Среди моей родни есть один очень дорогой для меня человек, отношения с которым описываются каким-то термином – не помню каким, кажется, «свояк». Это приблизительно как двоюродный брат. По сути, я для него – за старшего брата. Так себя и чувствую – заместителем старшего брата.
На Первом спортивном турнире для православной молодежи «Покровские Старты». Москва 2006 г. |
Скверно. Если во дворе какой-нибудь парень привяжется к братишке, он от ударов не увернется, будет получать побои по полной программе. Если нападающих окажется трое, он и убежать от них не сможет. После игры я попросил брата показать, как он будет отбиваться, если какой-нибудь мальчишка кинется на него с кулаками. Брат медленно и неправильно сложил кулак, сделал серьезное лицо, и тут я понял окончательно, что надо его в секцию вести. Нельзя дальше на самотек это дело оставлять.
Будущий мужчина должен в случае необходимости и за себя постоять, и свою семью защитить, и за слабого в драке заступиться. Православный он или нет, в данном вопросе это обстоятельство сути не меняет.
«Надо брату помочь, секцию подобрать, – думал я той весной, – хотя на лето секции закрываются. В мае начинать регулярные занятия мало толку. Летом решим, куда идти. С сентября запишемся. А пока до осени далеко, нажмем на общефизическую подготовку, дома и на воздухе подтянем форму». Подготовимся… Угадайте, занимались мы подготовкой или нет. Правильно, не занимались. Однако тема занятий летом всплыла – неожиданно для всех. А было так: мы поехали на недельку в скаутский лагерь. Побыть на природе среди православных сверстников полезно для брата и приятно для меня.
Детский казачий лагерь |
Многая лета батюшкам, которые не побоялись, что их неправильно поймут окружающие.
На этих утренних занятиях не культивировали кровожадность, просто учили самообороне. Объясняли детям, как складывать кулак, чтобы при ударе не травмировать пальцы, как защититься от прямого удара в голову, как освободиться от удушающего захвата. Давали детям игровые задания: разбиться по парам, ладошками наносить несильные замедленные удары по партнеру, защищаться от его ударов и одновременно пальцами ног стараться наступить на его ноги. Полезное задание. На этом задании ребята перестали быть намертво «приклеенными» к земле, пошли активно перемещаться по поляне. Это замечательно. В реальном рукопашном бою важно не только наносить удары самому и блокировать удары противника, необходимо управлять дистанцией боя, не застаиваться на месте, не превращаться в неподвижную мишень.
Что мог отец Константин дать ребятам за семь занятий? С одной стороны, почти ничего. С другой – не так уж мало дал. Никакой базовой техники он им не показал, само собой. Зато он научил, как утром разогреть мышцы и связки, разработать суставы с помощью движений, каждое их которых является элементом самозащиты, – хотим мы того или нет, жизнь иногда ставит нас в условия, когда нужно давать отпор агрессору. Занятия отца Константина начинались с разминки. На лесной поляне знакомые ребятам отжимания превращались в отработку прямого удара рукой, махи ногами – в подсечки.
Соревнования участников военно-патриотического клуба "Шестая рота" в Южном Бутово. |
Когда мне самому было 13 лет, я тоже посещал секцию. Это были занятия по каратэ стиля шотокан (сётокан). Еще при советской власти – на подпольном положении. Я не бывал тогда в церкви, практически ничего не знал о Православии, и меня в каратэ интересовала не только эффективная ударная техника, но и духовность. Каратэ, как и другие восточные единоборства, зародились в странах, где исповедуют буддизм, даосизм, синтоизм. Так что восточные единоборства несут на себе отпечаток язычества. И подчас единоборства считаются составной частью нехристианской духовной практики – вспомним хотя бы шаолиньских монахов с их тренировками по у-шу. Мы с братом люди православные, и нам религиозно-окрашенная практика восточных единоборств категорически не подходит. У нас есть родная духовная практика – православная. Ничто не может ее заменить, и мы ни с чем нехристианским не будем ее смешивать.
