Я думаю о нем. О том, в ком Англия нуждалась всегда и теперь еще нуждается; кто строил некогда церкви и вновь возведет их, когда исчезнет жадность и умрет невежество, а красота воссияет вновь и несчастный человек вновь ее сделает своей.
Джон Мейсфилд. Удивления
Освященные земли
Собор св. Павла |
Изучая этот вопрос, выясняешь, что чаще всего донорманнские церкви в Англии были посвящены Пресвятой Богородице, Всем святым, апостолу Петру, архангелу Михаилу, апостолу Андрею, святому Иоанну Предтече, святителю Николаю, апостолу Иакову, апостолу Павлу, Пресвятой Троице, святому мученику Лаврентию, святому Иоанну Богослову, преподобному Мартину, святому великомученику Георгию, Животворящему Кресту и местным английским святым, таким как святые Кутберт, Освальд, Ботульф, Эдмунд, Свитин и Вилфрид. По крайней мере, так были освящены более 9000 древних церквей! Все эти церкви находились за пределами Лондона. А что же было в самой столице, которая была заселена уже как минимум два тысячелетия тому назад? Каких же святых чтили в Лондоне?
Римский Лондон
Прежде чем ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, что первоначальный Лондон – римский Londinium – весьма отличался от Лондона современного. Древний Лондон занимал лишь сравнительно небольшую территорию на северном берегу Темзы – сейчас это территория Лондонского Сити (по-латыни – Civitas). В I веке римляне построили здесь первый деревянный мост над самой мелкой частью Темзы. Название «Темза» кельтского происхождения и означает «темная река». В те времена Темза, дикая и с еще не углубленным руслом, была как минимум вдвое шире, чем сегодня. Римо-британский Лондон снабжался водой из притока Темзы под названием Уолбрук (что в переводе с английского означает «ручей бриттов»).
Вне города были болота и острова Темзы. На это указывают некоторые названия нынешнего Лондона, такие как Уоппинг (что значит «болото») и Фенчерч в Лондонском Сити (переводится как «церковь на болоте»). Собственно, это дикое и пустынное место и представляло собой болото с несколькими островками на нем. Недаром кельтский корень слова «london» означает «дикий». Другие топонимы напоминают об островках Темзы, на которых селились древние англы. Так, двигаясь вверх по течению реки, мы встретим Хакни («остров Хаки»), Бермондси («остров Беормунда»), Торни («терновый остров») и Баттерси («остров Беадурика»). Поселенцы обустраивали пристани, например Росерхис («загон для скота»), Степни («пристань Стиббы»), Ламбет («овчарня»), Челси («пристань для разгрузки известняка и мела») и Патни («пристань Путы»).
К 200 году нашей эры 330 акров римского Лондона защищала стена длиной в 2 мили (примерно 3 км) и высотой в 15 футов (примерно 5 м). Сохранилась улица под названием Лондон-Уолл – как раз на месте той стены. Она идет вокруг Лондонского Сити. Сохранились и небольшие фрагменты этой стены. Знамениты также ее ворота: пять римских и еще трое более поздних; ворота назывались так: Ладгейт, Ньюгейт, Олдерсгейт, Бишопсгейт, Олдгейт, Крипплгейт («ворота в низине»), Мургейт и Биллингсгейт (последние относятся ко времени Альфреда Великого). Однако до сих пор никому не удалось обнаружить в Лондоне остатки хоть какой-нибудь римской церкви. Хотя известно, что в 314 году лондонский епископ по имени Реститут принял участие в Арльском Соборе в Галлии. Известно также, что к началу IV века Лондон, который в то время был переименован в Augusta в знак благоволения империи, стал в значительной мере православным городом.
Это «отсутствие» римских церквей можно объяснить тем, что их остатки, вероятно, находятся под современными зданиями и церквями, где археологи не могут проводить свои раскопки. Например, многим хотелось бы поискать римскую церковь под собором святого Павла, но это, увы, невозможно. Однако не только этим объясняется отсутствие следов римских церквей. Ведь на протяжении почти двух столетий после падения Римской империи – примерно с 400 по 600 год – город Лондон был совершенно заброшен. Это случилось еще до прибытия в Британию англов. Городская жизнь прекратилась, и многие здания обветшали и просто развалились. Как предполагают некоторые ученые, часть римо-британского населения Лондона перебралась жить в Веруламиум, нынешний Сент-Олбанс, где римская жизнь сохранялась еще долгое время.
