство из них почитались местно. Католическая же Церковь в Ирландии породила всего трех «святых», причем все они жили в XII веке: это епископы Кельсий, Малахия и Христиан.
Первый из этих «святых» – Кельсий (также Кельс, Келлах), архиепископ Армаский (с 1105 по 1129 год, память в Католической Церкви 7 апреля). Избранный архиепископом «по наследству» еще в очень молодом возрасте и будучи мирянином, Кельсий известен нам в основном из жития Малахии как реформатор. Он разъезжал по всей Ирландии, собирая налоги и утверждая главенство Армы в Ирландской Церкви. Кельсий распространял новые папские реформы, реорганизовывал епархии, а на собранные им налоги перестроил свой главный кафедральный собор в новом стиле. В 1111 году он возглавил церковный Собор в Рат-Бресайле, решения которого тогда были многими восприняты негативно. Этот архиепископ пытался сделать Ирландскую Церковь похожей на Церковь Западной Европы того периода, уничтожая старые православные кельтские традиции и древние православные литургические практики.
Малахия, архиепископ Армаский (ок. 1094 – 1148; память в Католической Церкви 3 ноября), был ирландским церковным деятелем, уничтожившим старое благочестие и святость «острова святых», как традиционно называли Ирландию; он «реформировал» ее Церковь и ввел новое еретическое учение папы Григория VII Гильдебранда. Согласно этому новому революционному учению, папа Римский вместо Христа становится во главе Церкви, а Святой Дух действует на Земле через наместников Христа, то есть Римских пап. Малахия изменил православную литургию кельтов и с 1121 года систематически вводил в стране римо-католичество, тогда известное как «григорианская реформа». Примечательно, что позднее он уехал в Рим, чтобы и дальше обучаться этой ереси, а закончил свои дни в монастыре Клерво, что в нынешней Франции, где подвизался вместе с еще одним «святым» католическим церковным деятелем – Бернардом Клервоским.
Третий из названных нами ирландских католических «святых» – Христиан, епископ Лисморский († 1186; память в Католической Церкви совершается 18 марта), был учеником Малахии, папским легатом и тоже тесно связан с проповедником пропитанных кровью крестоносцев – Бернардом Клервоским. Таким образом, все трое (а Малахия и Христиан были, к тому же, обучены за границей) принимали активное участие в уничтожении православного наследия Ирландии. На самом деле «святость» их сводится к их административным способностям, благодаря которым они ввели в стране римо-католичество. Конечно, они ни коим образом не могут почитаться как святые в православном смысле этого слова.
Шотландия
Католическая церковь Маргариты Шотландской в Данфермлине, графство Файф |
Хотя Маргарита была англичанкой по происхождению, но воспитывалась и обучалась за границей, и ей было всего 8 лет, когда произошла великая схизма. Маргарита «реформировала» Церковь в Шотландии, учредила на острове Айона с его многовековым православным наследием новый римско-католический монастырь; она была канонизирована Римским папой в 1249 году. Ее сын, Давид Шотландский (ок. 1085 – 1153; память в Католической Церкви 24 мая), тоже почитаемый Католической Церковью святой, продолжил политику своей матери по насаждению папизма в стране. Хотя сам Давид был благочестив, но он ввел в Шотландии новую норманнскую феодальную систему, отказавшись от укоренившейся до этого здесь исконно кельтской системы общинного (родового) землевладения.
Маргарита Шотландская (изображение в часовне св. Маргариты в Эдинбурге) |
Теперь упомянем трех «святых», которые действительно были по происхождению своему шотландцами. Первый из них – Вильгельм Пертский († 1201; память в Католической Церкви 23 мая). Вильгельм, благочестивый рыбак, заботившийся о бедных, после паломничества на Святую Землю был убит в Рочестере в Англии, где его местно почитали. Далее назовем Адама, епископа в Кейтнесс († 1222; его неофициально почитали 15 сентября). Он по чисто политическим соображениям вдвое увеличил десятину, за что и был убит своей разгневанной паствой. Адама никогда официально не почитали даже в Католической Церкви, жестоко относившейся к убийцам и их семьям. После Адама был Гильберт, епископ Кейтнесса († 1245; память в Католической Церкви 1 апреля). Сын феодального лорда, Гильберт был знаменит, прежде всего, как администратор, что вряд ли может служить критерием святости.
