Блаженный Иоанн Мосх. Синайский патерик, или Луг духовный / В сокращ.; пер. с греч., примеч. прот. М. И. Хитрова.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 224 с. — (Патерик). |
Приводим отрывок из книги.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Блаженный Иоанн Мосх († ок. 622 г. ) — греческий подвижник и духовный писатель VI — начала VII вв. вошел в историю монашества как автор агиографического произведения «Луг духовный» (или «Лимонарь», или «Синайский патерик»).
Прожив около десяти лет в пустынном отшельничестве в обители Святого Илии на берегу священного Иордана, Иоанн Мосх направляется в Египет, где помогает Александрийскому патриарху Евлогию бороться с евтихианской (монофизитской) ересью, распространившейся в то время особенно в египетских монастырях.
В конце VI в. Иоанн вновь подвизается в Палестине, но уже в монастыре Прп. Феодосия. Здесь он встречается со своим будущим учеником и другом Софронием, впоследствии патриархом Иерусалимским.
Движимые стремлением к духовному совершенству, блаженный Иоанн и Софроний принимают решение посетить знаменитые обители Востока, встретиться с опытными старцами и великими подвижниками, побеседовать с ними и по возможности записать их поучения для назидания будущих поколений монахов.
Их путешествие продолжалось не один десяток лет.
Прежде всего они обошли палестинские обители: Прп. Герасима, «Башен», Св. Петра, обитель Евнухов, Прп. Евфимия Великого, монастыри вокруг Мертвого моря, обитель Св. Саввы у истоков Иордана.
После пребывания в Северной Палестине блж. Иоанн и инок Софроний предпринимают путешествие в Антиохию и Киликийские обители. Около 603 г. они посещают Антиохию, Ливан, гору Росс, Селевкию, Эги, Тарс и Аназарв и далее после утомительного путешествия по аравийской пустыне они достигают священной горы Синай. Здесь отцы на время останавливаются для молитвы и богомыслия.
В поисках образцов святости и духовного подвига они обходят также пустыни: Синайскую, Фаран, Раиф. В 607 г. они приходят в Египет, в частности в Александрию.
Обойдя все обители и храмы Александрии, путешественники решили посетить горные хребты Нильской долины, послужившей колыбелью иночества: здесь в горных пещерах после смерти преподобного Антония Великого предавались аскетическим подвигам многочисленные отцы-пустынники.
На всем пути своего путешествия они собирали сведения о великих подвижниках отдаленных пустынь, с большим вниманием и любовью изучая и записывая различные случаи из их жизни, их назидания о спасении души, молитве, любви к Богу и ближнему. Блаженный Иоанн и его соратник Софроний собрали драгоценный материал, который и лег в основу книги, получившей название «Луг духовный».