Заступница усердная: Чудотворные иконы Божией Матери / Сост. Н. В. Дмитриевой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 240 с. |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
Тропарь Казанской
иконе
Божией Матери
В сиянии славы и в окружении Сил Небесных — Богоматерь с Младенцем на престоле. Над Ней, словно образуя радугу, — ангельский собор, цветущий сад, многоглавый храм — образ Вселенной и образ нового Иерусалима, образ рая.
Новая земля и новое небо — вот к чему ведет нас тайна боговоплощения и преображения всей земной твари.
Внизу — простые люди и пророки, цари и иноки, патриархи и целомудренные девы. Прекрасный мир, созданный Господом, и венец Его творения — человек, оскверненный нашими грехами, очищенные в огне Страшного Суда, вновь воссияют во славе, красоте и нетлении новой земли, нового неба, Иерусалима нового.
И все земные и Небесные Силы славят Ту, Которая объединяет все земное и небесное и Сама стала «новым творением» и «освященной церковью».
Все это воплощено на одной иконе — «О Тебе радуется».
Много веков миллионы людей поклоняются иконам, молятся перед ними, несут к ним свои сокровенные тайны и упования, получают исцеление и утешение.
Что же такое икона — просто доска, краски, олифа?
Священник Павел Флоренский писал: «Нет ничего внешнего, что не было бы явлением внутреннего». Это внутреннее и есть суть иконы — когда благодатная сила первообраза становится присущей образу и действует через него на человека. Так писали святые отцы Церкви — Дионисий Ареопагит, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама. Так чувствуют и простые люди — с открытым Богу сердцем, искренне верующие и уповающие на Господа. Недаром существует понятие «намоленные иконы».
На Седьмом Вселенском Соборе в 787 году было постановлено, что священные изображения служат «ко уверению исполненного, а не воображаемого воплощения Бога Слова», и поэтому следует наряду с изображением Креста писать иконы Спасителя, Богородицы и святых, чтобы «вспоминать и любить первообразных им». Почитание, оказываемое иконе-образу, переходит на «первообразное», на тех, кто изображен на ней. Это общее мнение Православной Кафолической Восточной Церкви.
Восприняв всю полноту ее учения, Русь стала достойной преемницей Византийской империи — Третьим Римом. На ее огромных просторах как свечи загорались светильники Православия — храмы, монастыри, часовни, писались дивные иконы. Русь — единственная страна, которая избрала своим духовным девизом слово «Святая» и назвала себя Домом Пресвятой Богородицы.
Почитание Богоматери, которое началось еще при земной жизни Спасителя, прошло через все века христианской истории. Первые изображения Пречистой появились уже во II веке: в римских катакомбах Прискилы есть живописная сцена Благовещения. Святой Григорий Палама в своем «Слове на Благовещение» пишет: «Девственная мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее как вместилище Невместимого будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и предстательница тех, кто после Нее, и Заступница вечная. Она — предмет прорицания пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, основание учителей. Она — слава земных, веселие небесных, украшение всякой твари. Она — начало, источник, корень нашего упования на небе, достичь которого да будет нам дано Ее молитвами о нас, во славу прежде всего от Отца рожденного и в последние времена от Нее воплотившегося Иисуса Христа, Господа нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков».
Уже в первые века христианства сложились и основные типы, изводы изображений Богородицы. Это — «Одигитрия» (Путеводительница), ведущая нас ко Христу, от греха к спасению. Это — Знамение (вариант, на котором Пречистая пишется стоящей, называется «Орантой») — образ боговоплощения от земной женщины, о котором апостол Лука пишет так: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Это — «Умиление» («Елеуса»), где Мать ласкает Своего Сына («Сладкое лобзание», в греческом варианте) — вечная тема материнства и в то же время глубоко мистический образ взаимообщения человеческой души с Богом. Это акафистный тип — так собирательно именуются иконы, на которых изображается прославление Пречистой и раскрывается смысл того или иного эпитета, посредством которого Ее воспевают в акафисте и иных церковных гимнах.
Обращенные к Пречистой песнопения именуют Ее и Заступницей, и Покровительницей, и Утешительницей, и Ходатаицей. Ее иконы называются: «Неувядаемый Цвет», «Неупиваемая Чаша», «Живоносный Источник», «Споручница грешных», «Гора нерукосечная», «Благодатное Небо», «Неопалимая Купина», «Нечаянная Радость»… Одно только перечисление названий уже звучит как прекрасный гимн русского народа в честь его Покровительницы.
В Международном фонде славянской письменности и культуры с помощью его безвременного ушедшего от нас президента, скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова, не раз проводилась выставка икон «О Тебе радуется».
Книга посвящена чудотворным иконам Богоматери, пережившим вместе со всей нашей Россией тяжелейшие годы гонений, когда разрушали храмы и уничтожали святыни. В лучшем случае чудотворные иконы письма благочестивых старцев попадали в музеи, многие оказались за рубежом и окормляли русских людей, потерявших Отчизну. Еще больше святынь бесследно исчезло в огне сатанинской злобы. Но, верую, вернутся и они, вернутся в преображенную страну, вспомнившую свой духовный идеал — Русь Святую. Может, об этом и молятся все новомученики, в земле Российской просиявшие, у Престола Господня.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей… Будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу: крепкая своей верою в Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».
И первая, и вторая книга родились из статей, написанных для журнала «Встреча». Свыше десяти лет в «Светоче» (разделе журнала) ежемесячно публиковались эти очерки.
Автор выражает сердечную благодарность всем, кто помогал в издании этих книг: архимандриту Тихону (Шевкунову), главному редактору журнала «Встреча» Ю.В.Куликову, ответственному секретарю журнала «Встреча» А.В.Ракову, П.О.Егорьеву, Н.Н.Кристи, Н.Н.Чайковской, Т.Л.Хоцяновой, Н.А.Терещенко и московскому представительству «Konrad-Adenauer-Stiftung», немало способствовавшему моим посещениям священных камней Европы (Ф.М.Достоевский).