В начале сентября 2013 года на сайте Межсоборного присутствия был опубликован Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)». Портал Православие.Ru попросил прокомментировать данный проект священника Павла Гумерова – известного автора книг на тему семейной жизни: «ОН и ОНА», «Малая Церковь», «Семейные конфликты: Профилактика и лечение. Взгляд православного священника», «“Гражданский брак”. Начало семейной жизни или блудное сожительство?», «Ключи от семейного счастья», «Три кита семейного счастья».
17 октября сего года в Петропавловском благочинии г. Москвы прошло обсуждение документов Межсоборного присутствия. Мне было поручено подготовить доклад о проекте документа «Упорядочение практики совершения браков» на собрании Юго-Восточного викариатства. В докладе я постарался выразить не только и не столько свои мысли, но мнение священнослужителей нашего благочиния, среди которых много весьма опытных и мудрых как в пастырской, так и в семейной жизни отцов.
В целом все отцы выразили согласие с изложенными в этом документе положениями, но были высказаны пожелания и предложения внести определенные дополнения. Я думаю, нет нужды останавливаться подробно на всем тексте документа и полностью его приводить, многие уже ознакомились с ним, к тому же проект документа «Упорядочение практики совершения браков» можно легко найти в интернете. Рассмотрим лишь некоторые детали.
В пункте 2 данного проекта говорится: «Венчание совершается после государственной регистрации брака». Хотелось бы, чтобы этот очень правильный пункт был усилен. Например: «только после государственной регистрации…» И еще: «священник, венчающий брак без наличия государственной регистрации, совершает антиканоническое деяние».
Брак христиан кроме духовной стороны имеет еще и правовую, гражданскую.
Апологет II века святой Афинагор Афинский говорит: «Каждый из нас считает своей женою ту женщину, на которой он женат согласно законам» (здесь и далее выделено мной. – свящ. П.Г.). «Апостольские постановления», документ IV века, предписывает христианам «заключать брак в согласии с законом». С самых первых веков христианства в Римской империи благословению брака в Церкви предшествовало его заключение на государственном уровне. Подписывался специальный брачный документ в присутствии свидетелей.
Церковь в России сегодня отделена от государства и не может дать брачному союзу юридический, правовой статус. К тому же, в отличие от ЗАГСов, мы не обладаем компьютерной базой данных и не можем проверить семейное положение людей, вступающих в брак. По причине того, что венчание без регистрации в ЗАГСе не имеет в России юридического статуса, могут позже возникнуть большие проблемы имущественного, наследственного характера, проблемы, связанные с правами детей. Простой пример. Некий священник обвенчал пару без регистрации. Через некоторое время муж умер, и законные наследники выгнали женщину из квартиры, так как юридически она не является его законной женой.
В дореволюционной России люди имели право венчаться только в своем приходе. Церковь проводила подробное расследование возможных родственных и других связей и взаимоотношений брачующихся. А как мы сегодня можем проверить, не являются ли желающие вступить в брак близкими родственниками? Или, например, повенчаем пару, поверив им на слово, а потом появятся законные муж или жена и будут во всем обвинять священника и жаловаться в Патриархию.
В современной приходской практике довольно часто встречаются случаи, когда люди начинают упрашивать священника обвенчать их без регистрации. Повторяю: это таит большую опасность как для самих венчающихся без регистрации, так и для Церкви.
К слову, во Франции священнослужитель, совершивший венчание брака, не оформленного государством, наказывается по закону.
Относительно соблюдения гражданских законов христиане имеют прямое указание Самого Христа Спасителя: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12: 17). Отрицать то, что брак православных христиан должен быть не только венчан, но и совершен согласно с государственными законами, так же абсурдно, как отрицать и другие акты гражданского состояния. Давайте тогда после рождения ребенка не будем получать свидетельство о рождении и записывать его в паспорт, а ограничимся только его крещением. Или будем только отпевать наших умерших родственников, а получать свидетельство об их смерти в ЗАГСе не будем. Представляете, какие тогда проблемы нас ожидают?
Христиане являются гражданами не только Иерусалима Небесного, но и своей страны, а значит, должны подавать пример неукоснительного соблюдения законов, если только они не противоречат заповедям Божиим.
Пункт 3 документа говорит о невозможности венчания браков, заключенных между православными и нехристианами. Далее сказано: «В то же время эти браки признаются Церковью законными, и поэтому пребывание в них само по себе не может служить причиной для наложения канонического наказания (епитимии) на православного супруга (Труль. 72)».
