Православный календарьПравославный календарь
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.

Зов и призыв

Начался весенний призыв в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации. Эта призывная кампания ― первая после вступления в силу известного президентского Указа №138, отменяющего отсрочку от службы в армии для священнослужителей. Диакон Димитрий Васильев, недавно отслуживший в армии (еще до принятия священного сана), попытался себе представить, как будет выглядеть на практике воинская служба для молодого православного духовенства.

Полемика вокруг — или даже скорее, «разговор на тему» — подписанного Президентом России 6 февраля Указа №138 ― «Вопросы предоставления гражданам Российской Федерации отсрочки от призыва на военную службу» ― ведется в нашей стране в довольно-таки узких кругах. Очевидно, что люди, которые никаким образом не интересуются церковной жизнью, представители «нецерковных» профессий — врачи, учителя, предприниматели, простые рабочие — даже не знают о том, что, согласно этому Указу, духовенство теперь также подлежит призыву на срочную военную службу, а даже если и знают, не придают этому никакого значения. Однако для православных диаконов, священников, не служивших в армии до рукоположения, тем более монашествующих, все обстоит совершенно иначе. Многие из них уже получили повестки в военкомат. Однако до сих пор нет никакой официальной информации о том, в каких условиях им предстоит служить, будет ли при этом учитываться их священный сан. Что ж, остается только строить предположения.

По-видимому, после призыва их ждет обычная армейская служба в чине рядового. Даже на самый поверхностный взгляд она абсолютно несовместима со служением церковным. Ситуация видится даже абсурдной: представьте себе батюшку с автоматом наперевес, совершающего марш-бросок на много километров. Это даже, если ничего не говорить о дедовщине и необходимости иногда стрелять не только по мишеням, но по живым людям… Насколько сообразуется такая служба с канонами Церкви?

Вскоре после выхода Указа №138 юрисконсульт Московской Патриархии Ксения Чернега охарактеризовала его с точки зрения церковного права. Так, 83-е апостольское правило гласит, что «пресвитер или диакон, в воинском деле упражняющийся, подлежит извержению из священного чина». Или другое положение канонов, 69-е апостольское правило. В нем говорится, что, «если пресвитер или диакон не постится в Святую Четыредесятницу перед Пасхой, да будет извержен из сана». Другими словами, каноны запрещают священнику проходить военную службу, упражняться в воинском искусстве, использовать оружие, носить оружие. Да и соблюдение поста в воинской части очень проблематично и затруднительно, практически невозможно. То есть обычная служба в армии для священнослужителя ― это прямая дорога в запрет…

В связи с этим возникает много вопросов, главный из которых такой: неужели кто-то всерьез полагает, что несколько сотен священников, оторванных от своего служения, своих приходов (а духовенства во многих епархиях крайне не хватает), никогда до этого не служивших в армии, всерьез укрепят военную мощь страны?

Попробуем разобраться и, может быть, удастся выявить возможные перспективы наилучшего применения новоизданного Указа в реальной жизни. Все-таки русские диаконы и священники как никто другой заинтересованы в процветании своей Родины. И если Господь рассудит, чтобы какое-то время они служили не в храме, а в армии, то нужно будет подумать, как с максимальной отдачей понести свое служение.

Если разобраться, выигрыш в количестве призывников из среды духовенства для военкомата будет совсем не так заметен, как кажется. Не так уж много у нас в стране семинарий, и не так уж много выпускают они священнослужителей призывного возраста — невелик «доход», куда больше вреда для Церкви, теряющей настоятелей приходов и православных педагогов. Следовательно, на обороноспособности России это не скажется практически никак.

Кем-то из политиков высказывалось предположение, что служба духовенства вместе с остальными рядовыми солдатами поднимет уровень нравственности среди последних. Но, скорее всего, эта надежда неоправданна. Батюшка должен быть батюшкой, в рясе, с крестом, с бородой. Для мирских людей эти атрибуты важны безусловно, при их же отсутствии священник просто перестанет восприниматься как таковой. И будет в роте просто одним «чудиком» больше, а таким в общепризнанных авторитетах, как известно, не место. К тому же, для самого священника вряд ли бесследно пройдет длительное и постоянное пребывание в таком беспокойном месте, как армейская казарма. Без привычного ритма жизни, регулярной молитвы, постов, участия в Церковных Таинствах он просто не сможет сохранить свой духовный мир в неприкосновенности. Духовный голод — это отнюдь не литературный оборот для переживших его хотя бы раз в жизни. Это бездонная пропасть, в которую можно падать до бесконечности, точнее, пока уныние не перемелет душу в едкую труху…

Панацеей от всех этих бед мог бы стать храм на территории военной части (а не в ближайшем городе, куда без увольнительной так просто не выбраться), где любой служащий священник хотя бы раз в неделю укреплял бы себя молитвой и Причастием. Там же могли бы начать или продолжить церковную жизнь другие верующие солдаты и офицеры — и кто скажет, что это им совершенно не нужно, просто ни разу не спрашивал у них самих об этом.

Однако, таких армейских храмов у нас в стране куда меньше, чем можно себе представить, и регулярные богослужения проводятся далеко не в каждом из существующих. В силу специфики воинского прихода доход служащих там священников невелик, его зачастую не хватает даже на покрытие дорожных расходов от храма до дома, а ведь еще есть и семья… В итоге страдают все: верующие жители военных городков, дичающие без духовного воспитания солдаты, сами офицеры. Скоро к ним, похоже, присоединятся еще молодые священники и диаконы.

Если так уж необходимо выдать духовенству военные билеты, почему бы не дать ему право проходить службу альтернативно, но не в лазаретах и подсобных хозяйствах (хотя и это был бы выход), а в военно-приходских церквях, молельных домах? Да мало ли возможностей найти подходящее место для собрания верующих — было бы желание! Не санитары, не пастухи на выгонах, а священники нужны нашей армии. И идеальный вариант — учреждение института военного духовенства. Если уж нам так нравится все западное, почему у нас до сих пор нет ничего подобного? За границей такая практика повсеместна, и, заметьте, о нарушении прав представителей других религий никто не говорит. В офицерской должности военного капеллана, с офицерской зарплатой, чтобы хватало прокормить себя и матушку с двумя-тремя детьми, с видом на жительство и с местом, где можно проводить богослужение хоть семь раз в неделю, если есть на то нужда, разве отказались бы наши батюшки проходить службу? Разве отказались бы они, если надо, поехать со своей военной частью, куда нужно командованию? И первыми согласились бы уже служившие в армии до хиротонии священники, бывшие офицеры и рядовые, патриоты своей страны. Они пошли бы служить туда, потому что не понаслышке знают, как плохо верующему человеку без духовной помощи, без молитвы и храма, вдали от дома проходить военную службу.

Пошли бы, но… никто не зовет…

Источник: Православие и современность

11 апреля 2008 г.

Рейтинг: 6.9 Голосов: 9 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×