К сожалению, секциями восточных единоборств порой руководят убежденные «гуру», которые обучают людей технике поединка и пропагандируют медитативные упражнения, работу с мистическими энергиями (ки, ци) – прямое неоязычество. Попасть в такую секцию все равно что попасть в секту. Нам, православным христианам, приходится быть осторожными и не идти ради посещения секции на компромиссы с совестью.
В 1980-е годы мне повезло: наш тренер (сэнсэй) не увлекался мистикой, он давал только технику ударов, блоков и перемещения в стойках. Может быть, и сейчас мне достаточно найти секцию шотокан такого же безрелигиозного направления? Поискав, я выяснил, что в нашем городе работают несколько секций шотокана. Первая же обнаруженная требовала, чтобы на занятия люди приходили без украшений, в том числе без нательных крестиков. Как я понимаю, тренер не хотел выслушивать претензии за порванные в спарринге золотые цепочки. С ним можно было договориться, объяснить, что крестики для нас не украшения, а святыня нашей веры. Мы не снимем крестики, однако и не будем иметь претензий к тренеру и спарринг-партнеру за разорванные цепочки.
Секция рукопашного боя при православном молодёжном центре «Синаксис» (храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия) Кемерово. |
Об основных результатах – в двух словах. Брат посетил примерно 50 тренировок за девять месяцев. Это немного. Теперь мы с братом иногда устраиваем тренировочные поединки один на один. В ходе спарринга его не так легко подловить на обманном движении. От ударов в голову он неплохо уворачивается, от захватов освобождаться умеет. Техника ног пока слабая, дистанцию плоховато контролирует. Но той печальной беззащитности, какая у него была год назад, нет и в помине.
Что касается меня, то через месяц занятий я сломал палец. Неправильно блокировал удар ногой, вот и поплатился. Не пролеченный вовремя палец до сих пор побаливает, но я не жалею об этом. Важнее, что брат посещает нормальную мужскую секцию, хотя в его случае подобрать секцию было не так просто. У брата моего гемофилия – кровь не свертывается. Любая травма для него может иметь тяжелые последствия. Брат регулярно принимает лекарство, контролирует свертываемость крови, мазями специальными обрабатывает обширные синяки и гематомы. Лекарства несколько облегчают ему состояние, но инвалидность никуда не денешь. Когда я записывался в секцию, то тренеру честно рассказал про гемофилию. Тренер спросил меня обо всех особенностях болезни. И заверил, что мы можем приходить на тренировку, если лечащий врач даст брату справку, допускающую его на занятия по каратэ. Из-за гемофилии нам подходил именно шотокан – бесконтактный стиль каратэ. В шотокане удары только обозначаются, останавливаются в паре сантиметров от спарринг-партнера[1]. Конечно, не всегда обозначаются, по ошибке можно получить удар в контакт, но это бывает редко и только по ошибке.
Вот такая у нас получилась история с секцией. Несмотря на серьезную болезнь брата, оказалось, можно даже и ему секцию подобрать. Он продолжает в ней заниматься. Думаю, на каком-то этапе он ее бросит, но некоторые навыки самозащиты у него останутся на всю жизнь. Они бывают нужны мужчине.
Ирония состоит в том, что хулиганы как раз и не владеют ни боксом, ни карате, ни чем другим, только внушая страх, неожиданность. Поскольку обычно они нападают по нескольку человек.
И нет гарантии, что не нападут после первой тренировки, когда еще не научился драться.
И мы не знаем, где встретимся с ними. Причем страшно именно за своих детей и страшно встретить тем, кому есть что терять.
Единственное, что может преодолеть страх таким ситуациям - знание о подвигах святых и молодежи во время войны.
Каким единоборством заниматься православным? Тем, которое не повредит их душе.
