Футбол как суррогат религии

О футболе говорят, что это новая религия, – об этом можно услышать даже в комментариях тележурналистов, во множестве выражений, относящихся к разряду метафорических. На эту тему можно провести много аналогий, выделяя параллели между футбольным миром и храмами, совершителями богослужений, благоговением, дарованиями. А если подобное сопоставление справедливо, тогда неплохо было бы внимательнее посмотреть, на чем оно основывается, к чему нас влечет футбол, что с нами происходит, когда мы предаем себя в руки этого бога, как это отражается на нашей жизни и что можно сделать, чтобы минимизировать свои потери.

Футбол как таковой – это занятие второсортное. Как бы много зрителей у него ни было, зрелище он само по себе небогатое. Поэтому культурные и просто равнодушные люди могут воротить от него нос и с презрением смотреть как на саму игру, так и на миллионы болельщиков, сидящих на стадионах или перед телевизорами. И если ты избавлен от этой страсти, ты точно ничего не потерял в жизни. Но это, конечно, не значит, что нет других авторов, которые увлекаются футболом и относятся к нему со всей серьезностью как к явлению, представляющему какой-то интерес на лице земли.

Он может быть столь угодно низменным, но ясно одно: футбол притягивает. И притягивает гигантское число болельщиков. Притягивает, потому что это взрыв адреналина, на поле происходит нечто захватывающее, это схватка, в которой ты испытываешь потребность принять участие и от которой не можешь оторваться.

Мы созданы такими, чтобы нам нравилась борьба, схватка, чтобы мы находили в ней смысл своего существования. И если ты терпеть не можешь футбол, то обязательно будешь участвовать в схватках иного рода, может, и более тонких, но ты не можешь не участвовать в том или ином виде сражений. Может, футбол являет собой вульгарную форму борьбы. Тогда все мы, чувствующие, что она нас притягивает, признаем эту вульгарность и будем впредь сознательно нести на себе ее печать. Ибо видя, каким грубым искушениям мы поддаемся, сможем быть посмиреннее.

Жизнь – это борьба, но только мы увиливаем от борьбы за спасение, ища других схваток

Почему же нам нравится борьба? Потому что так дал Бог. Наша истинная борьба, правильная, достойная того, чтобы мы ее вели, – это борьба с диаволом и его воплощениями. А всё остальное – это только подмены, которые могут нас притягивать, но они отдаляют от нашей изначальной цели – быть с Богом и Его святыми. Жизнь – это борьба, но только мы увиливаем от борьбы за то единственное, за что стоит бороться, то есть от борьбы за спасение. Ища других схваток, каков среди прочего футбол, мы делаем не что иное, как позволяем отвести себя от той цели, ради которой были созданы. Поняв это, нам следовало бы на этом завершить всякие дискуссии и просто выключать телевизор, когда идут футбольные передачи, забыть дорогу на стадион, посвящать себя только молитве, добродетелям, борьбе исключительно с диаволом. Но только мы видим, что сделать этого не можем.

Вместо борьбы с диаволом мы боремся за победу любимой команды. За кого мы болеем, в команде того и находимся. У нас слишком много свободного времени и слишком мало склонности к борьбе с искушениями, а поскольку инстинкт борьбы остается в нас нетронутым, то происходит некая подмена. Нельзя сказать, чтобы мы всё грубо путали и не видели разницы между победой любимой команды и избавлением ее от страстей. Но, тем не менее, надо понять, что человек располагает определенным количеством энергии. И если я расходую ее на пустяки, то у меня останется намного меньше сил для действительно важных вещей. Я поддаюсь соблазну борьбы, в которой участвую как зритель, тратя свое время и энергию, которые мне следовало бы расходовать только на борьбу со страстями.

С помощью футбола мы отводимся от единственной борьбы, которую призваны вести, – от борьбы с диаволом за вхождение в Царство незыблемое. Имеются два способа сопротивления этому искушению.

Первый, аскетический, предполагает удаление из нашей жизни всего связанного с футболом. Оставаться глухими и слепыми не только для транслируемых матчей, но и для бесконечных передач о футболе, для спортивных новостей, нескончаемых споров между болельщиками, для всего, что может напомнить нам об искушении. А устоять перед этими соблазнами довольно трудно, если страсть уже сидит в тебе, если ты инфицирован соответствующим микробом.

Может быть и другой вариант. Суть его напоминает тот рассказ из «Патерика», где пустынник видит великолепно наряженную блудницу, очень привлекательную и соблазнительную. И в то время как люди вокруг искушались ее красотой, призывавшей их ко греху, пустынник смотрел на нее безбоязненно и безо всякого стыда, ибо достиг того, что видел в ней творение Божие и славил Бога, из рук Которого вышла такая красота. Таким образом, он не сводил с нее глаз, но и не согрешал. Так же следовало бы смотреть на красоту футбола и болельщикам, не зацикливаясь на страсти по команде, фанатами которой они являются.

Второй вариант труднее. Единодушные советы отцов таковы, что от лица искушения надо бежать, иначе будешь побежден им. Но нам от футбола спрятаться негде – он везде, он ведь тем и жив, что мы его смотрим. А второй вариант – созерцания, лишенного страсти, – подходит только для тех, кто преуспел духовно, подобно монаху из «Патерика».