Представляется целесообразным, особенно в связи с участившимися браками с мусульманами и проблемами, возникающими потом в таких семьях, напомнить православным христианам один очень важный момент и внести это, по возможности, в текст документа: «Однако православным христианам, только еще желающим вступить в брак, следует помнить, что, по церковным канонам (31-е правило Лаодикийского собора, 72-е правило Трулльского собора и др.), православным предписывается вступать в брак с людьми православной веры, и вступление в брак с инославными и иноверными возможно только по принятии ими Православия».
В пункте 4 совершенно справедливо говорится о «недопустимости практики лишения причастия лиц, живущих в “невенчанном браке” и отождествления такого брака с блудом», однако очень хорошо было бы внести дополнение, которое касается лиц, живущих в незаконном, незарегистрированном сожительстве, которые при этом считают свой союз браком. В документе «О подготовке к Святому Причащению» прямо сказано, что «в отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием к Причащению, такой союз (т.е. невенчанный брак) в глазах Церкви представляет собой законный брак». Этот же пункт можно внести и в документ «Упорядочение практики совершения браков». Например, после того, как было сказано, что живущих в невенчанном браке нельзя лишать причастия, дополнить: «Однако проживание в незарегистрированном блудном сожительстве является каноническим препятствием к Причащению».
Почему внесение такого дополнения является весьма важным? За последние 20 лет мода на блудное сожительство, или, как его часто лукаво называют поборники подобных свободных отношений, «пробный», «гражданский брак», приобрела характер настоящей эпидемии. По моему мнению, ничто так не разрушает институт семьи и брака, как вольность в половых отношениях до брака и увлечение такой формой связи, как незарегистрированное сожительство. И я это могу доказать. В начале 1980-х годов в нашей стране на 100 браков приходилось 8–10 разводов. В современной России на каждые 100 регистрируемых браков – 70 разводов. 70% молодых людей брачного возраста являются холостыми, не спешат создавать семьи. Более 30% детей рождаются вне брака. Почему? Подавляющее большинство людей, даже из тех 30%, которые захотели создать семью, имели печальный опыт блудных связей и сожительств. Другие нашли для себя альтернативу браку в сожительстве и не хотят создавать семью.
О том, что сожительство – бесплодный, тупиковый путь, явление, разрушающее институт семьи и государство в целом, говорит не только Церковь. Об этом свидетельствуют данные статистики и социологии. В США, в университете Penn State University, а также в университетах Швеции, Канады и Новой Зеландии проводились весьма масштабные исследования, посвященные внебрачному сожительству. В результате выяснилось, что среди семейных пар, где до брака был опыт сожительства, в два раза больше разводов, чем среди семей, не сожительствовавших до брака. Семейных проблем: измен, конфликтов, насилия, психологических проблем – в семьях, прошедших через сожительство, также гораздо больше. Известно, что очень небольшой процент сожительств (менее 20%, по самым оптимистичным данным) заканчиваются свадьбой. Сожители либо расстаются, либо так и не создают настоящую семью. Вот почему у нас такое печальное положение с институтом семьи.
Сожители не уверены в своих отношениях и очень редко решаются на рождение ребенка; у многих женщин из-за абортов и многолетнего предохранения от беременности развивается бесплодие. Всё это также очень негативно сказывается на демографической ситуации в России. Собственно говоря, только Церковь в нашей стране борется с безнравственностью и открывает людям глаза на истинные ценности: веру, настоящую семью, жизнь по заповедям и по совести. И очень печально бывает, когда православные люди, даже священнослужители, поддаются духу времени и терпимо, сквозь розовые очки смотрят на сожительство, не понимая, какое зло оно несет. Приходилось сталкиваться с тем, что некоторые священники считают сожительство до брака вполне допустимым явлением, чуть ли не началом семейной жизни. Но ведь именно Церковь должна говорить людям правду, называть грех – злом, а не нормой.
Поэтому очень хорошо, если Собор примет документ, в котором будет декларирована официальная позиция Церкви по отношению к сожительству. То есть в нем будет прямо сказано, что сожители ставят себя вне церковных канонов. Пока они не заключат законный брак, они не могут венчаться и причащаться.
