Добрые вести Православия.
Середина июля 2006 г.

""Состоявшееся на минувшей неделе заседание Священного Синода Русской Православной Церкви порадовало целым соцветием замечательных новостей.

К сожалению, внимание большинства светских СМИ, как обычно, оказалось приковано к паре скандальных и прискорбных тем, обсуждавшихся на Синоде, игнорируя множество поистине светлых событий, ставших известными или свершившихся именно там. С удовольствием постараемся в новом выпуске нашей рубрики исправить этот нездоровый перекос.

* * *

Самая главная новость, безусловно, состоит в том, что прошедшее заседание Священного Синода обогатило Православную Церковь 14-ю новыми святыми, которые были канонизированы и причислены к Собору новомучеников и исповедников Российских XX века, пострадавших от гонений безбожной власти:

– от Брянской епархии: протоиерей Варлаам (Попов; 1880 – 8.12.1937) и священник Стефан (Грачев; 1886 – 7.02.1938);

– от Московской епархии: архимандрит Родион (Федоров; 1864 – 1933), протоиереи Алексий (Рождественский; 1865 – 26.12.1937) и Петр (Марков; 1881 – 21.02.1938), священники Евгений (Исадский; 1879 – 31.01.1930) и Димитрий (Беляев; 1875 – 10.12.1937), иеромонах Василий (Мазуренко; 1882 – 8.01.1938), послушница Марфа (Коврова; 1897 – 16.03.1938), Матфей (Гусев; 1868 – 18.01.1938), Андрей (Трофимов; 1882 – 11.06.1938);

– от Ростовской епархии: священник Николай (Попов; 1864 – 26.03.1919);

– от Санкт-Петербургской епархии: монахиня Мария (Лелянова; 1874 – 17.04.1932);

– от Саранской епархии: священник Владимир (Четверин; 1874 – 2.09.1918).

Почти все они приняли мученическую смерть за Христа в 1930-х годах во время репрессий против Русской Православной Церкви. Например, послушница Марфа Коврова была известна высокой благочестивой жизнью, отстаивала веру, всячески противилась тем гонениям, которые воздвигла советская власть против верующих. Она была расстреляна на полигоне НКВД в Бутово. Среди канонизированных есть и имя монахини Марии (Леляновой). Офицеры НКВД вынесли матушку-инвалида за руки из кельи, где она пролежала 20 лет, и отвезли в спецбольницу, где подвергли мучительным операциям, после которых она скончалась.

Мученический подвиг – высочайшее проявление любви ко Христу и верности. В годы гонений сонм новомучеников и исповедников Российских своей жизнью и смертью засвидетельствовал истину веры православной перед лицом гонителей. В настоящее время прославлено уже свыше 1700 мучеников.

* * *

Кроме этого, Священным Синодом было дано благословение на открытие пяти новых монастырей нашей Церкви, трех мужских и двух женских.

В городе Суздале Владимирской области открывается Александровский мужской монастырь. Это одна из древнейших русских обителей, основанная святым благоверным князем Александром Невским в 1240 году. Более 500 лет здесь подвизались иноки, пока в 1764 году, обитель не разделила печальную судьбу многих русских монастырей того времени – была упразднена, а церковь превращена в приходскую. На праздник Рождества Христова администрация Владимирской области в качестве подарка Владимирской епархии вернула Церкви Георгиевский комплекс зданий Александровского монастыря, и вот теперь в нём возобновляется монашеская жизнь.

В городе Сарове Нижегородской области открывается знаменитая Успенская Саровская пустынь. Монастырь, основанный в 1796 году, одним из насельников которого был преподобный Серафим Саровский, закрыли большевики в 1917 году. Возрожденная пустынь будет находиться в самом центре закрытого города ядерщиков Сарова, храм обители построен на месте кельи преподобного. Решено также открыть в селе Илево, на юге Нижегородской области, скит, в котором будут проходить монашеские испытания те, кто хотел бы стать насельником Саровской пустыни.

В городе Черепанове Новосибирской области открылся мужской монастырь в честь Всех святых, в земле Сибирской просиявших. Это новосозданная обитель, возникшая трудами наших современников – прихожан одноименной церкви, построенной в 1986 году. Первый монастырь в городе уже издает православную периодику.