Англия
33 английских католических святых, а точнее – католических святых, либо живших в разных частях Англии, либо бывших англичанами по происхождению, можно разделить на несколько категорий:
– те, кто не далеко ушли от православного благочестия,
– норманнские администраторы и законники,
– «мистики».
Те, кто не далеко ушли от православного благочестия
Валдеф Нортгемптонский (статуя в Кроулендском аббатстве, где он был захоронен) |
Сразу после великой схизмы жил и католический святой Эскил († ок. 1080; память в Католической Церкви 12 июня), английский или англо-датский епископ-миссионер, трудившийся в Швеции. Родственник апостола Швеции святого Сигфрида[1], Эскил, как и он, был замучен в Швеции язычниками.
К другим замечательным фигурам, в значительной мере сохранившим, как нам кажется, дух святости и единства древней Англии, относится и Генрих с острова Кокет († 1127; память в Католической Церкви 16 января). Он родился в Дании, а подвижническую жизнь вел в Англии на острове Кокет близ Тайнмута – этот остров был связан со святым Кутбертом Линдисфарнским († 687; память 20 марта / 2 апреля). Как и великий святой Кутберт, Генрих вел на этом острове отшельническую жизнь и всем приходившим к нему давал наставления в духовной жизни.
Вулфрик из Хейзелбери[2] в Сомерсете (ок. 1080 – 1154; неофициальный день памяти – 20 февраля) тоже был подвижником и пустынником, знаменитым своим даром прозорливости, подобно Генриху и Годрику. Христина[3] из Маркьята (ок. 1097 – ок. 1161; память в Католической Церкви 5 декабря), чудом спасшись от норманнского епископа Ральфа Фламбарда, пытавшегося ее соблазнить, избрала пустынножительство недалеко от Сент-Олбанса, графство Хартфордшир. Подвижница, как и другие, славилась даром прозорливости, и многие верующие стекались к ней за духовным советом.
Изображение св. Эскила в одной из церквей Швеции |
Норманнские администраторы и законники
Из них первым упомянем полунорманна Эдуарда Исповедника (1003–1066; память в Католической Церкви 13 октября), короля Англии. Еще до 1066 года он пригласил в Англию норманнов для строительства первых норманнских замков – нанял их для строительства Вестминстерского аббатства, в котором его останки пребывают по сей день и почитаются католиками как святые мощи. Эдуард был канонизирован в 1161 году по политическим причинам, когда норманнские правители решили, что он может стать подходящим символом тогда уже норманизированной Англии. Хотя для многих английских патриотов он скорее не святой, а изменник, легко предложивший свою страну нормандскому герцогу полуварвару Вильгельму, бастарду, и тем самым ускоривший завоевание и оккупацию Англии, продолжающуюся до настоящего времени.
Вульфстан Вустерский (витраж) |
Еретик Ансельм (1033–1109, память в Католической Церкви 21 апреля), итальянец по происхождению, был поставлен норманнами архиепископом Кентерберийским. Он, прежде всего, известен как философ и «отец схоластики». В частности, он написал «Книгу об исхождении Святого Духа, против греков» в защиту ереси filioque. Ансельм насильно насаждал священнический целибат в Английской Церкви и старался взять под свой контроль Церкви в Уэльсе, Ирландии и Шотландии. Возможно, Ансельм был канонизирован в 1165 году.
Норманнский аристократ Осмунд († 1099; память в Католической Церкви 4 декабря), епископ Солсберийский, был типичным норманном-бюрократом. Он, в частности, является основоположником так называемого Сарумского литургического обряда, пользовавшегося в Англии большой популярностью. Осмунда канонизировали по чисто политическим мотивам лишь в 1456 году.