Правила относительно сожительствующих существовали в Церкви с древности. К примеру, 26-е правило святителя Василия Великого гласит: «Блуд не есть брак и даже не начало брака» – и назначает сожителям епитимию как согрешившим блудом.
Существует мнение, что, если прямо сказать сожительствующим о том, как учит Церковь об их состоянии, они обидятся и уйдут из храма. Могу свидетельствовать как священник, занимающийся вопросами семьи и брака: мне пришлось иметь дело с немалым числом лиц, живущих в сожительстве, и я не могу назвать ни одного случая, чтобы кто-нибудь обиделся и отвернулся от Церкви, узнав, как учит Церковь о сожительстве. Наоборот, когда люди чувствуют, что их грех ставит их вне таинств, они задумываются и меняют свою жизнь. Всё зависит от того, как священник побеседует с людьми. Знаю немало примеров, когда живущие в сожительстве после бесед со священниками заключали законный брак. Приведу лишь один случай. Однажды я проводил беседу перед крещением с молодым мужчиной. Он хотел креститься, но признался, что сожительствует с женщиной. Я рассказал ему, что такое сожительство и в чем его духовная опасность, и сказал, что, если он хочет стать христианином, он должен заключить законный брак со своей подругой (если, конечно, любит ее и хочет по жизни пройти вместе с ней). Если он не готов это сделать, то крещение принимать нельзя: невозможно обещать верность Христу и продолжать жить в смертном грехе. Мужчина согласился подать заявление в ЗАГС и воздерживаться от плотских отношений с подругой до свадьбы. Вскоре я крестил его, а через некоторое время уже венчал. И таких примеров можно привести множество. Если не открыть человеку глаза на его истинное состояние и не дать вовремя толчок к исправлению, он так и будет пребывать во «сне разума, который порождает чудовищ», и, может быть, никогда не заключит законный брак. Кстати, всё те же данные статистики свидетельствуют: чем дольше люди пребывают в незаконном сожительстве – тем меньше у них шансов создать настоящую семью.
Пункт 7 проекта документа называет поводы к расторжению брака, основываясь на определениях Освященного Собора Православной Российской Церкви 1918 года и «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».
Мы знаем, что Евангелие называет единственную причину расторжения христианского брака – прелюбодеяние (см.: Мф. 19: 9). Остальные поводы для развода допускаются как снисхождение к немощи человеческой.
Мне кажется, что некоторые духовно некрепкие люди, прочтя про эти возможные поводы для развода, могут превратно их истолковать и в определенный неблагоприятный момент сделать необдуманный шаг и разрушить свою семью. Как пример могу использовать пункт «а» в перечне возможных поводов к расторжению брака: «отпадение супруга или супруги от Православия». Мое становление как христианина пришлось на 1990 годы, когда был великий духовный подъем в нашей стране и огромное число людей крестилось и вошло в лоно Церкви. Потом у многих из них начался откат, отход от Православия. Некоторые вообще перестали ходить в церковь. Можно предположить, что некоторые и вовсе «отпали от Православия», увлекшись иными религиозными учениями или впав в атеизм. В духовной жизни очень часто бывают периоды маловерия, сомнения, колебания в вере и даже отпадения от веры – то в горку, то под горку. Но, как говорит апостол Павел, «неверующий муж освящается женой верующей» (1 Кор. 7: 14). Угасание веры не может являться поводом для развода, если, конечно, неверующий супруг или супруга сами не подадут на развод.
В любом случае, нужно проявлять великую осторожность и порекомендовать всем попавшим в тяжелую семейную ситуацию и имеющим повод для развода обязательно обратиться к священнослужителям, чтобы те помогли разобраться и принять правильное решение. А священникам указать, что нужно очень внимательно исследовать ситуацию и, если это возможно, помочь супругам примириться.
Этот перечень поводов к расторжению церковного брака я бы порекомендовал скорее как инструкцию для служебного пользования, предназначенную для духовников. И то, чтобы те использовали ее лишь в самых крайних случаях. Ведь даже при прелюбодеянии Евангелие категорично не предписывает обязательно расторгнуть брак – всё это остается на усмотрение супругов. Мне известны неоднократные случаи чудесного воскресения семьи даже при очень тяжелых ситуациях. Хотя бывает и так: сохранить брак уже невозможно, наделано столь много тяжких грехов, что развод является единственным неизбежным выходом. Вспоминается случай одной моей знакомой, у которой муж был наркозависимым и алкоголиком, и как следствие этого – был ВИЧ-инфицирован, да еще и мог в невменяемом состоянии броситься на нее и детей с ножом. В таком крайнем случае развод подобен хирургической операции по удалению пораженной гангреной части тела. Тут уже ничего не сделаешь – иначе может погибнуть вся семья.
