Православный календарьПравославный календарь
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.

Из воспоминаний об архимандрите Иоанне (Крестьянкине). Часть 1

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Мне хотелось, чтобы отец Иоанн все время гладил меня по голове. Но отец Иоанн пытался привести меня к тому, чтобы я принимала решения сама.

1. По поводу послушания

Я же не была монахиней. Из неверующей среды я сразу оказалась в около-монастырской, в которой в 1980-е годы была очень популярна идея «беспрекословного послушания духовнику». На самом деле понятие «послушания» относится к монашествующим, новоначальным.

Уже позже, а аспирантуре, я столкнулась с ситуацией, похожей на послушание. Это когда к аспиранту прикрепляют профессора. И профессор проводит его между разного рода трудностями, и доводит до того момента, когда аспирант уже имеет собственную ценность и может дальше развиваться в структуре науки уже без чьей-то поддержки, самостоятельно.

В то время, отвечая на мою, мирянки, идею беспрекословного послушании духовнику, отец Иоанн писал: «Духовник не может жить за вас, этого никогда не было и не будет. И не спешите кого-то одного называть своим духовником».

2. По поводу моего духовника

Наш приходской священник ездил к отцу Иоанну. Я попала сначала к отцу Иоанну, а потом уже к тому священнику. Отец Иоанн говорил, что он уже старенький и поэтому быть моим духовником он не может. И поощрял ездить к этому другому священнику.

И вот, в какой-то момент, мой духовник переходит в Зарубежную Церковь.

Передо мной встает проблема: остаться с духовником или остаться в Православной Русской Церкви. Но по существу эта проблема выливается в более резкую: уйти от духовника или уйти из Церкви.

Ведь не принято «бросаться» духовниками, и мне казалось неэтичным оставить его.

Я, конечно, села в поезд и отправилась к отцу Иоанну. Я подумала: что он мне скажет, то и сделаю.

Что он мне сказал? Он ничего мне не сказал из того, что я предполагала. Он сказал: «А ты сама как думаешь? Признаешь ли ты Святейшего Патриарха Святейшим Патриархом?» И больше ничего не сказал и ушел в келью.

Так я в первый раз столкнулась со свободой выбора. Это ужас что!

Я ехала в поезде и всю дорогу не могла ни на что решиться, меня знобило.

Но дело было еще вот в чем. Перед этим, весной или летом, умер святейший Патриарх Пимен. (Это 1990 год.) И на Собор, на котором должны были состояться выборы Патриарха, приехали все архиереи. А весь народ молился, потому что перемена Патриарха могла повлиять – или улучшить, или ухудшить – положение Церкви.

В то время я ходила в храм Иоанна Воина на Якиманке (в Москве), где служил отец Николай Ведерников. К отцу Николаю приехал, и служил там митрополит Антоний Сурожский. И на всенощной владыка Антоний сказал такие слова: «Мы все сейчас молимся о Патриархе. И как же мы должны будем молиться о том, кого сами поставили между молотом и наковальней!»

Поскольку я молилась тоже, то и я почувствовала свою ответственность.

И вот, когда отец Иоанн спросил, признаю ли я Святейшего Патриарха Святейшем Патриархом, мне все же была задана опорная точка для принятия решения.

С печерского поезда я поехала на работу, а с работы – к духовнику. Он открыл дверь и сказал: «Что ты, дружище?» или «Здравствуй, дружок!»

Я смотрю на него, думаю: «Как он прекрасен…». Я залюбовалась сочетанием цветов: как красивы золотые очки… и как они подходят к бордовому цвету подрясника… – и говорю: «Батюшка, я больше к вам ходить не буду».

Он мне мстит. Он тоже отказывается от меня и говорит: «Ну, значит ты как будто ко мне и не ходила…» (Это неправда, я ходила! Нельзя же вычеркнуть из жизни эти годы!)

Отец Иоанн говорил мне: «Не спеши одного называть своим советчиком». Вот уже – не «духовником», а «советчиком».

И еще на мои сетования по поводу отсутствия духовника он сказал: «Учись добру у добрых людей».

Это его благословение стало исполняться буквально. Если мне до того не везло с учителями и учебой, то теперь еще несколько лет пришлось учиться. И я встретила на этом поприще таких людей, о которых даже не могла даже предположить.

Про того священника отец Иоанн так метафорично высказался: «Когда орел высоко летает, у него в какой-то момент на лбу начинает образовываться нарост. И этот нарост мешает ему видеть, и заслоняет собой солнце. А приходит время, и этот нарост сам отпадает и орел по-прежнему видит солнце».

Сама я страдала от этого раскола довольно долго. Но я и мои ровесники были людьми молодыми и перенесли эту травму сравнительно легко. Куда хуже пришлось людям в возрасте – им было сложно что-либо менять.