Так что нам остается единственный выход – подменить подмену, посмотреть, что в этой игре хорошего, красивого и возвышающего, чтобы просмотр футбольного матча уже не был поводом ко греху, но поводом к возвышению нашего помысла к Сотворившему всё благое и красивое. Изменить свой взгляд так, чтобы превратить футбол в зрелище, приближающее нас к Богу, а не отдаляющее от Него. Знаю, что это тяжело и шансов на успех подобного предприятия мало, но, тем не менее, это всё, что мы можем сделать.

Почему же нас притягивает футбол? Потому что в нем есть та доза адреналина, напряженного ожидания, вовлеченности, которые делают его захватывающим. Но один ли он может сделать это? Конечно, нет. Есть такие страны, где излюбленным видом спорта является регби, например в Южной Африке или Новой Зеландии. В Соединенных Штатах есть свой футбол, отличающийся от европейского. Кроме того, есть другие виды спорта, возбуждающие страсти, например теннис. И как раз в тех странах, где футбол является преобладающим, существует и ряд других видов спорта, возбуждающих страсти. Но, при всем том, на глобальном уровне футбол остается самым выдающимся видом спорта, а то, что можно сказать о нем с христианской точки зрения, применимо и к другим видам спорта, порождающим сходные страсти.

Страсть характеризует фаната. Он не столько любит футбол как таковой, сколько определенную команду, которую всегда хочет видеть чемпионом. А если он окажется на матче, где его команда не играет, то выбирает такую, за которую можно будет поболеть так, чтобы игра не переставала быть захватывающей.

Страсть к любимой команде часто переступает через всё. Ты хочешь, чтобы она победила даже вследствие судейской ошибки («А что, – говоришь себе в оправдание, – разве мало было случаев, когда арбитры отнимали у нее победу?»). Ты хочешь победить, даже если игра плохая, незрелищная или твоя команда играет слабо и забивает гол только по везению, – у тебя как у болельщика всё равно желание одно: чтобы она побеждала на каждом матче.

Страсть – это любовь, в которой ты превращаешь объект своей любви в идола и доходишь до того, что не оставляешь места рассудку, благоразумию, уравновешенности, умеренности и особенно духу истины. Страсть демонстрирует огромный потенциал любви, в котором подменены как сам объект любви, так и средства, которыми твоя цель может быть достигнута. Чтобы примириться с футболом, надо смотреть на него с той перспективы, с какой он уже не будет являться искушением, с которым ты борешься, а зрелищем, которое будет тебя радовать, не возбуждая темных страстей.

Футбольная игра не содействует спасению, даже если в ней встречаются верующие игроки, тренеры или зрители. Ведь эти верующие могут принадлежать к каким угодно конфессиям, начиная с христианства и заканчивая невесть какими африканскими культами, и быть адептами всех верований, имеющихся на лице земли, таковыми могут быть в том числе и игроки чемпионата мира. Иногда мы видим, как игроки размашисто осеняют себя крестом, выходя на поле. Но делает ли это футбол христианским действом? Становится ли он от этого подходящим для нас?

Футбол – игра по сути своей языческая. То, что в этой игре участвуют и христиане, не меняет ее природы

А может, он становится христианским оттого, что Римский папа болеет за какую-то футбольную команду или православный патриарх благословляет другую, или же оттого, что монахи на Афоне праздновали победу Греции на чемпионате Европы несколько лет тому назад? Все эти элементы относятся только к декорации, они остаются внешними для феномена и не затрагивают природу игры, которая продолжает оставаться, невзирая на кресты некоторых игроков, по сути своей языческой. То, что в игре участвуют и христиане, не меняет ее природы. Не оправдывает ее также то, что некоторые из зрителей являются верующими и ходят в церковь. Если у нас создалось подобное впечатление, то мы серьезно заблуждаемся.

Итак, если что-то и нужно изменить, то это взгляд наблюдающего за игрой.

Футбол слишком похож на жизнь, чтобы научить нас чему-то важному, происходящему в нем. На матчах имеются команды-фавориты, которые обычно побеждают, но это происходит не всегда. Непредсказуемость счета в матче является частью того магического воздействия, которое футбол оказывает на болельщиков. Нам может нравиться концерт классической музыки или театральный спектакль, но матч, который ты смотришь вживую, все равно заденет тебя намного больше в силу того напряженного ожидания, которое там присутствует. В этом и состоит отличие между ними: и на спектакле, и на матче ты только зритель, но в одном случае участвуешь в происходящем действе возвышенными частями души, а в другом – самыми примитивными, которые можно напрямую стимулировать прокруткой счета на табло. Кроме того, на футболе ты отождествляешь себя с командой, за которую болеешь, тогда как на спектакле ты гораздо отстраненнее от происходящего.

Футбол не может быть спасительным, его нельзя христианизировать, так же как и отдельные футбольные матчи. Это битва, подобная той битве, которую каждому из нас следует вести за избавление от страстей. Но именно это сходство и приводит к тому, что подменяется цель человека: он отводится от единственной битвы, в которой должен участвовать, и вовлекается в уйму матчей, в которых участвовать не может. Единственной является борьба между добром и злом. А искажение ее путем мультиплицирования в сотнях и тысячах матчей делает ее излишней.

Судя по манифестациям болельщиков, твоя команда – это само добро, а противник – зло. Такое происходит потому, что мы сохраняем, атавистически, мифические представления о добре и зле. Но неужели ты еще способен в такое верить? В итоге, если мы бываем невнимательными, футбол вносит свою лепту, и довольно значительную, в релятивизм – и нравственный, и какой угодно, свойственный нашему миру.

