Православный календарьПравославный календарь
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.

«Чтец Сергий Аверинцев»

С.С. Аверинцев. Фото: http://www.orthgymn.ru
С.С. Аверинцев. Фото: http://www.orthgymn.ru
«Чтец Сергий Аверинцев» -- эти слова просил написать на своей могиле Сергей Сергеевич Аверинцев (1937 – 2004) — академик РАН, филолог-классик, известный переводчик, богослов, искусствовед, культуролог. В конце своей жизни из всех своих многочисленных поприщ он выделял именно служение в Церкви, особенно ценил возможность участвовать в богослужениях в качестве чтеца и проповедника. Об этом вспоминали люди, близко знавшие С.С. Аверинцева, члены одной с ним евхаристической общины – преподаватели Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ), в часовне которого он проповедовал и членом Попечительского совета которого он был до самой смерти. Встреча из цикла «Век ХХ. Личность и эпоха», посвященная С.С. Аверинцеву, состоялась 17 июня в библиотеке-читальне им. И.С. Тургенева. Зал с трудом вместил заинтересованных участников встречи.

Человек, который был «в мировой культуре как дома, и дома как в мировой культуре», -- таким помнит С.С. Аверинцева Александр Копировский -- магистр богословия, профессор, ученый секретарь СФИ. По его словам, служение Аверинцева в Церкви не было «причудой ученого чудака»: Аверинцев никогда не скрывал своей церковной принадлежности, что трудно представить себе в контексте существования советской академической науки.

Однако некоторые обстоятельства биографии этого «академика с необычной судьбой и необычной областью исследований» складывались поистине удивительным образом. Например, как рассказывал А. Копировский, московская коммуналка, где вырос Сергей Сергеевич, оказалась своеобразным «островом свободы, где не было ничего советского»: «Сергей Сергеевич до невероятности мало знал из того, что знали все советские люди». Или вот поразительный «курьез»: за свою монографию «Плутарх и античная биография» молодой ученый в 1968 г. получил премию Ленинского комсомола. Что может быть более далеким от жизни, чем тема подобного исследования! Однако С. Аверинцев писал именно «о жизни»: Плутарх был для него таким же современником, как все классики древности. «Платон – современен, а Аристотель – актуален», -- формулировал Аверинцев. Поняли ли это те, кто раздавал премии, гадать трудно, однако ученый мог воспринять эту награду как «дар свыше», ведь звание лауреата такой солидной премии было «прекрасным щитом в советское время», давало возможность продолжать работу, отметил А. Копировский.

Или история со знаменитым 5-м томом советской «Философской энциклопедии», для которого Аверинцеву заказали статью «Христианство». Ученый, не кривя душой, написал так, что встал вопрос об изъятии тома, и по этому поводу даже специально собирался ЦК КПСС, напуганный «духовным терроризмом». Однако, продолжил А. Копировский, формально придраться было не к чему: о христианстве было сказано абсолютно научно, хотя и абсолютно не по-советски. Боясь скандала, дело замяли, а С.С. Аверинцев работал дальше, поражая феноменом своей особой речи – «не советской, но и не антисоветской». «Радикальная актуальность С.С. Аверинцева – в жанровой неопределенности его слова», -- писала поэт Ольга Седакова.

Каждая его научная публикация, название которой, казалось бы, может привлечь только узких специалистов-византинистов, становилась богословским откровением для тех, кто искал путь к христианской вере. Миссионерское, просветительское значение имела и его монография «Поэтика ранневизантийской литературы», которая была своеобразным паролем для верующей или взыскующей веры интеллигенции. Д.С. Лихачев тогда потребовал, чтобы С.С. Аверинцева за эту работу «причислили к сонму докторов немедленно». На встрече вспомнили и о том, как Аверинцев отвечал скептикам, уверенным в том, что христианство – религия рабов, что оно подавляет человеческую свободу. «Для меня в христианстве ощущается не стеснение, а скорее – испуг от простора», -- говорил он.

С.С. Аверинцев скончался в 2004 г., но не перестал быть нашим современником, отметил далее А. Копировский. Он напомнил, что ученый считал очень важным для человека и для общества «восстановление исторической памяти», указывая на «вымывание смыслов». «Кто не имеет исторической памяти, обречен на кармическую расплату», -- писал Аверинцев, имея в виду, что от восстановления всемирной исторической памяти напрямую зависит будущее человечества. Кто такой настоящий ученый? – спрашивал Аверинцев и сам же отвечал: «Тот, кто работает для всех, кто ставит мосты над реками невежества», и добавлял с грустной иронией: «А эти реки меняют русла». «Сейчас мосты Аверинцева оказываются невостребованными», -- это уже грустное наблюдение А. Копировского.

Во время встречи был показан видеофрагмент последней проповеди С.С. Аверинцева в часовне СФИ. В исполнении хора СФИ прозвучали псалмы в его переводах, которые поются во время богослужения. Многие участники встречи поделились своими воспоминаниями о Сергее Сергеевиче, впечатлением от его книг и статей, поставили вопросы об особенностях его ученого, общественного и церковного служения. Вечер завершился словами друга Аверинцева, итальянского филолога Витторио Страда, который писал: ««Его служение было плодом русской культуры, островками сохраненной вопреки всем невзгодам советской эпохи и именно в нем, родившемся в 1937 году, пережившей свое возрождение и обновление».

Юлия Зайцева

Источник: «Благовест-Инфо»

23 июня 2009 г.

Рейтинг: 8.8 Голосов: 37 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×