Раннеанглийский Лондон
Башня бывшей церкви св. Албана на Вуд-Стрит |
Поселение это называлось тогда Лунденвик (дословно «поселение, или торговый центр, при Лондоне») – в противоположность Лунденбургу (заброшенному римскому городу, обнесенному стеной). К концу VIII века оно выросло и занимало уже около 100 акров (то есть 40 гектаров) площади. Имя «Лунденвик», название того времени, город, по сути, сохраняет и сегодня, а две буквы «о» в его написании не что иное, как латинско-норманнская ошибка.
Между 850 и 871 годом большая часть английского населения Лунденвика оставила этот город и перешла жить в Лунденбург. В результате Лунденвик стали называть «старый город с рынком» или просто «Олдвик». Это название возродилось в XIX веке: его получила нынешняя улица Олдвич, расположенная чуть-чуть западнее первоначального Олдвика.
Предполагают, что англы перешли из Лунденвика в Лунденбург, ища защиты от викингов, нападавших на Англию в 841 и 851 годах (последнее нападение было на 350 кораблях). В любом случае, Лунденвик опустел после набега викингов 871 года, когда исчезло и само его название. В 886 году король Альфред Великий занял Лондон и вскоре на Соборе в Челси принял решение о его перепланировке. Лондон был превращен в крепость и центр торговли, а жители теперь должны были селиться вне стен Лунденбурга.
В X веке Лондон был военной крепостью, поделенной на районы: мужское население каждого района отвечало за оборону определенного участка крепостной стены. Простиравшийся севернее перестроенного моста над Темзой, Лондон к тому времени уже значительно вырос и стал крупнейшим торговым центром в Англии. Разросшийся город уходил за пределы своих стен: на запад за пределы Стрэнда к Уайтхоллу и Вестминстеру и на юг через лондонский мост к южному берегу Темзы (Саутуорк).
В 994 году лондонский мост был снесен кораблями напавших на страну викингов – это событие описано в известной песне. Однако обнесенный стенами город при епископе-молитвеннике Элфстане был спасен по молитвам Божией Матери – «моей Прекрасной Госпожи» (как записано в «Англо-саксонской хронике»). После периода нестабильности Лондон в XI веке вернул себе положение торгового центра нации и расширил свои территории. В конце концов после правления полунорманна Эдуарда Исповедника и норманнов Лондон стал столицей Англии.
Ранние церкви Лондонского Сити
Я все время встречаю моего Господа на каждой улице и в каждом переулке Лондона.
Ричард Ле Галлиен
Раннеанглийских церквей и часовен в Лондонском Сити было много; они иногда строились по оси север-юг – из-за специфической системы улиц, которые не всегда были ориентированы с востока на запад. К середине XI века на территории обнесенного стенами Сити стояло более 50 церквей; приходом каждой церкви были жители расположенных поблизости улиц и переулков, а сама церковь посвящалась святому, особенно любимому местными жителями. Многие из этих церквей были небольшими, временными и деревянными – даже не церквями, а часовнями. От большинства из них не сохранилось и следов, но мы знаем об их существовании из документальных свидетельств.
По преданию, первой лондонской церковью была церковь святого Петра в Корнхилле, но не та, что в наше время стоит на этом месте, а римская церковь, находящаяся сейчас под ней. Нынешняя церковь построена на месте бокового придела римской базилики, севернее форума. Дорога под названием Корнхилл проходит через северо-западный угол базилики. Нельзя сказать с уверенностью, почему это место называется Корнхилл. По легенде, это был холм, на котором шла торговля зерном. Предполагают также, что церковь в Корнхилле была кафедральным собором римо-британского Лондона. Вот почему англы построили собор святого Павла на вершине западного холма (Ладгейт Хилл) в Лондонском Сити. Собор святого Павла дополняет, таким образом, церковь святого Петра. Эту версию, однако, еще предстоит доказать.