Футбол не останавливается на простой радости участия в спорте, в результате чего ты становишься более крепким, сильным, закаленным и подготовленным к жизни, как это можно было бы предположить теоретически. Если какое-то время назад у нас и могло быть такое спортивное детство, о котором с такой торжественностью пишут в своих статьях комментаторы, то теперь в такой спорт уже никто не верит. Он, конечно, укрепляет здоровье и телесную силу футболистов, но это лишь своеобразный побочный эффект, на который никто не обращает внимания в профессиональном спорте. А за приобретенные способности им приходится расплачиваться.

Смотря игру, мы снова становимся детьми, но детям игра помогает расти, а взрослых делает инфантильными

Умение бить по воротам, обводить соперника и отнимать у него мяч может принести тебе сотни тысяч, миллионы евро, на всё это можно с восхищением смотреть, но этого не применишь в повседневной жизни. Эти навыки культивируются как ценности в чистом виде, потому что сама игра и есть ценность в чистом виде. Но беда в том, что одно дело – научиться водить машину, например, или работать на токарном станке: это навыки, которые дают нам возможность сделать что-нибудь практическое, и другое – овладеть навыками футболиста, которые никак не соотносятся с полезной деятельностью. Это, если хотите, аналог эстетства из области чистого искусства.

Футбол, какие бы вокруг него страсти ни горели и какие бы суммы ни крутились, – это игра. А игра свойственна детству. Это чистая релаксация, радость, жизнь в ее чистом и простом виде. Взрослость не означает, что игру надо отринуть как пройденный этап, однако ей надо найти подобающее место во взрослой жизни, интегрировать в нее со всем невинным, что в ней осталось от детства. То есть в данном случае не надо отвергать футбол как игру, но надо отбросить ту страсть, с которой мы за ним наблюдаем. Глядя на футбол, мы снова становимся детьми, с той огромной разницей, что у нас уже нет их невинности. И если детям игра помогает расти, взрослеть, то нас, взрослых, она делает инфантильными.