Пункты 8 и 9 тоже говорят о расторжении брака, а также о повторном венчании:
«8. После прекращения брака по перечисленным причинам невиновная сторона имеет право на церковное венчание в случае второго брака, получив на это разрешение епархиального архиерея (пункт «г» статьи 19 главы XV Устава Русской Православной Церкви). В этом же разрешении должно содержаться признание предшествующего брака расторгнутым.
9. Виновная в расторжении брака сторона несет церковное наказание в виде отлучения от причастия на срок, определяемый каноническими установлениями. Вопрос о сокращении срока епитимии и разрешении венчания второго брака такого лица находится в компетенции епархиального архиерея».
В связи с темой повторных браков возникает один практический вопрос. В приходской практике нередки случаи, когда к священнику приходят люди и просят благословения на вступление в брак и венчание с человеком, у которого, например, было четыре зарегистрированных (но невенчанных) брака. Известно, что по церковным канонам православному христианину дозволяется (и то как большое снисхождение) вступить во второй и третий брак, но никаких четвертых и пятых быть не может (50-е правило святителя Василия Великого; «Томос единения»). Так вот, возникает вопрос: если Церковь признает государственный брак совершенно законным, как поступать в таких случаях? Думаю, что необходимо внести в документ пункт о том, что, согласно канонам Церкви, четвертый брак не может быть благословлен и венчан и что священнику в затруднительных случаях нужно обратиться к правящему архиерею.
И наконец, пункт 10 документа говорит о катехизации перед венчанием. Дело это очень важное, ведь создание семьи и венчание подобно рождению и крещению человека, ибо семья – это новый организм, новое существо, которое также нуждается в благословении и укрепляющей благодати Божией. Венчание – очень важный, ответственный шаг, и приступающие к нему нуждаются в научении и подготовке, особенно сейчас, когда большинство молодых людей оказались оторванными от корней и семейных традиций.
Несколько практических моментов. В нашем храме венчающиеся проходят беседу, а накануне или в день венчания причащаются Святых Таин. Для многих это первое в жизни причастие и первая исповедь, поэтому на катехизической беседе им рассказывают и об этих таинствах. Многие шли к венчанию через ошибки, сожительство, и очень важно, начиная семейную жизнь, пройти через таинство покаяния и причащения. Также молодоженам даются листовки, рассказывающие о таинстве венчания и правилах семейной жизни для счастливой христианской семьи. Не сочтите это саморекламой, но мне хотелось бы поделиться некоторыми наработками в области семейной катехизации. Для работы с семьями мною были разработаны листовки на следующие темы: «Семейные конфликты», «Три неправды “гражданского брака”», «Ревность», «Прощение», «Как бороться с гневом», «Как бороться с блудными помыслами» и другие. Катехизация семей должна охватывать не только женихов и невест, но и людей, уже состоящих в браке. Для этого мною была разработана программа «Семейная школа». Это цикл аудиолекций о семье, воспитании детей и решении семейных проблем. Программа была прочитана – «обкатана» – в разных аудиториях. Эти беседы существуют в формате МР3. Листовки, диски с беседами о семье (в том числе цикл «Семейная школа»), мои книги на семейную тему размещены на сайте http://pavel-gumerov.ru/ в свободном доступе. Листовки для молодоженов находятся в папке «В помощь пришедшим на исповедь».
Скоро на сайте появятся новые аудиобеседы о семье «Азбука семейной жизни». Это будет новая версия цикла «Семейная школа». В отличие от той программы, «Азбука» записана не в студии, а «вживую»: это беседы с прихожанами храма святителя Тихона, патриарха Московского, в Люблино. В них будет много нового, будут и совсем новые темы, а также ответы на вопросы слушателей.
