Заступница усердная: Чудотворные иконы Божией Матери

Заступница усердная: Чудотворные иконы Божией Матери / Сост. Н. В. Дмитриевой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 240 с.
Заступница усердная: Чудотворные иконы Божией Матери / Сост. Н. В. Дмитриевой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 240 с.
«Заступница усердная» — это вторая книга о чудотворных иконах Божией Матери; первая с названием «O Тебе радуется» вышла в 2004 году и дважды была переиздана. В книге рассказывается о многих редких образах Богоматери, об истории их обретения и почитания.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Тропарь Казанской иконе
Божией Матери

В сиянии славы и в окружении Сил Небесных — Богоматерь с Младенцем на престоле. Над Ней, словно образуя радугу, — ангельский собор, цветущий сад, многоглавый храм — образ Вселенной и образ нового Иерусалима, образ рая.

Новая земля и новое небо — вот к чему ведет нас тайна боговоплощения и преображения всей земной твари.

Внизу — простые люди и пророки, цари и иноки, патриархи и целомудренные девы. Прекрасный мир, созданный Господом, и венец Его творения — человек, оскверненный нашими грехами, очищенные в огне Страшного Суда, вновь воссияют во славе, красоте и нетлении новой земли, нового неба, Иерусалима нового.

И все земные и Небесные Силы славят Ту, Которая объединяет все земное и небесное и Сама стала «новым творением» и «освященной церковью».

Все это воплощено на одной иконе — «О Тебе радуется».

Много веков миллионы людей поклоняются иконам, молятся перед ними, несут к ним свои сокровенные тайны и упования, получают исцеление и утешение.

Что же такое икона — просто доска, краски, олифа?

Священник Павел Флоренский писал: «Нет ничего внешнего, что не было бы явлением внутреннего». Это внутреннее и есть суть иконы — когда благодатная сила первообраза становится присущей образу и действует через него на человека. Так писали святые отцы Церкви — Дионисий Ареопагит, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама. Так чувствуют и простые люди — с открытым Богу сердцем, искренне верующие и уповающие на Господа. Недаром существует понятие «намоленные иконы».

На Седьмом Вселенском Соборе в 787 году было постановлено, что священные изображения служат «ко уверению исполненного, а не воображаемого воплощения Бога Слова», и поэтому следует наряду с изображением Креста писать иконы Спасителя, Богородицы и святых, чтобы «вспоминать и любить первообразных им». Почитание, оказываемое иконе-образу, переходит на «первообразное», на тех, кто изображен на ней. Это общее мнение Православной Кафолической Восточной Церкви.

Восприняв всю полноту ее учения, Русь стала достойной преемницей Византийской империи — Третьим Римом. На ее огромных просторах как свечи загорались светильники Православия — храмы, монастыри, часовни, писались дивные иконы. Русь — единственная страна, которая избрала своим духовным девизом слово «Святая» и назвала себя Домом Пресвятой Богородицы.

Почитание Богоматери, которое началось еще при земной жизни Спасителя, прошло через все века христианской истории. Первые изображения Пречистой появились уже во II веке: в римских катакомбах Прискилы есть живописная сцена Благовещения. Святой Григорий Палама в своем «Слове на Благовещение» пишет: «Девственная мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее как вместилище Невместимого будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и предстательница тех, кто после Нее, и Заступница вечная. Она — предмет прорицания пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, основание учителей. Она — слава земных, веселие небесных, украшение всякой твари. Она — начало, источник, корень нашего упования на небе, достичь которого да будет нам дано Ее молитвами о нас, во славу прежде всего от Отца рожденного и в последние времена от Нее воплотившегося Иисуса Христа, Господа нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков».

Уже в первые века христианства сложились и основные типы, изводы изображений Богородицы. Это — «Одигитрия» (Путеводительница), ведущая нас ко Христу, от греха к спасению. Это — Знамение (вариант, на котором Пречистая пишется стоящей, называется «Орантой») — образ боговоплощения от земной женщины, о котором апостол Лука пишет так: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Это — «Умиление» («Елеуса»), где Мать ласкает Своего Сына («Сладкое лобзание», в греческом варианте) — вечная тема материнства и в то же время глубоко мистический образ взаимообщения человеческой души с Богом. Это акафистный тип — так собирательно именуются иконы, на которых изображается прославление Пречистой и раскрывается смысл того или иного эпитета, посредством которого Ее воспевают в акафисте и иных церковных гимнах.

Обращенные к Пречистой песнопения именуют Ее и Заступницей, и Покровительницей, и Утешительницей, и Ходатаицей. Ее иконы называются: «Неувядаемый Цвет», «Неупиваемая Чаша», «Живоносный Источник», «Споручница грешных», «Гора нерукосечная», «Благодатное Небо», «Неопалимая Купина», «Нечаянная Радость»… Одно только перечисление названий уже звучит как прекрасный гимн русского народа в честь его Покровительницы.

В Международном фонде славянской письменности и культуры с помощью его безвременного ушедшего от нас президента, скульп­тора Вячеслава Михайловича Клыкова, не раз проводилась выставка икон «О Тебе радуется».

Книга посвящена чудотворным иконам Богоматери, пережившим вместе со всей нашей Россией тяжелейшие годы гонений, когда разрушали храмы и уничтожали святыни. В лучшем случае чудотворные иконы письма благочестивых старцев попадали в музеи, многие оказались за рубежом и окормляли русских людей, потерявших Отчизну. Еще больше святынь бесследно исчезло в огне сатанинской злобы. Но, верую, вернутся и они, вернутся в преображенную страну, вспомнившую свой духовный идеал — Русь Святую. Может, об этом и молятся все новомученики, в земле Российской просиявшие, у Престола Господня.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей… Будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу: крепкая своей верою в Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».

И первая, и вторая книга родились из статей, написанных для журнала «Встреча». Свыше десяти лет в «Светоче» (разделе журнала) ежемесячно публиковались эти очерки.

Автор выражает сердечную благодарность всем, кто помогал в издании этих книг: архимандриту Тихону (Шевкунову), главному редактору журнала «Встреча» Ю.В.Куликову, ответственному секретарю журнала «Встреча» А.В.Ракову, П.О.Егорьеву, Н.Н.Кристи, Н.Н.Чайковской, Т.Л.Хоцяновой, Н.А.Терещенко и московскому представительству «Konrad-Adenauer-Stiftung», немало способствовавшему моим посещениям священных камней Европы (Ф.М.Достоевский).

Надежда Дмитриева

21 мая 2009 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту