Ты нисходишь яко дождь на руно

Рождество Христово Рождество Христово

Я не знал Тебя. Но меня Ты взыскал. Нашел, как обретают драхму потерянную. Или вот как отбившегося ягненка добрый пастух, прижав к сердцу, несет, возвращает к пастбищу.

Мы ждали Тебя веками, тысячелетиями. И малое пророческое слово было утешением для ожидающих

Мы ждали Тебя веками, тысячелетиями. И малое пророческое слово было утешением для ожидающих. «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко» (Чис. 24:17). Так когда-то сказал тот, который прозрел «звезду, восходящую от Иакова» (Чис. 24:17). Прозревший не был совершенен, ибо в конце концов пал, но и он тосковал без Тебя. Кто виноват? Мы сами ушли. Но как же нам хочется, чтобы за нами, ушедшими, пришел именно Ты. Так капризный ребенок, убегающий от родителя, в сердце желает, чтобы родитель непременно пришел.

В Твоем Писании я однажды прочел, и эти слова пронзили мое сердце болью. Ты выразил Твое отношение к нам. Сказано у пророка: «Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер. 31:3). «Издали» – потому что мы вдали от Тебя, хотя Сам Ты ближе, чем воздух, которым дышим, чем свет, который согревает всех нас. «Вечною» – потому что Ты вечен, Господи. «Любовью», потому что Ты Сам есть Любовь.

Мы жаждем чистой как утренний луч, искренней как пение соловья, беззаветной как улыбка ребенка, единственной и неповторимой любви. И вот, Ты возлюбил нас любовью вечной. Твоя любовь – сладость райская, неизреченна и несказанна, как веяние благодати Духа Святого. Твоя любовь слаще Рая, ибо сам Рай сладок только Тобой, Господи, а Ты весь – Любовь.

Но разве Любящий оставит любимых? Вот, Ты пришел.

Ты нисходишь «яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю» (Пс. 71:6). Дождь нисходит на руно бесшумно. Не в молнии или громе пришествие Твое. Не в трясении гор, не в извержении лавы. Тихо, безмолвно пришествие Твое. Ибо не судить мир Ты идешь. Царство Твое – не в демонстрации внешних величий. Гордость криклива. Где страсти – там шум. Смирение же рождает мир. А где мир, там и безмолвие. Льна курящегося Ты не угасишь и трости надломленной не переломишь.

В лоне Пречистой Духом Святым Ты исткал Себе плоть, дабы все носящие плоть приобщились Духу Святому. Здесь Твоя мудрость и тайна Святого святых. Твоя плоть стала завесой Твоего Божества. Ибо не может человек увидеть Бога и остаться живым (Исх. 33:20). Но Ты явил «великую благочестия тайну»: показал Себя не только Ангелам, но и людям (срв. 1 Тим. 3:16).

Своей десницей Ты держишь весь мир, «в Твоей руке душа всего живущего» (Иов. 12:10), и вот – Тебя держат ласковые руки Твоей Мамы. Ты одел небо облаками, а теперь самыми простыми пеленами одевают Тебя. Небо не вместит Беспредельного, и вот – Тебя полагают в ясли – кормушку для ягнят и телят, «потому что не было места в гостинице» (Лк. 2:7). Не ради земных дворцов пришел на землю Небесный Царь, а ради нас, призванных к Небесному, хотя и живущих на земле.

Вечный, неподвластный времени, Ты вошел в нашу историю

Вечный, неподвластный времени, Ты вошел в нашу историю. Потому о Вифлееме сказано: «Из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (См. Мф. 2:6 и Мих. 5:2). Ты освятил время самой жизнью Твоей. История разделилась на «до» и «после» Твоего Рождения. «Воссияет во днех Твоих правда и множество мира, дондеже отымется луна» (Пс. 71:7).