В Новом Завете есть несколько спортивных метафор, например: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» (1 Кор. 9: 24). В ней заключена аналогия, перенаправляющая нас из мира спорта к вере, к той борьбе, которую нам необходимо вести. Будем же относиться к зрелищу как к зрелищу и не позволим себе заразиться стадионной одержимостью, борясь за свое спасение.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Алексей24 октября 2020, 19:47
Прошу прощения у всех, кого я мог бы ввести в заблуждение своими комментариями. 2 года назад я писал "...превратить футбол в зрелище, приближающее нас к Богу". Я уже не уверен, что футболом, тем более массовыми зрелищами можно привести людей к Богу. Слишком много трагедий с человеческими жертвами происходит вокруг этой игры.
Nadezhda Horkan (Vdovina) 7 сентября 2018, 05:49
Soglasna s avtopom polnostiyu. Nado zanimatsya detmi a ne futbol smotret kazdoe bockresenie.
Eto ne futbol a bolezn, addiktion, mnogie vedut cebe kak idioti. Izvinite.
Олег21 июля 2018, 11:06
Я сам долгое время увлекался футболом и когда пришло время сделать паузу, я понял что немогу отказаться. Футбол-это страсть, ужасная страсть; сколько я от нее намучился! Футбол сравни наркотической зависимости. Это издалека кажется безобидной игрой, прикрываясь благими намериниями. Основана эта игра масонами, из-за нее случилась даже война, сколько людей погибло на стадионах! А слова прп. Варсонофия Оптинского именно об этой игре! Но нет, все в эйфории и агонии, в радости что все вместе. А кто собрал людей и ради чего, даже не подозревают! То же и при антихристе будет. Блажен муж иже не иде на совет нечестивых ...
Евгения18 июля 2018, 10:52
Юлия,Вы пишете,что православные как обычно недовольны,т.е. часто недовольны.Приходят люди семьями,плетут "обереги";дети по решению родительского комитета отрываются на Хеллоуине (музыкальный ряд соответствует "празднику").Вроде бы царит единодушие.Радоваться надо,ан -нет!Недовольны.Недовольны действительно часто,потому что список "мероприятий" можно продолжить.../Спорт - и футбол в первую очередь - элемент политики.Россия хоть и занимает значительную часть Земли,но несвободна от политических игр(во всех смыслах).Сборная России успешно выступила на ЧМ,за что С.Черчесов принимает заслуженные поздравления.Но ревущий стадион - это боль.Русский не может быть покоен,когда брата терзает страсть
Юлия17 июля 2018, 13:23
Евгений, а при чем здесь вообще Хеллоуин? От того, что православные слишком часто обозначают свою позицию ничего не изменится. Люди нецерковные на поступки смотрят, а не на слова
Евгения16 июля 2018, 16:15
Зоя (16.07,11:18):"столь массовое явление ... надо правильно относиться".
Юлия (14.07,23:47):"и лишь православные, как обычно, не довольны". Да, как бы уж не рассориться! // Накануне памяти Петра и Февронии читаю в метро на экране рекламу:"В Головинском (Зеленоградская, 33А) в День семьи будут проводиться мастер-классы для детей и взрослых по изготовлению "оберегов". / Прошлой осенью сотрудница взахлеб рассказывала, как ее дочь, посещающая старшую группу детского сада, готовится к празднованию Хеллоуина. На мое неодобрение ответила:"Да что такого-то?! Пусть дети побесятся!" ("Побесятся" в значении "повеселятся"). Не надо ни на что обращать внимания? Не надо обозначать свою позицию?
Зоя16 июля 2018, 11:18
Большое спасибо. очень глубокая и интересная и своевременная статья. Целиком согласна практически со всеми выводами автора относительно этой завораживающей и грандиозно массовой игры.. Во время наблюдения за происходящим на ЧМ-меня также не покидало ощущение постоянной подмены-вместо чего то действительно настоящего. того.что может открыть в человеке все самое лучшее-подсовывают суррогат..Действительно, в детстве игра - развивает, а во взрослом состоянии не совсем конечно бессмысленна, но уделять ей столько внимания, странно.. Интересно, правда,и то,что все-таки столь массовое явление в любом случае открывает в человеке особое чувство единения..И к этому тоже надо правильно относиться.
Евгения16 июля 2018, 11:05
Да, Евгения, "спортсмен останавливается, чтобы починить сани противника", а потом - снова в бой! Останавливается, чтобы победа была независимой от технических причин. "Выше, быстрее, сильнее!" Нам это заповедано?
Евгения16 июля 2018, 00:27
Спорт также помогает расти духовно. Я очень люблю наблюдать за примерами спортивного поведения. Когда один футболист получил травму, а соперник ведёт его под руки на скамейку- вот она, человечность, которой так не хватает всем нам. Или когда один нечаянно сшиб другого, и поднимает его, извиняется. Или когда противники жмут друг другу руки или обнимаются. Или когда на олимпиаде спортсмен останавливается, чтобы починить сани противника. Таких примеров очень много, и ты видишь: вот она, душа человеческая, ещё живая, наперекор гордыне и разуму заставляет человека делать что ни на есть самые христианские поступки.
И все мы крестимся перед важным событием в жизни, почему же футболисту нельзя..
Иван15 июля 2018, 05:55
Юлия14 июля 2018, 23:47 "Футбол- это всего лишь спорт." Футбол в том виде, в котором он сейчас существует - с мундиалями, клубами, покупными игроками и пр. это давно уже не спорт, а ШОУ, т.е. те самые "хлеба и зрелищ" о которых тут упоминали..
Юлия14 июля 2018, 23:47
Дорогой собеседник В. без полу, думаю не стоит сваливать все в одну кучу. Также как и не стоит быть фанатиками. Футбол- это всего лишь спорт. Не понимаю, почему православные казалось бы самых простых вещах видят прям уж такую грязь... Множество москвичей с радостью встретило болельщиков других стран, все порадовались, и лишь православные, как обычно ,не довольны. Футбол- это футбол, а молитва- молитва. Зачем это все смешивать . Не понимаю я эту жажду православных заставить всех молиться насильственным образом...Кстати, сам Патриарх Кирилл призывал молиться за нашу сборную
Ник.13 июля 2018, 13:43
1.Согласна с Татьяной, Максимом г.Саранск (очень рада, что регионы задействованы) и другими, кто увидел добрую атмосферу,ощущение праздника, что мир весь здесь и он открыт и мы ему. На Красной площади, Никольской - сколько позитива, футбол объединяет. Дзюба, который кричит "Парни, я люблю вас" Это сильно! 2.Футбол-игра страстная. А любая страсть не на пользу христианину + время поста. Сколько мата я услышала в своём районе во время матча Россия-Хорватия! Какая тут молитва, где? И это тоже мы. 3.Наши играли с такой отдачей! Если и мы так будем выкладываться каждый на своем месте, то Россия станет сильной по-настоящему. Спасибо им за этот пример/урок и за гордость за страну. Это нам тоже надо
В.13 июля 2018, 01:22
Юлия11 июля 2018, 00:53 "Такое чувство, что футбол объединил всю страну." И что? Это очень хорошо? В 90-е всю страну объединял телевизор с Кашпировским и хохмачами типа Жванецкого, гыгыкующими над всем что оставалось святого. Вся страна замирала у "голубых экранов"...
В 30-е вся страна в едином порыве требовала смерти врагов народа. Да мало ли было в истории всяких глупостей и гадостей которые объединяли народ. И да, кстати, знаменитые "хлеба и зрелищ" в древнем Риме также объединяли народ...
Ольга13 июля 2018, 00:42
От статьи осталось недоумение. Такое впечатление, что у автора "смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий..." НЕ увидела ни логики, ни четкого последовательного изложения мысли.
Алла12 июля 2018, 12:26
Сергий, и футбол, и компьютерные игры - это развлечения. С какой стати человек не имеет права развлекаться? Нельзя всю жизнь только работать и молиться, мы не монахи. Я с удовольствием смотрю футбол и играю в компьютер.
Сергий12 июля 2018, 10:35
Футбол - игра. Не более того. Привлекает кипение страстей на поле, если оно есть. Результат забывается быстро и не имеет значения. Кто возьмёт кубок, мне всё равно. В 1962г. я думал иначе, когда первый раз пришёл на футбол. Сколько было переживаний, а с возрастом понял, что это пустышка. Ещё один способ отнять у человека время и отвлечь его от решения главных вопросов жизни. Это как у Р.Шэкли в "Обмене разумов" паук питающийся чужими эмоциями. То же с компьютерными играми. Если человек тратит на них время, данное ему Богом, то он как бы говорит Ему: "Ты дал мне время, но я не знаю как им распорядиться, оно мне не нужно в таком количестве".
Ирина12 июля 2018, 07:52
Автору советую поинтересоваться жизнью футболистов: среди них много добрых христиан, помогающих людям, любящих свои семьи,уважающих и лелеющих своих родителей!Подумайте, сколько эти люди отдают сил, как самоотверженно работают над собой?Автор, а Вы так же относитесь к своему делу, столько времени, сколько они тренировке, уделяете молитве?Многие из них станут тренерами, кто-то будет тренировать мальчишек, которые, вдохновленные их футбольными достижениями,никогда не будут пить,курить, употреблять наркотики и заниматься прочей гадостью, а научатся преодолевать себя, не лениться, работать в команде, бороться за свою честь и честь страны! П.С. Что-то румынской сборной не было видно на чемпионате
Алла12 июля 2018, 02:03
Сергей Лактейкин, в гладиаторских боях люди сражались насмерть, а здесь играют. В чем сходство? Вам просто не нравится футбол, или вы в нем ничего не понимаете, и хотели бы, чтобы и другие христиане думали так, как вы. Некоторым так трудно смириться, что их образ жизни и мыслей не все разделяют.
Сергей Рязанцев11 июля 2018, 20:43
"Футбол не может быть спасительным, его нельзя христианизировать ..." (с)