В конце концов, все получилось по слову отца Иоанна. Прошло лет десять или больше и этот священник принес покаяние и присоединился Патриаршей Церкви.

3

Как-то я встретила человека, который оказался рядом со мной в коридорчике, пока я спрашивала отца Ивана про духовника и Зарубежную Церковь. С ним дело обстояло вот как. Его мать и сестра ходили одновременно со мной к нашему духовнику. В это время этот человек сидел в тюрьме, все за него молились.

И вот, Н. выходит из тюрьмы, едет к духовнику матери и сестры, который молился за него. Тот его принимает хорошо и отправляет в Печеры – на послушание и к отцу Иоанну. Этот Н. живет в монастыре, ходит на полунощницы, все ему нравится.

За тот месяц, что Н. проводит в монастыре, наш духовник меняет направление. И тут приезжаю я.

Я начинаю с таких аккордов: «Ты знаешь, от духовника надо уходить». Естественно, я оказываюсь высмеянной.

После акафиста мы опаздываем, на автобус к таллиннскому поезду, берем такси. Н. на вокзале говорит мне, бросая таксисту деньги: «Это вашей Церкви от вашей Церкви».

Через некоторое время мы где-то встретились, Н. говорит: «А помнишь “от нашей Церкви вашей Церкви”? Знаешь, что мне сказал тогда отец Иоанн? Он показал на группу людей и сказал: “Вон, посмотри, ваши папские нунции приехали”».

Это по поводу рассуждения все было.

4

Меня послал о. Р. к батюшке с одной болящей, чтобы я за ней присматривала. Нас поселили в одной комнате. Я так изнемогла от ее выходок, но самостоятельно не могла отменить благословение и с ней расстаться. Я пошла объясниться к отцу Иоанну, что больше не могу с ней находиться, стала жаловаться ему…

А он мне шепотом говорит: «Тише, тише! люди могут услышать…»

5

Мой муж приехал впервые к батюшке со своим другом, когда им было лет по 19 – такие два парня в сапогах ввалились.

Отец Иоанн сказал: «Пересвет и Ослябя».

Принял их тогда в приемной под лесенкой.

Один из них стал священником – отец Александр Тихонов.

А моему мужу, он тогда работал алтарником и хотел священства, отец Иоанн сказал (дословно не помню, но мысль была такая), что рукополагаться можешь только тогда, когда все твои занятия (или привязанности) будут исчерпаны и потеряют привлекательность. То есть, когда по сравнению с желанием священства, все остальное потеряет свою ценность. (Шкалу ценности такую выстроил.)

Отец Иоанн был совершенно прав, потому что со временем стал проявляться увлекающийся характер моего мужа, которого увлекало все – иконопись, архитектура, церковные древности, и он постоянно горел какими-нибудь идеями, воплощал свои проекты…

Я, конечно, иногда вздыхала, что мой муж не стал священником, но помнила слова отца Иоанна, что «Церкви и алтарники нужны, и звонари нужны, и иконописцы нужны».

Отец Иоанн подарил ему тогда фарфоровый образок с митры, с изображением преподобного Сергия, сказал: «Носи его всегда с собой».

6

Лет 20 назад, когда я хотела писать иконы, отец Иоанн благословил мне заниматься этим делом и сказал: «Пиши, чтобы лики как живые были».

И подарил тогда иконочки – Иоанна Богослова, евангелиста Луки и «Прибавление ума».

Потом, через 10 лет, когда я хотела собрать книжку воспоминаний об отце Рафаиле, сказал похожие на это благословение слова: «Пиши, чтобы был виден лик. А то, как икона: бывает, что все написано, а самого лика не видно».

7. О замужестве

Мне было лет 17, я отцу Иоанну сказала: «Я хочу замуж». (Что может еще сказать девица с советским воспитанием, где была только одна логическая цепочка – кончил школу, надо выйти замуж.)

Он гладил меня ручками по голове и говорил: «Ты – цыпленочек, цветочек. Если бы ты знала: женщина каждый месяц терпит такие боли! И из мужчин кто ее пожалеет?»

По поводу замужества у отца Иоанна была точка зрения такая, что выходить замуж надо лет в 25. Мне казалось, что это слишком поздно. Но потом поняла, что это из человеколюбия только, потому что когда у меня родились дети, то я думала, что жизнь на этом закончилась.

Но это не было твердым правилом: так и никак иначе. Одна моя подружка лет в 19 поехала за благословением. Батюшка тоже ее не благословил – «цыпленочек». Но молодой человек, Костя, поставил ей решительное и жесткое условие – ему нужна была матушка – или выходить замуж, или больше не общаться. Отец Иоанн тогда благословил их брак.