В городе Острове Псковской области открывается Симанский Спасо-Казанский женский монастырь. Обитель была основана в 1896 году представителями древнего знатного рода Симанских, к которому принадлежал Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Двоюродный дед будущего патриарха пожертвовал почти все свое имущество на устроение обители, которую посещал и его духовный отец – праведный Иоанн Кронштадтский. По милости Божией, главная святыни обители – список Казанской иконы Божией Матери – уцелел после большевистского разорения и теперь снова находится у сестер.

В селе Финёва Гора Стругокрасненского района Псковской области открывается Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь. Обитель возникла в конце XIX века трудами благочестивой дворянки Александры Филипповны Шмаковой. Эта удивительная женщина потратила многие годы и большие финансовые средства, чтобы построить Троицкий монастырь, она же была его первой игуменией. В настоящее время над возрождением обители здесь трудятся десять сестер, действует воскресная школа.

* * *

В сфере духовного образования тоже отрадные вести: Священный Синод одобрил соответствующие обращения епархиальных владык и благословил открытие Якутского духовного училища, Брянского женского епархиального училища и Екатеринодарской духовной семинарии.

Растет число верующих, растет и потребность в новых священнослужителях, так что вполне естественно видеть увеличение числа духовных школ. Однако рост религиозного образования в нашей Церкви не ограничивается лишь количеством открытых учебных заведений.

Священный Синод одобрил перевод Владивостокского духовного училища с 2-летнего на 3-летний период обучения, Владимирской духовной семинарии – с заочной формы обучения на очную и преобразование Ярославского и Барнаульского духовных училищ в семинарии, то есть, повышение их статуса и качества обучения. В этих действиях ясно видно стремление к повышению уровня духовного образования, что не может не радовать.

* * *

В деле миссии и распространения Православия также свершился ряд знаменательных событий.

Первый православный приход на территории Северной Кореи принят под омофор Московского Патриарха. С 1897 по 1949 годы на Корейском полуострове действовала православная миссия Русской Церкви. Позднее, под давлением властей, она прекратила существование. Православные приходы в Южной Корее перешли под юрисдикцию Константинопольского Патриархата, тогда как верующие в КНДР вплоть до недавнего времени оставались без духовного окормления и возможности вести церковную жизнь. В минувшие четыре года ситуация совершенно изменилась: в Пхеньяне построен храм Живоначальной Троицы, в Московской духовной семинарии прошли курс обучения четверо северокорейских студентов, двое из которых уже рукоположены в священный сан, образована православная община, глава которой Георгий Хо Ир Зин обратился с просьбой о принятии ее в лоно Русской Православной Церкви, что и было удовлетворено Священным Синодом.

Две итальянские православные общины обратились из раскола и перешли в лоно Русской Православной Церкви. Во-первых, это находившаяся прежде в юрисдикции раскольнического греческого «Синода противостоящих» община города Теральба, глава которой священник Джузеппе Пиа обратился с просьбой о принятии его и возглавляемой им общины под омофор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Во-вторых, аналогичное обращение поступило от членов православной общины города Бергамо и ее главы Джованни Ваккаро, ранее пребывавшей в юрисдикции неканонического «митрополита Миланского» Евлогия. После тщательного изучения дела, обе общины приняты и включены в состав Корсунской епархии Московского Патриархата.

Также был утвержден в составе Берлинско-Германской епархии новообразованный приход в честь Владимирской иконы Божией Матери в городе Кайзерслаутерне (Германия). Маленький, но важный шажок в деле укрепления Православия на немецкой земле.

* * *

Разумеется, деяния Священного Синода не могли покрыть всех отрадных событий, по милости Божией случившихся за прошедшее время. Если продолжать разговор о миссии, стоит упомянуть о миссионерском путешествии с Албазинской иконой Богородицы, которое совершают сейчас священники Приамурья. На теплоходе по населенным пунктам реки Амур провезут чудотворную икону, местные жители смогут приложиться к святыне и пообщаться со священниками.

А в Казанской епархии продолжается работа по переводу книг Ветхого Завета на кряшенский язык. Кряшены – потомки православных татар, с течением веков выделившиеся в особую этническую общность. В группу переводчиков вошли священники кряшенских приходов Казанской епархии и студенты филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Как ожидается, кропотливая работа займет несколько лет. В декабре 2005 года состоялась презентация книг Нового Завета на кряшенском языке.

* * *

Затрагивая сферу милосердия и социального служения, мы станем свидетелями нескольких событий.