Досточтимый отец Димитрий! Я целиком согласен с Вашей позицией. И думаю, что нужно менять семейное законодательство, чтобы:
1) детей воспитывали преимущественно отцы,
2) трата женщиной алиментов находилась под жестким контролем,
3) при разделе имущества проводился подробный разбор того, кто и как что купил;
4) убрать статью о супружеском изнасиловании, ибо это абсурд (за исключением болезни жены) - всегда было понятие СУПРУЖЕСКОГО ДОЛГА
Тогда, я уверен, будет меньше гражданских браков. Ибо мужчина боится заключить официальный брак, так как все его инвестиции могут уйти в никуда. Женщины говорят, что мужчины избегают "гражданского" брака из=ха ответственности. Но ответственность всегда взаимная. Врач отвечает за лечение, пациент - за выполнение указаний, учитель - за организацию процесса обучения, ученик - за усвоение учебного плана, тренер - за выбор стратегии для победы, боксер - за успешное выполнение упражнений. А в браке женщина не обязана : ни верностью, ни супружеским долгом, ничем! А мужчина должен отдать половину собственности и платить алименты, даже не имея возможности узнать, чей ребенок.
Православные! Я понимаю, что большинство читателей - женщины, но я говорю: мужчины, давайте защитим интересы отцов в российском законодательстве! Каждая инициатива, пускай провалившаяся - уже шаг к победе. Как сказал великий человек: "сначала вас игнорируют, потом - смеются, потом - борются, и затем вы побеждаете". Мы победили в Великой Отечественной войне, мы сумели оклематься после 90-х. И мы должны, обязаны для будущего нашей страны защитить русскую семью. Права отца => крепкая семья => сильная Россия!
Наши основные задачи я обозначил. Нужно их решать. Борьба с "гражданским браком" - абсурдна без стремления улучшить законодательство
В Римском праве "выбор брачной формы предоставлен самим супругам". То есть везде там речь идет не о "государственной регистрации" брака, а о брачном контракте, свободном, гражданско-правовом соглашении между супругами. Это подчеркивает и п.2 гл.10 Социальной концепции. Библия же вообще никак не связывает заключение брака с государством. Семья, брак возникли гораздо раньше государства (с Адама и Евы). Вся эта аргументация (о.Павла Гумерова и о.Владислава Цыпина) и навязывание обязательного гражданского брака некорректна с историко-правовой и канонической точки зрения, противоречит ранее принятым документам (например Социальной концепции). На мой взгляд все это - всего лишь ностальгия перед советской системой, своего рода откат назад к тоталитаризму. У некоторых священников кажется начинает побеждать их советское воспитание, а не их погруженность в святоотеческую традицию.
"Кормчая" (или Номоканон) никак не может иметь ни канонической, ни "юридической силы" для христиан России 21 в., в отличие, скажем, от канонов Вселенских соборов и правил свв. отцов, которые для нас обязательны. "Кормчая" -- просто свод граж. и церковных правил Византии 6 в. Да, в то время люди не могущие заплатить большую госпошлину за письменное заключение брака, могли сделать это в устной форме, но тогда договор при свидетелях (в отличие от нашего времени) мог быть крепче письменного. Кстати, в старославянском тексте 50 гл. сказано, что если договор заключается при друзьях, их должно быть не менее пяти. Брак, заключенный устно, имел такую же юрид. силу и правовые последствия, как и письменный, о чем говорится далее в 50 гл. Но все это было отражено в Византийских законах. У нас "устный брак" не легитимен. То, что некоторые правила "Номоканона" совершенно устарели, доказывает то, что в 51 главе сказано, что в брак можно вступать с 15 лет для мужчин и с 12 для девиц. Проблем в России с госпошлиной за регистрацию тоже нет, она мизерная. Проблема в том, что некоторые люди вообще не понимают, что такое брак.
Господь в последнее время чаще и чаще доводит до нас мысли-слова о венчании - то устами наших детей, то устами священника на исповеди, то устами монаха-звонаря в храме пред Коробейниковской иконой Божией Матери.
Нам как быть?
Этот момент будет освещен?
Я не хочу разбирать все тонкости церковных законов, тем более что не имею для это никакого ни права, ни компетенции, хочу лишь поддержать мысль о. Дмитрия о том, что, конечно, надо учитывать "ПАСТЫРСКИЙ подход, требующий порой целесообразности и гибкости в зависимости от многосложных обстоятельств времени и места?..."
Приведу лишь пример из собственной жизни: у нас в семье сложилась очень сложная ситуация, когда надо было отпеть бабушку, а свидетельства о смерти не было и в силу обстоятельств достать мне его было невозможно. Так вот, нашелся знакомый священник, который предал земле и отпел без свидетельства о смерти. И нет предела моей благодарности этому батюшке!