«Что же есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь Его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его» (Пс. 8:5-6). Я же не раз, огорченный неправдами мира, в исступлении моем говорил: «Всякий человек – ложь» (Пс. 115:2). Видя подлость и ложь, мы оскудеваем в любви и начинаем усматривать вокруг только лживое. Но как же нам трудно понять Тебя! – Ради человека Ты Сам стал человеком, и ради сынов человеческих ныне Ты – Человеческий Сын. Хотя Ты же предвечно – Сын Божий. Ты облекся в наши руки и ноги, в нашу плоть с ее пятерицею чувств. Нашу душу – ум, сердце, волю – Ты тоже воспринял.

Своими ногами Ты поспешишь в храм, ибо должно пребывать Тебе в том, что принадлежит Отцу Твоему (Лк. 2:49). Своими ногами Ты исходишь всю ту землю, и именно поэтому мы ее называем Святой. Исходишь, потому что Тебе негде будет главы преклонить. А руками Ты будешь, как и мнимый Твой папа Иосиф, плотничать, мастерить столы и скамьи. Своими руками Ты прикоснешься колосьев пшеницы, радуясь наступлению времени жатвы. А чуть погодя Ты объявишь приближение новой жатвы, ибо нивы побелели, осталось только подготовить жнецов (Ин. 4:35-38).

Этими же самыми руками Ты чудесно приумножишь пять хлебов и две малые рыбки, чтобы напитать тысячи людей. Ими же Ты прикоснешься к больным – и очи слепых откроются, уши глухих станут слышать, а хромой, вскочив, будет прыгать от радости и в ликовании души танцевать. Ибо как человек Ты прикоснешься больному, а как Бог прекратишь в нем болезнь. Ты много благ дашь людям Твоими руками. Сейчас Твои маленькие ручки прижимаются к Маме. Она нянчит Тебя и нежно на Тебя глядит – в чистых глазах Пречистой отражается чистое небо. Но когда-то злолюбивые, забывшие Небо и поправшие чистоту люди пронзят Твои щедрые, всеисцеляющие руки страшными гранеными гвоздями. Матерь Твоя будет смотреть на Тебя терзаемого, и в глазах Ее отразится горе, безграничное и необъятное подобно нашей Вселенной.

Люди злолюбивы, и даже избранные Тобою быть жнецами, собирателями Райской пажити, и они почти все бросят Тебя в самом начале жатвы. Тогда мне вновь захочется сказать: всякий человек – ложь. Но вот незадача – Ты Сам ни на кого не держишь зла. Разве может воплощенное Добро держать на кого-либо зло? Добру противоположно зло, и там, где есть одно, совершенно точно нет другого. Где чистота, там нет грязи. Где смирение, там нет гордости. Где любовь, там отсутствует ненависть.

Вот он, совершенно непонятный мне парадокс Твоих поступков: Ты ради того и пришел, родился маленьким, беззащитным младенцем, чтобы принять муки, страдания и смерть ради всех.

В этом страшно признаться: Ты родился, чтобы умереть

Верно сказано: чем больше любовь, тем больше и страдание. Любовь бесконечная, всеобъемлющая, жертвенная – а таков Ты и есть – такая Любовь пойдет за погибшими даже до ада преисподнего. Оттуда Ты выведешь тех, кто сохранил хотя бы крупицу любви, кто ждал Тебя как чаяние языков. Да, в этом страшно признаться: Ты родился, чтобы умереть. Но умереть, «чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10).

В мире много завоевателей, надменных, самоуверенных слепцов. Один из них, мелкий ростом, но смотревший на всех свысока и умевший побеждать великанов, закончил, впрочем, как и все остальные. Не знал он тогда, что «лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми» (Притч. 16:19). Лишь на острове Святой Елены он начал читать Писания Твои и вдруг что-то прозрел. Восхищенный, он признавался близким людям: «Многие пытались основывать громадные империи. Но на чем держалась наша власть? На насилии. Я еще не умер, а дело мое уже разрушилось. Все завоеватели со всеми их талантами потерпели крушение, ведь, покоряя мир, они не обрели ни одного друга. И только Иисус Христос основал Свое царство на любви. И в настоящее время тысячи людей отдали бы с радостью за Него свою жизнь. Чудно! Все, которые веруют в Него, испытывают замечательную любовь к Нему. Время, этот великий разрушитель, не в силах погасить это святое пламя. Вот это довольно убедительно доказывает мне Божество Иисуса Христа».