Странный тезис выдвигает автор. А должен ли футбол быть спасительным? А нужно ли его христианизировать?

Как вообще можно спасаться (или не спасаться) в спортивной игре? Миллионы мальчишек гоняют мяч, кто в секциях, к то просто на улице - да и на здоровье. Если у современного городского человека, практически полностью оторванного от физического труда, ещё и спорт отнять - вообще в овощей превратимся.
Сергей Лактейкин11 июля 2018, 15:39
Смотреть футбольный матч - занятие страстное. Знаю по себе. Это сродни гладиаторским боям в Древнем Риме. Поэтому, я думаю, что автор во многом прав. Так что телевизор все-таки лучше выключить. Тем более вечером в субботу, когда идет вечерняя служба.
11 июля 2018, 15:25
Мировой чемпионат принес в Россию хотя бы немного радостной атмосферы. Нигде в Европе невозможно увидеть столько радостных людей со всего мира, такую добрую атмосферу, которая царит сейчас в Москве и других городах. А ведь христиане и должны быть добрыми и терпимыми. Жаль, чемпионат скоро закончится, и опять увидим суровую Россию-матушку, немытые улицы, невежливых полицейских, жаль...
Анна11 июля 2018, 15:07
Я не соглашусь с автором в постановке главного тезиса: "Вместо борьбы с диаволом мы боремся за победу любимой команды". "Наркотик" футбола заключается не в победе или проигрыше какой-то команды, а в том, что 100 000 человек единовременно выражают мощные, яркие эмоции: замирают, трепещут, кричат, плачут... Именно это людей завораживает - такой вот стадный инстинкт! На конкретную команду большинству плевать, но эмоции игры они всё равно чувствуют и ловят.
Вообще статья выглядит весьма ханжеской! Футбол не виновен в том, что люди мало борются с дьяволом. Не будь футбола - нашли бы иную замену, чтобы выплескивать и подогревать свои страсти. А в страсть можно обратить любой предмет.
Иван11 июля 2018, 13:30
Татьяна, эйфория свойственна для мероприятий подобного рода. Говорят, что и на Майдане тоже была такая же ИСКРЕННОСТЬ.
Наталия11 июля 2018, 11:17
Все хорошо в меру.
Где сердце ваше - там и Бог ваш.
Максим11 июля 2018, 11:17
"Единодушные советы отцов таковы, что от лица искушения надо бежать, иначе будешь побежден им".
Был крайне удивлен. Надо бы побольше читать отцов, чтобы не узнавать о "единодушных советах" из статей про опасность футбола. У нас в городе Саранске построили огромный стадион и целый микрорайон ради этого чемпионата, надеюсь молодые русские семьи смогут получить там доступное жилье по дешевой ипотеке и дети наши хотя бы будут играть в футбол, а не в литробол (как мое поколение). Из двух зол выбирают меньшую. Лишь бы они на этих своих стадионах Христиан львам бросать не начали!
Юлия11 июля 2018, 00:53
Такое чувство, что футбол объединил всю страну. Дети в футбол стали играть, это же спорт , меньше интернету времени. Российские болельщики после проигрыша убрали за собой мусор с трибуны, следуя примеру японцев. Что же в этом плохого? Ну не все ж могут затвориться в Келье и молиться днем и ночью, это ж по силам. А еще есть фильмы интересные и литература художественная, театр и прочее
Олег Мариуполь11 июля 2018, 00:40
Это очень опасная игра.Посмотрите как использовали в Украине фанатов Карпат Правый сектор и серьезно задумайтесь.
Алла10 июля 2018, 17:15
Футбол украшает нашу жизнь, делает её интересней. И это прекрасно. Я была в фанзоне, и мне очень понравилось это чувство международного праздника.
Евгений Е. 10 июля 2018, 16:43
Автор подозревает христиан да и вообще всех тех, кто каким-либо образом, мало или много, интересуется футболом, в фанатизме. Однако, известно, что вешать ярлыки на группу людей и неграмотно и неоправданно. В итоге сам автор выбирает другую крайность - религиозный фанатизм (не путать с духовностью).
Алексей10 июля 2018, 15:42
Анна пишет:
"Христиане православные, о чем вы говорите? о чем вы рассуждаете? вы не замечаете других жестов, кроме воздетых к небу рук? вы игнорируете тонны пахабной рекламы "безалкогольного" пива и всего остального?"