Екатерине.
Автор статьи правильно расставил приоритеты: «Брак христиан кроме духовной стороны имеет еще и правовую, гражданскую». На первом месте поставлено духовное, а на втором правовая.
Не понятно, почему такое болезненное противопоставление государственного узаконения брака и таинства? Вы пишете: «регистрациия брака становиться пропускным билетом к великому таинству! не кощунство ли это?». Что собственно тягостного и тяжелого в том, чтобы сделать то, что делали многие поколения людей? Если молодые люди не доросли до таких простых понятий и им тягостна ответственность, то вряд ли они поймут смысл таинства венчания, который связывает мужа и жену духовными узами.
".. Если кто-либо по причине стесненных обстоятельств или бедности не имеет возможности вступить в благоприличный и письменно оформленный брак, то может быть заключен брак и устно честным образом с согласия вступающих в брачные взаимоотношения лиц и их родителей, либо с благословения церкви.."
Вступить в брак больших денег не надо -заплатить гос.пошлину 200руб. на каждого и все
Вы цитируете статью Кормчей книги, которая представляет собой Эклогу имп. Льва VI (Ecloga priv. a., II, 2). Она относится к византийской практике VIII в. Недопустимо находить и брать вне исторического контекста удобные цитаты и применять к стране, где действовало ДРУГОЕ семейное право. Об этом пишут авторитетные специалисты в области семейного права (напр., Загоровский А. И. Курс семейного права , Одесса, 1902):
«Совершению брака должно предшествовать так называемое оглашение, т. е. оповещение о предстоящем браке (ст. 26, Уст. ин. исп., ст. 346- 359; Пол. о союзе брачн., ст. 41-47). В частности, относительно лиц православного вероисповедания существуют следующие правила: желающие вступить в брак обязаны известить об этом своего приходского священника, сообщив ему как свои звание, имя, фамилию, так и невесты. На основании этого извещения священник делает оглашение о предстоящем браке в три ближайших воскресных или праздничных дня (ст. 26). Оглашение имеет целью дать возможность заявить о препятствиях к браку всем знающим о них.
После этого священник РЕГИСТРИРОВАЛ брак в метрической книге. Это и было ЮРИДИЧЕСКИМ закреплением.
2. Вы настаиваете на «целесообразности и гибкости в зависимости от многосложных обстоятельств времени и места». Это в духе мира сего. Каноны и церковные правила должны быть ЯСНЫ и ТВЕРДЫ. Исключительные же случаи рассматривает епархиальное священноначалие, а не приходской священник.
// "Если кто-либо по причине стесненных обстоятельств или бедности не имеет возможности вступить в благоприличный и письменно оформленный брак" //
50-я глава Кормчей - это Эклога иконоборцев Льва и Константина. Она содержала многие новшества, не принятые уже последующим законодательством Византии. В частности, не был принят провозглашаемый там взгляд на простое сожительство как на брак (см.: Эклога. Византийская книга эпарха. Рязань, 2006. С. 114). К тому же вариант с устным заключением брака для бедных существовал лишь из-за высоких пошлин (сколько тогда стоил писчий материал, услуги нотариуса?) Сейчас такой проблемы нет.
Если следовать только букве закона, придётся признать, что силу сохраняет и следующая, 51-я глава Кормчей, где установлен минимально допустимый для брака возраст: 15 лет для юношей, 12 для девушек. Теперь для нас это неприемлемо.
Византийские законодатели понимали, что нормы человеческого закона несовершенны и могут исправляться. Поэтому в предисловии к той же Эклоге подчёркивается, что главное - Закон Божий, данный через пророков и затем самим Христом. Православный император, основываясь на нём, творит законы государства согласно конкретным условиям жизни. Исполняя закон гражданский, мы исполняем и Божьи заповеди. Таково византийское понимание вопроса.
..."Вместе с тем, существуют и другие европейские правовые традиции (например, Германии или Литвы), в которых церковный брак просто признается государством. Почему Церковь не поднимает этот вопрос в обсуждаемом документе? Почему о. Павел не учитывает ПАСТЫРСКИЙ подход, требующий порой целесообразности и гибкости в зависимости от многосложных обстоятельств времени и места?..."
