Митрополит Афинагор (Пекштадт): «Многие в Бельгии живут так, как будто Бога нет»

Митрополит Афинагор (Пекштадт) Митрополит Афинагор (Пекштадт)

Так получилось в ходе моих интервью в Европе, что с отцом нынешнего митрополита Бельгийского Афинагора — священником Игнатием Пекштадтом — я встретился гораздо раньше, чем с самим владыкой (в 2007 году, в бельгийском Генте). В то время владыка Афинагор был викарным епископом Бельгийской митрополии, которую возглавлял этнический грек — митрополит Пантелеимон (Контояннис). После ухода на покой владыки Пантелеимона управление Православной Церковью Вселенского Патриархата в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге было поручено владыке Афинагору. Это произошло в ноябре 2013 года.

Конечно, много воды утекло и немало событий произошло с момента моего давнего приезда в Гент, да и с момента многих прошлых встреч 8–11–летней давности в других городах Бельгии. Отец Игнатий отошёл ко Господу. Его сын, владыка Афинагор, больше четырёх лет управляет православными приходами в странах Бенилюкса. Уроженец Гента, коренной фламандец, он стал во главе Митрополии, которая раньше носила преимущественно греческий характер, но сейчас всё более теряет моноэтничность благодаря обращению в Православие местных жителей.

Евросоюз и церкви

Владыка Афинагор, помимо руководства Бельгийской митрополией, также является руководителем представительства Вселенского Патриархата при Европейском Союзе. Несколько лет представительство было единственным «православным офисом» при европейских учреждениях в Брюсселе, но затем свои офисы открыли Элладская, Кипрская и Румынская Православные Церкви. Представительство Русской Церкви в Брюсселе было открыто в 2002 году, однако сейчас в столице Бельгии нет постоянного сотрудника. Представитель РПЦ игумен Филипп (Рябых) проживает в Страсбурге и в Брюссель ездит время от времени, по мере надобности.

По мнению владыки Афинагора, нет никакой необходимости иметь в Брюсселе столько православных представительств. Впрочем, митрополит это объясняет в большей степени с позиции своего Патриархата, претендующего на определённую роль в Европе.

— Наш офис открылся в январе 1995 года, мы приобрели отдельное здание, — говорит владыка Афинагор. – Но сейчас в Брюсселе слишком много представительств Православных Церквей. Не вижу в этом особого смысла, ведь ранее мы могли функционировать в рамках одной платформы. Зачем тратить деньги на покупку здания в Брюсселе, в котором работают два человека, если, к примеру, вы можете за 2-3 часа прилететь в город из любой европейской страны на заседание или встречу?

— Но вам не кажется, что сам уровень этих встреч стал снижаться? Сейчас на ежегодные встречи с лидерами религиозных организаций приходит не президент Еврокомиссии, а вице-президент.

— Думаю, причина в том, что сейчас в Евросоюзе за диалог с религиозными организациями отвечает первый вице-президент Еврокомиссии (не президент, как было ранее). Поэтому он и присутствует на мероприятиях. Вряд ли это является признаком снижения уровня диалога.

— С другой стороны, на эти встречи стали приглашать меньшее число религиозных лидеров, нежели ранее…

— Возможно, это связано с финансовым аспектом — ведь нужно платить за размещение, проезд и так далее, — предположил владыка.

— У меня порой складывается впечатление, что за всеми этими встречами на высоком уровне нет никакой конкретики…

— Встречи проходят во исполнение соответствующей статьи Лиссабонского договора, по которому живёт Евросоюз. Но вы, пожалуй, правы в том, что за этими встречами нет конкретных дел, нет реализации конкретных проектов. Мы видим, что хорошие инициативы приветствуются, но, порой, дальше приветствий дело не идёт, — резюмировал митрополит.

Секуляризм в действии

С Владыкой хотелось поговорить о многом. Всё-таки он служит в одной из самых либеральных стран Европы, в которой легализовано практически всё, что идёт вразрез с христианской нравственностью: аборты, однополые «браки», эвтаназия. В Бельгии также регистрируются случаи дискриминации христиан. Например, в декабре прошлого года в Льеже в местных отделениях «Красного Креста» потребовали убрать распятия и изображения креста – якобы христианские символы подрывают принцип «религиозной нейтральности». Были в стране и другие, не очень приятные для христиан моменты.