Темная пещера – место Твоего первого пристанища, ибо Ты, Свет, пришел в мир, в котором люди возлюбили тьму

Ты приходишь тогда, когда Тебя ждут только самые-самые. Ты приходишь там, где и помыслить никто не мог. Темная пещера – место Твоего первого пристанища. Ибо собственно Ты, Свет, пришел в мир, в котором люди возлюбили тьму. «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:16).

Ночь. Тишина. Пастухи, а затем и волхвы. Одним является непосредственно Ангел – ради их простоты, ради нелукавого сердца и бесхитростной веры: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11). Другим, ввиду их многоученой сложности, дана звезда, и путь дальний и трудный: «Где родившийся Царь Иудейский?» (Мф. 2:2). Они не знают, но Промышляющий обо всех, Он и их приведет. Так и мы разными дорогами жизни идем к Тебе, Господи.

Зло еще остается в злолюбивом мире. Руки ненавидящих Тебя ищут убить Тебя. Но Ты пришел – и мир стал иным. Иным, потому что в мире теперь Царь мира. И с Тобою Царство Божие не где-то там, оно уже здесь обретается.

На земле мир, и слава в вышних Богу, в человецех благоволение!

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Плывет в тоске необъяснимой», или Разговор с дочкой под Новый год «Плывет в тоске необъяснимой», или Разговор с дочкой под Новый год
Мария Минаева
«Плывет в тоске необъяснимой», или Разговор с дочкой под Новый год «Плывет в тоске необъяснимой»,
или Разговор с дочкой под Новый год

Мария Минаева
«Мама, а есть взрослые стихи про Новый год?» И я читаю: «Плывет в тоске необъяснимой…» – «Мам, а почему они все тоскуют? Новый год же!»
Рождество Христово как суд над нами Рождество Христово как суд над нами
Митрополит Лимасольский Афанасий
Рождество Христово как суд над нами Рождество Христово как суд над нами
Митрополит Лимасольский Афанасий
Слово стало плотью, стало человеком для того, чтобы мы смогли Его полюбить. И вот когда мы полюбим Его, тогда поймем, что Он полюбил нас еще прежде.
Это чудо разорвало историю надвое Это чудо разорвало историю надвое
Архим. Иакинф (Унчуляк)
Это чудо разорвало историю надвое Это чудо разорвало историю надвое
Панегирик на Рождество Господа нашего Иисуса Христа
Архимандрит Иакинф (Унчуляк)
Христос приходит. Пещера Его принимает. Ангелы Его славословят. Пастыри Его ищут. Волхвы Ему поклоняются. Язычники веруют. Церковь созидается. Завет любви пишется. Спасение является.
Комментарии
Карина12 января 2022, 11:27
Спасибо! С рождеством Христовым! И спасения нам всем в Боге. Невероятная статья получилась, давно такого живого слова не читала в интернете.
Святослав11 января 2022, 09:02
Радуйтесь, родился Богомладенец Иисус, Который Христос Господь, Избавитель, Исцелитель и Спаситель наш. Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. Мир и благая воля Господня да воцарятся в наших сердцах по милости Божией.
Алексей10 января 2022, 23:31
Статья просто замечательная.
Игорь Александрович10 января 2022, 03:48
Прозаическая ода Рождеству вышла! Спаси Бог, с праздником!
Ольга 8 января 2022, 00:10
Valeri, до крови сегодня подвизаются гониме православные на Украине. Причём часто - в буквальном смысле,,, С Рождеством Христовым!
Valeri 7 января 2022, 07:16
Красивый текст. Забыто только одно: "Когда приду опять-едва ли обрету веру". Без подвига нет веры ... А кто нынче подвизается до крови?
Надежда 7 января 2022, 01:57
Спаси Господи! С Рождеством Христовым!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×