Опытный духовник, насельник
Сретенского монастыря иеромонах Иов
(Гумеров) отвечает на
вопросы, касающиеся покаяния и исповеди,
которые поступали в течение последних лет на
сайт
«Православие.ru».
Иеромонах Иов (Гумеров). Таинство покаяния. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2011. — 64 с. — (Серия «Таинства и обряды»)
***
Духовная жизнь невозможна без покаяния, а без покаяния нет спасения. Чтобы начать новую, благодатную жизнь, надо оставить прежнюю, греховную. Невозможно одновременно любить добро и зло. Благовествование Спасителя мира началось с призыва к покаянию: С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное
Наше общество прошло через трагический опыт массового безверия. Жестокое, безжалостное разрушение многовековой православной традиции, в которой выкристаллизовался лучший опыт поколений, многие десятилетия массового атеизма, лишившего большую часть народа живоносных источников духовно-нравственного здоровья, — все это напоминает страшный разрушительный ураган, пронесшийся по нашей стране. Особенно пострадала наиболее тонкая и хрупкая сфера народной жизни — нравственная. Сейчас немало людей имеют потребность в вере. Многие из них сознают свою греховность, но не знают, как начать покаяние. Поэтому так часто к священникам обращаются люди с вопросами о том, как исповедать свои грехи. Предлагаемая читателю брошюра составлена из ответов на подобные вопросы.
(Мф 4, 17). Осознание грехов и исповедь не являются лишь началом пути ко спасению. Покаяние есть главный нерв всей христианской жизни. Святые угодники отличаются от простых верующих не только богатством добродетелей, но и глубиной и полнотой покаяния. Освященные светом Христовым, они могли заметить внутри себя малейшую нечистоту и с сокрушенным сердцем молили Бога очистить их. Поэтому их наставления для нас драгоценны. Святитель Иоанн Златоуст советует не откладывать дело покаяния: «Много согрешили мы, знаю это и я: все мы находимся в эпитимиях, — однакож не оставлены без (надежды на) помилование, не лишены покаяния, потому что стоим еще на поприще борьбы и находимся в подвигах покаяния. Старец ты, и достиг крайнего предела жизни? Не думай однакож, будто отнято у тебя покаяние; не отчаивайся в своем спасении, но подумай о разбойнике, который на кресте спасен. Что короче того часа, в который он получил венец? Однакож и этого часа достаточно было ему для спасения. Юноша ты? Не полагайся на юность и не думай, что у тебя впереди довольно времени для жизни: день Господень, так придет, как тать ночью (1 Фес 5, 2). Для того (Бог) и сделал неизвестною нашу кончину, чтобы мы сделали известною свою заботливость и осмотрительность» (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы о диаволе. Часть II. 5). Угодники Божии опытно познали великую силу исповеди. Покаяние, пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, «ведет к очищению грехов, покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению пред Господом» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. — М., 2002. С. 8).