Анна, а вот знаете -- игнорирую. Не замечаю. Вокруг любого дела крутятся дельцы. На символе креста Господня наживаются ничуть не меньше, чем на околофутбольных темах. Я вот иду по улице -- и не вижу реклам. Вот это -- христианство. Вопить и тыкать пальцем в "пахабную" рекламу -- это кликушество, а вот не видеть её -- христианство.
Алексей10 июля 2018, 15:37
Статья написана нагло и развязно. Румыны всегда отличались хамоватостью. "Вместо борьбы с диаволом мы боремся за победу любимой команды" -- простите, кто это "мы" и почему "вместо"? Смею заметить, например, иером. Василий, новомученик Оптинский, до ухода в монастырь был спортсменом, что не помешало ему дошагать до святости.
"Футбол как таковой – это занятие второсортное" -- по сравнению с чем? По сравнению со спасением души все занятия второсортные. Но если Бог на первом месте, почему бы футболу не быть на своём?
Впечатление, что автор вылил на голову читателям свои собственные страсти, кое-как, неуклюже спрятав их за неловким "мы".
Алексей10 июля 2018, 15:36
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12).
Анна10 июля 2018, 15:16
Да... Футбол. Слезы, радость, объятия, единение, руки, воздетые вверх... Но почему-то первое, что я услышала после поражения нашей сборной - это матерный крик на улице. Христиане православные, о чем вы говорите? о чем вы рассуждаете? вы не замечаете других жестов, кроме воздетых к небу рук? вы игнорируете тонны пахабной рекламы "безалкогольного" пива и всего остального? о чем вы?
Виталий Урсу10 июля 2018, 14:41
Я в некотором недоумении:
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил главного тренера сборной России по футболу С.С. Черчесова и игроков команды с успешным выступлением на Чемпионате мира по футболу 2018 года, который проходит в России.«Достигнутые успехи стали убедительным свидетельством высокого профессионализма тренера и спортсменов, целеустремленности игроков, командного духа, а также воли к победе»,— подчеркивается в поздравлении Его Святейшества.Святейший Владыка особо отметил «роль болельщиков,оказавших исключительно важную поддержку национальной сборной».«Яркая игра футболистов и искренние сопереживания наших соотечественников содействовали единению российского об-ва"
Алексей10 июля 2018, 14:27
Возможно, "лига мечты" была придумана Ж.Риме (после 1 мировой войны) для того, чтобы люди вместо кровавых войн на уничтожение, устраивали чемпионаты мира, преодолевали бы взаимную ненависть, и чтобы их "сражения" были безкровными.
Алексей10 июля 2018, 14:18
Запомним это:
"нам остается единственный выход – подменить подмену, посмотреть, что в этой игре хорошего, красивого и возвышающего, чтобы просмотр футбольного матча уже не был поводом ко греху, но поводом к возвышению нашего помысла к Сотворившему всё благое и красивое. Изменить свой взгляд так, чтобы превратить футбол в зрелище, приближающее нас к Богу".
- многие смотрят сейчас чемпионат мира. И многие похвалили и благословили нашу сборную за то, что они дарили нам радость. Церковное Богослужение лучше футбольного матча, но сам футбол лучше многих других сомнительных развлечений. Если в течении веков был облагорожен театр, то может быть облагорожен и футбол.
Владислав10 июля 2018, 13:09
Автор слишком перегибает. Не нужно относиться к футболу как к чему-то совершенно противоречащему христианству. Да, профессиональное занятие этим спортом практически никому, как правило, не рекомендуют. Но если быть не фанатиком, играть на любительском уровне, водить детей на секции футбола... Никакого греха тут нет. Многие священники и сами смотрят футбол, и разрешают играть в него. Спорт - это хорошо. И патриарх на плохое благословлять не будет, раз уж вспомнили патриарха в статье. Спорт воспитывает характер. Не нужно делать картину, будто дремучие православные в платки кутаются, от мира прячутся и ничего не делают более.
Валентина10 июля 2018, 12:59
Верно написано, но и с Евгением Ивановым в комментариях соглашусь. А вообще, главное, выйти из "заколдованного круга" и вся эта нелепая радость, как и сам чемпионат, пройдут мимо. И не жаль нисколечко. Ужасно, когда на футбольном чемпионате ты вдруг понимаешь, что "весь мир - одна семья", это профанация. Честно скажу, радовалась, когда после отборочных матчей уезжали болельщики проигравших команд. Не хочу такого повода для праздника. На сайте есть статья об иностранных болельщиках в Сретенском монастыре, какая-то не "единящая" все равно. В интернете писали, что один болельщик умер, сердце схватило, другого в дурдом отвезли, он с отцом приехал болеть...
Виктория10 июля 2018, 12:58
Я не совсем согласна с автором.
Тоже самое можно было сказать и про Олимпиаду. Да, фон болезненности нездоровой присутствует. Но это вовсе не значит, что все действительно подменяют религию. В любом случае чм- дело временное. Иногда нужны такие мероприятия, хотя бы ради того, чтобы со всеми народами мира почувствовать себя одним целым. Единственное, я не понимаю, когда фанаты начинают громить все вокруг...это страшно.
Алексей10 июля 2018, 12:32
Отличная статья.
Валерий10 июля 2018, 12:25
В статье всё свалено в одну кучу. Знаете, вот церковные люди часто ропщут на других за то, что они судят о церкви, не имея к ней никакого отношения. Судят по каким-то внешним проявлениям и по не в меру активным и чрезмерно ревностным прихожанам, недобросовестным священникам и т.п. Но мы-то знаем, что в общем массе таких людей меньшинство.
Так вот многие церковные люди точно так же судят о том же футболе. Отмороженных на голову фанатов в среде болельщиков менее 1%, но да, их видно из-за их активности. Так зачем теперь говорить что это бесовская игра, которую истинный христианин должен избегать? Во всем нужно знать меру.
Арина10 июля 2018, 12:23
Когда футболисты к Богу обращаются по своим "ничтожным" поводам, всегда думаю о том, насколько они лучше меня, не забывают Его и с таким "не христианским" занятием.
Почему, когда видишь футболиста, осеняющего себя крестным знамением перед игрой, в благодарности вскидывающего руки к небу за гол или победу, самому не вспомнить о Боге и не помолиться? Зачем это постоянное брюзжание не то, не так, не по-христиански и т.п. С таким подходом в вождении машины, в токарных станках с большим натягом можно пользу узреть, жили без них тысячи лет, к чему ум напрягали "не в ту сторону" не понятно. Из футбола идола не надо делать, но и из христианства тоже. Христу поклоняемся, а не христианским занятиям.
Антоний10 июля 2018, 11:10