Остров Кокет |
Генрих Финский († 1156; память в Католической Церкви 19 января) – английский миссионер, уехавший в Финляндию и крестивший финнов в римо-католичество после их поражения от шведов. Генрих был убит одним финном, которого крестил. Прославление этого миссионера тоже многими виделось чисто политической акцией. На протяжении веков Генрих был покровителем собора в городе Турку.
Томас (также Фома) Беккет, архиепископ Кентерберийский (1118–1170; память в Католической Церкви 29 декабря), является, пожалуй, самым известным английским католическим святым. Родом из состоятельной норманнской семьи, Беккет обучался в Италии и Франции. Поскольку Беккет был блестящим светским организатором, король Генрих II назначил его и архиепископом Кентерберийским. Но здесь Беккет проявил свои упрямство и бестактность, пытаясь вмешиваться и в государственные дела, что было частью католической идеологии. За это он на шесть лет был выслан во Францию. Однако архиепископ и позднее продолжал вмешиваться в английскую политику, за что по повелению короля был убит прямо в Кентерберийском соборе.
Гуго, епископ Линкольнский (ок. 1140 – 1200, память в Католической Церкви 16 ноября), был по происхождению француз; он приехал в Англию, когда ему было 35 лет. Он был ученым человеком и отличным организатором, знаменитым тем, что всегда стоял за справедливость. Гуго был прославлен в 1220 году.
Эдмунд Рич из Абингдона, архиепископ Кентерберийский (1175–1240; память в Католической Церкви 16 ноября), был сыном богатого торговца. Учился в Оксфорде и Париже. Настоящий «пионер схоластики», Эдмунд, будучи архиепископом, показал себя превосходным администратором и писателем. Он умер во Франции и был причислен к святым Католической Церкви в 1246 году.
Ричард, епископ Чичестера в Западном Сассексе (1197–1253; память в Католической Церкви 3 апреля), обучался в Оксфорде, Париже, Болонье и Орлеане. Ученик Эдмунда Кентерберийского, Ричард был знатоком канонического права и отличным администратором, пытался насаждать священнический целибат и проповедовал крестовые походы. Этот академик был канонизирован в 1262 году.
Наконец, назовем и Томаса Кантелупа, епископа Херефордского (1218–1282, память в Католической Церкви 2 октября). Он происходил из влиятельной норманнской семьи, учился в Париже и Оксфорде, стал энергичным администратором. Устав от постоянных судебных тяжб, Томас скончался в 1282 году; был канонизирован в 1320 году. Его останки до сих пор пребывают в раке собора города Херефорд.
«Мистики»
Иулиания Нориджская |
Одним из самых популярных орденов того времени был орден цистерцианцев. Многие из этих людей были вполне искренними в своих духовных исканиях, но все же далеки от подлинной духовности; по своим устремлениям они оказываются близкими к протестантам. Их даже можно назвать «первыми харизматами». Они практиковали личное эмоциональное переживание, которое возбуждает воображение (фантазию), что приводило к различного рода «видениям», культивировали самоэкзальтацию, в основе которой – движения психики, а не духовный опыт. Это веяние особенно распространилось во Фландрии и Италии (Франциск Ассизский и другие).
Отдельные представители этой школы, такие как Ричард Ролл из Хэмпола в графстве Саут-Йоркшир (ок. 1290 – 1349; обучался в Оксфорде, отказался от схоластических споров и решил жить в простоте и изучать Священное Писание; духовный писатель, переводчик Библии и отшельник; день памяти в Церкви Англии – 20 января) или Юлиания Нориджская из Норфолка (1342 – после 1416; почитаемая многими ее современниками отшельница и мистик, знаменитая духовная писательница, покровительница прихода в Норидже; ее неофициальный день памяти – 13 мая), официально так и не были канонизированы, однако некоторые были признаны святыми Католической Церкви.