Простите, о.Димитрий, с Вами трудно не согласться, но нельзя ставить телегу впереди лошади: сначала пусть Церковь добьётся, чтобы государство (светское) юридически признавало церковные браки, - тогда и венчайте без ЗАГСа.
И ещё, на мой взгляд, когда имеют место многосложные обстоятельства - то за разрешением - к правящему архиерею...
Иерархию тоже пока не отменили. Добьётесь, чтобы архиерей благословил на ГИБКОСТЬ - тогда целесообразно и венчайте...
Ещё раз простите.
Пример явно из жизни пожилых людей. Ну получилось так, что их супруги ушли из жизни раньше. Решили двое пожилых людей скоротать остаток жизни вместе. Оформить законный брак им дети не дадут, т.к. по Семейному кодексу после смерти одного из брачующихся наступают очень сложные юридические обстоятельства. Дети и внуки умершего остаются безничего. И что старикам, в блуде жить? Давайте их от причастия отлучать? Не получается законный брак, хоть одно утешение в венчании. Давайте и его лишим стариков.
Согласен с о.Димитрием (2013-10-28 14:48)
Но можно пойти ещё дальше, если автору угодно. Можно допускать к исповеди только со справкой об уплате всех налогов государству.
А относительно комментария отца Димитрия, можно сказать, что когда действовал Номоканон, благословение Церкви как раз являлось законным утверждением брака, так как она имела право оформлять браки по ЗАКОНУ.Сейчас мы такой возможности не имеем. Ни одно государственное учреждение (как бы мы этого не хотели) венчание без регистрации не будет считать законной формой брака. И вообще не понимаю в чем проблема - если любишь - надо нести полную ответственность за любимых. Перед Богом, законом и всеми людьми. Если не хотим нести - значит проблемы с любовью. тогда стоит ли вообще вступать в брак. В храме не отпевают без свидетельства и смерти (мы должны знать причину смерти) и не крестят без свидетельства о рождении. Таков порядок, установленный Патриархией. Крестят в больнице, роддоме слабеньких новорожденных детей. Часто без свидетельства о рождении, но делают это "страха ради смертного", а потом, конечно, получают документы.
Категорически запретить такие венчания, вплоть до запрета в служении.
Неужели самому о. Павлу не приходилось ни разу крестить ДО оформления свидетельства о рождении, или отпевать БЕЗ свидетельства о смерти?
О. Павел приводит слова Афинагора и "Апостольских постановлений", которые НИКОГДА не имели юридической силы, как нормы действующего законодательства. Вместе с тем, в 50-й главе Кормчей, которую никто до сих пор не отменял, т.е. которая имела и продолжает иметь юридическую силу, читаем: "Если кто-либо по причине стесненных обстоятельств или бедности не имеет возможности вступить в благоприличный и письменно оформленный брак, то может быть заключен брак и устно честным образом с согласия вступающих в брачные взаимоотношения лиц и их родителей, либо с благословения церкви"...
В современном французском семейном законодательстве, которое упоминает о. Павел, можно обрести что угодно, даже обязательность регистрации однополых браков... Вместе с тем, существуют и другие европейские правовые традиции (например, Германии или Литвы), в которых церковный брак просто признается государством. Почему Церковь не поднимает этот вопрос в обсуждаемом документе? Почему о. Павел не учитывает ПАСТЫРСКИЙ подход, требующий порой целесообразности и гибкости в зависимости от многосложных обстоятельств времени и места?...
"Если отлучать от причастия за блуд как гворят об этом церковные уставы(а это по моему 5-10лет) то от чаши скорее всего будут отлучены практически 80-90 процентов молодых людей которые не состоят в браке..."
Дааа, проблема... Только кто или что им мешает вступить в законный брак? Блуд? Так выбирайте, что вам дороже...
Как практика показывает, усидеть на 2-х стульях не получается.
Это действительно проблема. Мозги так промыли и повернули небекрень, что и многие родители этому потакают или разводят руками и говорят: а что мы можем сделать?. Займёшь принципиальную позицию - отношения с детьми испортишь...
Вот и выбираем КОМПРОМИСС...потому как СОГЛАСИТЬСЯ - значит потакать, а компромисс - это как-то расплывчато... и нашим, и вашим - всем спляшем... Да и БОЙ-ФРЕНД - что-то не очень определённое, с этим проще согласиться, чем ЛЮБОВНИК. Эх, дожили...