Как бы то ни было, главной лондонской церковью VII века совершенно точно был собор святого Павла. Деревянную церковь возвели на месте языческого храма Дианы в 604 году после обращения в христианство короля Саберта, правителя восточных саксов, – на территории его королевства и находился Лондон. В этом соборе служил святитель Меллит († 624) – первый лондонский епископ, о котором остались письменные свидетельства. Но вскоре восточные саксы вернулись к язычеству, и собор опустел и был забыт до 650-х годов. В 653 году король восточных саксов Сигеберт был обращен в христианство, и в соборе святого Павла снова начались службы. Мы не имеем больше никаких сведений о главном соборе Лондона вплоть до 962 года, кроме того, что однажды он (уже третий по счету собор на этом месте) был разрушен до основания во время пожара – и разрушение это было не последним.
Церковь всех святых Баркинг |
Можно предположить, что и церковь святого Мартина Ладгейт (Sent Martin Ludgate), построенная прямо за городскими стенами или, возможно, даже в сторожевой башне у стен города, тоже ранняя; так же как и церковь святой Марии Магдалины на Милк-стрит – немного позади бывшего средневекового главного рынка Лондона Чипсайд (первоначальное название – Уэстчип: слово «chip» значит «рынок»). Немного восточнее имеется также место под названием Истчип. Наконец, была также церковь Сент-Бенет-Финк. Она посвящена святому Бенедикту и, возможно, была основана в X веке.
Церкви, посвященные святому Альфеджу, святой Мильдреде, святому королю Олафу Норвежскому и две церкви во имя святителя Николая были основаны в XI веке. Церковь святого Альфеджа была, вероятно, основана вскоре после мученической кончины святителя в 1012 году. Возможно, это было после 1023 года, когда мощи святого перенесли из собора святого Павла в Кентербери. Посвящение церкви святой Мильдреде говорит о кентском происхождении ее прихожан, так как эта святая особенно почиталась в Кенте. Церковь святителя Николая в Шамблс (слово shambles переводится как «скотобойня») также известна как «церковь святого Николая Альдред» (Sent Nicholas Aldred). Ее основателем был некий Альдред, в честь которого, по всей видимости, названы ворота Олдерсгейт. Другая церковь святителя Николая – «церковь святого Николая Эйкон» (Sent Nicholas Acon) – названа в честь ее основателя скандинава по имени Хаакон.
Церковь св. Олафа 'в еврейском квартале' |
К храмам этого же времени относится и церковь Всех святых на Ломбард-стрит. Ее основал в середине XI века некий Брайтмэр из «Грейсчерч» и стал ее первым священником. Происхождение этого священника говорит нам еще об одной ранней церкви – «Грассчерч» («Травяной церкви»), названной так, возможно, потому, что рядом с ней находилось кладбище или ее крыша была покрыта дерном. Она стояла на том месте, где сегодня расположена улица Грейсчерч-стрит.
Нельзя не упомянуть и церковь святой Марии Вулнот (Sent Mary Woolnoth); названная в честь одного знатного человека по имени Вулнот, эта церковь была построена на месте древнего языческого храма Конкордии. Прямо за воротами Олдгейт была церковь во имя Пресвятой Троицы – на этом месте в 1108 году был основан небольшой монастырь во имя Троицы. Монастырь этот был основан Сиредусом, священником из собора святого Павла, ранее 1066 года. К ранним храмам относятся и церковь святой Марии Стейнинг – Sent Mary Staining (которой было пожаловано поместье в городе Стейнс графства Сюррей), церковь святой Марии Ольдерменбери – Sent Mary Aldermanbury (ольдерменами тогда называли членов городского управления; возможно, эта церковь и была часовней ольдермена Лондона), а также церковь святого Михаила Бэссишо – Sent Michael Bassishaw (название, по-видимому, тоже означает поместье, пожалованное церкви).
Церкви и монастыри за пределами Лондонского Сити
Вестминстерское аббатство |
К церквям X и XI века, расположенным за пределами городских стен Сити, относится церковь Сент-Клемент-Денс (Sent Clement Danes) – «церковь святого Климента датчан». Она была основана для новообращенных датчан, вероятно, в начале X века. Часть селения Стрэнд позднее стала называться Denchmans' Street, то есть «Улица датчан». Говорят, что ее построили на месте битвы короля Альфреда Великого с датчанами. Святой Климент был особенно почитаемым датчанами святым. Другой известной датской церковью является церковь Сент-Брайдс (в честь святой Бригитты) на Флит-стрит. Возможно, ее построили для ирландцев датского происхождения, так как святая Бригитта была ирландской святой.