К ним относится, например, Стефан Хардинг († 1134; память в Католической Церкви 17 апреля). Он был уроженцем юго-западной Англии, но большую часть жизни прожил цистерцианским монахом во Франции. Стефан стал третьим настоятелем цистерцианского монастыря в Сито и проявил себя как превосходный администратор. Прославлен в 1623 году. Его также почитают в Венгрии.
Гильберт Семпрингхэмский из Линкольншира (1083–1189; память в Католической Церкви 4 февраля) был сыном норманнского рыцаря и тоже тесно связан с цистерцианцами. Гильберт учредил в Англии свой собственный монашеский орден, названный в его честь гильбертинским (единственный английский католический монашеский орден), и основал 13 монастырей. Был канонизирован в 1202 году.
Роберт Ньюминстерский (ок. 1100 – 1159, память в Католической Церкви 7 июня) из Нортумберленда тоже был настоятелем местного цистерцианского монастыря, находившегося в нынешнем городе Морпет. Он обучался в Париже, затем вернулся в Англию и прославился своими мистическими видениями. Его почитание было местным.
Валдеф из Мелроуза шотландского округа Скоттиш-Бордерс (также Валтеоф; ок. 1100 – 1160; память в Католической Церкви 3 августа) родился в аристократической семье и был воспитан при шотландском королевском дворе. Он тоже служил цистерцианским аббатом. Про Валдефа говорили, что он имел евхаристические видения, был простым, скромным и добрым человеком. Официально не канонизирован.
Айлред из монастыря Риво графства Норт-Йоркшир (1110 – 1167; память в Католической Церкви 12 января) был, возможно, самым известным английским цистерцианцем. В молодости он, как и Валдеф, жил при королевском дворе Шотландии, а затем стал аббатом монастыря Риво на севере Англии. Айлред знаменит на всю страну как историк, писатель и проповедник (ему, в частности, принадлежит одна из версий жития святителя Ниниана – одного из величайших проповедников православной веры в Шотландии в начале V века). Айлред был большим гуманистом; как и Валдеф, он официально не канонизирован.
Изображение Джона из Бридлингтона в церкви всех святых в Твинге |
Симон Сток († 1245?; память в Католической Церкви 16 мая) был одним из первых приоров ордена кармелитов в Англии. Его также связывают с Оксфордом и Кембриджем. Симон преставился в Бордо во Франции. Он не был официально канонизирован, но его почитание подтверждено в 1564 году. Сегодня Симона Стока особенно почитают в деревне Эйлсбери графства Кент, где, возможно, хранится часть его мощей, почитаемых католиками. Джон (Иоанн) Бридлингтонский (ок. 1320 – 1379; память в Католической Церкви 21 октября) обучался в Оксфорде, а позднее был строгим, но милосердным приором своего монастыря в Бридлингтоне графства Восточный Райдинг Йоркшира. Ему приписывали совершение многих чудес. Причислен к лику святых Католической Церкви в 1401 году. Джона также почитают на его родине в деревне Твинг графства Восточный Райдинг Йоркшира.
***
Вне Церкви нет святости, потому что Церковь есть Тело Христово, в ней действует Дух Святой, Который исходит от Бога-Отца. Без Церкви нет и Святого Духа – источника святости, поэтому вне ее невозможно обрести дух внутренней святости. Однако там можно увидеть много человеческих добродетелей, хотя эти добродетели появляются от чисто внешнего «подражания Христу», что так любимо римо-католичеством. Таким образом, за пределами Церкви Христовой можно найти примеры разной степени благочестия, искренности и праведности.