В Петропавловском соборе Симферополя начались регулярные богослужения с сурдопереводом. По просьбам слабослышащих прихожан теперь каждое воскресенье будут проводиться такие богослужения, чтобы каждый православный христианин, имеющий ограничения по слуху, мог ощущать себя полноправным членом Церкви Христовой.

Исполнился год с начала работы православного телефона доверия в Нижегородской епархии. Уже ровно год как любой желающий может позвонить и поговорить о своих проблемах со священником, проконсультироваться по спорному вопросу, укрепиться в вере. Православный телефон доверия работает круглосуточно. За год поступило более 12 тысяч звонков из Нижнего Новгорода и области. Большинство звонков поступает от людей невоцерковленных, но некоторые из них под влиянием телефонных бесед со священником успели стать активными прихожанами. Православный телефон доверия: 466-991.

Благотворительная организация Элладской Церкви помогает грекам, бежавшим из Ливана. Греческая церковная организация «Солидарность» объявила о начале кампании помощи гражданам Греции, которые были вынуждены бежать из Ливана после начала военных действий. Более сотни беженцев разместили в Пирее, где за церковный счет им предоставлено бесплатное проживание и питание. Также «Солидарность» рассматривает возможные способы помощи и другим ливанским христианам. Ранее эта организация помогала, в частности, жителям Беслана, пострадавшим от теракта, а также жителям Юго-Восточной Азии, оставшимся без крова в результате цунами.

* * *

Среди обилия известий о строительстве православных храмов, хотелось бы выделить четыре.

На Бородинском поле освящен храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1839 году этот храм был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским. После разрушения в 1941 году и музейной реставрации он вновь открылся лишь в конце 1989 года. Настоятелю понадобилось более 15 лет, чтобы полностью закончить восстановление величественного храма.

Вологодский храм XVII века будет возвращен Церкви. Самое древнее указание на существование церкви Иоанна Предтечи относится к 1618 году. В 1924 году церковь была закрыта и передана Вологодскому музею. Храм входил в число наиболее ценных памятников города, что позволило сохранить уникальные росписи. После того, как в администрации города приняли решение о возвращении его Церкви, в храме проходить богослужения.

В центре древнего латвийского города возведут православный храм. Древнее латвийское поселение Балви известно еще с 1224 года. Именно здесь решено построить деревянный храм Успения Богородицы. Причем построен он будет в самом центре города, где в свое время также стояла православная церковь, сгоревшая в советское время.

На Кипре строится новый русский православный храм. На кипрской земле проживает немало русскоязычных православных христиан, и ежегодно десятки тысяч россиян проводят здесь отпуска. Однако русский приход до сего дня представлен был лишь одной небольшой церковкой в Лимассоле. Представители руководства Федерации профессионального бокса России решили изменить ситуацию, и теперь благодаря их стараниям напротив древнего монастыря Ставровуни строится новый русский храм в честь иконы Божией Матери «Семистрельная».

* * *

Более двух миллионов верующих России, Украины и Белоруссии поклонились честной деснице Иоанна Предтечи с 7 июня по 18 июля 2006 года. Эта святыня, увезенная из России после большевистского переворота, ныне благополучно вернулась в Черногорию.

Но почти сразу в нашу страну прибыла другая святыни, утраченная Россией в период безбожной власти, а именно: из Ново-Валаамского монастыря в Папинниеми (Финляндия) доставили чудотворную Коневскую икону Божией Матери, принесенную в XIV веке со святой горы Афон основателем Коневской обители преподобным Арсением Коневским. Иконе смогут поклониться жители Санкт-Петербурга, паломники на острове Коневец и жители Приозерска, после чего 30 июля икона вернется в Финляндию.

* * *

То, что на наших глазах возрождаются храмы и монастыри, разоренные советской властью, обретает благоговейное признание подвиг мучеников, засвидетельствовавших истину Православия перед лицом гонителей-коммунистов, возвращаются святыни, утраченные в результате большевистского переворота, и верующие Русской Православной Церкви вновь получают возможность почтить их, – все это свидетельствует о том, что по милости Божией духовная рана, нанесенная русскому народу и Русской Православной Церкви в трагическом ХХ веке, постепенно залечивается.

По материалам сайтов и информ-агенств:

ИТАР-ТАСС, ИА REGNUM, Православие.Ру, Патриархия.ru, сайт Московской епархии, сайт Нижегородской епархии, пресс-служба Симферопольской епархии, «Благовест-инфо».

Юрий Максимов

24 июля 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×