Рейтинг: 9.2|Голосов: 6
Юрий Филиппов
У Антона Павловича Чехова есть рассказ «Студент». Воспитанник духовной академии, возвращаясь с охоты домой, заходит в чужой дом погреться. Поддавшись душевному движению, он начинает проповедь о Христе, о событиях, происшедших девятнадцать веков назад в Иерусалиме. Рассказ тронул слушателей, и чувство уныния в сердце студента сменилось радостью. Возможно, радость пройдет. Но это преображение показывает, что время, проведенное в духовно-учебных заведениях, не проходит даром. И только Богу известно, кем станет этот студент: пастырем или чиновником, консерватором или обновленцем, священномучеником или революционером.
Рейтинг: 6.8|Голосов: 4
Во многих семинариях с начала или середины ноября 1905 г. начальство пробовало возобновить занятия. Но ничего сделать не удалось, так как революционный дух только усиливался. В Калужской семинарии ученики постоянно распевали революционные песни и даже в церковь шли с пением Марсельезы. А 20 ноября над зданием семинарии был выброшен красный флаг, на котором было написано: «Долой самодержавие – да здравствует свобода». Семинарию пришлось вновь распустить.
Рейтинг: 10|Голосов: 1
На стенах семинарии красовались надписи: «Братцы! Поддержим туляков!», «Постоим за свободу!», звучали призывы: «К оружию!», «Долой монархию, да здравствует республика!» Стоит отметить, что именно в это время в Тульской семинарии обучался Владимир Троицкий, будущий архиепископ Верейский и наместник Сретенского монастыря.
Рейтинг: 6.3|Голосов: 6
После реформы духовного образования 1884 г. усиливается увлечение воспитанников политическими и революционными идеями. Если раньше кружки самообразования лишь иногда являлись рассадником антиправительственных взглядов - все зависело от увлечений организатора или его руководителя, - то в этот период деятельность кружков приобретает не только нелегальный, но и враждебный правительству характер.
Рейтинг: 10|Голосов: 9
Открыто множество храмов и монастырей, издается духовная литература. Мы видим, что в храмах идет обновление и омоложение верующих. Приходит много молодых людей, которые нашли Христа не в пенсионном возрасте, а тогда, когда они являются еще полными жизненных сил. Они видят, что Бог — тот стержень, с которым они будут жить, что Церковь и Ее учение — то, чему они должны следовать. Конечно, нужно духовное образование, нужна жизнь по вере, жизнь со Христом. Необходима христианизация общества, и начать каждый должен с самого себя.
Рейтинг: 9|Голосов: 57
Даже такой известный духовник, как отец Кирилл (Павлов), на вопрос «Есть ли старцы?» шутливо отвечал: «Есть ли старцы… Не знаю! Старики есть»… Если человек видит, что получил от некоего иеромонаха добрый совет, то он его исполняет. А если считает, что для него это неприемлемо, значит, послушал, поблагодарил и пошел.
Рейтинг: 4.6|Голосов: 5
Интересно, что ревизор семинарии указывал на увлечение и распространение социалистических идей отцами воспитанников — духовенством епархии. «В частности духовенства, — писал он, — обнаруживается время от времени шаткость религиозных верований, увлечение антирелигиозными и антиправительственными идеями и даже пропаганда сих последних в обществе. Из дела о преступной пропаганде 1878 г. открывается, что в то время некоторые семинаристы получали книги преступного содержания и от священников епархии».
Рейтинг: 8|Голосов: 3
Недостатки в духовном образовании конца XIX — начала XX века видели все: и чиновники Духовного Ведомства, и архиереи, и священнослужители, и профессура с преподавателями, и, конечно же, сами студенты. Значительное количество воспитанников вынуждены были оставлять школу до ее окончания, а лучшие порой уходили от служения Церкви.
Рейтинг: 10|Голосов: 2
Многих инспекторов семинаристы просто ненавидели. Так, с уже упоминавшимся иеромонахом Антонином семинаристы «решили покончить»: одно из полен было набито порохом и брошено в печку в квартире о. Антонина, но, т. к. он в тот раз обедал не дома, взрыв произошел в его отсутствие. Во Владимирской семинарии в 1895 г. было покушение на архимандрита Никона, а «на следующую ночь чуть было не закололи вилами помощника инспектора…»
Рейтинг: 7|Голосов: 3
Быт семинаристов в конце XIX - начале XX веков описан в художественной и мемуарной литературе. По степени содержания студенты делились на казеннокоштных, находившихся на полном обеспечении, и своекоштных, вносивших плату за обучение. Основную массу поступающих в семинарию составляли дети деревенских священников, тихие и богобоязненные мальчики, чей прежний жизненный опыт ограничивался рамками сельского прихода. Однако несколько лет пребывания в закрытом учебном заведении сильно меняли их.
Рейтинг: 5|Голосов: 8
Подъем общественного и революционного движения в стране в конце XIX — начале XX века затронул и воспитанников духовных школ. И на этой волне студенты духовно-учебных заведений пытались добиться улучшения всей системы духовного образования, а также своего быта и воспитательного процесса. Порой это движение выливалось в такие радикальные формы, что превращалось в трагедию. Однако духовные школы России рубежа веков дали русской истории великий сонм мучеников. Среди выпускников семинарий и академий немало святых отцов.