Тем не менее, как можно понять из приведенных выше примеров, в средние века на Западе было очень мало святых. Некоторые из них не были признаны святыми даже Католической Церковью, а некоторые впоследствии были этой Церковью отвергнуты. Другие же никак не могут быть признаны святыми в православном смысле этого слова. Но есть небольшая группа святых, живших, в основном, вскоре после раскола, сумевших сохранить свои православные корни и являющихся интересными примерами благочестия и праведности. Отметим, что эти святые жили не благодаря, а, скорее, вопреки официальной «церкви», которая, если уж на то пошло, старалась их подавить.
Нам остается только дивиться, какими великими фигурами они могли бы стать, если бы остались в единстве со святой Церковью. Из таких святых мы бы отметили Валдефа († 1076), Эскила († ок. 1080), Генриха с острова Кокет († 1127), Вулфрика из Хейзелбери (ок. 1080 –1154), Христину из Маркьята (ок. 1097 – ок. 1161) и Годрика Финчейлского (ок. 1065/1069 –1170), умершего более чем через 100 лет после норманнского завоевания. После них, как нам думается, живой источник православной святости иссяк. Таков был плод новой идеологии того времени, отрезавшей народ от Церкви Божией.
Вере латинской (католической) не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, Причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.
Берегитесь, чада, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной вере, ибо нет иной веры лучшей, чем наша чистая и святая вера Православная.
Живя в этой вере, не только избавишься от грехов и вечной муки, но и станешь причастником вечной жизни и без конца будешь радоваться со святыми. А живущие в иной вере – в католической или мусульманской, или армянской – не увидят жизни вечной.
Завещание преподобного Феодосия Киево-Печерского написано в XI веке Киевскому великому князю Изяславу как главе православного Киевского государства, а в лице его и всем русским людям, объединенным в то время Киевской Русью.:
Чадо, если тебе нужно будет даже умереть за святую свою веру, с дерзновением иди на смерть. Так и святые умирали за веру, а ныне живут во Христе.
Если скажет тебе кто из противящихся: "Ваша вера и наша вера от Бога", то ты, чадо, ответь так: "Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным? Не слышишь ли ты, развращенный от злой веры, как говорит Писание: "Един Бог, едина вера, едино Крещение" (Еф. 4:5). Не слышишь ли апостола Павла, глаголющего: "Аще ангел, пришед с небесе, благовестит вам, не якоже мы благовестихом, да будет анафема" (Гал. 1:8).
Вы же (латиняне), отринувшие проповеданье апостольское и святых отец, восприняли неправую и развращенную веру, полную погибели. Поэтому и отвергнуты вы нами. Поэтому не подобает нам с вами служить и к Божественным Тайнам вместе приступать, ни вам к нашим, ни нам к вашим, потому что вы мертвы и мертвую жертву приносите, а мы живому Богу чистую, непорочную, чтобы жизнь вечную наследовать.
Тако бо написано: "Воздастся комуждо по делом его".
О Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава. Аминь.
Христос сказал: "Царство Мое не от мира сего"(Иоан.18,36).
К Небесному Царству стремиться надо, а не к земному. В этом и отличие. Не надо менять первородство на чечевичную похлебку.
Да и какая сейчас реальноая власть у католиков? Один смех. Реально правят миром несколько корпораций, их виличество доллар. Кто претендует на главенство в служении доллару подобен евангельскому богачу или Иуде.
А сколько святых дал католицизм миру в ХХ-м веке? И сколько Православие? Христианство там, где дышит Дух Святой. И по этой причине священномученник Илирион (Троицкий) даже не признавал католиков за христиан. И свою святость он доказал исповедничеством и мученнической кончиной. А чем доказали католики? Говорить можно все, что угодно, но лишь по плодам узнается ложь и Истина.
Автор ловко списал всех католических мучеников, пострадавших от рук протестанто, те мол тоже от католиков пострадаи.Исходя из этой логики нам не следует почитать преподобномученика Афанасия Брестского и других борцов против унии, раз праволавные таки убили Иосафата Кунцевича и Андрея Боболю. В случае мучеников надо смотреть умирали они за Папу Римского или за то, что в католичестве православно.
СпасиБо автору и переводчику.