Одной девушке, ей было лет 16, и она спросила батюшку про монастырь.

«Что ты, деточка, детских монастырей еще не открыли».

8

Мы очень часто одно время ездили в Печеры. И вот уже поехали с отцом Лукой и иконописной школой из лавры. Отец Иоанн сказал, что примет учеников иконописной школы у себя в келье и назначил время. Все заходят в келью, и я тоже.

Отец Филарет кричит мне: «А ты куда?» ( Я примелькалась.) – «А я тоже с иконописной школой». – А отец Иоанн так успокаивает отца Филарета, говорит ему: «А мы сейчас спросим отца Луку».

Батюшка всех посадил на диванчик, помазал святым маслом, давал отпить святой воды, а ту воду, которая оставалось, выливал за воротник, так, что под одеждой вода текла до пола. И на полу была вода.

Батюшка всегда был такой любвеобильный, бодрый, он действовал и двигался бодрее и быстрее, чем каждый из нас.

Там, в келье, стояла табуреточка, накрытая белым платочком. Я неловко задела эту салфеточку и отогнулся край, а на табуреточке лежали капельницы, шприцы и лекарства.

Батюшка благословил всех, а потом каждому уделил немного времени.

Когда мы выходили из кельи, отец Иоанн показал Евгению на отца Филарета и сказал: «Смотри – игумен, а полы у меня моет».

Сказал еще ему: «Помни, что есть только два пути» (то есть брак и монашество, и он сам должен выбирать).

Это 1991 год, на Иоанна Богослова, 9 октября.

9. Проповедь

9 октября 1997 года отец Иоанн служил на день ангела. Говорил проповедь: «Апостол Иоанн Богослов в старости уже не мог ходить, его носили под руки» – и тут все люди в храме, глядя на батюшку, заулыбались. «Апостол Иоанн Богослов – апостол любви, в старости говорил только со слезами: “Чадца, любите друг друга”».

10

Как-то раз перед службой видим идущего отца Иоанна и подходим под благословение. А его правую руку крепко держит отец Филарет и не отпускает. Отец Иоанн пытается выдернуть руку, у него ничего не получается, и говорит: «Хочу благословить, а не могу. Вот что называется в монашестве “отсечением своей воли”».

11. О явлениях

Отец Рафаил сказал: «Вы не знаете, как я прельстился? (В 1987 году был описан случай явления Божией Матери в одной газете. Эту газету издавал А. И., и, чтобы его вразумить, отец Рафаил так ситуацию развернул.)

Я говорю отцу Иоанну: “Благодать-то какая! Божия Матерь является!”

Отец Иоанн слушает – бежит мимо.

Я: “Радость-то какая! Божия Матерь является!”

Батюшка ничего не говорит – бежит мимо.

В алтаре, в храме, я его поймал и говорю: “Батюшка, благодать-то какая – Божия Матерь является!”

Он мне: “Вы – православный иеромонах. И, простите, такую чушь порете!”».

12

Одно время мы решили, что отец Иоанн – явление историческое. И решили записывать все его слова. Поскольку вокруг батюшки было всегда много народу, то и записывать решили все слова, обращенные к разным людям.

Отец Иоанн в этот день, увидев нас, сказал: «Пришли совопросники века сего».

Помню, записали слова о планах: «Утром планы похожи на расфуфыренную барышню. А вечером они хуже лохматого медведя».

А это была цитата из высказываний старца Амвросия, я потом в книжке прочитала.

13

Один раз мы приехали в Печеры с одним мальчиком и его мамой. Отец Иоанн сказал ему: «А почему у тебя такое лицо детское? Сколько тебе лет? Тринадцать? Да, в тринадцать лет и должно быть такое лицо… А потом мы так сделаем, что ты в армию не пойдешь».

Все, конечно, забылось. А потом, когда юношу освободили от армии, эти слова батюшкины вспомнились.

14

Одному мальчику, П., было 5 лет, отец Иоанн ему сказал: «Приезжай. Мы тебе сошьем подрясничек и маленькие четочки».

Мальчик приехал, ничего не забыл и спрашивает: «А где четочки, а где подрясник?»

Отец Иоанн тогда подарил ему свои четки.

15

Моя мама тоже съездила в Печеры, хотя долгие годы была противницей религии.

Отец Иоанн принимал тогда по несколько человек сразу. А потом, когда вышли из кельи батюшки и стали вспоминать его слова, оказалось, что каждый запомнил то, что говорилось другому, а не ему. И постепенно восстановилась картина, что было сказано каждому. Самое смешное было, что каждый удивлялся: а разве батюшка такое говорил?

