Брюссель, 15 декабря
На прошлой неделе в офисе Конференции европейских церквей (КЕЦ) в Брюсселе, рядом с правительством Евросоюза, с докладом о правах человека выступал секретарь Союза православных граждан (СПГ) Кирилл Фролов, сообщает Ежедневный журнал.
СПГ, с санкции Русской Православной Церкви, стал членом КЕЦ, и на данной встрече Фролов был, собственно, единственным представителем России: значит, Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата доверяет ему представлять церковную линию (или – собственно союза, но не противоречащую официальной).
Фролов говорил о том, что Православная Церковь в России слишком долго обходила тему прав человека, но теперь готовит на эту тему развернутый программный документ. И действительно, уже не раз сообщалось, что документ готовится, но о его содержании пока можно лишь догадываться. Судя по докладу Фролова, который, в свою очередь, цитировал митрополита Кирилла, тематика этого документа будет весьма широкой. Собственно говоря, он будет развивать принятые в 2000 году «Основы социальной концепции» РПЦ по всем наиболее актуальным направлениям, например, отход от социально-политической пассивности, от сдержанности в проповеди Православия. Церковь должна выработать свой подход ко всем актуальным проблемам и активно, отнюдь не ограничиваясь церковной оградой, проповедовать его вместе с самим вероучением и во имя укрепления вероучения.
Конечно, немедленно вспоминаются все еще дебатирующиеся вопросы о преподавании в школах «Основ православной культуры», о «православном телеканале».
Стремясь подготовить теоретическую базу для отстаивания своих позиций, руководство РПЦ уже не раз выступало с рассуждениями о правах человека. Церковь готова опереться на общепринятую в демократических странах концепцию, но стремится внести в нее свои поправки. Акцентируется ограничение прав человека нормами морали, предлагается зафиксировать иерархию религий, так как этот вопрос имеет для Церкви фундаментальный характер. В частности, речь идет о примате «господствующей» в каждой стране религии и об ограничениях для сект.
Есть и другие темы. Наиболее известная – протест против электронных документов и иных систем контроля. Но Церковь пытается выработать свою позицию и по таким вопросам, как «чрезмерный» вес финансового сектора экономики, бюрократизация власти, культурная унификация как следствие глобализации. По всем этим темам у Церкви найдется немало – не совпадающих – союзников, включая, кстати, в ряде случаев и правозащитников.
Но есть один вопрос, в котором союзников у Церкви крайне мало – это ее стремление ограничить секулярный характер государства и общества. Даже государственный аппарат, всегда готовый использовать идеи «православного патриотизма», преимущественно саботировал наиболее принципиальный для дела десекуляризации процесс – внедрение в школу «Основ православной культуры».
Рабочая группа Конференции европейских церквей по правам человека, перед которой и выступал Фролов, поддержала, по его словам, предложенный доклад и будет распространять его для обсуждения в КЕЦ. Наверняка там будет еще немало споров, но можно не сомневаться, что в тех рекомендациях, с которыми КЕЦ в конце концов обратится к Европарламенту и к парламентам стран Евросоюза, найдется место и для идей будущей концепции РПЦ по правам человека.
Церкви на Западе давно стали естественным участниками дискуссий на эту тему. Похоже, дело к тому идет и в России.