Но есть и некоторый парадокс: бельгийское государство, несмотря на свою либеральность, официально признало Православие и даже оказывает православным финансовую поддержку. При этом митрополит Афинагор представляет государству интересы всех православных Бельгии. Мне, конечно, хотелось узнать, что делают православные для того, чтобы остановить ползучую дискриминацию христианства — заметную как в Бельгии, так и во многих других странах Европы.

— Нужно понимать, что мы живём в полностью секуляризированной стране, — сказал владыка Афинагор, комментируя примеры дискриминации христиан. — Многие люди живут так, как будто Бога нет, они настроены против Церкви. И нам очень сложно на что-то влиять. Да, мы проводим встречи, совещания с другими христианскими церквями, обсуждаем эти проблемы. Но в Бельгии государство не только признаёт шесть основных религий — оно также признаёт гуманистов, которые организованы наподобие религиозного сообщества (хотя верят не в Бога, а в человека). Гуманистов поддерживают масоны в Парламенте и правительстве. Иногда складывается впечатление, что нас они хотят вышвырнуть на задворки.

— Я, конечно, понимаю, что в руководстве Бельгии немало противников церкви и христианства. Но ведь есть и сторонники, не так ли?

— Да, есть. Сейчас, например, мы обсуждаем вопрос о том, чтобы получить право трансляции литургии по телевидению. Наши оппоненты говорят, что этот вопрос не является приоритетным для телевидения. Но почему мы должны смотреть по телевизору только футбол, концерты или передачи о природе? Мы тоже имеем право что-то требовать, так как являемся частью общества.

— Пытались ли вы что-то предпринять, чтобы изменить бельгийские законы? Сделать их более христианско-ориентированными. Например, в области семьи или сфере, связанной с абортами.

— Закон о легализации абортов был принят в 1990 году — я тогда ещё был молодым диаконом. Король Бодуэн отказался подписать закон, мотивируя это, главным образом, своими религиозными взглядами. Тогда премьер-министр Бельгии, руководствуясь прецедентом времён Второй мировой войны, предложил королю отречься от престола на один день, чтобы закон могло подписать правительство. Король согласился. После этого в парламенте состоялось голосование о его возвращении на престол — и практически все депутаты проголосовали «за». Бодуэн рисковал своим троном, но депутаты поддержали монарха. Думаю, сейчас бы такого не произошло — парламентарии проголосовали бы против. Конечно, Католическая церковь выступала против принятия закона, но безуспешно. Когда принимался закон об эвтаназии, протестовали практически все религиозные организации. Безрезультатно. Политики заявили, что власть у них в руках.

— Видимо, ещё одно следствие господства секуляризма в бельгийской политике?

— Было время, когда в Бельгии доминировала Католическая церковь, и немалая власть была сосредоточена именно в её руках. Времена изменились. Сейчас действует принцип, что всё дозволено. Например, наш предыдущий глава правительства, Элио Ди Рупо, был открытым гомосексуалистом, состоял в «браке» с мужчиной.

— Нет ли в этой связи давления со стороны властей на Православную Церковь, которая по-прежнему сохраняет традиционно-христианский, библейский взгляд на семью и брак?

— Нет. В Бельгии Церковь отделена от государства. С одной стороны, согласно закону, мы должны с уважением относиться к тому, что есть люди с иным мышлением или образом жизни, отличным от нашего. С другой стороны, нас не могут принудить к венчанию однополых браков.

— Владыка, но вопрос ведь и в другом: можете ли вы в Бельгии открыто заявить, что, с христианской точки зрения, однополый брак — это греховно, идёт вразрез со Священным Писанием?

