Екатеринбург, 1 июля 2009 г.
В нынешнем году Ново-Тихвинская женская обитель отмечает 15-летие. Полтора десятка лет исполняется и монастырскому хору, который был образован в 1994 году, сразу после возобновления обители. Сначала на певческом послушании было всего 3 человека, сегодня - несколько десятков, сообщает "Информационное агентство Екатеринбургской епархии".
В обители возрождается древнерусское богослужебное пение, истоки которого лежат в древневизантийской певческой системе. К основным древним распевам относятся знаменный, демественный, путевой. До середины XVII века именно эти распевы звучали во всех православных храмах на Руси. Мелодии их оказывают особое влияние на слушателя, уводят душу от земной суеты, настраивают на молитву.
Песнопения исполняются по особым знакам - "знаменам" (или "крюкам"), которые использовались для записи мелодий древних распевов. Они отличаются от современных нот тем, что один крюк может обозначать сразу несколько звуков (два восходящих или два нисходящих звука, мелодическую группу из нескольких звуков, а также целую музыкальную фразу). В древности эти знаки указывали также на характер исполнения, например, "возгласить светло и сановито", "дрогнуть, покудрить гортанью", "дващи подернути горлом" и другие.
Для подбора репертуара песнопений насельницы используют копии некоторых древних рукописей Кирилло-Белозерского, Соловецкого и других монастырей. Письмо в них мелкое и трудночитаемое, и для удобства исполнения сестры сами переписывают песнопения, пытаясь сохранить древний стиль письма и оформления рукописей. Для решения многих, неизбежно возникающих проблем, сестры обращаются к специалистам Санкт-Петербурга и Москвы, занимающимся исследованием древних рукописей.Древнерусское богослужебное пение зародилось на основе древневизантийского, поэтому сестры предпринимают попытки возрождения и этой традиции. Например, песнопения на богослужении исполняются по византийскому образцу, с исоном. Исон - непрерывно длящийся звук, на фоне которого исполняется мелодия. В древности он считался основным элементом пения, символом вечности.
Певчие Ново-Тихвинского монастыря выпустили несколько дисков: песнопения Постной и Цветной Триоди, акафист святому праведному Симеону Верхотурскому и другие.