Например, до революции в кадетских корпусах изучали бокс и фехтование - им хватало, рукопашный бой тогда был фазой боевых действий, применялся постоянно.
А сейчас у нас отношение к боевым искусствам как к образу жизни - привито кстати восточными единоборствами, где занятия превращаются в ритуал, в постоянную духовную практику.
Вот, например, прот. Димитрий Смирнов недавно на "Радонеже" порекомендовал заниматься боксом и самбо.
Сергей Бадюк, в первую очередь рекомендует бокс, как средство физической и боевой подготовки.
Резюмирую. Для подготовки к реальному боестолкновению необходима хорошая физическая подготовка и спаринговый опыт. Они имеются в таких традиционных спортивных видах как: борьба греко-римская, вольная, самбо; боевое самбо; рукопашный бой(спортивный и армейский);бокс (английский, французский), кикбоксинг, просто секции самообороны. Еще можно для общего развития фехтование и ножевой бой.
Список внушительный. Любому хватит боевой практики.
Нам нет особой нужды в восточных единоборствах. Большая их часть как ни крути замешана на восточной религии и культуре. А хорошего тренера надо еще найти.
К тому же у нас есть свой официально признанный национальный вид - самбо (с уникальной боевой частью). Так зачем искать чего-то экзотического, когда все "под боком"
"В юности занимался ...
Лучшим боевым искусством считаю самбо и рукопашку ...
И еще, - ... Самым рациональным считаю наличие травматического оружия."
Вячеслав,
вместо мозгов лучше иметь калькулятор (компутер), а вместо совести - гросбух с законами.
Кроме того.
Хорошо сказал один товарищ: "боевое искусство - это оружием, которое нельзя обнаружить, пока его не применили, и нельзя отобрать, пока человек жив"
Братья, вы не знаете, есть ли в Москве такая секция шотокана, о которой говорится в статье?
В Москве есть Кочергин. Найти посредством интернета не так сложно думаю. И он православный, хотя преподает жестко.
Считаю его бесполезной тратой времени. Сейчас со смехом вспоминаю наши спарринги в неполный контакт, потом в полный контакт но без ударов в голову, медитации, ката и прочую муру. Хуже всего что человек потом выходит в реальность считая себя готовым и может здорово нарваться. Лучшим боевым искусством считаю самбо и рукопашку, но этого в нашем городе к сожалению нет. И еще, - "лучше старенький тт чем дзюдо и карате", вы не сможете держать себя в хорошей форме всегда, или противостоять толпе шакалов с ножами даже если вы великий йода. Самым рациональным считаю наличие травматического оружия.
Братья, вы не знаете, есть ли в Москве такая секция шотокана, о которой говорится в статье?
Буду очень благодарен за помощь!
Говорю, как прошедший разные секции: Ни один тренер не говорил и не учил нас РАДИ ЧЕГО и ДЛЯ ЧЕГО мы, ребятишки, тренируемся. Зато с успехом учил телевизор.
Должны начать родители: защитить Родину, семью, слабого, себя...
Многие сетуют на сложные вопросы применения силы...
Такие помыслы появляются от того, что человек не разумеет своего места в жизни, своего чина (мирянин-священник-монах), места в обществе и для чего её применять (тешить гордыню или защитить). Вообще то, это должен объяснить священник. Может Диакон Павел Сержантов напишет более развёрнутую статью по этой теме, а то у народа больше вопросов чем ответов.
Вспомните или прочтите житие Александра Невского, многие вопросы тут же отпадут. Помните: "Не в силе Бог, но в правде!" "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих..."
Если ситуация того требует: помолившись исполни заповедь!
Но если дал монашеские обеты или стал священником, то разговор брат, будет другой...
Спаси Господи!
"А вот как раз таких наставников, не так уж и много.