— Думаю, что да. Например, если мы скажем, что, в соответствии с церковной традицией и традицией, основанной на Писании, мы не можем одобрить однополые браки. Здесь, конечно, возникает ещё один вопрос, связанный с нашим диалогом с англиканскими церквями (я сейчас являюсь сопредседателем Международной комиссии по англиканско-православному диалогу). Как известно, у англикан есть священники и епископы — открытые гомосексуалисты. Что мы можем с этим поделать? Можно как-то реагировать, говорить, что нам это не нравится. Проблема, однако, в том, что гомосексуалисты есть и среди епископата Православной Церкви. Они, конечно, себя никак не афишируют, но они, увы, есть.

Впрочем, подумалось мне, здесь существует важное отличие: в Православии однополые «отношения» никто не считает нормой, но, наоборот, их признают тяжким, смертным грехом. В то же время у англикан, особенно в США и Британии, само понятие греха гомосексуальности стало более размытым и даже практически исчезло. Когда человек, называющий себя англиканским священником, не стесняется открыто говорить о своём однополом «союзе», от таких заявлений становится не по себе. Среди англикан первую главу Послания к Римлянам св. апостола Павла иногда называют «антигейским повествованием», но от этого строгие и предупреждающие слова апостола не становятся другими и не меняют свой ясный смысл и звучание.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Грозный кулачок девочки Матреши Грозный кулачок девочки Матреши
Об «открытом письме 27 Нобелевских лауреатов»
Грозный кулачок девочки Матреши Грозный кулачок девочки Матреши
Об открытом письме «писателей всего мира», опубликованном британской газетой The Guardian в январе сего года
Алексей Солоницын
Когда посмотрел имена Нобелевских лауреатов из «подписантов», стала несколько яснее позиция писателей, потому что вспомнились некоторые их произведения.
Еду в Лондон. Будни Евросоюза Еду в Лондон. Будни Евросоюза
Влада Джонсон
Еду в Лондон. Будни Евросоюза Еду в Лондон
Будни Евросоюза
Влада Джонсон
«Да ладно, что вы так волнуетесь насчет геев. Они не размножаются».О, они еще как размножаются! Гниением.
Черное солнце «голубых» проповедников Черное солнце «голубых» проповедников
О гей-парадах
Черное солнце «голубых» проповедников Черное солнце «голубых» проповедников
Исторические заметки по поводу современных гей-парадов
Михаил Попенко
Если гомосексуализм – поведенческая норма, как нам пытаются доказать, то почему склонных к суициду среди гомосексуалистов в семь раз больше, чем среди обычных людей?
Европа и ее ценности Европа и ее ценности
Петру Молодец
Европа и ее ценности Европа и ее ценности
Петру Молодец
Вот новый ежедневник, изданный Еврокомиссией и бесплатно распространенный в школах на всем пространстве Евросоюза. Богато иллюстрированный, ежедневник включает обзор праздников сразу нескольких религий – иудейской, мусульманской, индуистской и т.д. – и приводит некоторые сведения о них. Вот только «забыли» в нем упомянуть о христианстве и указать хоть какой-нибудь из христианских праздников – как будто их и нет совсем!
История Русского Православия в Бельгии. Часть 2 История Русского Православия в Бельгии. Часть 2
Протоиерей Павел Недосекин
«Престол в ней (церкви) один, в честь и память Святителя Николая Чудотворца. Ризница и утварь в ней небогатая, но достаточная. Приписанных к сей церкви церквей нет, часовен и домов кладбищенских тоже нет. <…> Старосты тоже нет», – написано в «Ведомости за 1909 год». Пройдет чуть более десяти лет, и в Бельгии начнут появляться другие русские приходы, а настоятель Никольского храма получит титул «Благочинный по Бельгии и Голландии».
История Русского Православия в Бельгии. Часть 1 История Русского Православия в Бельгии. Часть 1
Протоиерей Павел Недосекин
В настоящее время можно лишь обзорно перечислить русские приходы в Европе и мире, но целью нашего исследования является история Православной церкви в Бельгийском королевстве, к которой мы и перейдём, начав с первого Придворного православного храма, первоначально пребывавшего в Гааге.
Комментарии
Читатель13 июня 2018, 16:23
Спасибо. Хотелось бы, чтобы на сайте появлялись интервью и других представителей поместных церквей. Православная церковь охватывает весь мир, интересно было бы ознакомиться, как живут и с чем сталкиваются наши братья по вере и в других местах. Спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×