Добрый день, братья и сестры! Искренне благодарю дорогую редакцию за публикацию этого и иных посвященных большому спорту в целом, и футболу в частности, материалов. Ранее мы прочли статью о футбольных болельщиках - паломниках. Сегодня (а когда же еще, если не в день памяти преподобного Варсонофия Оптинского, сказавшего: "не играйте в эту игру и не ходите смотреть на нее, потому что эта игра также введена диаволом и последствия ее будут очень плохи"!) нам предложен иной взгляд. Сегодня есть духовники у футболистов и футбольных команд, и есть старцы, считающие футболистов служителями зла, готовящими всему миру катастрофу. Где истина? Каждый решает сам в согласии со своей совестью и духовником.
М. С.10 июля 2018, 10:55
Всё хорошо в меру: радоваться можно, а впадать в исступление очень даже не надо.
священник Даниил10 июля 2018, 10:45
Хорошая статья, спасибо!И честная. Да, от того, что Патриарх благословляет, команда имеет своего духовника, а некоторые игроки осеняют себя крестным знамением, от этого природа игры не меняется.
Скорее, этим самым знамением игроки позорят Имя Божие, как об этом сказано у пророка Иезекииля. И,скажу по опыту, многим верующим стыдно от того, что команды ( будь то "товарищеские матчи" между студентами семинарии и мусульманами или священниками и заключенными ) православных проигрывают. Бог не помогает? Для чего тогда вообще заявлять о своей принадлежности к христианству, к избранному Богом святому обществу? Плачь и позор - вот что чувствуют многие верующие.
Лена10 июля 2018, 10:32
Я очень люблю футбол. И не совсем понимаю, в чём примитивизм?! Считаю это спортивным искусством - бить штрафные с дальних дистанций, закручивая мяч, обводить, мастерски исполнять дриблинг... Тот же хоккей, баскетбол, волейбол... Фигурное катание, биатлон. Где примитивизм? Да я во время ЧМ с удовольствием отдыхаю от всего этого чудовищного количества смрадных передач на ТВ, пошлого кинопродукта, развратной эстрады. (В семье-то смотрят телевизор, я не могу подойти и выдернуть штепсель.) Когда приходим на стадион - ведём себя прилично. Не пьем пиво, не дудим, не шумим, не громим кресла. Просто смотрим. Выиграли - хорошо, проиграли - хорошо. Просто надо с умом ко всему подходить.
Никита10 июля 2018, 10:24
Автор статьи все смешал в одну кучу. Складывается впечатление, что никакое занятие, кроме молитвы не позволительно и отвлекает от борьбы со злом и тому подобное. Фанатизм вообще плох сам по себе в любом его проявление, и не только в футболе. Разве нет не здорового фанатизма и в религиозной сред. И то что автор статьи говорит о бессмысленности умения играть в футбол очень натянуто и перевернуто. Тогда и навык игры на музыкальных инструментах, и умение петь - это все пустое, не приносящие ни каких видимых результатов.
Наталия Ростова Продолжение10 июля 2018, 10:11
Ну не может наш русский человек переживать сильные эмоции в одиночестве. Обязательно нужно единение с народом! И что мы видим? Это уже не просто игра, это уже битва за Россию! Смотрят футбол даже те, кто был далёк от него. Смотрят, переживают, не скрывают слёз и радости. Россия сейчас объединилась, как никогда в наше время. Я,человек который до Чемпионата Мира, не знал, что такое пенальти и штрафной, сейчас сижу с охрипшим голосом. И я не считаю это чем-то плохим. И футбол меня не увлёк от Бога. И радостно видеть, как наши игроки крестятся перед игрой и слова Дениса Черышева :" Вся слава только Тебе, Господи." - это не просто слова. Это дух нашей команды и нас, болельщиков.
Наталия Ростова10 июля 2018, 09:58
Позвольте поразмышлять...Слава Богу, нет у нас сейчас в России войны, самой настоящей с оружием, свистом пуль, взрывами гранат, реками крови..А мужчины хотят быть защитниками и воинами. Засиделись мужики дома. Кровушка играет, адреналину нужен выход, а выхода нет. Семьи на бытовухе разрушаются, скукотища смертная и некуда себя мужику деть, только как с друзьями и с бутылкой, обсуждать наше правительство, реформы ЖКХ и ПФ. А тут ещё и либерально настроенные граждане, разбавляют краски водой своими речами, что " всё плохо и хуже уже некуда ". Льют грязь на нашу матушку-Родину. Как тут не завыть с тоски нашему богатырю? И вот футбол...Чемпионат. Ещё и фактически дома, в каждом дворе..
Ксения10 июля 2018, 09:53
Спасибо за статью. Я полностью согласна с автором. Как может игра занимать у людей столько чувств, внимания, времени? Это несерьезно. Мне кажется, если бы люди занимались более или менее серьезно духовной жизнью, они стали бы переживать о другом - о своем спасении, о своих грехах и пороках. Им было бы не до этого. Когда искренне переживаешь о содеянном, осознаешь свой грех, какой там футбол? Мы духовно невероятно ослабли, а свято место пусто не бывает, вот поэтому в нем футбол
Татьяна10 июля 2018, 09:18
Я приходила домой, рассказывала увиденное сыну, и он радовался вместе со мной. Мы уже вернулись в свой город, Россия не вышла в полуфинал. Но в моем сердце нет обиды и разочарования. Есть ощущение огромного счастья и радости, которое передалось мне тогда не в самые легкие минуты моей жизни и живет во мне до сих пор. Если есть еще в этом мире что-то, способное, нестотря ни на что, всех объединять, пусть оно существует. И, я верю, что чувства, идущие от сердца, не могут создавать подмены. Искренность способна творить любовь. Простите за многословие...
Татьяна10 июля 2018, 09:08
Это был большой праздник. Для всех! А когда это искренно и по настоящему, оно открывает сердца. В свете всех последних мировых событий, недоверия, ненависти и злобы случился этот чемпионат в России. Люди к нам приехали, а мы им оказались рады. Человек не создан для ссор и вражды, он создан для любви и дружбы. Почему же во всем мы всегда ищем какие-то подводные камни? Почему нельзя просто радоваться? Быть вместе? Держаться за руки и говорить: "Спасибо!". Я видела болельщиков проигравших команд, они были грустные, но они УЛЫБАЛИСЬ. Все остальные подбадривали их и утешали, обнимали. Было чувство, что мы, действительно, дети, и хотелось всех любить и прощать.
р.Б. Сергий10 июля 2018, 09:03
Всё верно написано. Самому приходили подобные мысли,только не смог их облечь в такую логическую форму,как автор материала.
Евгений Иванов10 июля 2018, 09:00
В этой статье есть хорошие мысли, но есть и смущающие. Например: "нам остается единственный выход – подменить подмену, посмотреть, что в этой игре хорошего, красивого и возвышающего, чтобы просмотр футбольного матча уже не был поводом ко греху, но поводом к возвышению нашего помысла к Сотворившему всё благое и красивое".