Из известных мне, таким является Николай Николаевич Немчинов. Двадцатилетняя деятельность, возглавляемой им детско-юношеской общественной организации - "Ассоциация Витязей" (www.vitayzi.ru)".
Денис, классная информация!
Кстати, на указанном сайте: "Однако, хотелось бы обратить внимание на один тревожный факт, который во многом обесценивают достижения последних лет. Многие и многие из этих замечательных, талантливых, инициативных ребят, даже найдя свою вторую половинку (что, кстати, проблема и, увы, отнюдь не на бумаге) предпочитают воздерживаться от следующего, казалось бы, логичного шага, обеспечивающего симфонию семьи как малой Церкви – они не рожают детей.
Часами готовые ... до хрипоты обсуждать нюансы церковной политики, писать сложные статьи – результат изучения впечатляющего тоннажа литературы, проливать пот на тренировках и на соревнованиях, эти юные мужи и девы не хотят отвлекаться от пути самосовершенствования ради такой «мелочи» как ребенок. В результате такого странного мировоззренческого выбора хорошее слово, а зачастую и хорошее дело все чаще можно описать не самой приятной по смыслу формулой: говорю, но сам не делаю.
Поэтому, при поиске секции для мальчика, нельзя ограничивать критерии поиска степенью эффективности того или иного направления единоборства и оценкой спортивной (или боевой)квалификации наставника, нужно обращать более пристальное внимание и на то, какие цели ставит перед собой этот наставник и какие нравственные и воспитательные ориентиры он ставит перед своими учениками.
А вот как раз таких наставников, не так уж и много.
Из известных мне, таким является Николай Николаевич Немчинов. Двадцатилетняя деятельность, возглавляемой им детско-юношеской общественной организации - "Ассоциация Витязей" (www.vitayzi.ru), всецело ориентирована на воспитание подрастающего поколения в духе традиций русского воинства -Витязей...
Степан, прошу извинить, но Вы, по-моему, слишком категоричны. Часто, категоричность бывает от недостаточного знания.
Если говорить о выборе секции для пацанов, то в первую очередь нужно выбирать тренера - что он за человек; во вторую - какой он профессионал. А каратэ это будет, самбо, айкидо - не суть. Малышей (с 6-7 лет) - лучше сначала в гимнастику, борьбу, чуть подрастут - тогда ударную подготовку (реалии России нужно учитывать, какие вообще секции есть; настоящий Шотокан - далеко не везде есть).
На мой взгляд для православного мальчика и молодого человека вполне подходят спортивное и боевое самбо, бокс и кикбоксинг, греко-римская и вольная борьба, а также армейский рукопашный бой.
К занятиям различными стилями карате, у-шу и т.п. следует подходить осторожно, не влезать в восточную духовность.
Занятие "русскими" стилями с одной стороны духовно небезопасно, так как очень многие из них по сути являют собой восточные практики в русском обличии (аналогично различным "древним верованиям славян" индуисткого происхождения), а с другой стороны отсутствие реальных соревнований, системы спортивных разрядов и пр. не делает их эффективными спортивными дисциплинами.
Кроме того, бойцы русского стиля могут одновременно считать себя православными (выставлять кресты и иконы, даже молиться), но при этом практиковать работу с "энергиями".
А тема поднята очень важная, спасибо автору.
Я сам довольно долго крайне предубежденно относился к шотокану, но сейчас считаю, что данный стиль дает возможность быть в хорошей физической форме и повышает обороноспособность занимающегося.
Павел, все так называемые стили "русского рукопашного боя" странным образом моложе 20 лет (хотя их адепты могут рассказывать что угодно).
И мой опыт БИ показывает малую эффекстивность этих новоделов: они красивы в показательной части, но в рельной драке или спарринге толку крайне мало.
Вот армейский рукопашный бой - это совсем другое дело.
Лично я планирую отдать своего крестника на бокс: он растет маленьким, и потому бороться со сверстниками ему будет сложно, а в боксе его научат контролировать дистанцию, быстро перемещаться, уклоняться от ударов и конечно же наносить удары.