Существует также церковь святого Дунстана, основанная, вероятно, вскоре после преставления этого великого святителя в 988 году. В конце X и в XI веке за пределами Лондонского Сити, прямо за городскими стенами, были основаны и другие церкви, что говорит об увеличивавшемся населении Лондона. Среди них были четыре церкви во имя святого Ботульфа, покровителя путешественников и торговцев. Они были построены возле четырех ворот: Олдгейт, Олдерсгейт, Бишопсгейт и Биллингсгейт.
Церковь св. Марии в Ламбете |
В VII и VIII веках на территории Лондона было основано не менее пяти монастырей. И прежде всего, надо назвать Вестминстерский монастырь во имя апостола Петра, основанный чуть западнее Лондонского Сити. Его также называли «монастырем на западе». Он стоял на острове Торн (ныне местечко Торни) и был окружен Темзой и ее притоком Тайберн (сейчас Тайберн полностью под землей. – Д.Л.), что значит «ручей на границе». Монастырь располагался на стратегически важном месте напротив Ламбета. По одному преданию, Вестминстерский монастырь был основан в начале VII века после явления одному рыбаку апостола Петра. Тот факт, что монастырь было решено посвятить апостолу Петру в добавление к уже существовавшему к тому времени собору апостола Павла в самом Сити, говорит о ранней датировке монастыря. По другому преданию, Вестминстерский монастырь был учрежден намного позднее – в VIII веке – королем Мерсии Оффой († 796). Достоверно, что он существовал задолго до X века. Возможно, в IX веке его разграбили датчане, а святитель Дунстан заново учредил его в X веке, когда краткое время был епископом Лондона. К концу X века Вестминстерский монастырь стал богатейшим и наиболее влиятельным лондонским монастырем и владел обширными земельными угодьями в Миддлсексе.
Церковь св. Марии Магдалины в Бермондси |
Неосвященные земли
Люди не Боги; мы загрязняем город, а в душе можем быть королевами и королями.
Джон Мейсфилд. Порабощенные
В этом маленьком обзоре древних лондонских церквей мы упомянули церкви, посвященные Божией Матери, святому Ботульфу, Всем святым, святителю Николаю, святому Мартину, святому Петру, Пресвятой Троице, архангелу Михаилу, святому Андрею, святой Марии Магдалине, святому Клименту, святому Павлу, святому Албану, святому Бенедикту, святой Бригитте, святой Мильдреде, святому Дунстану, святому Альфеджу и святому Олафу. Все эти храмы – свидетельства того, кого почитали православные англичане тысячу лет назад. Эти сведения могут дать некоторое утешение тем, кому приходится жить в современном Лондоне. Сегодня это неосвященный и оскверненный, огромный и перенаселенный город, население которого уже исчисляется миллионами. Он уже поглотил Миддлсекс, немалую часть Эссекса, Кента, Сюррея, Беркшира, Бакингемшира и Хартфордшира – так называемых «домашних графств».
Но когда-то было другое время, другая Англия и другой Лондон. То был город с населением в 10 или 20 тысяч человек, город белых церквей и башен, стоявших на берегах Темзы монастырей, а также кораблей, перевозивших различные грузы: шерсть и сукно, вино и пшеницу. Это скрытый Лондон, находящийся в сердцевине современного Лондона; он физически и духовно находится под современной столицей – «Лондон маленький, белый и чистый» (Моррис Уильям. Рай на земле).
Да, этот Лондон существовал много лет назад, но он все еще доступен для тех, кто захочет отрешиться от суеты и грохота современной жизни и отыскать Лондон первоначальный.
Спаси Господи за замечательную статью.Появилось желание
приехать и остаться навсегда.
Ваши заключительные слова наверняка можно отнести и к Москве (хотя, по правде сказать, я там давно не был - нас и в глубинке окормляют...)
Спасибо за перевод.