Очень странный и искусственный вывод! Как представляет себе автор просмотр матча (по телевизору или тем более на трибуне) без какого-либо страстного прикипания к зрелищу? Футбол не окружает нас всюду, это преувеличение. Достаточно изолировать себя от праздной и суетной информации о футболе и жить себе спокойно.
Татьяна10 июля 2018, 08:57
Но так случилось, что волею судьбы ни муж, ни сын попасть не то, что на матчи, но даже в фанзоны не смогли. Были определенные обстоятельства. А я, которая совсем не хотела там быть!!!, оказалась в гуще всех событий в Петербурге. Мне казалось, что стран и государств с их границами больше нет. Что все мы: иранцы, мексиканцы, марокканцы, немцы, россияне и т.д. одна семья. Я видела на лицах людей только улыбки, видела учтивость, помощь, открытость. Как будто весь мир распахнул тебе свои объятия. У меня в это время болел сын, и я только молилась, ни о чем не могла думать и ходила все время по святым местам. Но вся эта огромная радость, ИСКРЕННЯЯ поверьте! не оставила меня равнодушной
Татьяна10 июля 2018, 08:46
Немного витиевато и затянуто, но в главном с автором согласна. Одержимость во всем этом присутствует. И на уровне фанатов безусловна подмена ценностей. Но хочу выразить и свое мнение от этого чемпионата. В нашей семье спорт занимает большое место. Я в молодости была активной спортсменкой, а муж и по сей день неразлучен с несколькими видами спорта. Сын активно болеет за Зенит, да и сам футбол, в принципе, любит (без фанатизма). Они вдвоем очень чемпионат ждали, надеялись на победу нашей команды, в отличие от меня. Я абсолютно точно понимаю, что в нашей стране в футбол хорошо играть не умеют и сожалею всегда о той шумихе, которая вокруг него создается.
Владимир Степанов10 июля 2018, 08:10
Спорт, при всём его изъяне имеет очень хорошую и важную функцию. Спорт - это замена войны и кровавого насилия, которое присущи человеку по первородному греху. Если раньше страсти изливались в кулаках и пытках на родных и близких, на политических конкурентов и соседние народы, то теперь каждый может в круге таких же, взять пива и колбаску, включить телевизор, и уютно и громко переживать победу/поражение, не причиняя вреда близким. Попускал Господь многоженство Израилю по жестокосердию, и спорт нам для того же.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×