САМБО - это чисто российская традиция которая дополнена в т.ч. и техниками из дзюдо и из других видов. Что вообще за улюлюкание вокруг этих восточных единоборств! САМБО готовит боица, это спортивная дисциплина. Каратэ, это система воспитания воина в средневековой японии и физическая подготовка это только одна из тем.
У нас проблема в том, что в конец маргинализированное российской общество вместе с уважаемым автором совершенно не знакомо ни с нашей историей ни с культурой.
Приведу смысловой ряд для типичного россиянина:
Если единоборство, то каратэ или ниндзюцу (а как же иначе?!).
Если архитектура, то неприменно альпийское шале (в подмосковье!) или жилой комплекс "английский квартал" (в центре Москвы).
Если язык, то английский или французский.
Если живопись, то обязательно "Мадонна".
Если отдых, то в Египте.
Вам "не совсем понятно чего хотел сказать автор статьи". Поясняю. Для любого мальчишки можно найти подходящую секцию, где его научат самообороне, будь то сетокан, самбо и тд.
>"Что я скажу убитому мною?"
"Тебе не следовало так поступать. Но, все же, пожалуйста, прости."
>"А что скажет мне Бог?"
В ответ на несовершенные действия, к которым обязал долг любви - что-то более утешительное и воодушевляюще, нежели в ответ на бездеятельный поиск идеальных решений в изначально неидеальной ситуации, безотлагательно требующей решительности.
Все мы люди, увы, сопричастные греху, и никому из нас Господь погибели не желает, всем хочет лучшей доли и части в Его Царствии, всех желает привести Своим Промыслом к спасению через покаяние, так что сохранение жизни враждебно настроенного человека, даже в боевой ситуации - нравственно правильно, однако, уверен, лишь до тех пор, пока эта милость не оборачивается гибелью для тех, кто уповает на твою защиту и плечо. Идеального решения в этом вопросе нет, надо слушать совесть, а ее, как компас, выверять и ориентировать ко Христу.
Существуют способы обороны без лишения противников жизни и здоровья, надо искать, изучать и осваивать, по мере необходимости и возможности - только такие, что не имеют отношения к восточной мистике и т.п. вещам.
Прочтите труд "О сопротивлении злу силою" проф. И.А. Ильина - более одновременно весомого и трезвого труда по обозначенному Вами вопросу я не знаю.
А вообще не совсем понятно чего хотел сказать автор статьи который, к слову, единоборствами видимо никогда не занимался.
Для справки:
Шотокан - вырожденное единоборство. Соревнования по нему проводятся в безконтактом режиме, т.е. удары наносятся в воздух. Основу подготовки составляют формальные комплексы (ката) с демонстрацией техники и стиля.
Хотя для игры в салочки даёт весьма неплохую подготовку...
Я как мужчина, часто склоняюсь к идее силового решения некоторых проблем: нет, я не бью людей или животных, просто наблюдая происходящее вокруг, в большинстве случаев оправдываю насилие. Например, антитеррористическая операция, убийство боевиков - законно и даже благо для мирных граждан. Однако, всегда в глубине сознания (иногда и на поверхности), присутствует мысль: человек это образ Божий, и что же, вот так просто бить по этому образу (даже тренируясь в шокотан), тем более уничтожать этот образ, удовлетворяясь рассудительным: "иначе нельзя было, иначе погибли бы невинные и т.п.".
Конечно, правильно сказать: "я сильный мужчина, одолею любого, кто тронет мою женщину, ребенка, Родину...". Но...я умираю и передо мной вечность, где нет врагов - нет боевиков, нет террористов, нет политических противников, тем более нет хулигана из соседнего подъезда. Кого увижу вокруг себя в вечности? Что я скажу убитому мною? А что скажет мне Бог?