Также маму удивило восприятие проповеди в храме. Тема проповеди была одна, но когда потом, сидя на Святой горке, пытались восстановить, о чем говорилось в проповеди, оказалось, что каждый запомнил только то, что затрагивало именно его. И об одной проповеди складывались совершенно разные суждения, как будто даже ничем в целое не связанные.

В 1998 году был тяжело болен, почти при смерти, иеродиакон Антоний. Его постригли в схиму с именем Андроник, и он выздоровел.

Мы с мамой, когда были в Печерах, помогали отцу Антонию на Святой горке. Мама страдала ревматизмом. Отец Антоний ее спрашивает: «Ты чего хромаешь?» – «Да вот, коленки болят». – «А что помогает?» – «Говорят, помогает крапива».

Дальше мама продолжает: «Иду я по горке, и на дорожке меня поджидает отец Антоний с крапивой в руке. Я с ним поравнялась, а он меня хвать крапивой по коленкам. Я – “Ой, что вы делаете? Больно!” А он смеется. А после этого я про коленки забыла – боль-то прошла.

16

Маме так понравилось в Печерах, что на следующий год она привезла с собой мою старенькую бабушку, чтобы ей все показать. Они даже работали на послушании.

А перед отъездом повела ее благословиться к отцу Иоанну.

И вот, они стояли в коридорчике и ждали, а скоро должен был отходить автобус, они нервничали, бабушка говорила: «Куда ты меня тащишь и зачем? Поехали так, мы везде опоздаем». Но мама была непреклонна, она знала, что они успеют везде и все сложится само собой, но все равно нервничала.

И перед отъездом их принял отец Иоанн. Бабушку расцеловал всю, сказал келейнице, чтобы она нашла ей икону святой Елены. Келейница поискала и сказала, что иконы святой Елены она не может найти и, скорее всего, они кончились, но вот икона великой княгини Ольги. Княгиня Ольга в крещении Елена, и эта икона подойдет.

Отец Иоанн тогда стал искать сам в ящичках и нашел, наконец, икону святой Елены, и подарил бабушке, и, прощаясь, сказал: «Ленушка, будешь Ваню вспоминать».

Причем, даже так: «Ленушка, будешь своего Ванечку вспоминать!» (А «Ленушке» уже лет 70 было.)

Восторга бабушки не было предела.

Когда мы приехали в Москву, ее распирали впечатления от Печер и от отца Иоанна. Она снова и снова пересказывала всем родственникам про «Ванечку». Родственники накинулись на мою маму: «Что ты сделала с матерью?»

И бабушка до самой смерти помнила отца Иоанна – для нее это оставалось прекрасным и светлым впечатлением.

17. «Старец ошибся»

На Рождество 2000 года я рассылала всем своим знакомым поздравления и отправила открытку отцу Иоанну с поздравлением с Новым годом и Рождеством.

Получаю письмо от отца Иоанна. Открываю. Читаю. Это поздравление с Рождеством. И вижу внизу – подпись и дата: 1999 год. А все празднуют двухтысячелетие со дня Рождества Христова.

Я думаю: «Старец ошибся. Наверное, с прошлого года осталось поздравление и мне его положили в конверт».

Прошло два-три дня, и я начинаю рассуждать: «Мы попраздновали Новый год 1 января 2000 года. Потом праздновали Рождество. А потом праздновали Новый год 13 января, тоже 2000 года. По церковному календарю Рождество приходится на отрезок времени между 1 января и 14 января. По календарю – это продолжение 1999 года. Таким образом, Рождество, которое мы праздновали, относится к 1999 году. Следовательно, не старец ошибся».

Вот текст этого поздравления.

«С Рождеством Христовым!

“Христос раждается, славите”.

Вновь свет Вифлеемской звезды восходит над миром, отсчитывая возраст Того, Чье рождество возвещает она.

И возлежит Он – Богомладенец Христос – на восстание и падение многих, открывая помышления многих сердец.

Восстанем же, чадца Божии, восстанем, дорогие мои, озаренные Светом Христовой Истины, согретые теплом Христовой любви и утвержденные на стезях Христова Креста, чтобы возобразился в наших душах, в наших сердцах, в наших умах Сам Христос – Спаситель мира!

Дорогие мои, родные!

Поздравляю Вас с Рождеством Христовым и радостным приветствием сретаю вас: “Христос родился, и с нами Бог!”

Ваш смиренный благожелатель и богомолец

А[рхимандрит] И[оанн]

Рождество Христово, 1999 год.

Продолжение »

Евдокия Позднякова

21 ноября 2006 г.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 147 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

11 апреля 2010 года — 100 лет со дня рождения старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина, † 5 февраля 2006 года) Другие материалы сюжета:
Памяти старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×